Малое море и остров Ольхон
Просмотров: 9233
1 Января 2010

МАЛОМОРСКИЙ ВОЯЖ

 












Малое море и остров Ольхон














Малое море и остров Ольхон

Мы катим по сухим каменистым склонам на старой доброй «восьмидесятке». Абсолютный стандарт. На спидометре 460 тысяч – это уже дальше, чем до Луны, а машина, прожившая совсем не в тепличных условиях, еще выглядит бодрячком. Продавлено сиденье, вторая передача «вниз» без перегазовки уже не включается, стекло двери западает, есть удары в трансмиссии, но все равно, этот матерый крейсер держится молодцом и как-то очень хорошо гармонирует с древними байкальскими пейзажами.

А вот что с ними, пейзажами Малого Моря, совсем никак не гармонирует – это новостроенные турбазы. Точнее сказать, многие из них. Домики-скворечники бородавками усыпали голые склоны, и выглядит это, по меньшей мере, странно. Мало того, что такая «пасека» не становится украшением степного ландшафта, в таком «пансионате», сиротливо расположенном, вряд ли можно ощутить тот уют и комфорт, который мы обычно ждем от загородного отдыха.

Впрочем, не все базы диссонируют с местной природой, да и цель у нас не антитуристическая, а как раз наоборот – сориентировать и настроить людей на приятный культурный отпуск, тем более организованный отдых здесь отнюдь не из дешевых, как может казаться.

 

МАТЕРИК

 

Прогреваемая вплоть до +24°С вода в заливах, близость к Иркутску и хороший асфальт на большей части маршрута сделали берега Малого Моря сверхпопулярными. С запуском двух паромов рекорды посещаемости начинает ставить и остров Ольхон. И хотя пик турсезона в здешних краях недолог – 1,5-2 месяца, инфраструктура отдыха развивается как на круглогодичных южных курортах.

Тому свидетельство – масса уже открывшихся и строящихся турбаз, от компактных гостиных дворов до мини-городков, именуемых базами отдыха, и где на посещаемость летом не жалуются. До роскошных отелей где-нибудь в Средиземноморье они, конечно, не дотягивают, но все же в ряде случаев видно стремление их владельцев приблизить комфорт отдыхающих к высоким стандартам. Кроме того, принятая здесь концепция деревянной архитектуры не только по-своему красива, но и может быть признана самой экологически здоровой для отдыхающих. Это вам не бетон, не картон и не ядовитые полимеры.

Сегодня до развилки на МРС и Сарму (там, где находится популярное кафе «Надежда») из Иркутска можно домчаться на одном дыхании с закрытыми глазами: чуть больше двухсот километров несложной, в целом, дороги многими обычно так и преодолевается. Кто-то даже не останавливается на перекус, хотя по пути есть кафе с весьма приличной кухней, правда, и цены не эконом. Например, мы плотно, вкусно и около 200 рублей на брата пообедали в кафе «Бригантина», что в закутке на отвороте в деревню Петрова.

Но дело не в этом. Сей недлинный маршрут действительно преодолевается «с закрытыми глазами» еще потому, что видимых достопримечательностей, где можно постоять, «полазить» и почерпнуть какую-то интересную информацию, вблизи дороги как будто нет. Но это если не знать!

Так, незадолго до гравийного отрезка, невидимое с дороги, но, в принципе, близкое к ней, на горе притаилось старое кладбище, которое называют миссионерским. Захоронения 19-го и начала 20-го века. Безупречно вытесанные из мрамора и прекрасно сохранившиеся памятники и плиты. С четко высеченными надписями – они с траурным отпеванием, но сами по себе рассказывают дореволюционную историю края. «Под сим камнем покоится тело усопшего раба Божия Григория Иннокентьевича Муравьева, бывший глава родоначальника Ольхонской Степной Думы. 1847-1908 г.». Похоронены учителя, врачи. Много младенческих могил, нередко парные. Некоторые могилы, вероятно, женские, разорены: кто-то искал драгоценности. Почему кладбище возникло именно здесь, вдали от поселений, непонятно, но сейчас это обстоятельство только на благо его сохранения от нечестивых людей.

На гравийном отрезке, который грейдируют далеко не каждый день и выглядит который бесхозно, мощные ступняк, гребенка и камни не щадят даже Land Cruiser – тяжелый внедорожник начинает трястись, греметь и плавать. Выход есть: с главной трассы через ров обочины нырнуть на «альтернативную» степную дорогу, которая виляет рядом и под колеса стелется мягче. Но с этого, собственно, начинается современная драма Прибайкалья – бесконтрольное движение сотен автомобилей, которые уже «накатали» паутину несанкционированных проездов по заповедным землям.

Наш курс лежит на южную часть Малого Моря, самую посещаемую в летний сезон. За последние годы здесь образовано и строится несколько десятков баз отдыха, но с проездами к ним картина диковатая – по стихийным дорожкам плутаешь, как в монгольских степях. Острые камни, промывы, подъемы – все это выглядит не очень подходящим для езды на обычных легковушках.

Еще не доезжая до МРС, сворачиваем в сторону Куркутского залива, где ныне расположено много всяких турбаз. Причем не всем из них «хватило» места у воды. Если «Фрегат», «Баяр» или «Наратэй» расположены рядом с берегом, то «Чайка» или «Боярский двор» раскинулись на приличном удалении от воды. А самая отстраненная в этом отношении, пожалуй, «Базарка», к тому же стоит на голом безлесом месте. И как ни странно, это не тот случай, когда, чем дальше «от моря», тем ниже тарифы за жилье. Вполне схожие расценки.

Кстати, в советское время «заправилы» отдыхом тоже не стремились размещать трудящихся прямо на берегу. В МРС еще с тех времен функционирует ветеран байкальского культурного туризма – база отдыха «Маломорская», и до ближайшего пляжа от нее «топать» километра два.

 

СМЕШЕНИЕ ЖАНРОВ

 

Какие условия предлагаются для людей, кто палаткам предпочел «тепличный» отдых? По-разному, но можно заметить: с одной стороны, организаторы турбаз уже стремятся создать условия жизнедеятельности, максимально приближенные к люксовым городским стандартам, а с другой, привнести традиционный колорит «дикого» отдыха. То есть можно проживать в благоустроенном номере, обедать в ресторане, играть в бильярд, и при этом ходить в «деревенскую» баню и петь песни под гитару у костра (в специально отведенном для этого месте).

А кто ценит особенности байкальской природы, может наслаждаться ею прямо на территории обитания, если она органично вписана в местный ландшафт. Так, база отдыха «Чайка» расположена не только на довольно крутом склоне, но еще и включает «собственную» гранитную скалу, этакий хребет в миниатюре, с которого тоже открываются хорошие виды на долину и залив.

Сама эта база среди прибайкальских относится к достаточно крупным и рассчитана на 180 человек. Условия проживания для адептов загранкурортов могут показаться условиями «выживания», но для остальных, можно сказать, они типовые, без изысков: номера в гостинице с общим туалетом и душем на этаже, простенькие бревенчатые коттеджи, где максимально предлагаемый комфорт – это индивидуальный биотуалет с умывальником. В пик сезона цена за место в таком номере в прошлом году достигала 650 рублей за сутки без учета питания. Есть летний уличный душ. Набор развлечений тоже типичный: экскурсии, в том числе морские, катание на тюбах, организованная рыбалка с инструктором, баня, кафе-бар, отдельно бурятская кухня, танцпол, бильярд, теннис, мангал, беседки. В новом сезоне открылась сауна.

 

НОВАТОРСТВО

 

Малое море и остров Ольхон

Интересными декорациями из дерева и клумбами (в данном случае на базе отдыха «Наратэй») могут порадовать многие турбазы, что особенно актуально в отсутствии пышной естественной растительности

Если же отметить самое-самое по размаху, то на Куркутском заливе, кажется, нет равных базе «Наратэй»: ни по вместимости – до 240 человек, ни по сервису. Это что-то вроде авангарда в области развития прибайкальской индустрии отдыха. Размещение как в эконом-варианте (по типу лишь бы переночевать), так и в люксовом, с уютными комнатами и полным набором благ – от тапочек и горячей воды до спутникового TV с ж/к экраном и балкончиком с видом на залив.

На территории этой базы почти нет естественной растительности, зато ее украшают цветочные клумбы, деревянные этно-персонажи и стильные декорации, есть даже ритуальный гонг и самый романтический атрибут – мост влюбленных. И с досугом полный порядок – построен собственный Центр развлечений «Баатар», где кроме всего на большом экране «крутят кино», летом работает аквапарк. В июле должен открыться новый спортивный комплекс, а на 2011 год запланирован уличный бассейн.

База ориентирована на семейный отдых, и здесь не только есть свой медкабинет, но и прачечная. Летом большая часть продуктов идет из собственного хозяйства. Что характерно, учтены интересы клиентов, кто хотел бы пользоваться всеми перечисленными благами, но при этом ностальгически проживать в палатках – для таких отведена площадка примерно на 140 мест с «арендной» стоимостью 400 рублей.

Кардинально решается вопрос и с «автоклиентами». Машины в пик сезона паркуются на охраняемой стоянке за основной территорией, однако в этом году есть интересное новшество, которое надо бы взять на заметку другим держателям турбаз. Чтобы пресечь стихийный выезд автомобилей в пляжную зону, особенно к аквапарку, вблизи ее организовывается стоянка, заезд куда будет контролируемый, через специальный коридор, надежно огороженный крепкими столбами.

Вообще, одной из задач нашего короткого вояжа было выяснить, что нового предлагают сегодня уже известные турбазы. И везде, где успели побывать, действительно предложение расширилось. Так, мы заехали на попул я рную базу отдыха «Ветер странствий» (на 150 человек с разными условиями проживания), что находится в окрестностях МРС и выгодно возвышается на одном из мысов с прекрасной панорамой залива. Используя свое местоположение, администрация базы к сезону построила беседку-шашлычницу (почти на самом «краю обрыва»), новый коттедж, а также открыла большую игровую комнату для детей.

Другое массовое и даже более живописное направление отдыха – это залив Мухур (ехать в сторону Сармы). Здесь также много турбаз разного статуса и «исполнения». Одни из них плотно жмутся к берегу («Бриз», «Лазурная», «Шида») и могут этим козырять даже при сравнительно скромных условиях проживания, а другие («Байкал Дар», «Лагуна») достаточно далеко расположены от «основной» воды, зато вписаны в горный рельеф с густым для здешних мест лесом. Проезд к турбазам в этой стороне тоже далек от идеального, и для легковых автомобилей представляет некоторые сложности. Опять же, доступных с главной дороги исторических достопримечательностей наперечет: можно побродить среди древних каменных курганов (так называемые плиточные захоронения) или, если есть знающий проводник, добраться до наскальных рисунков. С парковками не все однозначно. Так, турбаза «Бриз» хоть и весьма удачно, но все же буквально пригнездилась на возвышенности между крутым скальником и берегом, и для стоянки машин здесь практически нет места.

 

ОСТРОВ ВЕЗЕНИЯ

 

Малое море и остров Ольхон

Знаменитый Сарайский пляж. Сейчас он еще пуст, но скоро бесконтрольные туристы превратят его в помойку

Отправляясь на Ольхон, в нашем случае можно было испытать благостное чувство уже на переправе. В прошлом году доводилось здесь перебираться в середине июля, и при двух паромах с плотным графиком работы автохвосты с обеих сторон доходили до километра. Еще с более-менее тихими туристами туда, а уже оттуда – с пьяными и скандальными. Но вот в начале июня, при «ленивом» графике работы одного парома, машин здесь одна-две и обчелся.

Дорога до нынешнего «центра развлечений» поселка Хужир также в разбитом гравийном исполнении и с альтернативно накатанными участками. Невольно приходится на них съезжать, так как на главном пути можно угробить подвеску. Что сказать, Ольхон тоже застраивается, точечно и комплексно. Инфраструктурные новостройки видны на просторах острова, но особенно в Хужире, который после электрификации на глазах теряет свой былой патриархальный облик. Однако радует, что не только действующий Краеведческий музей здесь остается оплотом «культурного слоя». Многие турбазы и сувенирные магазины по стилю и оформлению стараются соблюсти связь с эпохой деревянного зодчества и смотрятся вполне органично.

Вот только размах новостроек способен насторожить. Сейчас уже мало места в самом поселке, и прямо на песочном берегу при въезде в Хужир, там, где мог быть великолепный общественный пляж, возводится самая крупная база отдыха. Ее можно узнать по фасаду из цилиндрического бруса, выполненного в стиле средневекового острога. Грандиозно и, судя по масштабам и материалам (чего только стоит безупречный цилиндрический брус), здесь явно задействованы «московские капиталы». Точные сроки открытия неизвестны, но если это не ведомственный пансионат, а цены хозяева установят демпинговые, то «острог» может изрядно подкосить бизнес здешних турбаз.

А какие, кстати, расценки в нынешнем сезоне на острове? На ночлег мы заехали в известную усадьбу Никиты Бенчарова. Еще не сезон, иные базы еще только готовятся к наплыву туристов, а здесь, как обычно, многолюдно и весело, в том числе полно иностранцев. Проживание в простых номерах 850 рублей с питанием (без него не предлагается), в улучшенных (но тоже без шика) 1150 рублей, причем питание в этом случае тоже улучшенное – в отдельном зале со шведским столом. Устроиться в Хужире можно и дешевле, если без питания и заведомо в аскетичных условиях. Обойдется в 350-400 рублей с учетом отсутствия живописных видов и удаления от культовых объектов.

Например, задний двор той же усадьбы Бенчарова сразу выводит на территорию с великолепным обзором на Священный Камень и пролив. Или, например, на окраине поселка скромно приютилась турбаза «Шаманка» на 60 человек, но она одна из самых близких к знаменитому (печально из-за варварского к нему отношения «поломников») Сарайскому пляжу – тоже священному и самому роскошному на острове. Здесь уже место в эконом-классе стоит 600 рублей без питания. Двухместный номер с удобствами 3000 рублей, а 4-местный коттедж – 6000.

Но в Хужире есть возможность комфортно поселиться подальше от «шумных перекрестков», причем в уютной лесной зоне. К таковым относится небольшая, на 30-40 человек база отдыха «Лада». Стоимость проживания от 350 рублей (место в эконом-классе без питания) до 3400 рублей за люксовый номер. «Лада» еще отличается тем, что здесь наиболее широкое предложение прокатных велосипедов – транспорт, который, по идее, должен стать основным (если не единственным) для активного отдыха на Ольхоне.

Впрочем, администратор «Лады» нам поведал еще об одной интересной и новой услуге. По их опыту, многим отдыхающим уже через 3 дня наскучивает «пансионный» образ жизни, и они просят определенной доли экстрима. Специально для таких здесь организована баня «по-черному» – сущая экзотика, а еще будут предлагаться «дикие» туры с выездом в безлюдные места, с ночевкой в палатках, рыбалкой и так далее.

В общем-то, такая услуга – отличная альтернатива тем же экскурсиям, которых на Малом Море предлагается по десяткам маршрутов: от часовых обзорных до всяких эксклюзивных и дневных, и которые для кого-то могут показаться утомительными – дороги не очень, да и транспорт в плане комфорта по большей части тоже (УАЗы).

Погода на Байкале, как известно, может меняться стремительно. Туристическая обстановка, как выясняется, тоже. Всего через сутки возвращались с Ольхона, а с материка на переправу уже небольшая очередь из микроавтобусов, плотно набитых пешими туристами с рюкзаками. А когда выйдет данный номер газеты, здесь уже будет вал автотуристов.

Типичные расценки на некоторые услуги на турбазах Малого Моря:

 

Услуги     

Стоимость

Баня

500 руб./час (4 чел.)

Сауна

700 руб./час (4 чел.)

Настольный теннис

от 50 руб./час

Бильярд

от 150 руб./час

Экскурсии

от 300 руб./чел.

Рыболовный тур с инструктором

от 1500 руб./чел.

Морские прогулки

от 600 руб./чел.

Морская прогулка с посещением островов

от 1100 руб./чел.

Прокат горных велосипедов

100 руб./час, 400 руб./день, 500 руб./сутки

Автостоянка охраняемая

50 руб./сутки

Василий ЛАРИН

Автомаркет+Спорт № 12/2010

 
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог