Autoart. Передвижники в искусстве
Просмотров: 13050
7 Июля 2006

Сколько изобретений было сделано человечеством с тех пор, как «железный конь» пришел на смену крестьянской лошадке: самолет, телевидение, космические технологии, мобильная связь, компьютеры. Однако ничто из перечисленного уже не вызывало такого священного трепета, как первые «самобеглые коляски», появившиеся на улицах городов в конце XIX века.

Первые шаги

Про импрессионистов говорили: «Никто не изобразил ту реальность, в которой мы существуем, с такой силой и теплотой». А эта картина — словно прощание с прошлым. Недолго осталось жить в городе пролеткам и милым лошадкам. (К. Писарро. «Бульвар Монмартр», 1897 г.

Ж. Шере. 1900 г.

Ж. Менье. «Мото-флирт». 1902 г.

Трудно сказать, кто стал первым художником, чья кисть удостоила автомобиль права быть запечатленным на полотнах. В некоторых источниках утверждается, что это был Анри Тулуз-Лотрек, известнейший постимпрессионист, в конце 1880-х годов увлекшийся литографией и ставший мастером рекламы. В 1898 году Тулуз-Лотрек нарисовал автомобилиста — шофер в шлеме, очках и шубе, мчащийся в открытом автомобиле. Зная утонченно-колючую манеру Тулуз-Лотрека, у которого соседствовали смешное и трагическое, можно представить себе, что это было за чудовище — автопервопроходец, рискнувший собственным здоровьем и нервами окружающих.

Однако подтвердить или опровергнуть факт первоочередности нам не удалось. Бесчисленные искания по зарубежным и отечественным сайтам и в разных энциклопедиях живописи ни к чему не привели. Поэтому все-таки будем считать, что впервые автомобиль «засветился» в искусстве благодаря художнику Жюлю Шере в 1900 году. Известно, что Тулуз-Лотрек как плакатист был автором всего 30 работ, в то время как Жюль Шере брал не оригинальностью, а количеством — он был автором около 3000 плакатов, производство которых в те годы испытывало высочайший подъем, и хорошие живописцы не гнушались «халтуры».

И вот он, тот самый первый (будем считать, что первый) плакат, сделанный мастером для компании, торгующей бензином. Изящная барышня за рулем автомобиля небрежно смотрит на соседнюю машину: «Кто посмеет обогнать, когда у меня лучший бензин?».

Неудивительно, что уже в начале XX века образ состоятельного, ни в чем себе не отказывающего человека крепко ассоциировался с наличием автомобиля. Собственное авто стало пределом мечтаний каждого. И в первых шагах автомобиля как объекта искусства проявлялся откровенно снобистский характер самого человека. Это было стремление показать себя, обладателя чуда на колесах, представителя так называемой «элиты». Над чем иронично посмеялся Жорж Менье — в его картине «Мото-флирт» (1902 г.) четырехколесный «друг» стал едва ли не главным свидетелем при встрече влюбленной парочки.

Триумф скорости и прогресса

Уже в первые годы проявилось и главное коварство автомобиля — он стал самым опасным предметом в окружающем человека мире. По этому поводу иронизировали Ильф и Петров: «...автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу позабыли. Кротких и умных пешеходов стали давить».

Период до первой мировой войны в традиции автомобилестроения принято считать изобретательским, когда оттачивались технологии, обобщался опыт, а главной задачей была материализация идеи, создание работоспособных машин. При той всеобщей эйфории о безопасности как-то не задумывались.

Ф. Пикабия. «Дитя-карбюратор». 1918 г.

В первые десятилетия XX века очень модны были изображения мчащихся гоночных автомобилей. Чтобы изобразить картину с максимальным реализмом, требовалось быть ревностным поклонником гонок. (Гран-при «Париж—Бордо—Париж». Литография, 1912 г.)

К примеру, во время автопробега Париж—Мадрид в 1903 году случилось несколько тяжелых аварий, в которых погибли люди. Ломались тормоза, лопались шестерни. Власти вынуждены были защищаться — и не всегда адекватно. Примером такой крайности может считаться запрет на пользование автомобилем, введенный в швейцарском кантоне Граубюнден в 1900 году и действительный до 1925 года.

Но автомобили не только ломались, врагом становился холод. Теплая одежда, огромные защитные очки, ворох инструментов — все это было непременным атрибутом водителя автомашины. И все же такие «мелочи» не могли отпугнуть восторженных энтузиастов, что и было отражено в искусстве того времени.

Не смогли обойтись без автомобиля и модернисты, еще только начинавшие ломать старые устои в поисках нового. Мир входил в период стремительно меняющихся социальных и нравственных ценностей. Классическое искусство крепко сдало позиции. Уже тогда на художественных выставках экспонировались плоды безумной фантазии художников, в которых можно было лицезреть детали велосипедов, автомобилей. Франсис Пикабия, к примеру, из воображаемых деталей машин компоновал абсурдные картины, напоминающие технические чертежи (одна из таких работ — «Дитя-карбюратор»).

Символ нового времени

Головокружение от бешеных скоростей было основополагающим чувством в начальную эпоху автомобилизма. Автомобиль дал человеку то, что не досталось ему от природы — возможность фантастически сокращать расстояния, мчаться подобно стреле.

Р. Шлихтер. «Бертольд Брехт — шофер грузовика», 1926 г.

А. Курме. «Портрет Пегги Гуггенхайм». 1926 г.

Тамара де Лемпицка. «Девушка в зеленом «Бугатти». 1925 г.

Согласно истории развития автомобиля инженерный период начался в 20-е годы. Именно тогда автомобили начали выпускать массово, они стали быстроходными, комфортабельными. Все больше людей могли соприкоснуться с магическим счастьем обладания собственным авто. А простыми людьми даже шофер автомобиля воспринимался как человек, допущенный в мир богов, подобный Фаэтону, управлявшему могучей колесницей. Может быть, поэтому немецкий художник Рудольф Шлихтер изобразил писателя Бертольда Брехта (драматурга, автора «Трехгрошовой оперы») в классической одежде шофера того времени, с сигарой, да еще на фоне контуров грузового автомобиля. Само время требовало мужественности, способности ясно видеть опасности и презирать возможные трудности — все это соответствовало как фигуре драматурга, так и образу шофера-водителя.

С другой стороны, как признак шикарной жизни видится автомобиль на портрете работы Альфреда Курме — элегантный кабриолет на заднем плане. Хрупкая Пегги Гуггенхайм — племянница знаменитого Соломона Гуггенхайма, угольного магната и золотопромышленника, покровителя искусств, именем которого назван музей современного искусства в Нью-Йорке. Забегая вперед, скажем, что фонд Гуггенхайма немало способствовал развитию поздних направлений в модернизме (поп-арт, оп-арт, гиперреализм), где автомобиль играл роль одного из главных объектов пристрастий.

Говорят, что словечко «гламур» пришло из шотландского языка, где означало талант к ворожбе. Популярным оно стало в начале XX века. А вот и характерный пример «гламурной» дамы того времени: автопортрет Тамары де Лемпицка — строгий образ красивой, абсолютно уверенной в себе великосветской «роковой женщины». И хотя, согласно биографии, у Тамары был невзрачный маленький Renault, изобразила она себя за рулем семидесятисильного Bugatti (машина могла развивать скорость до 150 км/ч! — для тех лет рекордная скорость). Неподвижное, надменное лицо красавицы, драпировка из немыслимо пышного шарфа, рука в элегантной перчатке держит руль уверенно и в то же время небрежно — красота, граничащая со смертельной опасностью. Автопортрет этот почему-то вызывает яркую ассоциацию с трагической судьбой совершенно другой женщины — всемирно известной танцовщицы Айседоры Дункан, в жизни которой автомобиль сыграл страшную роль. Сначала в 1913 году в нелепой автокатастрофе погибли дети. Автомобиль, в котором ехали ее семилетняя дочь и пятилетний сын вместе с няней, заглох на подъеме в гору. Шофер вышел, чтобы посмотреть двигатель, и в этот момент машина поехала вниз. Набрав скорость, она свалилась в реку. Все пассажиры утонули. А в 1927 году погибла и сама балерина — длинная шаль-шарф намоталась на спицы колеса, и нежный шелк превратился в удавку. Словно по злой иронии судьбы, это был автомобиль марки Bugatti — может быть, той самой модели, которую взяла за прообраз Тамара де Лемпицка.

Сальвадор Дали. «Обломки...» 1932 г.

Сальвадор Дали. «Автомобиль». 1941 г.

В качестве символа нового времени автомобиль рано или поздно должен был появиться и в творчестве сюрреалистов. Одной из своих любимых работ Сальвадор Дали считал картину «Обломки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон» (1932 г.) — классика сюрреализма. «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам их не понимаю. Хотя этот факт не означает, что эти картины не имеют никакого смысла», — признавался Дали. Каждый может найти свой смысл и в его картине «Автомобиль» — что получится, если сорвать драпировку со сверкающей глянцем машины?

