Мне меньше всего хотелось бы читать морали, но когда в сотый раз за день вижу непристегнутого водителя (о пассажирах и не говорю), хоть убейте, не могу понять этих людей. Нет, я, конечно, люблю экстрим, но прыгать с парашютом без запаски не стал бы. Хотя случай вляпаться в аварию у любого участника движения куда выше, чем вероятность отказа основного парашюта. И там, где можно было бы обойтись легким испугом, люди получают тяжелые травмы, а то и вовсе расстаются с жизнью. Примеры — у всех на виду. По единодушному мнению экспертов и Михаил Евдокимов, и Николай Караченцов сейчас бы были живы или здоровы, будь они пристегнуты.
Вы никогда не ездите с большой скоростью, да и вообще классный водитель? Прекрасно. Как свидетельствует мировая статистика, ремень безопасности практически на 100% спасает жизнь в случае ДТП в городе на небольших скоростях. Многочисленные исследования и случаи из практики подтверждают: смерть может наступить при столкновении даже при скорости 30 км/час. При происшествиях, совершенных на скорости 30, 40, 50 и даже более километров в час, ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантируют сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но по мере увеличения скорости возрастает количество смертельных травм, которые при скоростях более 90 км/час становятся практически неотвратимыми. По данным статистики, у пассажиров и водителей, пользующихся ремнями безопасности, при столкновении в два раза больше шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании — в пять раз. При скорости движения 60 км/час 8 человек из 10, пристегнутые ремнями, вообще не получают травм. В целом эффективность ремня безопасности, по мнению ученых — 60-70%. То есть там, где человек погиб, у него был значительный шанс выжить, там, где получил тяжелые травмы — мог отделаться легкими, а в случае легких — всего лишь ушибами.
При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует сила в размере 2 т! Если человек не пристегнут — смерть неминуема от ударов, полученных об элементы отделки салона, лобовое стекло и органы управления. Для сидящих на заднем сиденье, не пристегнутых ремнями, такое столкновение также смертельно опасно: их зажмет между подголовниками переднего ряда сидений и крышей, нанося тяжелейшие травмы позвоночнику и внутренним органам. Использование ремней позволяет избежать этих последствий. Американские исследователи из университета Буффало проанализировали статистику по ДТП с 2000 по 2003 годы и выяснили, что почти половина пассажиров на задних сиденьях (46,9%) во время ДТП не надевали ремни безопасности, и в результате 34,6% этих непристёгнутых пассажиров погибли, по сравнению лишь с 14,9% «носителями» ремней. Пристёгнутые задние пассажиры в 2,4-3,2 раза более вероятно переживут аварию, по сравнению с людьми, не надевшими ремни безопасности! Кроме того, зафиксированный ремнем водитель более эффективно действует в критических дорожных ситуациях — заносе, вращении или экстренном торможении.
Еще факты? Пожалуйста. По подсчетам ученых, анализирующих безопасность дорожного движения в США, ремень безопасности спас жизнь 170000 американцев. Население среднего российского города.
В другом исследовании приводятся еще более впечатляющие цифры. Использование ремней безопасности существенно уменьшает число случаев выбрасывания людей из автомобиля. От 20% до 30% выброшенных из автомобиля получили смертельные травмы, из числа же оставшихся в нем — только 0,5%.
По данным Госавтоинспекции Беларуси, использование ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 из 100 дорожных происшествий, а при опрокидывании — в 91 случае из 100.
В Японии была проведена серия краш-тестов, чтобы проверить эффективность ремней безопасности на задних сиденьях автомобиля. За два дня испытаний на глазах у журналистов и комиссии было разбито три Nissan Wingroad. Лобовое столкновение проводилось на расстоянии 180 м от препятствия на скорости 55 км/ч с последующим лобовым ударом. Испытания показали, что при непристегнутых ремнях безопасности задние манекены получают серьезные повреждения. И, напротив, совершенно не пострадали, когда были хорошо закреплены ремнями. Процесс движения был снят на видеокамеру, которая показала, что в момент столкновения манекены получили сильный удар при контакте с передними сиденьями. Ремни безопасности значительно смягчают этот удар.
Особая тема — взаимодействие ремней и подушек безопасности. При непристегнутом ремне безопасности подушка может… убить даже при аварии на небольшой скорости: тело по инерции летит вперед, раскрывшаяся подушка его остановит, зато голову с огромной скоростью отфутболит назад. У хирургов это называется «хлыстовая травма». В большинстве случаев это грозит переломом шейных позвонков, в лучшем — вечной дружбой с вертеброневрологами — врачами, которым иногда удается поставить ваши позвонки на место. Именно поэтому во многих машинах раздается противный писк, который не столько напоминает нам, что нужно пристегиваться, сколько сообщает, что подушка НЕ раскроется, если человек не пристегнут.
Американские врачи говорят, что подушки эффективны лишь тогда, когда водитель пристегивается ремнем! В этом случае погибали лишь 3,3% попавших в крупные ДТП. А вот если водитель не пристегивался, то тогда его шансы распрощаться с жизнью увеличивались почти в два раза, причем вне зависимости от того, была в автомобиле подушка безопасности или нет. Мало того, в некоторых случаях подушки безопасности наносили непристегнутым водителям серьезные травмы головы, ломали носы, разбивали очки (из-за чего серьезно страдали глаза) и так далее. А может — ну их, эти ремни, да и статистика — вещь коварная. Ведь ремень шею трет, мешает управлять, да и что друзья подумают? Да и теорию Дарвина никто не отменял — пусть выживают самые сильные и умные. Обществу от этого только польза…
Ефим НЕЗВАННЫЙ
P.S. Прошу извинить за неполиткорректность, грубый тон и оскорбительный заголовок. Но если после прочтения этого материала будет спасена хоть одна жизнь — я буду оправдан.