|
Некрашеный бампер и заботливо укрытые пластиковой защитой бока — настоящая рабочая лошадь,
хоть и не лишенная соответствующего шарма |
Это произведение искусства не способно оставить равнодушным никого — ни знатока техники, ни случайного зеваку. Мимо такого автомобиля просто нельзя пройти без всяких эмоций — он создан, чтобы его любили или ненавидели. Причем сразу, с первого взгляда, окончательно и бесповоротно. И дело тут не в монументальности размеров и необычности форм. Скорее, причиной всему тот дух свободы и безмятежности, с которым тысячи подобных монстров продолжают гонять по бесчисленным хайвеям и интерстейтам Северной Америки. Не первый год известный у нас, успевший великолепно зарекомендовать себя в сибирских условиях, любой американский трак продолжает оставаться настоящим шоу-стоппером, встречаемый и провожаемый восхищенными взглядами. Так было и так будет всегда.
|
Марка Freightliner стала одним из первых массовых брендов, с которых началось покорение России заокеанскими тягачами. Причем наиболее известным и распространенным стало семейство Century Class, идентифицируемое большинством из нас как «просто Freightliner». Эти автомобили неоднократно становились героями телепрограмм, газетных и журнальных материалов, а потому широко известны не только среди профессионалов-дальнобойщиков, но и рядовых обывателей. Впрочем, ничего удивительного — став плодом сотрудничества Freightliner и Daimler-Benz, этот «аэродинамический» тягач изначально рассчитывался на массовое использование транспортными компаниями, для которых главными показателями автомобиля являются надежность и экономичность. Хорошая динамика, скромный по меркам класса расход топлива, некрашеный бампер и заботливо укрытые пластиковой защитой бока (мало ли что, водители-то наемные), минимум хрома в отделке и единственная выхлопная труба — настоящая рабочая лошадь, хоть и не лишенная соответствующего шарма. Иное дело частные перевозчики — воспитанные на многолетних традициях, они отнеслись к новинке более чем прохладно, предпочитая приобретать дорогое, но столь милое сердцу «хром и пламя» модели Freightliner Classic...
|
«Безопасность начинается здесь» — весьма актуальная надпись возле ручки водительской двери |
|
Селектор АКП имеет клавиши «ручного» режима, а подробнейшая инструкция по эксплуатации коробки передач изложена на специальной табличке |
|
«Паровозный» Detroit Diesel не задушен экологическими «удавками», однако по многим нормам превосходит своих европейских собратьев |
|
Гигантский спальный отсек Freightliner оснащен всем необходимым оборудованием: холодильником, телевизором, микроволновой печью и прочими элементами тяжелой работы дальнобойщика. Такой «дом на колесах» отлично смотрится даже в пластиковом заводском исполнении, а в частных руках быстро обрастает кожей, полированным деревом и иными предметами домашнего уюта |
|
|
Рабочее место водителя американского трака — образец комфорта, иноформативности и продуманной эргономики |
|
С таким количеством огромных наружных зеркал все пространство позади автомобиля видно как на ладони |
На маневры огромного красного тягача Freightliner Century Class даже через несколько часов после закрытия «Сибавтосалона» пришло посмотреть немало народу. Случайные прохожие, водители проезжавших мимо автомобилей, рабочие, разбиравшие уличные павильоны — все на несколько минут забыли о насущных проблемах и просто стояли, не отводя от гигантского трака восторженных взглядов. А он, угрожающе урча дизелем, радовался произведенному эффекту и одновременно ужасно злился на узость иркутских улочек, многие повороты на которых приходилось выполнять в два и более приема. Впрочем, никого из соседей по потоку это не возмущало —все терпеливо ожидали, когда гигант впишется в очередную развязку. Причем даже без многометрового прицепа за плечами. Ничего не поделать, рожденный свободным, Freightliner явно не ориентирован на жесткие пространственные рамки перенаселенных мегаполисов, его стихия — вольная трасса. Только здесь 12,7-литровая рядная «шестерка» Detroit Diesel мощностью 525 лошадиных сил может вдохнуть полной грудью, только здесь удастся оценить удобство управления и продуманность всех систем автомобиля, только здесь можно почувствовать, как идеально перебирает передачи АКП. Что? Да, главной изюминкой этого Freightliner является автоматическая коробка передач — явление для европейских тягачей уже обыденное, но у «американцев» встречающееся нечасто. При том что с трансмиссиями у легкового транспорта ситуация на обоих континентах абсолютно противоположная. Однако АКП у этого Freightliner хотя и снабжена характерным селектором с буквенными обозначениями режимов движения, но имеет мало общего с традиционными гидромеханическими «автоматами». Это обычная 10-ступенчатая механическая КП Eaton Fuller, снабженная электронным блоком переключения передач. Но все особенности такого решения способен оценить лишь тот, кому приходилось сталкиваться с заокеанской «механикой». Дело в том, что на большинстве американских траков КП несинхронизированные, снабженные так называемыми зубчатыми муфтами легкого включения. Иными словами, теоретически переключение передач в такой коробке должно производиться с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. Совершенно архаичный по сегодняшним меркам вариант, однако американские truck-drivers ни за что не откажутся от таких КП — при известной доле сноровки переключать передачи здесь можно вообще без сцепления. Главное — «угадать» оптимальные обороты двигателя, после чего быстро вытолкнуть рычаг в нейтраль, слегка поддать газу и столь же быстро «воткнуть» нужную передачу. Риск включить «не ту» передачу минимален — жуткий вой и грохот шестеренок сообщат об этом незамедлительно. Наверное, потому заокеанские дальнобойщики и прозвали такую трансмиссию crashbox — «гремящая коробка». В этом плане АКП как нельзя лучше подойдет для обучения начинающих водителей, незнакомых с особенностями «переключения по-американски» — автоматика сама подберет оптимальную передачу и включит ее точно вовремя, без хруста и прочих посторонних звуков. Причем коробка позволяет пользоваться собой и в «ручном» режиме, для чего на рукоятке селектора присутствуют клавиши «вверх» и «вниз», а дисплей на передней панели информирует о наиболее предпочтительной в данный момент передаче. Хотя нажатие на клавишу «ручного» режима, в отличие от легковых автомобилей, здесь вовсе не гарантирует немедленное переключение — это скорее лишь декларация о намерениях, поскольку АКП все равно будет дожидаться соответствующих оборотов, прежде чем выполнить команду водителя. В общем, идеальный полигон для обучения, способный быстро сориентировать во всех нюансах управления таким автомобилем. Еще из особенностей этой АКП следует отметить отсутствие парковочного режима — только нейтраль. Зафиксировать машину на месте можно лишь следующим способом: выжать педаль сцепления (да-да, для таких случаев она здесь и предусмотрена), перевести селектор в нейтраль, полностью остановить тягач и нажать огромную желтую кнопку на передней панели, после чего пневмосистема Freightliner намертво «схватит» колеса.
|
Единственная выхлопная труба, минимум хрома в отделке, но регулируемое из кабины положение седла — налицо ориентация автомобиля на использование в транспортных компаниях |
В остальном — обычный Freightliner с не задушенным европейской экологией, но не уступающим ей по нормам выхлопа дизелем, бесконечным простором в кабине, великолепной эргономикой водительского места и всем необходимым оборудованием в необъятном двухэтажном спальнике. С отличной обзорностью в гигантских зеркалах, круиз-контролем, кучей электронных систем устойчивости и самодиагностики, регулируемым из кабины положением седла и прочими составляющими тяжелой работы дальнобойщика. Еще бы для всякой тяжелой работы были такие «инструменты» — глаз не оторвать...
Вячеслав Старцев
"Автомаркет + Спорт" №18 06.05.05
|