Источник вдохновения

Раз мы уже упоминали о периодах автомобилестроения (изобретательском и инженерном), стоит упомянуть и о третьем. Это так называемый стилистический или дизайнерский период (с середины 40-х годов), когда главенствовать стали эстетические качества автомобиля, удобство и безопасность.

Послевоенное время характерно расцветом новых тенденций в искусстве. Направлением, восславляющим автомобиль, стал поп-арт (популярное искусство), зародившийся в Америке в 1950-e. Каждая вещь, каждый предмет может стать произведением искусства — таково было мнение поборников поп-арта. Эти годы характерны неслыханным подъемом оптимизма (еще бы — из такой заварушки выбрались!). В городских и сельских пейзажах, на нетронутых ландшафтах изображались сверкающие лимузины и их беззаботные хозяева.

Энди Уорхол. «Formula 1 car». 1954 г.

Энди Уорхол. «Двенадцать автомобилей». 1962 г.

Ральф Гоингс. «Трейлер «Эйрстрим». 1970 г.

Известнейшей фигурой поп-арта стал Энди Уорхол, который, кроме того, немало поспособствовал развитию моды на арт-кары (раскрашенные автомобили). Магическим для Уорхола является число 12 — в отдельных его картинах на одном полотне дюжина несколько видоизмененных изображений одного и того же автомобиля. Одна работа так и называется: «Двенадцать автомобилей».

Примерно в то же время зародился и оп-арт (оптическое, иллюзионно-декоративное искусство), адепты которого отказались от привычных холста и красок. В качестве произведений искусства экспонировались части разноцветных легковых машин, искромсанные и смятые в случайные формы, старый хлам и прочие грубые модели. Джон Чемберлен шокировал публику сварными конструкциями из кузовных деталей легковых машин, давая своим произведениям громкие вычурные названия.

Для создания световых эффектов мастера оп-арта использовали всевозможные способы. Вдохновленные успехом Чемберлена, они собирали из вращающихся механизмов, линз, зеркал сложные конструкции, где с успехом применялись детали от автомобилей. Другие шли иным путем — применяли новые и классические технологии печати. Немецкий художник Томас Байрле, к примеру, использовал метод шелкографии — свои работы он создавал из мелких трафаретных изображений, в качестве которых могли использоваться фигурки автомобилей (Volkswagen, 1969 г.), дорожные знаки и указатели, автомобильная символика.

Еще одно направление в модернизме — гиперреализм (фотореализм) стало популярным в 70-80-е годы и характерно тем, что художники для написания своих картин использовали фотографии-оригиналы, изображение с которых с максимальной точностью переносили на огромные холсты. Более всех увлекались автомобилями художники Дон Эдди и Ральф Гоингс. Дон Эдди — автор широко известной серии картин с «Жуком» («Фольксваген в витрине», «Бампер Фольксвагена» и т.д.). А Ральф Гоингс в качестве объекта выбирал машины, ставшие символом современного Запада Америки (приоритет отдавался пикапам марки Dodge). Невероятно реальным и даже каким-то космическим кажется нарисованный Гоингсом алюминиевый трейлер «Эйрстрим» — элитный дом на колесах. Один из таких трейлеров был построен специально для приема астронавтов, возвращавшихся на Землю после полетов на космических кораблях «Аполлон».

Ральф Гоингс. «Голден Додж». 1972 г.

Джон Чемберлен. «Лента для шляпы». 1960 г.

Дон Эдди. «Фольксваген». 1970 г.

Однако возрастало и всеобщее недовольство автомобилем. По мере роста критики по отношению к автомобилю, первоначальный энтузиазм сменился отрицанием недостатков автомобиля: шума, загазованности, опасности. Каждый стремился выразить свой протест — очень популярны стали скульптуры, где использовались машины, взятые со свалок. Скульптор Арма известен тем, что поставил друг на друга шестьдесят машин, залил их бетоном и дал произведению соответствующее название — «Место вечной стоянки». Из того же отрицания была соткана идея композиции «Вечная пробка», где на стене здания были нарисованы уходящие к горизонту автомобили.

Автомобиль страны Советов

Трудно было представить автомобиль как элемент частной жизни в советском изобразительном искусстве. Хотя такой прецедент имелся — картина Юрия Пименова «Новая Москва»: по Охотному ряду катятся автомобили, в одном из которых будто бы сидит художник, и мы смотрим на окружающее его глазами. На улице прошел дождь, одежды людей серы, видны красные флаги и плакаты на зданиях. Все авто на картине — это либо стандартные желто-красные автобусы, либо черные машины с маленькими окошечками. Одна из таких следует за «нашей» машиной — это видно в отражении зеркала заднего вида. И в этом пасмурном окружении женщина в открытом автомобиле выглядит даже несколько беззащитно. Точно так же, как беззащитно и трогательно выглядит красная гвоздика, прикрепленная к боковому стеклу. Закладывал ли художник в свое творение двойной смысл, неизвестно, но мыслить можно в двух направлениях: то ли все самое хорошее еще впереди, то ли наоборот — в перспективе уже нет ничего хорошего. И год написания картины соответствующий — 1937.

Вообще, в эпоху социалистического реализма автомобиль верой и правдой служил пропаганде, как, например, на полотне

И. Владимиров. «Иностранцы в Ленинграде». 1937 г.

Ю. Пименов. «Новая Москва». 1937 г.

Евгений Бачурин. «Старый автомобиль».1989 г. (Источник: www.batchurin.ru)

И. Владимирова «Иностранцы в Ленинграде». Пионеры идут под барабанную дробь. Остановились проезжающие рядом автомобили, на которых иностранцев везут куда-то на экскурсию. Все как один уставились на экзотическое явление. Щелкают фотоаппараты, строгие дамы заинтересованно смотрят на пионеров сквозь стекла лорнетов. Конечно, автомобили не зарубежные, разумеется, за рулем «наши» шоферы, но едут ведь иностранцы не в автобусах и не пешком ходят, а очень даже комфортно устроились. И плюс ко всему — нарушены правила движения: подъехали поближе и встали поперек оживленной улицы. Чего не сделаешь ради зарубежных гостей, которые желают близко познакомиться со страной победившего социализма.

В поисках утраченного

И все-таки советская культура игнорировала автомобиль как элемент частной жизни, и это неудивительно. В стране, где мужественные, грудастые, но далеко не «гламурные» колхозницы красовались за рычагами тракторов, частник-автомобилист не удостаивался кисти живописца (картина Пименова — совсем другого рода). И уж совсем невероятно, чтобы в качестве главного персонажа выступил сам автомобиль.

И только с 80-х годов отечественные художники поспешили наверстать упущенное. Правда, в нашем «автомобильном» искусстве обнаружился не скрываемый дух ретро. Он воплощается в картинах молодых и не очень художников, уставших от ритма современной жизни. Таковы картины «Старый автомобиль» Евгения Бачурина или «Автомобиль и голуби» Алексея Листопада.

А вот картина-загадка (Леонид Семейко. «Автомобиль». 1996 г). Что там прячется под чехлом — то ли старый сгнивший остов, то ли полная сил машина, еще способная дать жару своим одноклассникам?

Алексей Листопад. «Автомобиль и голуби». 2001 г. (Источник: www.svgallery.ru)

Алексей Строганов. «BMW». (Источник: http://strog.ru/)

Леонид Семейко. «Автомобиль». 1996 г. (Источник: http://www.artinfo.ru)

Но самые необычные автомобили получаются у Алексея Строганова — как будто взявшиеся из детских мечтаний. Алексей и сам признается, что в детстве автомобили казались ему живыми существами. Его впечатляли огромные колеса, обилие всевозможных трубочек и рычажков. «В какой-то момент я заметил, что автомобили стали терять романтический ореол, что он стал вытесняться вожделением удобства, мощности, простоты использования. Автомобиль уподобился удобному самодвижущемуся дивану. В противовес такому восприятию родилась идея автомобиля, не менее романтического, чем старинные парусники и замки, и не менее таинственного, чем старый паровоз или самолет времени Нестерова», — говорит Алексей.

Автоарт — наши дни

Известный британский художник Марк Макгован считает себя создателем нового вида искусства и шокирует публику отнюдь не безобидными опытами, которыми был увлечен в 50-е Джон Чемберлен. Этот новый вид искусства Макгован назвал «порчей имущества».

В 2005 году он поцарапал ключами от своей квартиры порядка 50-ти случайно выбранных автомобилей. После каждого акта вандализма Макгован фотографировал машину и планировал выставить фотоснимки в галерее. Правда, владельцы и полиция среагировали быстро — на экспериментатора завели уголовное дело.

«Что движет теми, кто царапает автомобили? Зависть? Ненависть? Месть? В порче машин есть сильный креативный, эмоциональный элемент. При этом есть фактор страха — неотъемлемая часть этого художественного процесса. Я хочу привлечь к этому внимание, и как знать, может быть, это станет мейнстримом, как когда-то граффити», — говорит Макгован. А пока владельцы дорогих машин в панике — вдруг у Макгована появятся последователи.

Кирилл ЮРЧЕНКО

Автомаркет+Спорт № 27

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог