Эндуро — в этом коротком, грубоватом слове для опытного пилота есть всё, что нужно — и рык тяговитого движка, и хруст лиственничных веток под колесами мотоцикла, и даже нудный писк комаров. Потому что настоящий рай для эндуро — это off-road. Это путешествия всех уровней сложности, это таежные тропы Прибайкалья и пески Монголии, это вьючные тропы Саян и просто гравийки. Настоящий эндурист знает — никакие другие мотоциклы не в состоянии принести столько удовольствия, сколько эти выносливые, неприхотливые лошадки. Но — стоп! Все ли эндуро так уж неприхотливы? И на каком мотоцикле лучше всего остановить свой выбор?
Лезем в грязь!
Самым востребованным на сегодня является сектор малокубатурных «стаканчиков» — мотоциклов с двигателем в 250 кубиков. Популярность определяется, прежде всего, жесткой ходовкой, тяговитым малооборотистым двигателем и сравнительно (с другими эндуро) невысокой ценой. Чтобы не чувствовать себя ущербным, отправляясь в салон, нужно иметь в кармане не менее 100-120 тыс. рублей. Если имеете меньше — обратите внимание на мотоциклы «с пробегом» по Иркутску. Внешний вид в этом случае — дело последнее. Такой мотоцикл покупают для того чтобы бить — иначе какое это удовольствие?
Безусловный лидер продаж — Yamaha TTR 250 Raid. Покупателя привлекают отличные внедорожные качества мотоцикла. На плохонькой грунтовке эта длинноногая кроха позволит не по-детски отжигать. Мотоцикл устойчив за счет довольно большой базы (1425 мм) и угла наклона вилки. Отличная балансировка позволяет не касаться ногами земли, когда мотоцикл почти стоит на месте. Тэтээрка — идеальный аппарат для того, чтобы набраться опыта езды off-road. Учиться ездить на нем — удовольствие. При этом он довольно высокий и придется по вкусу рослым водителям. Удивительно — на нем можно ездить и вдвоем! Соотношение массы и мощности — 121 кг/30 л.с. при 6500 об/мин. Тэтээрка не меняется уже долгие годы. А если добавить, что бак рассчитан на длительный «продубас» по бездорожью — его объема в 16 литров может хватить на четыреста километров — трудно перед ним устоять. А ведь есть еще информативная панель приборов, которая читается «вполглаза»...
Однако с Тэтээркой может поспорить другой, не менее популярный среди любителей леса «стакан»: Hohda XR 250 — привлекают абсолютная неубиваемость и тоже отличные внедорожные качества. С ним может легко справиться и новичок. Благодаря энергоемким подвескам и малому весу (всего 115 кило) мотоцикл отлично маневрирует на небольшой скорости. Он предназначен в первую очередь для недалеких (бак всего 9 л), но экстремальных путешествий. XR позволяет делать все, что душеньке угодно — проходить поворот с управляемым заносом, прыгать с кочек, отрываться от земли. Этому немало способствует «спортивная» посадка водителя — корпус чуть наклонен вперед, руль непривычно близко. 28 лошадок при 8000 оборотов в минуту — этот мотоцикл не предназначен для трасс мотокросса, но зато любые препятствия проселочной дороги он преодолеет сходу. А вот для перевозки пассажира мотоцикл явно не предназначен — бедняге «отведено» 15 сэмэ жесткого сиденья и неудобные подножки.
Suzuki Jebel 250 отлично ведет себя на дорогах с любым покрытием. У него большой запас крутящего момента, который идет с самых низких оборотов — это позволяет чувствовать себя уверенно при медленном передвижении. Из-за жесткой рамы у мотоцикла хорошая управляемость — даже в сравнении с Yamaha. А вот подвески помягче — и поэтому Jebel противопоказаны прыжки и прочие отрывы от земли. Его царство — лес. Но и по разбитому асфальту он потянет только так. Устойчив на скорости благодаря более длинной, чем у остальных «стаканов», базе (1450 мм). Мощность движка 31 л.с. при 8000 об/мин. Масса — 116 кг. Но самое привлекательное в этом мотоцикле — бак. Его емкость — 17 литров. О-обал-деть!
Чем дальше в лес, тем мощнее байк?
Однако у многих пилотов есть существенные претензии к «стаканчикам». Самый первый из них — недостаток мощности. Двухсотпятидесятки еле вытягивают на подъемах серпантина, заставляют непрерывно щелкать рычагом КП. И поэтому опытные пилоты давно поглядывают (да чего там поглядывают, они просто давно наложили на них лапу) на более мощные hard enduro, к которым относятся Yamaha WR400, Yamaha WR450 и Suzuki DR400F. Ну, конечно же, это более дорогие мотоциклы — однако за удовольствие нужно платить. Вам не стоит глядеть в сторону этих мотоциклов, если в кармане меньше 5000 у. е., ну а цена нового мотоцикла начинается от 280000 рублей.
