В последнее время на рынке новых шин наблюдаются качественные перемены. Точнее так — качественные именно в секторе отечественных шин, где, кроме всего, отчетливо виден переход к цивилизованному разделению ассортимента по сезону. А среди импортных идет позиционная борьба с перераспределением ролей. Сейчас пик сезонной смены шин позади, однако переобуваться еще будут долго, пользуясь наиболее полным ассортиментом новых летних шин, включая самые свежие новинки.
|
Супершина от Amtel, модель Planet FT - 705 размером 225/45 R17 |
|
Kama Euro 236 |
|
Cordiant Sport | А самые важные события на этом рынке касаются как раз наиболее доступных, то есть массовых моделей шин: с посадочным диаметром 13, 14 и 15 дюймов, с индексом высоты профиля 70, 65 и теперь даже 60. Потому как именно здесь границы потребительских качеств между отечественной продукцией и импортной, включая цены, стремятся если не к полному размытию, то весьма лояльному «режиму перехода».
Основных причин этому две — капитальное реформирование отечественного шинного производства и «асcимиляция» зарубежных шинников на нашем рынке: как технологической помощью, так и прямой промышленной «диверсией» в виде строительства собственных заводов (в частности, Michelin и Nokian).
О достижениях российских шинников можно было говорить условно, исходя лишь из «красоты» ассортимента, но прогресс здесь подтверждают профессиональные сравнительные тесты, проводимые столичными СМИ. По многим важным параметрам наши современные модели еще значительно отстают от зарубежных «аналогов», но в целом показывают высокое качество изготовления и хоть какую-то сбалансированность потребительских качеств именно для сезонного применения.
Если говорить конкретно о летнем ассортименте шин российского производства, то наиболее крупные компании — Amtel, «Сибур» и Нижнекамскшина (в данном случае даже уместно сказать «большая тройка», подобно Michelin, Bridgestone и Good Year) общими усилиями теперь представляют довольно мощное «лобби» в борьбе за покупателя. Это очевидный факт: сейчас многие владельцы иномарок, в первую очередь из числа малой и средней ценовой группы не прочь «примерить» наши новые разработки, которые по внешним признакам ничего не имеют общего с традиционной продукцией и практически не отличаются от импортных.
|
Medeo Summer |
|
Hakka H |
|
Michelin Pilot Exalto 2 | Особенно агрессивен на рынке Amtel. Не столь очевиден в зимнем ассортименте, в летнем этот бренд превзошел всех остальных: к нынешнему сезону летняя серия Amtel Planet уже разрослась до шести модификаций, с таким общим размерным предложением, который еще недавно нашим шинникам не снился даже в самых радужных снах. Сейчас наибольшую популярность обрели шины стандартной и самой доступной линейки Planet, а также Planet T-301 (эта модель, кстати, получила весьма лестные отзывы и высокие оценки в последних сравнительных тестах), Planet 2P и Planet DC, способные охватить большую часть автопарка — от «Жигулей» до SUV малого и среднего класса.
Самая свежая новинка, Planet FT-705, и вовсе замахнулась на сектор скоростных премиум-шин. Шутка ли, эта эффектная по дизайну модель в Иркутске появилась в размере 225/45 R17 с индексом скорости W (270 км/час!), по цене 3450 рублей. И хотя это почти в два раза дешевле, чем за шину аналогичного размера, например, Michelin Pilot Exalto 2, в данном случае позиции именитых импортеров уже не так просто потеснить. В этом классе потребители, как правило, состоятельные, привыкшие платить именно за признанные в мире бренды. Тем не менее заявка от Amtel очень серьезная.
Из продукции Нижнекам-ского завода на сегодня в первую очередь интересны шины «полуимпортной» линейки Kama-Euro, созданные при технологической помощи фирмы Pirelli и к данному сезону также «размножившейся» до нескольких летних моделей, причем со «всесезонным уклоном». Проблема лишь в том, что эти модели выпускаются в ограниченном размерном ассортименте, в чем явно уступают рыночным преимуществам Amtel Planet.
Разве что схожие по рисунку модели Euro-224 и Euro-225 общими усилиями достигают какого-то разнообразия, но опять же в свободной продаже увидеть все вместе сразу, включая низкопрофильный скоростной (240 км/час) вариант 205/55 R16, практически невозможно. В этом сезоне, правда, появилась новая модель Euro-236, которая выпускается в нескольких популярных размерах, также включая высокоскоростную (240 км/час) версию 205/60 R16.
Как можно видеть, у модели Euro-236 отличительный рисунок, который уже ближе именно к «чисто»-асфальтовым шинам с ненаправленным протектором. И, скорее всего, дорожные характеристики также отличаются от моделей 224 и 225, получивших уже широкое распространение в народе и вполне дружественные отзывы «прессы».
Продукция холдинга «Сибур» пока не столь блистает новинками и «крепкими» на рынке брендами, но эволюционный прогресс виден и здесь. Например, интересно наблюдать за судьбой модели, которая сегодня подается под маркой Cordiant Sport. Когда шина с очень похожим рисунком протектора выпускалась как модель Я-640, никаких похвал она не получила. Но когда на заводе Matador-Omskshina (теперь он принадлежит «Сибуру») наладили производство схожей версии, с несколько иным рисунком и составом резины, получился вполне достойный продукт, особенно, как следует из последнего теста того же «Авторевю», по части сопротивления аквапланированию. То есть наша «дождевая» шина.
|
Good Year Excellence |
|
Dunlep Sport 01 |
|
Pirelli P6000 | Но что еще интересно, сегодня даже некоторые импортные шины предлагаются почти по «нашим» ценам, например, народные размеры BF Goodrich Touring, Firestone F580 и уж тем более новая для нас модель Medeo Summer, производимая в Польше и успевшая засветиться в сравнительных тестах. Цены на ту модель вообще «отечественные», на уровне Planet и Kama-Euro, и судя по оценкам, без претензий, но вполне достойные своей цены шины, особенно в плане тормозных свойств и акустического комфорта. Да что там, некоторые «ходовые» модели и размеры шин Michelin, Nokian или Bridgestone теперь тоже выглядят куда доступней, нежели раньше.
Впрочем, к новостям в секторе «импорта» относятся не столько «частности», сколько такие общие явления, как перегруппировка сил ведущих производителей. Сам факт решительного наступления фирмой Nokian Tyres на рынок летних шин, причем весьма достойными разработками под новым обозначением Hakka (модели i3, H и V) уже говорит о многом. Более того, к приличному ассортименту в этом году «прилагается» фирменная, так называемая «расширенная гарантия», по которой в течение года после покупки производится бесплатный ремонт или замена шины при любых повреждениях в процессе эксплуатации, если экспертиза установит, что они возникли не «злонамеренно».
Компания Good Year для российского рынка обновила основной летний ассортимент, представив шины с асимметричным рисунком протектора: модель среднего класса DuraGrip и более высокого класса Excellence. В новых тенденциях шинных гигантов, GY для своих массовых моделей подчеркивает их высокую прочность, расчет на высокий пробег. На российском рынке это, похоже, становится одним из аргументов в конкурентной борьбе с «напирающими» российскими шинниками. Кроме того, в продаже остается и знаменитая «дождевая» модель HydraGrip, что в целом делает GY значительно более заметным брендом на нашем рынке. Пока, правда, нельзя сказать, что эти шины представлены повсеместно в наиболее полном размерном ассортименте. Схожая ситуация и с продукцией Continental, в первую очередь с массовой моделью Eco Contact 3 и моделью высокого класса Premium Contact 2, которые заслуживают всяческих рекомендаций.
Кстати, громко и, главное, небеспочвенно, о большом ресурсе и стабильности свойств по мере износа одной из первых стала заявлять фирма Michelin. Сегодня основной спрос приходится на массовую модель Energy, а также сравнительно новую модель более высокого класса Pilot Exalto второго поколения. Если резюмировать собранные об этих шинах данные, то в первом случае потребитель получает просто практичные шины — комфортные и экономичные за счет высокого ресурса и низкого сопротивления качению, а во втором еще и удовольствие от вождения.
|
Bridgestone Potenza Reo 01 Adrenolin |
|
Kumho Ecsta KH11 |
|
Continental Premium Contact 2 | Больше в продаже стало шин марки Pirelli, массовые модели которой (Р2500 или Р3000 Energy), между прочим, при относительно невысоких ценах тоже славятся приличным ресурсом. Однако в продаже также «мелькает» более высокого класса, хотя далеко не новинки, модели Р6000 и Р6, когда-то занимавшие первые строчки в рейтингах потребительских качеств, в том числе по управляемости.
Хотелось бы обратить внимание и на другую «далеко не новинку», но для нашего рынка в сегменте шин среднего класса тоже небезынтересную — это Dunlop Sport 01. Дело в том, что раньше эту модель у нас практически не знали, а в этом году, что называется, навезли, а ведь шина когда-то фигурировала в числе лидеров по своим «летним» характеристикам, хотя считается сравнительно жесткой и несколько «капризной» в предельных ездовых режимах. Понятно, что на фоне самых современных разработок европейских грандов эта модель уже «потускнела», но еще вполне актуальна. Вот только цены на эти шины хотелось бы видеть немного ниже.
Народная марка Bridgestone абсолютными новинками в массовом сегменте тоже не порадовала, но в целом выбор в этой шинной империи стал шире. Во-первых, за счет новинки в среднем классе: модели Sports Tourer MY-01 — это «конъюнктурная» серия шин, специально ориентированная для внешнего тюнинга легковых автомобилей (то есть при замене штатных колес на шины с большим посадочным диаметром и низким профилем. Во-вторых, за счет пополнения элитного семейства спортивных шин Potenza моделью REO 50 и эксклюзивной моделью REO 01 Adrenoline.
А еще нельзя не заметить присутствие на рынке шин самой известной корейской фирмы Kumho. В основном это две модели: уже известная Ecsta KH 11 и модель поновее Solus KH 15. Летние шины этой марки в профессиональных тестах обычно не выделяются на фоне именитых европейских производителей, но с учетом дизайна и стоимости продукции на востребованные размеры, эти шины неплохо вписываются в среднюю ценовую группу.
Вообще же, соотношение цены и потребительских качеств на имеющиеся в продаже шины сегодня выглядит более-менее упорядоченным и логичным, хотя, конечно, шины остаются дорогостоящим приобретением. Но для автовладельцев с малыми доходами и невысокими требованиями стоит напомнить, что в продаже есть и менее дорогие изделия отечественных шинников, в том числе вполне нормального качества. Например, оригинальные модели Нижнекамского завода, Кировского, Белоцерковского, продукция Matador-Omskshina и других.
Василий ЛАРИН
Некоторые модели и размеры летних шин в розничной продаже Иркутска (цены в рублях) |
Модель |
175/70R13 |
175/65R14 |
185/65R14 |
185/70R14 |
195/65R15 |
205/65R15 |
205/55R16
|
Amtel |
Planet 2P |
1080 |
1250 |
- |
- |
1740 |
1980 |
- |
Planet DC |
- |
- |
1480 |
1450 |
1800 |
- |
- |
Planet T-301 |
1160 |
- |
- |
1500 |
- |
2170 |
- |
Planet FT-501 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2690 |
Matador-Omsk |
Cordiant Sport |
1050 |
1130 |
1330 |
- |
1600 |
- |
- |
MP-31 |
990 |
- |
1130 |
1190 |
- |
- |
- |
MP-14 |
- |
1080 |
1130 |
- |
- |
- |
- |
Нижнекамск |
Кама-Euro 127 |
1030 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Кама-Euro 236 |
- |
- |
1290 |
1250 |
- |
- |
- |
Кама-Euro 225 |
- |
- |
- |
- |
1630 |
- |
- |
Кама-217 |
960 |
980 |
- |
- |
- |
- |
- |
Уралшина |
Tunga Road |
910 |
- |
1130 |
- |
1460 |
- |
- |
Ярославль |
Я-630 |
930 |
- |
- |
- |
1240 |
- |
- |
Польша |
Medeo Summer |
1090 |
- |
1460 |
- |
1780 |
- |
- |
BF Goodrich |
Touring |
1340 |
- |
- |
1760 |
- |
- |
- |
Profiler 2 |
- |
1580 |
1760 |
- |
2140 |
- |
3200 |
Bridgestone |
B700/650 AQ |
1580 |
2100 |
2130 |
2100 |
2520 |
2700 |
- |
Turanza GR80 |
- |
- |
2300 |
- |
2890 |
3200 |
- |
Potenza REO50 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4650 |
REO 01 Adrenolin |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4850 |
Continental |
Eco Contact 3 |
1670 |
- |
2200 |
2100 |
2750 |
- |
- |
Premium Contact 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
3450 |
3850 |
Dunlop |
Sport 01 |
- |
- |
- |
- |
2950 |
3050 |
- |
Sport 9000 |
- |
- |
- |
- |
2900 |
- |
4500 |
Firestone |
F580 |
1350 |
1850 |
- |
- |
- |
- |
- |
Good Year |
DuraGrip |
1740 |
2140 |
2150 |
- |
2750 |
- |
- |
Excellence |
- |
- |
- |
- |
3280 |
3570 |
4100 |
Kumho |
Ecsta KH11 |
- |
- |
- |
- |
2250 |
- |
3400 |
Solus KH15 |
- |
1580 |
- |
- |
2120 |
- |
- |
Michelin |
Energy E3 |
1570 |
1920 |
2160 |
- |
2750 |
- |
- |
Pilot Exalto 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
3400 |
4480 |
Nokian |
Hakka i3 |
1530 |
1940 |
- |
- |
2500 |
2880 |
- |
Hakka H |
- |
- |
- |
- |
2660 |
3000 |
3660 |
Pirelli |
P2500 |
- |
- |
1795 |
1795 |
- |
- |
- |
P6000 |
- |
- |
- |
- |
- |
2990 |
3350 |
P6 |
- |
- |
- |
- |
2550 |
- |
4550 | |