Владивосток в 2010 году
Просмотров: 7183
1 Октября 2010

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ДЕПРЕССИЯ






 

Владивосток

В последние годы Дальний Восток многие называют депрессивным регионом, который после «перекрытия кислорода», в виде ввоза подержанных японских автомобилей с правым рулем, остался брошенным государством на произвол судьбы. В Интернете и многих центральных СМИ регулярно муссируются слухи о бедственном положении жителей Владивостока, о росте безработицы, о значительно выросшей миграции граждан из региона и об агонии самого крупного российского авторынка Зеленый Угол. Но насколько глубока дальневосточная депрессия, и есть ли она вообще?

ВЛАДИВОСТОК. Город и порт на Дальнем Востоке России, административный центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской магистрали. Расположен на побережье Японского моря, на полуострове Муравьева-Амурского.

Постоянное население города на начало 2010 года – около 580 тыс. чел. (зафиксированный максимум в 1992 году – около 648 тыс. чел.). С 1958 по 1988 годы Владивосток был закрытым городом, посещать который иногородние граждане СССР могли только по спецразрешению.

Если вы не были во Владивостоке в последние два-три года, то у вас есть все шансы усомниться в правдивости слухов о бедственном положении города. Повод для оптимизма первой дает дорога из аэропорта во Владивосток: практически на всем ее протяжении – а это более 40 километров – производится реконструкция с расширением и спрямлением рельефа, а также строительством нескольких путепроводов и транспортных развязок. Сам город встречает увеличившимся количеством новостроек, чистотой в центральной части (в городе провели даже масштабную чистку городских пляжей и акватории – сегодня в городской черте нельзя купаться разве что в порту) и, главное, грандиозными береговыми конструкциями строящегося моста через бухту Золотой Рог. Поражает количество автомобилей: добрая половина пути до города и в самом Владивостоке проходит через вялотекущие пробки, которые образовываются и на въезде в город (причем в обоих направлениях), и в самом городе (особенно в районах площади Луговая, улиц Снеговой, Семеновской, Светланской и Алеутской, и на полуострове Эгершельд).

Сказка рассеивается при более продолжительном пребывании в городе (та же чистота центральных улиц и набережных во многом обусловлена подготовкой к 150-летнему юбилею, который Владивосток праздновал в первых числах июля) или при перемещении из центра на периферию. Здесь Владивосток, увы, остался прежним: с неприглядными на вид тротуарами, с грубо подлатанными после очередной зимы дорогами, с наводящими тоску многоэтажными безбалконными панельными коробками жилых домов гостиничного типа, малопрезентабельными витринами магазинов, стойким запахом автомобильного выхлопа (несмотря на близость моря) и в среднем более высоким, в сравнении с Иркутском, уровнем цен. Кроме того, может, это и субъективное впечатление, но мне также показалось, что жители Владивостока даже улыбаются меньше, чем иркутяне. А пессимистично настроенные горожане и вовсе предрекают городу голодную зиму, т.к. вызванные реконструкцией дорог пробки на выезде из города вынудили многих горожан забросить свои дачные участки с огородами и садами.

Владивосток

Улицу Адмирала Фокина можно по праву назвать дальневосточным Арбатом: автомобильное движение ограничено, много магазинов (в первую очередь сувенирных) и туристов

Впрочем, город все же держится за жизнь и не сдается на милость обстоятельствам. Сегодняшние надежды Владивостока связываются с назначенным на сентябрь 2012 года саммитом АТЭС. Ради него-то и начата реконструкция основных магистралей, строительство мостов через бухту Золотой Рог, на остров Русский и фактически новое освоение самого острова. Оптимисты стараются верить и в то, что Sollers поможет возродить деятельность обанкротившегося Дальзавода, на площадях которого сегодня производится сборка внедорожников UAZ и SsangYong. Однако до сих пор деятельность сборочного предприятия не впечатляет: по планам, за 2010 год предприятие должно выпустить около 13 тысяч автомобилей, но по итогам первого квартала этого года, к покупателям на запад страны ушло немногим более 2000 машин, а во Владивостоке и вовсе было продано чуть более 20 внедорожников SsangYong. При этом предприятие пользуется бесплатной (а точнее, за счет госбюджета) транспортировкой автомобилей на запад страны, комплектующие для сборки машин не облагаются таможенными пошлинами, а на организацию сборки был получен кредит в размере 5 млрд. руб. (опять из госбюджета). К тому же максимальное количество рабочих мест, которые может обеспечить сборочное предприятие Sollers, не превышает 2000 человек. Для сравнения, после начала кризиса и введения заградительных таможенных пошлин только во Владивостоке количество безработных достигло 20 тысяч. Неудивительно, что многие горожане всерьез подумывают о переезде в западные регионы или даже в ближнее зарубежье (на Украину или в Белоруссию).

Владивосток

Торговый порт Владивостока по-прежнему заполнен ввозимыми автомобилями, спецтехникой и катерами

ЛЕВО РУЛЯ

Еще лет пять назад автомобили с левым рулем во Владивостоке числились в основном за госструктурами. Однако сегодня постепенно растет число частных владельцев легковых машин и внедорожников Suzuki, Toyota, Nissan и Mitsubishi, а также Mercedes, SsangYong, Ford и Renault. В городе есть минимум три службы такси, использующие только леворульные автомобили (в основном это Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Renault Logan). Попадаются автомобили, ввезенные из Кореи и Америки (в большинстве – внедорожники). Также собираются возвращаться в Приморье и машины отечественных марок: для них даже магазины запчастей открывают по-новой. Вот только автовладельцы пересаживаться на «Лады», ГАЗели или УАЗы (в том числе местной сборки) не спешат: как выразил общее настроение автомобилистов один из таксистов, «пусть будут леворульные машины, но только не отечественного производства». Такое отношение понятно – ведь здесь еще с конца 80-х годов привыкли к надежным, удобным и комфортабельным японским машинам, а отечественные, требующие более частого ремонта, стали редкостью и даже анахронизмом уже к концу 90-х.

Неудивительно, что сегодня более 80% (а без учета общественного транспорта – более 90%) автопарка Владивостока по-прежнему составляют машины с правым рулем. На них ездят простые автовладельцы, их используют в качестве коммерческого транспорта (в компаниях, в автопрокате, в качестве маршрутных такси), под правый руль установлено большинство турникетов по оплате за парковку, да и ГИБДД в основном использует японские праворульные машины. Правда, средний возраст таких авто во Владивостоке больше, чем у нас, в Сибири: несмотря на увеличившееся количество достаточно свежих «японок», здесь по-прежнему в цене проверенные модели выпуска 90-х годов, и даже конца 80-х. К тому же для этих машин во Владивостоке полно запчастей, которые наряду с ремонтом и обслуживанием обходятся в сущие копейки по сравнению с новыми дилерскими иномарками.

Однако пользоваться личным автомобилем во Владивостоке, скажем так, непросто. Еще пять лет назад город запомнился весьма плотным движением, а сегодня ситуация близка к критической: в центральной части по будням проще ходить пешком, кое-где проезд всего пары сотен метров может потребовать до получаса времени, а в других случаях приходится объезжать улицы с односторонним движением. Плюс ко всему, добавляется проблема парковок: во Владивостоке катастрофически не хватает мест для стоянки. Несмотря на то, что на многих центральных улицах обустроены специальные парковочные карманы, автовладельцы паркуются просто вдоль дорог, нередко в два ряда, чем затрудняют и без того напряженное движение в центре. Некоторые виртуозы умудряются парковать машины даже на транспортных развязках! При этом многие дворы в центре Владивостока, где можно было бы припарковаться, перекрыты шлагбаумами.

Есть у дальневосточных автовладельцев и другие проблемы. К примеру, здесь до сих пор практикуется эвакуация неправильно припаркованных машин, забрать которые со штрафстоянки, вопреки федеральному законодательству, можно только после оплаты «услуг» эвакуаторщиков. Кроме того, в последнее время стало больше жалоб на пункты технического контроля и осмотра автомобилей, где (по всей видимости, по указанию «свыше») с особым пристрастием проверяют свет фар праворульных автомобилей. Нетрудно догадаться, с чем связывают местные автовладельцы подобные «строгости». Дороже, чем в Иркутске, автомобилистам обходятся некоторые сервисные услуги (к примеру, мойка автомобилей), а также бензин: средняя стоимость литра АИ-92 во Владивостоке – 25-26,2 руб., причем, чем дальше от краевой столицы, тем топливо дороже (в Находке стоимость литра 92-го бензина достигает уже 27,6 руб.). А еще здесь по-прежнему актуально укрепление оптики и некоторых легкосъемных кузовных элементов автомобиля (наружных зеркал, решеток радиатора и т.п.), которые нередко воруют и сдают на бесчисленные разборки.

ЗА РУЛЕМ

Про всех говорить не буду, но точно знаю, что многие автовладельцы, приобретавшие во Владивостоке праворульный автомобиль, по городу ездили только в направлении выезда из него. Можно ли оценить и почувствовать нюансы городского движения за пару десятков километров по магистральным улицам?

А ведь во Владивостоке есть свои негласные правила вождения. Так, здесь принято пропускать пешеходов на переходах, а те, в свою очередь, не дожидаются, когда автомобиль остановится перед «зеброй», а смело шагают на другую сторону улицы. Пешехода пропускают даже тогда, когда машина сама поворачивает налево через встречный поток. При этом встречные не сигналят, а терпеливо ждут, пока пройдут пешеходы и проедут те, кто их пропускает на повороте. Может, из-за этого в городе совсем немного лежачих полицейских – в них нет необходимости.

Другая особенность движения во Владивостоке: здесь не принято сгонять более медленные автомобили со своей полосы движения. Если кому-то надо ехать быстрее, он просто будет обгонять – справа или слева. Из-за этого на магистральных проспектах движение кажется несколько хаотичным, и для новичков безопаснее всего просто ехать по своей полосе с удобной для себя скоростью, не обращая внимания на обгоняющих.

А вот на нерегулируемых перекрестках стоит быть особенно внимательным, поскольку здесь приоритет – вещь условная, и очередность проезда часто определяется не этим, а очередностью въезда на перекресток. По всей видимости, сказывается близость к странам азиатского региона, где подобное движение – норма. Жители Владивостока к этому давно привыкли и воспринимают такой «хаос» как само собой разумеющееся. Но даже здесь вас могут поблагодарить «аварийкой», если вы дали возможность выехать от тротуара.

Владивосток

На широких проспектах Владивостока главная проблема – превышение скорости и «игра в шашки» особо быстрых водителей: движение в таких местах напоминает таковое в Иркутске на Нижнем мосту, только с большим числом перестроений из ряда в ряд

Подобные особенности, а также чрезвычайно высокая концентрация автомобилей, обуславливают то, что средняя скорость движения по городу, как правило, невысока. Но невысокие скорости – еще и следствие весьма плачевного состояния дорог: более-менее приличный асфальт есть только в центре и на магистральных улицах. А вот на периферии можно запросто «поймать» яму глубиной в полколеса. А еще – огромные перепады высот, которые даже летом вызывают сложности (особенно для многочисленных в городе грузовиков-контейнеровозов), а зимой, после снегопада, и вовсе становятся временно непроезжими. Впрочем, пробки и медленное движение имеют плюсы: во Владивостоке значительно меньше, чем в Иркутске, серьезных аварий. Кроме того, здесь легко ориентироваться: много указателей движения – при минимальном внимании вы без проблем доедете практически в любой район города и даже на любую улицу.

Если вас все эти особенности не пугают, то можно без труда взять в аренду автомобиль. Стоимость автопроката во Владивостоке ниже, чем в Иркутске: сутки аренды праворульного авто обойдутся в среднем от 1000 до 1500 руб., а у частников можно найти машину за 800, а если повезет, то даже и за 600 руб. в сутки. При этом пробег ограничивается только здравым смыслом (не приветствуется пробег более 1000 км в сутки). Но взамен во всех договорах аренды прописывается обязанность арендатора ставить автомобиль на ночь только на охраняемые парковки. Кроме того, в силу возраста большинства сдаваемых в прокат машин (в среднем от 8 до 12 лет), они не имеют полиса страхования КАСКО, и в договоре отдельно прописывается ответственность арендатора в случае повреждения автомобиля по его вине. Впрочем, других существенных отличий при аренде машины во Владивостоке и в Иркутске нет.

Приверженцы левого руля также не останутся без колес, однако таких машин в аренду во Владивостоке предлагается меньше, а стоимость аренды начинается от полутора тысяч рублей за сутки.

Кстати, взять машину в аренду есть смысл не только, и даже не столько для поездок по городу: Дальний Восток и Приморье, в частности, сам по себе интересный регион, который есть смысл посмотреть не только из окна поезда или иллюминатора самолета. В окрестностях Владивостока много мест отдыха (санатории и пляжи), можно уехать и за сотню-другую километров в более тихие и не менее красивые места. Особо любознательные могут прокатиться до крупнейшего дальневосточного порта Находка или на западное побережье Амурского залива.

РУССКИЙ РАЗМЕР

Владивосток

Вантовая конструкция моста через бухту позволяет вести строительство прямо над портом и причалом с кораблями

О строительстве моста через бухту Золотой Рог впервые заговорили еще в конце 19 века, однако реализации идеи постоянно мешали обстоятельства, от войн до Перестройки. В 1969 году проект даже был включен в генплан города. Однако реальные подвижки начались только в конце 2005 года, когда губернатором края подписано постановление «О строительстве моста через бухту Золотой Рог». Через 9 месяцев были оглашены итоги тендера на проектирование моста, в 2007 году был разработан проект мостового перехода, и 25 июля 2008 года началось строительство.

Владивосток C обзорной площадки даже недостроенный мост выглядит внушительно, однако строительная площадка небольшая, и вся она максимально аккуратно вписывается в существующую застройку района

Владивосток При строительстве моста во Владивостоке удалось обойтись без масштабного сноса домов и иных строений, да и вообще не верится, что еще год назад здесь была стройплощадка

Владивосток Мост на остров Русский начинается с нежилого района города, и до него прокладывают новую трассу с несколькими эстакадами

Основные характеристики моста Золотой Рог:

  • длина – 1388 м

  • общая протяженность мостового перехода – 2,1 км

  • подмостовой габарит – 64,25 м

  • длина главного пролета – 737 м

  • высота пилонов – 226,25 м

  • число полос движения – 4

  • длина подходов и эстакад – 331,2 м

  • заявленная стоимость строительства – 17,1 млрд руб.

  • Основные характеристики моста на остров Русский:

  • длина – 1885,53 м

  • общая протяженность мостового перехода – 3,1 км

  • подмостовой габарит – 70 м

  • длина главного пролета – 1104 м

  • высота пилонов – 320 м

  • число полос движения – 4

  • ориентировочная стоимость строительства – до 20 млрд руб.

  • По своим размерам строящийся во Владивостоке мост, конечно, уступает знаменитому Golden Gate в Сан-Франциско (общая длина 1970 метров, длина основного пролета 1280 метров, высота пролета – 230 метров). Однако и 737 метров главного пролета моста Золотой Рог – так его уже называют в мире – а равно и его общая длина в 1388 метров (весь мостовой переход вместе с тоннелем составляет 2,1 км) и высота пролета в 64,25 метра также внушают уважение. По крайней мере, в России мост обещает стать одним из самых крупных после...

    Лавры самого крупного в России достанутся строящемуся также во Владивостоке мосту на остров Русский. Причем на момент окончания строительство он должен будет стать самым крупным в мире вантовым мостом (к слову, мост через бухту Золотой Рог в рейтинге вантовых должен будет занять пятую позицию)! Так же, как и Золотой Рог, он должен быть построен и сдан в эксплуатацию не позднее начала саммита АТЭС, то есть до осени 2012 года.

    О том, насколько сложная задача стоит перед строителями моста на остров Русский, говорит хотя бы то, что нагрузка на ростверки опорных пилонов составит порядка 220 тысяч тонн, при этом в проекте предусматриваются множественные чрезвычайные ситуации, от землетрясения до столкновения с крупнотоннажными океанскими судами, не говоря уже о банальном влиянии на опоры волн от проходящих под ним кораблей. Непроста и конструкция вант, на которых будут держаться пролеты обоих мостов: их «пряди» состоят из гальванизированных стальных нитей, покрытых парафином, в оболочке из полиэтилена высокой плотности. Такие ванты производятся только во Франции. При этом для каждого из мостов суммарная длина вант составит порядка полутора тысяч километров.

    Впрочем, пока больше освещается ход работ на Золотом Роге – поскольку именно он находится на виду у всех (мост на остров Русский начинается с полуострова Назимова, где практически нет жилых домов). Здесь ежедневный прирост высоты опорных пилонов достигает 65 см, и в настоящий момент их высота уже превысила отметку в 100 метров.

    «Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдется более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трех километров. Для сравнения: за $2 млрд. китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошелся в 394 млн. евро»

    (Б. Немцов, «Путин. Итоги. 10 лет: независимый экспертный доклад»)

    И все бы ничего, но многих жителей Владивостока и независимых экспертов смущают и даже возмущают финансовые затраты на строительство. Помимо подписанного в 2009 году премьер-министром РФ Путиным замораживания зарплаты бюджетникам (официально – из-за кризиса, неофициально – на строительство олимпийских объектов в Сочи и объектов саммита АТЭС во Владивостоке), на местном уровне произошло урезание зарплаты большинства бюджетников – опять-таки, на строительство мостов. Некоторые эксперты высказывают мнение, что банальное расширение улиц, прилегающих к площади Луговая, а также отвод части земель бывшего Дальзавода под автотрассу позволило бы решить проблему движения из центра Владивостока в сторону бухты Тихая и на мыс Чуркин вдесятеро дешевле... Впрочем, красота – а новый мост, бесспорно, украсит город – тоже чего-то стоит. Тем более, что на подходах к нему вовсю идет строительство и новых транспортных развязок, а также обустройство создаваемого проспекта Красоты (на месте улицы Всеволода Сибирцева), с которого уже сегодня открывается прекрасный вид на центральную часть города и бухту Золотой Рог.


    Компании Владивостока, предлагающие автомобили в аренду (выборочно):

  • «Влад-Рент» (тел. 725-333)

  • «Альфа-Кар» (тел. 666-427)

  • Vlad-Avto (тел. 50-88-84)

  • «Скороход» (тел. 500-100)

  • «Экспресс» (тел. 48-33-22)

  • «Мотор» (тел. 99-71-99)

  • «Рентавосток» (тел. 557-231)

  • «Меридиан ДВ» (тел. 952-266)

  • Алексей СТЕПАНОВ
    Владивосток – Иркутск
    Фото автора
    alex@automarket.su

    Автомаркет+Спорт № 14/2010

     
    Поделиться ссылкой
    
    Автофирмы Иркутска







    Весь каталог