Начнем с Yamaha WR400. Появившись в 1998 году, эта модель просто потрясла сообщество мотоциклистов: 48 лошадиных сил при 9000 об/мин. в 400-кубовом моторе — это нечто! Масса мотоцикла всего 113 килограммов, что позволяет пилоту легко управлять мотоциклом. Это аппарат не для новичка и любой мало-мальски знающий эндурист отговорит вас, если вы решили купить этот мотоцикл в качестве учебного. Это высокий мотоцикл, и «герои маленького роста» могут нахлебаться с ним сполна — высота по седлу — 998 мм. Зато и дорожный просвет на загляденье — почти 40 сантиметров. Не хило! А вот жесткое, узкое сиденье вернет вас к реальности. Это очень специфический мотоцикл — на дорогах общего пользование ему, в общем-то, делать нечего.
Yamaha WR450 — более мощный аппарат: 53 л. с. при тех же 9000 об/мин. При этом масса байка и даже габариты остались теми же. Ход подвесок — 300 мм! Бак — 10 литров. Комфорт на этом hard enduro отсутствует. Мотоцикл легко встает в свечу. Двигатель раскручивается легко и мгновенно откликается на поворот ручки газа. Это мотоцикл для настоящих мужчин — не простит ошибок, но принесет радость покорения бездорожья и победу в ралли, если вы сумеете его обуздать. Он прекрасно вписывается в повороты, легко преодолевает чернозем, а желающие покрасоваться могут вдосталь на нем попрыгать.
Suzuki ответил на WR новой моделью Suzuki DR400F и Suzuki DR400S. Первая — спортивный вариант, что, конечно, не мешает ему передвигаться по дорогам общего пользования, ведь мотоцикл полностью оборудован светотехникой. Вторая модель — более «гражданская». У неё более «плавный» движок, который подхватывает уже на 3000 об/мин. (спортивная модель делает это только на 4500). Вес S на десять кило больше F (119 и 129 соответственно). Отличные подвески позволяют пилоту испытывать тот минимум комфорта, который нужен на подобном мотоцикле, однако пробить их очень сложно. Мотоцикл прекрасно чувствует себя в городе — ему не страшны бордюры, и благодаря «узкобедрости» он легко выбирается из пробок, однако истинное его предназначение — тайга. Современная и тщательно сбалансированная машина. 48 «лошадок» мотоцикл выдает при 9000 оборотов в минуту. Некоторые пилоты жалуются на то, что мотоцикл начинает «колбасить» по дороге на большой скорости (этот «дефект» исчезает на моделях с 2003 года). Но, согласитесь, эндуро для скорости не предназначен.
Дорога, дорога, осталось немного...
Вот именно, еще немного ... и позвоночнику конец. Я уже не говорю о копчике, хотя, подумаешь, какой-то «хвостик»! Прожить можно и без него. В мужчине главное не это... А почему столько страданий? А все потому, что ни «стаканы», ни hard enduro не предназначены для дальнобоя, и поэтому, чтобы не было мучительно больно спине и пятой точке, любителям дальнобоя надо выбирать мотоцикл более скоростной и с более мягкими подвесками. Да, эти мотоциклы более тяжелые — от 150 килограммов весом, а некоторые 400-тки и вовсе «бегемотики» — достигают 180 кило. Сами понимаете, что при такой массе ни о каком тяжелом off-road не может быть и речи, разве что короткие радиальные пробежки от асфальтового шоссе. Хотя, на мой взгляд, в этом случае очень много зависит от пилота, от его мастерства и опыта. В конце концов, путешествовать по бездорожью можно и на «Урале», вот только получите ли вы от этого удовольствие? Итак, дальнобойщикам стоит обратить внимание на следующие модели:
Туристический эндуро Yamaha XT600E — увы, эта модель, по достоинству оцененная и россиянами, и европейцами, потихоньку уходит в прошлое. А все потому, что выпуск модели прекращен, так что найти её можно только second-hand. Думаю, эти исключительно ремпригодные и надежные мотоциклы будут еще долго радовать друзей-мотоциклистов. Ломаться тут и в самом деле нечему — один цилиндр, один карбюратор. Посадка удобная, подвески мягкие и энергоемкие. 40 «лошадок» при 6000 оборотах — этот мотоцикл вывезет откуда угодно! Его эксплуатировали с коляской, на нем ездили по льду Байкала, — в общем, он может вынести все. Есть и минусы — маленький, на 14 литров, бак и недостаточно жесткая рама — это ощущается на скорости. «Живой» мотоцикл можно купить за 4500-5000 у.е.
Те, у кого негусто в кармане, могут обратить внимание на Yamaha XT400 Artesia — он точная копия «Икстэхи», точно такая же ходовая, такой же двигатель, различие только в кубатуре цилиндра. Движок Artesia может выдать только 31 л. с. и, следовательно, тянет послабее. Однако что вы хотите? Его цена значительно ниже — неубитый экземпляр можно вполне купить за 70000 рублей. Улавливаете разницу? Любители набегов в тайгу «за шишкой» найдут в мотоцикле свое очарование. На самом деле на место ХТ теперь претендует очередной хит Yamaha: Yamaha ХТ660R. 48 лошадей, жидкостное охлаждение двигателя и цена в 11000 долларов. Именно поэтому её пока нет в Иркутске.
Еще один вечный сингл концерна: Yamaha TDM 850 — это мотоцикл для асфальтовых дорог и длительных путешествий. Комфорт исключительный. При мощности в 77 л.с впечатляет масса — она что-то около 190 килограммов. Максимальная скорость — 200 км/час. Объем бака — 20 литров. На шоссе это король. А вот съезжать с шоссе не рекомендуется — тяжеловат.
Славившаяся своей надежностью Honda радует любителей дальнобоя моделями XL650V Transalp, XRV750 Afrika Twin, и Varadero. XL650V Transalp — мягкий туристический эндуро. С массой 191 кг в грязь лучше не соваться. Предназначен для спокойного, уравновешенного водителя. Комфортный мотоцикл. Жидкостное охлаждение, впрыск топлива. Мощность —53 л.с. при 7500 об/мин. Объем бака — 19 литров. Высота по седлу всего 835 мм. Honda XRV750 Afrika Twin — еще более тяжелый эндуро — его масса 208 килограммов. Несмотря на это, его популярности можно только позавидовать — спрос обусловлен надежностью мотоцикла. Впрочем, бывалые туристы утверждают, что у мотоцикла есть одна «засада» — топливный насос. Ну, что ж, в крайнем случае можно возить с собой кусок бензошланга. Делов-то...
Honda Varadero — пока не нашел еще своего покупателя в Иркутске, хотя это один из замечательных мотоциклов концерна. Ломовая, почти спортбайковская тяга позволяет владельцу «делать всех» и в городе, и за городом. Главное, чтобы двигатель был не убитым. По ощущениям — это пароход, а не мотоцикл, комфортно и водителю, и седоку. Крейсерская скорость на трассе — 160 км/час. Мощность — 98/6000. Если ваш рост под 2 метра — этот мотоцикл для вас.
Suzuki как-то остался немного в стороне, и в «любимчиках» у дальнобойщиков не ходит. Suzuki DR650SE — вот, пожалуй, и все, что еще как-то пользуется популярностью. Это мотоцикл, претендующий на универсальность. Двигатель оптимально сочетает динамику и тяговитость. Карбюратор оснащен электроникой, поэтому мотоцикл очень экономичен. Подвески имеют приличный ход в 260 мм. Однако многие отмечают, что эндуро не имеет выраженных внедорожных качеств, несмотря на вес в 147 килограммов. Зато он выше всяких похвал в городе и на извилистых загородных трассах. А вот бак в 13 литров явно маловат.
К чему нужно быть готовым при покупке не нового эндуро? К тому, что вам сразу же придется поменять все расходники — тормозные колодки, масляный фильтр, воздушный фильтрующий элемент. Убедитесь в хорошем состоянии тормозных дисков, вилки и амортизаторов. А еще помните, что вам обязательно придется разориться на новую «злую» резину — а иначе как покорять тайгу?
Выбор энудро вообще задачка не из легких. Здесь нужно учитывать и опыт вождения, и рост водителя (вес, как правило, значения не имеет, так как даже самые маленькие мотоциклы способны без усилий везти довольно тяжелого водителя), длину его ног, а также дороги, по которой он собирается ездить. «Стаканы» не тянут по шоссе и серпантинам, на туристических эндуро не съедешь в размешанный чернозем, а hard enduro заставит водителя страдать на шоссе от отсутствия комфорта. Выбрать некий компромисс? Но, может статься, что через годик ваши предпочтения изменятся, и вам понадобится совсем другой мотоцикл. Так что думайте, господа, думайте! Главное — не ошибитесь!
Майкл СТЕПЛЕР Автор выражает благодарность Дмитрию Кутузову за помощь в подготовке материала.
Автомаркет+Спорт № 18 |