ОДНАЖДЫ ИЗ АМЕРИКИ | ||
|
Невольно, но Голливуд в свое время приложил немало усилий, увековечив подобные «кэбы» в роли непременной атрибутики их мафиозных 30-х. Не автомобили, а прямо-таки уличные БТРы, без которых не обходилась ни одна криминальная разборка. Кажется, с тех времен не должно остаться ни одной подобной машины — они либо пали смертью храбрых, изрешеченные автоматными очередями, либо были уничтожены подложенными бомбами. Конечно, это всего лишь кинематограф, где реальность отражена только частично. Настоящее же кино в том, что автомобиль, который ездил по улицам Нью-Йорка и возил какого-то босса или даже члена мафии еще во времена Великой депрессии, автомобиль под маркой Dodge Brothers, ныне считающейся коллекционной редкостью, — можно увидеть не где-то в престижном музее, а у нас в регионе, в городе Зима! Притом в оригинальном виде и в нормальном техническом состоянии. Какие-то узлы и детали внутри здесь когда-то менялись, но какие и на какой стадии жизни — не известно. В Зиме с машиной ничего, в сущности, не делали. Как? Каким образом редчайший американский лимузин 1929 года выпуска мог попасть в сибирскую глубинку, к тому же в свои 80 лет выглядеть бодренько и даже блестяще? В это было нелегко поверить, но фото, сопровождавшее заявку на участие в БМШ, опровергало сомнения. Мы буквально сорвались с места, чтобы увидеть все своими глазами. К сожалению, машина уже находилась в сервисе, на покраске перед выставкой, но это нисколько не помешало окунуться в характерный мир довоенной Америки. Как известно, с той поры многие машины, в лучшем случае, пошли на сотворение хот-родов, однако еще есть коллекционные «стоковые» экземпляры, которые по случаю даже можно приобрести. За немалые, кстати, деньги, хотя в отношении данного шедевра точных цифр нынешний владелец разглашать не желает.
Коренной зиминец Александр Тимошкин всегда любил собирать какие-то редкости, будь то старинные монеты или пистолеты. Мысль о приобретении раритетного автомобиля, причем иностранного, тоже зрела давно, однако заняться этим серьезно долго возможности не было. Когда же обстоятельства позволили, первые попытки обзавестись историческими машинами достойных результатов не принесли. Сначала, в 2004 году, в поле зрения попал отечественный, но по-своему харизматичный ГАЗ М1, однако об его аутентичности речи быть не могло. Состояние неважное, двигатель от УАЗа, были и другие «адаптивные» переделки — в общем, скорее антикварная рухлядь, чем настоящий ретрокар. Хотя выезды на День Победы и другие городские мероприятия случались и проходили, что называется, на ура. Потом вместе с племянником Вячеславом стали подыскивать что-то более интересное в Иркутске, с надеждой, что областной центр уж точно удивит чем-нибудь эдаким. Но поиски ничего желаемого не дали. Заинтересовал один Mercedes 1939 года, однако приобрести его было не суждено — весь гнилой, отсутствовали многие детали, а ценник хозяева загнули непомерный. Поняв, что в родных пенатах настоящего, чтобы на ходу и в хорошем состоянии, раритета не сыскать, обратились к знакомым и опытным автоперегонщикам. С просьбой просто помочь подыскать что-нибудь на зарубежных рынках. Те сначала задумались — подобных заказов до сих пор принимать не доводилось, но потом пообещали что-нибудь откопать. И через какое-то время действительно откопали: выход на нью-йоркский аукцион автомобильной экзотики. То есть, предложение можно было видеть только на картинках, а покупку и доставку полностью доверить знакомым. После проработки нескольких вариантов, наконец, остановились на Dodge Brothers 1929 года выпуска, который до аукциона принадлежал американскому коллекционеру, а по документам имел название DA Sedan. Путь из Нью-Йорка был нелегким, точнее, не быстрым, особенно через жернова российской таможни, но в один прекрасный день 2005 года произведение братьев Додж доставили в Зиму. Из Иркутска, где разгрузили с ж/д, привезли на грузовике, хотя машина нормально заводилась и могла ездить без каких-то доработок и регулировок. То есть, это чудо заокеанской довоенной жизни уже почти четыре года как в наших краях, и даже успело наездить местные километры, а о нем мало кто знает. И ведь машину не прячут, не делают из нее секрета. Она не только для себя, для души, но и на публичных мероприятиях бывает. В том числе, например, выезжала на местную выставку автораритетов, где в основном выставляются старенькие «Москвичи». Понятно, что собой Dodge затмевал всех. Он даже ошкуренный перед покраской производит неизгладимое впечатление, а когда засияет новым лаком, как положено, в два цвета — черный и красный, то будет способен просто ослепить. Так чем же интересен автомобиль? Всем, начиная с роскошных колесных дисков на деревянных спицах, которым за все время абсолютно ничего не сделалось. К сожалению, биография этого Dodge от рождения неизвестна. Можно только уверять, что он соответствует своему оригинальному облику. А также предполагать, что изначально был в руках состоятельного человека — по тем меркам, автомобиль из разряда люксовых, можно сказать, в комплектации для VIP-персон. Уже сама посадка при помощи широченных, как строевой плац, подножек, создает ощущение собственной значимости. А по кино помнится, как гангстеры лихо гоняли и поливали из автоматов, стоя на таких вот опорах. Салон не сказать, что размашист по ширине, куда ему до лимузинов 40-х и позже, но с запасом пространства, в принципе, здесь все в порядке. Мягкий задний диван «надежно» утапливает тело и дает возможность по-домашнему вытянуть ноги. А точнее, поставить их на удобную подножку. Держаться можно за шикарные плетеные ручки. Крыша высокая, но самой крыши здесь нет. Точнее, нет жесткого верха, он полностью кожаный с утеплителем. В те времена кондиционеров еще не было, а «натуральная» крыша, кроме элемента роскоши, имела и практический смысл — салон меньше нагревался и лучше «дышал». Более того, для создания благоприятного климата и уютной обстановки здесь предусмотрено много всяких штучек, часть из которых по нынешним временам эксклюзивны: отворяемое лобовое стекло, лючки в районе ступней впереди салона, стеклоподъемники у самых задних (бездверных) окон и даже выдвижные шторки! Дверные ручки по виду очень похожи на серебряные. Надо заметить, что состояние большинства деталей вовсе не имеет вид новых, как только что с конвейера или после реставрации, но в целом все сохранилось хорошо и не требует специального восстановления. Сукно, которым обшит салон, чуть обветшал и выцвел, но в его качестве и, главное, оригинальности, сомнений не возникает. Чтобы уберечь обивку диванов, будут пошиты чехлы, все-таки автомобиль еще не музейный памятник, возможны поездки с людьми, а ребята шутят, мол, еще и свадьбы будет возить. В распоряжении водителя большой и довольно архаичный на вид руль, как у наших «полуторок». Рычаги тоже сделаны просто, а вот приборный щиток здесь очень стильный, хотя сами приборы мелковаты, в том числе спидометр, который не имеет привычной шкалы и стрелки. Очевидно, большой нужды в контроле скорости тогда не было. Что касается ходовой части, то здесь все типично для тех лет: рама и листовые рессоры, впереди кованая балка, а сзади очень мощный мост, по размерам корпуса редуктора едва ли уступающий нашему ГАЗ-53. Тормоза на тот момент уже были гидравлическими. Двигатель — 3,4-литровая рядная «шестерка» мощностью 63 л.с. при 3000 оборотах, нижневальная и нижнеклапанная, отчего имеет характерную низкую головку блока. Компоновка навесного своеобразная: оба коллектора находятся с одной стороны, причем карбюратор и впускной коллектор расположены под выпускным. Там же воздушный фильтр. Генератор и стартер с другой стороны. Питание 6-вольтовое, для батареи место отведено под полом у водителя, но шедший с автомобилем аккумулятор уже умер и машина пока обесточена. Сейчас ребята подыскивают батарею из наших, видимо, будут ставить от трактора. А как ездит этот Dodge? Вячеслав отмечает, что подвеска обеспечивает очень мягкий ход и не боится никаких ям и колдобин, а низкооборотный двигатель, как и следовало ждать, в паре с 3-ступенчатой МКП (автоматы тогда только начинали осваивать) отличается феноменальной тягой. Очень жаль, что не удалось не только прокатиться, но и послушать этот реликтовый мотор, но посетители БМШ, надеемся, все же услышат его дивный голос из 20-30-х прошлого века. Василий Ларин
Автомаркет+Спорт № 16/2009 | |