Пожарные машины
Просмотров: 8406
1 Января 2009

СКВОЗЬ ОГОНЬ И ГОДЫ







Пожарные машины

«Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы…». Есть темы, которые хочется начать со слов классика (в данном случае Андрея Платонова). Потому что есть в патриархальном Иркутске особенная «ветхая опушка» — уникальная экспозиция старинной, но действующей пожарной техники, которая как будто появилась из ниоткуда, прямо из природы. Если же реально — по частям из разных мест региона, и за их счастливой судьбой стоят вполне конкретные люди, кому не безразлично достояние отечественной автомобильной истории.

Ясно одно, все это не делается само собой, по приказу и распоряжению, даже в той сфере, где царит строгий распорядок и подчинение. Все это возможно только по велению сердца. Иначе как объяснить, что в «голодные» 90-е, когда обыватели были озабочены только собственным выживанием и благосостоянием, кто-то вдруг вспомнил о старом железе и решил его воскресить? Полковник внутренней службы Геннадий Файзрахманов с 1996 по 2005 годы был начальником УГПС УВД Иркутской области, и за это время по его личной инициативе искали, приобретали, восстанавливали и, постепенно, создавали коллекцию старых пожарных автомобилей.

Изначально предполагалось создать музей-парк на улице Тимирязева, где находится старая каменная каланча постройки 19 века. Но реставрация самой каланчи сейчас приостановлена. Возможно, власти во имя юбилея города на этот красивый и достойнейший проект средства все же выделят, а пока вызволенные из небытия и восстановленные до оригинального и рабочего состояния машины периодически радуют глаз на разных городских мероприятиях, куда добираются своим ходом.

Сейчас они базируются в Производственно-техническом центре (ПТЦ) федеральной противопожарной службы по Иркутской области, а из них самый выдающийся экспонат — пожарная автоцистерна на базе ГАЗ-АА 1936 года, почетно занимает место перед зданием Управления на улице Дзержинского.

Памятники не горят!

Вот этот автомобиль, собственно, и есть самый-самый уникум. Говорят, нигде в России, от Москвы до Владивостока, не сохранился подобный экземпляр. По словам нынешнего начальника ПТЦ и куратора «спецконтингента» подполковника Александра Ерина, за этот эксклюзив в обмен предлагали много всего, в том числе новенькие КАМАЗы. Но согласиться на такой кощунственный поступок может только совсем бездушный человек. Надо знать, хотя бы, как такое чудо могло выжить и сейчас выглядеть как в те довоенные годы, а ведь этому предшествовала совсем непростая, драматическая история.

В самом Иркутске, как ни странно, пожарные раритеты сыскать было невозможно. Куда они все подевались, непонятно. По стечению обстоятельств их можно было обнаружить только на периферии области. Так вот и был найден пожарный ГАЗ-АА во дворе одного Нижнеудинского коллекционера. В убогом, разукомплектованном состоянии, он скорее походил на разграбленный склеп, чем на памятник легендарному автомобилю. Знаменитая «полуторка» (названная по грузоподъемности — 1,5 тонны) была невольным свидетелем и участником всех темных и светлых сторон тоталитарного режима — индустриализация, коллективизация, репрессии, Война, восстановление страны из руин…

А теперь требовалось восстановить и сам автомобиль, который наверняка принял участие в тушении десятков пожаров, хотя по нынешним временам его цистерна и тактико-технические параметры выглядят по-детски наивно. Но даже из того, что осталось, автомобиль никак невозможно было довести до ума. Помог случай, причем сразу не скажешь, счастливый или несчастный.

Узнали, что в Автоколонне №1 оплакивают бортовой ГАЗ-АА, не так давно установленный как памятник, причем на постамент, но за территорией через дорогу. Никто и не думал, когда ставили, что найдутся в интеллигентном Иркутске подонки, которые сожгут этот грузовичок. Останки сохранили, но что с ними делать дальше, в автоколонне пока не знали. Здесь-то и появилась инициативная группа Геннадия Файзрахманова. Договориться не составило труда.

В итоге пожарный автомобиль воссоздавался с помощью другого ГАЗ-АА, причем по картинкам из журналов и старым фотографиям — что сумели найти. Но точность соответствия оригиналу гарантирована. Привели в полный порядок не только внешность, но также всю оснастку и техчасть. В том числе благодаря золотым рукам мотористов ПТЦ Юрия Федченко и Вениамина Распутина удалось полностью отреставрировать родной и архаичный по конструкции двигатель: 4-цилиндровый объемом 3,3 литра, который развивает всего 40 сил при 2200 оборотах. В рабочем состоянии и родной насос. В общем, если что, ветеран еще и по прямому назначению сможет выступить.

Вот так единым проектом удалось сберечь две родственные судьбы — не дали тихо умереть одному раритету и реабилитировали гибель другого. Просто мистика какая-то: сгоревший от рук вандалов памятник очень пригодился для восстановления пожарного автомобиля!

Не менее историчный и легендарный экспонат, при этом выше по классу и характеристикам, безусловно — пожарная автоцистерна 1955 года выпуска на базе ЗИС-5. Это тоже основной автомобиль Войны и герой кинороманов.

Нашли машину в северных окраинах Иркутской области, у частного владельца, в полуразваленном состоянии. Долго договаривались, в конце концов выкупили и доставили в Иркутск. Что с ним стало бы к сегодняшнему дню, останься раритет в таежной глубинке? Скорее всего, уже имел бы плачевное состояние. А сейчас это не просто бравый во всех смыслах экспонат, а действующая боевая единица, причем не с такими уж скромными характеристиками, как может показаться.

Двигатель — рядная шестерка объемом 5,5 литра мощностью 70 сил, при полной нагрузке может разгонять 6-тонную машину до 60 км/час. Кстати, заводится мотор только с рукоятки, электростартера еще не было, как, впрочем, и воздушного фильтра! На «борту» два бака: 1500-литровый для воды и 90-литровый для пенообразователя. Насос производительностью 400 литров в минуту способен подавать воду на расстояние до 100 метров.

Понятно, что способность «расстрелять» свой запас воды всего за минут пять — это не есть хорошо на пожарах, тем более в условиях сельской глубинки, где с доступом к стационарным источникам есть проблемы. А вот дополнительная возможность из ручных стволов подавать воздушно-механическую пену для тушения нефтепродуктов — это было большим подспорьем и примером начала универсализации пожарной техники.

Наставники

Другие представители «самоходного музея» огнеборцев, вообще-то, тоже далеко не молоды по возрасту, однако «наставниками» их хочется назвать за то, что в музейный парк попали еще с боевого дежурства и не так уж давно! У пожарных машин есть свой отведенный срок службы, и он не слишком большой по меркам обычных грузовиков — отслужил положенное по регламенту, чтобы не до «седой» ветхой старости, и будь добр в запас.

Но где-то на периферии, конечно, встречаются исключения в виде сверхсрочников, которых время не берет. Такие, как пожарная лестница АЛГ-17 1964 года выпуска, созданная на базе ГАЗ-51. Знаменитый малотоннажный грузовик послевоенных времен, один из самых массовых и универсальных по исполнению. Двигатель (рядная шестерка) объемом 3,5 литра, мощностью 70 сил при 2800 оборотах, максимальная скорость 70 км/час, грузоподъемность 2500 кг — типичные и вполне нормальные параметры для своего времени, если не считать бензиновое питание и расход топлива в среднем 26 литров на сотню.

Автомобиль привезли из Усольского района (поселок Белореченское) в 1999 году, когда он еще был в полной боевой форме. Выдвижная на 17 метров лестница может дотягивать до 5 этажа, что в те «хрущевские» годы являлось достаточным параметром даже в городе, а в сельской местности тем более. И надо отметить, раритетный автомобиль «забрали» в нормальном техническом состоянии, требовался только мелкий косметический ремонт и обычный уход. Что говорить, если машину иногда используют и для внутренних хозяйственных нужд — подкрасить фасад или повесить фонарь.

Самый могучий в коллекции — капотный МАЗ-200 1956 года. Не герой Войны, но герой труда. Ни одна великая стройка 50-х и 60-х, включая возведение Иркутской, Братской или Красноярской ГЭС, не обходилась без этих машин, оснащавшихся двухтактными дизелями! Каким образом, теперь не узнать, но красавец МАЗ-200 на удлиненной базе, изначально еще в образе пожарной автолестницы, когда-то попал в поселок Тайтурка Усольского района. Какое-то время машина фактически бездействовала — в одноэтажном поселке нужды в лестнице не было. Поэтому машину переделали в автоцистерну, снабдив 8-кубовой бочкой и насосом.

То есть сделали рабочий пожарный автомобиль с приличным запасом воды, как у нынешних КАМАЗов или «Уралов». Например, ЗИЛы с их маленькими бочками у пожарных никогда не были в почете. Уважением всегда пользуются машины не только быстрые и удобные, но и вместительные по огнетушащим средствам. Таким и стал этот МАЗ-200, который в Тайтурке прослужил автоцистерной вплоть до 2001 года, пока его не «перевели» в Иркутск на отдых и необходимое восстановление.

Но именно из-за своей громоздкости и такой особенности, как очень большой радиус поворота, на БМШ попасть ему не суждено. А вот три других раритета выставку должны украсить. Даже несмотря на то, что с каждым годом поддерживать их в нормальном техническом и «ходовом» состоянии все сложнее. Александр Ерин отмечает, что одной подкраской хранящихся на улице машин не обойдешься. Есть, например, и такая проблема, как старение резины, которую не на что менять — в родных размерах уже не выпускают. Опять же, коррозия подъедает узлы и детали. Тем не менее, ведомые наиболее опытными водителями, машины приедут сами, и вот увидете — свой возраст они не выдадут.

Краткая информация о Пожарной автоцистерне ГАЗ-АА

Краткая информация о Пожарной автоцистерне ЗИС-5

Краткая информация о Пожарной автолестнице АЛГ-17

Василий Ларин

Автомаркет+Спорт № 18/2009

Пожарный МАЗ-200 на удлиненной базе изначально был лестницей, но для сельской местности переделан в автоцистерну | Пожарные машины
Техпаспорт на пожарный МАЗ-200: документы ветшают вместе с автомобилями, но тоже еще выглядят неплохо — все записи видны четко | Пожарные машины
Отдельные элементы машины, такие как пневмосирена, сами по себе могут претендовать на коллекционную редкость | Пожарные машины
Характерная деталь в оснащении: задний барабан, на который наматывается рукав — весьма удобное было решение, на современных пожарных машинах такого нет | Пожарные машины
Передняя подвеска: поперечная полуэллиптическая рессора — распространенная довоенная конструкция | Пожарные машины
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог