|
Часть перваяЧасть втораяЧасть третьяЛас-Вегас — Гранд-Каньон Покинув Долину Смерти, мы быстро домчались до границы штата Невада. Бесцветный знойный штат. Казалось бы, пустыня, здесь когда-то даже существовал ядерный полигон. Но, как ни странно, куда мы теперь подъехали — это было начало «долины жизни». Как раз той, какую всегда любили показывать советские идеологи на темы «их нравы» и «загнивающий запад». Мол, вот так они и прожигают свои капиталы, бессмысленно и отвратительно по сути.
Логово искусителяА что, оно и впрямь, сладкие плоды настоящего капитализма. Только стоит подъехать к границе штата, как вдруг Америка, в целом упорядоченная, праведная, в чем-то даже патриархальная и по-своему культурная страна, будто «съезжает с катушек» — крикливые вывески казино недвусмысленно указывают, что мы на пути в искушающее логово дьявола, в самый центр индустрии развлечений, страстей и пороков. В легендарный Лас-Вегас — город, безобидное название которого (в переводе с испанского «пойменные луга») давно стало нарицательным в мире культа денег, шоу и гламура. Кто умирает от нетерпения попасть к «одноруким бандитам», может это сделать сразу на границе, размяться на удачу, а то и расстаться с желанием продолжить путь. Но таких, видимо, не бывает — этот город в США как черная дыра в галактике, тянет к себе все живое со страшной силой, а попал в зону притяжения, и ты просто обречен в нем раствориться. Здесь разрешен азарт и в какой-то степени даже разврат — то, что непозволительно в других штатах. Не секрет, что свободный от предрассудков Лас-Вегас когда-то «подняли» именно бандиты. В 40-х годах прошлого века здесь крепко обосновались мафиозные структуры, подчинив зародившийся и узаконенный в этих краях игорный и прочий увеселительный бизнес. Хотя уже в начале 60-х борьба с организованной преступностью вывела криминальные кланы, по крайней мере, из прямого управления и контроля. Честные миллионеры даже смогли выкупить у них большую часть земельных и недвижимых активов. Впрочем, короткая история города настолько сжата событиями и действиями, что хватило бы на тысячу лет многим другим городам «районного» значения. Когда испанцы в начале 19 века заприметили это тихое местечко с зеленой травкой и водой посреди выжженной земли, восприняли его как чудный оазис на сложном маршруте из Нью-Мексико в Калифорнию. Позже здесь даже обосновались мормоны, хотя и не надолго — климат для этой религиозной общины оказался некомфортным. Однако «свято место» пусто не бывает. В определенном смысле, Лас-Вегасу как раз суждено было стать неким обжитым оазисом, да еще каким! И, между прочим, теперь не только и даже не столько как игорная столица. Betunlim Лас-Вегас сегодня — больше семейный курорт с роскошными (но весьма демократичными по цене) отелями и невообразимым по насыщенности на единицу площади количеством вполне цивильных развлечений.
Просто цирк, и не толькоНаш бросок по Неваде вновь сопровождался дождем, причем сильным, который позволил отметить отличную «стекаемость» дорожного полотна — больших луж, где бы возникал эффект аквапланирования, не было. Но главное — ехали не по самой загруженной магистрали и ехали «вовремя», то есть уже по темноте, а в этот город надо приезжать именно вечером. Иначе не получишь удовольствия от основного «светопреставления», которым славится Лас-Вегас. Сначала впереди посветлело само небо, потом показался блуждающий луч прожектора на отеле Luxor (утверждается, что в хорошую погоду его видно за сотню километров и из космоса), а затем уже горизонт разорвало мириадами огней. Поток из красных автомобильных фонарей втекает в эту расплавленную лаву и сразу превращается в пар, рассеивается в пыль. Кажется, что с приближением к «городу для взрослых», как еще называют Лас-Вегас, скорость автомобилей непроизвольно увеличивается. Пешеходов в американских городах просто так не увидишь, все перемещаются в автомобилях, но уже в пригородах Лас-Вегаса сразу повстречался бездомный. Наверное, из тех, кто когда-то проигрался вчистую, да так и остался здесь в качестве «коренного жителя», ведь в этом городе встретить настоящих аборигенов малореально: большая часть людей туристы и отдыхающие, а меньшая — обслуживающий персонал. Знаменитую освещенность Лас-Вегасу дают тысячи обычных уличных фонарей, а вот буйство неона здесь далеко не везде, зато какое! Когда впервые выкатываешься на главную улицу города, называемую Стрип (Лента), на какой-то момент даже забываешь, зачем сюда приехал. Никакой цирк не способен оглушить с такой же силой, как это делают архитектура, шум и свет на Стрип. Городом Лас-Вегас стал только в 1905 году, и когда-то мировая столица развлечений скромно обходилась стилизованными под старые ранчо гостиницами, где можно было вкусить романтику Дикого Запада, в том числе переодеться в ковбоя и покататься на лошадях. Сейчас огнедышащий Стрип своими суперроскошыми отелями стилизован под самые разные эпохи и географические точки. Египетская цивилизация, античная, Париж с Эйфелевой башней, Нью-Йорк со статуей Свободы — чего только не намешано. Скорее всего, эстеты такое не назовут шедевром градостроительного искусства, но, по крайней мере, в этом и есть достопримечательность Лас-Вегаса, его нынешнее лицо. Такое впечатление, что Голливуд находится именно здесь, и что едешь по его съемочным площадкам с тематическими декорациями. Но по Стрипу лучше не ехать, а ходить. Удивительное местечко, с особой атмосферой вечного праздника и счастья. Здесь музыка льется «из ниоткуда», то есть из динамиков, встроенных прямо в тротуарные ограждения, а иллюминация такая, что глаза могут устать быстрее ног. Людей толпы, и одеты в основном просто, зачастую по-пляжному. И неважно, весьма состоятельный человек или обычный работяга — эта улица абсолютно для всех, в том числе гуляют семьями, с детьми (но в казино до 21 года не пускают). Встречаются пьяненькие, в том числе девушки, есть реклама интим-услуг, хотя проституция запрещена даже в Неваде, а уж мимо казино не пройти никак — что ни дверь, то сначала игровые залы, и только потом магазины, отели, концертные площадки и все остальное. В общем-то, почти любой отель здесь — город в городе, или, как их еще называют, курортные центры, где можно запросто заблудиться. Даже в нашем отеле Circus Circus, который относится к демократичным и даже семейным (весьма пристойный номер здесь стоит $30-40 на двоих), имеется все, в том числе грандиозный развлекательный комплекс Adventuredome с несколькими типами «американских горок». И для детей, и для взрослых, в том числе экстремалов — взлетать на 30-метровую высоту с ускорением 4G сможет не каждый. И потом, здесь можно вообще ни разу не сыграть в казино, и при этом насыщенно провести время. Все-таки самые яркие и грандиозные шоу тоже давно стали неотъемлемым атрибутом Лас-Вегаса. Здесь побывали с концертами многие (если не все) знаменитые певцы и коллективы (во время нашего пребывания выступали Мадонна и Элтон Джон), и здесь даже на улице можно попасть на совершенно бесплатное шоу вроде «танцующего» и, конечно, самого крупного в мире фонтана. А рядом не менее эффектное зрелище — высотные новостройки! Лас-Вегас — город, который всегда меняется. Не исполнится отелю и двух десятков лет, а он считается уже устаревшим. Взрывают, а на его месте строят еще более грандиозные небоскребы, которые превратятся в еще более роскошные отели. И строят обычными башенными кранами, но с такой особенностью — краны как бы растут вместе с домом. Поставят несколько этажей, потом краны наращивают и заодно крепят их корпус к каркасу здания — так они и держатся при такой-то высоте.
Свет и тениНо что характерно, та же улица Стрип, если идти дальше, в какой-то момент «умолкает», сужается и превращается в улицу «заводского района», с невзрачными малоэтажными постройками, заборами и автосервисами. Да-да, почему-то именно в Лас-Вегасе удалось посмотреть обычный американский автосервис, причем не дилерский, а именно универсальный, где обслуживаются любые машины любого возраста. Спектр услуг широкий — от замены колодок до «кузовщины» и капитального ремонта двигателей, но в основном это несложные операции. Могу даже утверждать с высокой долей вероятности, что именно из Америки к нам было завезено зерно нынешней инфраструктуры экспресс-сервисов. Со своими, конечно, особенностями. Например, мы в сервис сами приезжаем, а здесь можно вызвать «службу доставки», и машину отгонит специальный человек. А еще в американских сервисах абсолютно нет никакого лоска, даже вывески сделаны очень простенько, зачастую грубо намалеваны краской. Многие наши сервисы выглядят куда презентабельней. Так что Лас-Вегас вовсе не состоит только из отелей, казино и магазинов. Есть здесь свои интересные музеи, выставки, парки и увлекательные экскурсионные программы, в том числе возможность съездить в старый форт, построенный еще мормонами. По-прежнему можно попробовать себя и в роли ковбоя, с поездкой на лошадях по диким тропам Невады, а можно арендовать Harley Davidson и от души погонять по пустыне (кстати, взять напрокат Ferrari или другую крутую тачку здесь тоже можно). Собственно, автопарк на улицах выглядит соответствующе настроению города — множество сверкающих лимузинов, спорткаров и пижонски тюнинговых автомобилей, которым тесновато даже там, где улица имеет до шести полос в каждом направлении. Однако слишком глухих пробок не наблюдается, движение тягучее, но не заблокировано, а в выходные дни на дорогах Лас-Вегаса даже относительно пусто. Тут и полицейские какие-то особенно видные, статные, в безупречно пошитой форме — такой выглядит очень авторитетно и вызывает неподдельное уважение. А как они, в случае необходимости, разруливают потоки — просто загляденье. Никаких тебе полосатых палочек и непонятных с ней манипуляций. Полицейский стоит с краю проезжей части и только кистью руки показывает водителям, остановиться им или ехать. Без всякой суеты, спокойные и даже размеренные жесты, но такие естественные и всем понятные, будь за рулем местный или приезжий издалека, вроде нас. Чтобы охватить хотя бы основные достопримечательности Лас-Вегаса и его окрестностей, надо несколько дней плотного расписания «занятий», а мы все же приехали на SEMA Show, и работа на этой выставке требовала в жертву много времени, в том числе вечернего. Радости обычных туристов разделять не пришлось, даже в казино сыграли только один раз, чисто символически, честно спустив по «десятке». И все же один познавательный маршрут был запланирован, как раз накануне открытия выставки — это экскурсия к знаменитому Гранд-Каньону, который Ильф и Петров во время своего посещения сравнили с перевернутым горным хребтом. Правда, писатели-сатирики тогда подъезжали к нему на автомобиле, а наш тур был авиационным.
Воздух, вода и земляРано утром, когда в игровых залах еще почти никого (только самые отчаянные), нас прямо из отеля забрал небольшой автобус и повез в аэропорт. Но не междугороднего, а местного значения — из него маленький двухмоторный самолетик за 40 минут должен доставить нашу группу до каньона. С некоторых пор лично у меня появилась аэрофобия, а тут еще за штурвал села женщина! Но что приятно удивило — звуковое сопровождение из наушников на русском языке. А ведь верно — наших людей в здешних краях теперь бывает довольно много — куда ни приди в Лас-Вегасе, везде слышится русская речь. Самолетик легко взмыл, и в его больших иллюминаторах поплыл сухой равнинный ландшафт настоящего «Дикого Запада». Казалось, безжизненного, и каким чудом в этих краях вырос и развивается Лас-Вегас, было непонятно. Но уже через пять минут под крылом появился ответ на вопрос, за счет каких неведомых сил освещается и шумит легендарный город. И силы эти огромны. Еще в 30-х годах, в 48 км от города, на реке Колорадо, в ущелье под названием Черный каньон за несколько лет возвели великую плотину и запустили электростанцию. Назвали дамбой Гувера, в честь президента Герберта Гувера, который был активным сторонником строительства. Станция не только дала дешевую электроэнергию для Невады, Аризоны и Калифорнии, она родила водохранилище, озеро Мид, воды которого питают окрестные районы, а заодно служат индустрии спорта и развлечений. По всему, сооружение грандиозное и красивое — среди голого скальника грязно-красного цвета этот почти белоснежный объект изогнутой формы и высотой в 200 метров казался чем-то нереальным. Жаль, что увидеть плотину удалось только из самолета. Разумеется, американцы не стесняются эпитетов в адрес дамбы, называя ее инженерным чудом ХХ века, и это чудо тоже открыто для туристов — только за один день их может быть до 4 тысяч! Глядя на дамбу Гувера, невольно думаешь, что наши Братская или Саяно-Шушенская ГЭС ничуть не мельче по масштабам и красоте, и ничуть не меньше заслуживают туристической славы, но о них мало кому известно. Или, к примеру, рядом с Бодайбо в условиях вечной мерзлоты построена уникальная в своем роде Мамаканская ГЭС, но о ней тоже знают немногие, а уж побывало и вовсе считанное количество людей. Уж по части гидроэнергетики мы можем утереть нос американцам. Но, опять же, знаменитая ДнепроГЭС была построена при помощи американских инженеров. То есть опыт, которым стоит гордиться, какой-то частью тоже заимствован за океаном. Наконец, внизу ломаным неровным профилем, исполосованная слоями исторического развития планеты, показалась огромная пропасть с отвесными «берегами». Откачать всю воду из Байкала, и можно получить что-то очень похожее. Гранд-Каньон протянулся более чем на 400 км и в глубину достигает 1,6 км. Подойти к самому краю и заглянуть на «дно» не просто — голова может закружиться. Кажется, что в этом месте расходится весь североамериканский континент — настолько грандиозен разлом. Но тектоника здесь ни при чем. Причина в уникальной эрозии почвы. Внизу каньона свои мутные воды несет мощная Колорадо, которая за миллионы лет взрезала и вымыла это плато, открывая геологические срезы многих эр. Жаль только, что не в любое время дня это зрелище столь же красочное, как в рекламных буклетах. Там обычно красновато-желтые склоны каньона контрастно подсвечены заходящим солнцем (плюс специальные фильтры на объективах). А сейчас, утром и вживую, краски оказались блеклыми. Самолетик плюхнулся на аэродром туристического центра, где нас уже ждал вертолет. Сидя рядом с пилотом, мне повезло сполна испытать прелесть вертолетной прогулки над каньоном. Когда машина летит прямо над этой бездной, да еще с приличным креном плотненько огибает уступы и «мысы», впечатления усиливаются многократно. И на первый взгляд кажется, что это совершенно безжизненное место. В свое время испанцы, впервые обнаружившие каньон, не нашли в нем ничего достойного, что могло бы принести пользу, и на многие годы о нем как бы забыли. На самом же деле Гранд-Каньон обладает своей богатейшей и редкостной экосистемой: более полутора тысяч видов растений, более 350 видов птиц, включая уникального калифорнийского кондора, около сотни млекопитающих, рептилий и так далее. Понятно, что все возведено в статус национального парка и ныне строго охраняется государством. Познавать этот мир можно разными способами, в том числе для самых активных и выносливых предусмотрены протяженные пешие туры и кемпинги. Кстати, ежегодно администрации парка приходится спасать до 250 туристов от истощения и обезвоживания, так что пешие маршруты действительно сложные и требуют подготовки. Наш же тур был для «ленивых» любителей природных феноменов, но от этого он не стал менее интересен… Вертолет сделал очередной головокружительный пируэт между скалами и пошел на посадку, прямо на дно каньона. На небольшую лодочную базу, откуда туристов прогуливают на моторных лодках по Колорадо. Нижний ракурс по-своему эффектно бросает виды на «стены» грандиозного каньона, хотя стоять на краю этой пропасти впечатляет больше. За последнее время «наверху» даже обустроили смотровую площадку со стеклянным полом, которая нависает прямо над каньоном. Деньги вложили немалые, и теперь этот «пассивный» аттракцион оплачивается отдельно и довольно дорого — $35 с человека, да еще за фото надо платить свою цену. Стоит ли оно того? В принципе, да. Ноги немного «подкашиваются», когда ступаешь по стеклянному полу, а внизу километровая пропасть, жаль только, что сама обзорная площадка не очень-то и большая. Так только, немного пощекотать нервы. Когда-то в районе каньона обитали индейские племена, и сейчас формально эта территория тоже принадлежит индейцам. В нашу программу входило посещение индейской деревни, с настоящими аборигенами, которые сейчас заняты в основном тем, что развлекают туристов своими фольклорными песнями и танцами. Выглядят неплохо, как в классических вестернах, того и гляди, сейчас достанут луки, томагавки и понесутся с улюлюканьем, хотя лошадей в их распоряжении нынче не видно.
ФинишСразу по возвращении с экскурсии в Гранд-Каньон надо было на несколько дней с головой окунаться в события SEMA Show, которые, надеемся, нам удалось более-менее отразить в серии зимних материалов. И еще до конца не отшумели яркие стенды участников, а нам уже надо было брать курс прямиком на Лос-Анджелес, где ждал обратный рейс в Россию. С утра 7 ноября сделали почетный круг по Лас-Вегасу, найдя его дневной облик, конечно, не таким эффектным, как ночью. Уже на выезде бросили из окна на обочину монетки (а вот мусор выбрасывать чревато — штраф за это в США $1000, а на территории национальных парков все $2000!) и «встали» на знаменитую трассу №15, по которой сюда идет основной поток автомобилей. Перегон оказался не столь длительным — 430 км и четыре с небольшим часа времени, но мы еще успели заскочить в какой-то населенный пункт и перекусить. Городишко сонный, типичная глубинка, но даже здесь имеется свой музей старинной техники, в том числе военной. Сами пейзажи по этому шоссе не такие живописные, как по дороге через Долину Смерти, и все же последний бросок по Америке по-своему был интересным. Все-таки нелегко было первооткрывателям идти по этим каменистым засушливым местам. Иногда попадались старые и уже нефункционирующие заводики, а вот современных промышленных гигантов мы в этих краях не встречали. Еще задолго до центра Лос-Анджелеса этот мегаполис стал наплывать бесчисленными пригородами. Было время, и мы успели еще раз прохватить по его знаменитым бульварам и даже заехать в русский эмигрантский квартал. Машину перед сдачей немного прибрали, все-таки намотали на ней более 4000 км, и заодно сделали доброе дело — какому-то бездомному подарили запасенную еще для Долины Смерти канистру с водой. Он долго не мог поверить в это счастье, а когда вник, бурно благодарил и быстро удалился. На пункте приема автомобиля, конечно, сказали, что все O’K, то есть не стали рассказывать о глюках в двигателе. А то мало ли, до самолета оставался час времени. Взлетали уже в темноте, и Америка провожала нас красивыми гирляндами света. Самолет сделал вираж над Тихим океаном и взял курс на противоположный континент, на другой конец Света. В этот раз в самолете даже удалось поспать, время прошло незаметно. Когда проснулись, под крылом уже проплывала родная заснеженная Россия… Часть пятаяВасилий Ларин
| |