Как защитить авто от угона
Просмотров: 3963
24 Сентября 2008

КОШМАР АВТОВЛАДЕЛЬЦА ИЛИ КОГДА УГОН – НЕ ШОУ

Защита от угона

В этой статье сделана попытка рассказать обо всех обстоятельствах, связанных с угоном, — от непосредственных действий злоумышленников и советов профессионалов по защите, до некоторых правовых аспектов.

Банальный угон, стратегия и такткика

Способов угнать автомобиль — бесчисленное множество. Все зависит от фантазии и умения злоумышленников.

Вот как это происходит, если на автомобиле стоит простейшая противоугонная система, все назначение которой сводится лишь к тому, чтобы открыть-закрыть двери с помощью брелока, пикнуть сиреной в подтверждение, что команда выполнена, или пошуметь немного, если сработали датчики. А в эту «группу риска», между прочим, входят большинство автомобилей, где ставятся недорогие сигнализации со стандартным набором функций.

Первое, что нужно угонщику — открыть автомобиль. При этом зачастую не надо никаких сканеров. Самый простейший и «нежный» способ проникнуть в машину — использовать профессиональный воровской инструмент: отмычки, фомки, каленые отвертки. Кому-то из автовладельцев наверняка доводилось оставлять ключи в замке зажигания и, случайно забывая, закрывать двери на фиксаторы. В таких ситуациях единственный выход — вызвать «службу спасения». Обычно они работают при такси. Прибывший на место «спасатель» тут же при владельце вскрывает машину меньше чем за одну минуту, при этом нигде ничего не повреждает. Что же говорить об угонщиках, многим из которых не надо церемониться. Если иного выхода нет, угонщики могут использовать грубые методы, вплоть до разбития стекла или взлома личинок замков дверей.(Забегая вперед, скажем, что разблокировать руль можно, выломав защелку замка. Сделать это несложно, особенно в отечественных автомобилях — важно только иметь хороший рычаг. Для насильственного проворачивания личинки замка зажигания используют пруток из закаленной стали, сделанный в виде отвертки с мощным рычагом. За неимением оного можно напрямую соединить между собой нужные провода).

Следующий шаг — открыть капот. Опытный угонщик заранее легко может определить — стоит под капотом дополнительный замок-блокиратор или нет. Если замка нет (только штатный), остается лишь дернуть за ручку, которая в большинстве машин находится под рулевой колонкой. Многочисленные эксперименты показывают — с того момента, как угонщик подошел к автомобилю, до открытия капота уходит всего несколько секунд (обычно хватает 4-5).

Действие третье — сразу после открытия капота обрывают провод, идущий к сирене. А сирена чаще всего на виду. Теперь можно переходить к наиболее ответственной (но для профи не такой уж и сложной) фазе — завести двигатель. Для этого нужно подать топливо, включить напряжение на стартер и зажигание. С дизелями еще проще — третий пункт отпадает. На стартер и втягивающее реле можно подать напряжение напрямую с аккумулятора, для этого нужны провода необходимой длины и сечения. Если машина хорошо известна, то угонщики также могут иметь при себе заранее приготовленные провода с разными типами разъемов для подключения цепей, необходимых для запуска двигателя. Можно и без разъемов — достаточно маленьких «крокодилов», если угонщик хорошо знает, куда что цеплять. Такой набор проводов в профессиональной среде называется «пауком». С его помощью можно даже соединить между собой подкапотную проводку с цепями, расположенными в салоне под панелью. Это позволяет обойти блокировки. Правда, в этом случае требуется больше времени. Сложнее бывает с наличием заводского иммобилайзера и с ключами со встроенными чипами, но даже такие сложности для опытного угонщика — не проблема.

Для того чтобы, к примеру, сымитировать работу системы зажигания, используются специальные генераторы, которые подключаются к свечам и заставляют их постоянно искрить. Подачу топлива проще всего обеспечить в карбюраторных машинах — достаточно подсоединить свою емкость с бензином. Но и на машинах с впрыском блокировка бензонасоса не представляет серьезного препятствия. В этом случае обходятся аэрозолями, содержащими газ и эфир — впрыснуть в коллектор и двигатель заведется. Машина, пусть и плохо, но поедет. Хотя бы до заранее приготовленного «буксира», который укатит ее в отстойник. В некоторых случаях автомобиль даже не пытаются завести, а просто откатывают вручную до того самого «буксира».

Именно по причине доступности всех важных узлов и цепей установщики настоятельно рекомендуют оснащать автомобиль дополнительной блокировкой капота. Это, конечно, не абсолютная защита, но такое решение позволит усложнить задачу угонщика, особенно если ему нежелательно сильно портить внешний вид автомобиля. Времени на вскрытие понадобится больше. А угоняют только легкодоступные машины.

Обмануть сигнализацию или владельца? Этот вопрос часто встает перед угонщиками. Очень часто они прибегают к классической методике — заставить владельца поверить, что у сигнализации «поехала крыша» и она ложно срабатывает. Если действовать методично, то рано или поздно у хозяина машины кончается терпение, и он сигнализацию отключает.

Системы с автопейджерами можно заглушить с помощью источника мощных радиопомех. То же самое можно проделать и с современными системами дистанционного оповещения, использующими каналы сотовой связи (GSM-пейджеры). Стоимость таких изделий достаточно высока, но для профессиональных групп большие материальные затраты не являются препятствием.

После угона машина либо разбирается на запчасти, либо легализуется. В последнем случае перебиваются номера агрегатов и кузова. Нередко на автомобиль уже есть все подготовленные документы. Технический паспорт какой-нибудь пришедшей в полную негодность машины той же марки — самый подходящий вариант. С помощью «оборотней», а иногда и без их участия, где-нибудь на периферии, где у тамошнего МРЭО нет необходимого оборудования для выявления подделок, фальшивка легализуется (например, официально снимается с учета с выдачей транзитных номеров) и продается ничего не подозревающему покупателю, зачастую в другой регион. Важно, что автомобиль находится в базе данных и особых подозрений не вызовет, если не будет специально направлен на экспертизу, что случается нечасто. Кстати, по стране таких автомобилей раскатывает множество — просто у милиции до них руки не доходят.

Факторы риска

Наибольший интерес для угонщиков представляют автомобили с транзитными номерами регионов, где ведутся активные продажи зарубежного second hand. Причина проста: машина обычно не имеет никаких противоугонных систем и легко доступна (исключение — автомобили со штатными иммобилайзерами, но их на самом деле не так много). Кстати, нередко машины угоняются непосредственно в тот момент, когда владелец приехал в МРЭО для регистрации. Так как автомобилей на площадке много, а все владельцы отвлечены своими проблемами, то никто и не обратит особого внимания на посторонних. Хотя гораздо проще угнать автомобиль от дома владельца, куда тот заскочил, к примеру, на обед. В большинстве случаев так и происходит.

Днем действуют только особо хладнокровные преступники. Тем они и опасны, что их не пугает даже большое количество вероятных свидетелей. При этом со стороны злоумышленники ведут себя как владельцы автомобилей. Серьезный преступник будет вести себя очень спокойно, уверенно, не привлекая к себе внимания суетой — это его главное оружие против бдительности случайных прохожих. Днем на стороне угонщиков другое преимущество: в светлое время суток легче проследить за владельцем, кроме того, люди чисто психологически не ожидают того, что угон может быть совершен среди бела дня. Любая оплошность в действиях владельца только на руку угонщикам, особенно случайным. Довольно типичны следующие ситуации: ключ остался в замке зажигания или хозяин попросту забыл включить сигнализацию, а то и намеренно оставил машину незапертой, особенно если надо всего-то заскочить «на минуточку» в киоск. Бывают и совсем уж вопиющие случаи беспечности, когда машина оставляется с заведенным двигателем и незапертыми дверьми.

По поводу угона от места работы. С одной стороны, создается впечатление, что те владельцы, которые надолго (иногда на весь день) оставляют автомобиль возле места своей работы, серьезно рискуют. Это действительно так, если за хозяином следят, и прекрасно известно, в какое время он может вернуться к машине. Данная ситуация наиболее характерна для угона дорогих иномарок. И полная активация противоугонных систем, как уже говорилось, не является абсолютным препятствием. С другой стороны, угонщики тоже крупно рискуют, если возле офисного здания намерены «взять» случайный автомобиль — всегда есть вероятность, что неожиданно появится владелец или мимо будут проходить его знакомые, коллеги по работе. Вариант угона автомобиля от магазина или торгового центра более вероятен, чем от места работы. Даже если владелец пробудет в магазине всего 10 минут, этого вполне достаточно для угона. К тому же преступники часто действуют сообща — кто-то из них может проследовать за хозяином и по телефону сообщать обо всех его действиях, а в случае необходимости всегда можно задержать владельца на выходе под каким-нибудь предлогом. Обычно вблизи места преступления «дежурит» автомобиль с водителем — на случай, если придется спасаться бегством. Самыми опасными местами в Иркутске по-прежнему остаются крупные торговые центры: ТЦ «Фортуна», Центральный рынок, ТЦ «Иркутский».

Вероятность угона распределяется и в зависимости от места хранения. Если машина содержится на автостоянке, то шансы угонщиков могут быть высоки лишь в том случае, когда сторожа склонны к беспробудному пьянству, при въезде-выезде отсутствует пропускная система, на стоянке нет средств связи (или сторожи настолько бедны, что не имеют мобильных) и тогда по определению невозможно вызвать милицию. К счастью, надо отметить, что в комплексе подобный набор факторов встречается крайне редко. Большое значение для владельца должен иметь договор на хранение с владельцем площадки, но таковой оформляют далеко не везде. И все же охраняемая автостоянка — самый лучший вариант для хранения авто. Случаи угона с территории крайне редки.

Самый «слабый» вариант — если автомобиль хранится в гараже на неохраняемой территории. Место малолюдное, никто не мешает. Но даже в охраняемом гаражном кооперативе угонщик может чувствовать себя в безопасности, если ему все-таки удалось пробраться в гараж и неспешно заняться подготовкой машины к угону. Утром, когда машин на выезде будет много, он сможет улизнуть. В крайнем случае, можно запугать сторожа. Сами угонщики признают, что зачастую выслеживают в гаражах машины в прямом смысле по следам — стоит заметить отпечатки дорогих шин, как автоматически срабатывает рефлекс: надо посмотреть, что там за тачка. В данном случае действенными препятствиями могут быть только крепкие ворота, надежный замок и дополнительная гаражная сигнализация.

На фронте перемены?

Безжалостная статистика по угонам автотранспорта утверждает следующее: сегодня в стране в розыске находятся порядка полумиллиона угнанных автомобилей. Даже если принять за среднюю стоимость авто сумму в $6-8 тысяч, то получится, что совокупная стоимость этого движимого имущества составляет 3-4 миллиарда рублей (!). Стоит вдуматься в эти цифры. Теперь представим, что какие-то крохи с этого стола перепадают некоторым представителям власти, которые (по своей или чужой воле) вовлечены в этот криминальный бизнес. Периодически на страницах центральных и региональных изданий публикуются рапорты о поимке очередной партии «оборотней», занимающихся легализацией угнанного автотранспорта. Но даже такие громкие разоблачения не останавливают — все новые и новые участники вовлекаются в этот процесс.

Между тем, немало способствует развитию криминального бизнеса и несовершенство законодательства. Современный закон рассматривает угон и хищение (кражу) автомобиля как два разных преступления. Уголовный кодекс трактует угон автомобиля как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения» (статья 166). То есть, в отличие от кражи (статья 158 — преступления против собственности), угон не связан с корыстными целями.

Как это выглядит на практике? Допустим, автовладелец оставил ключи от своего джипа мастерам в сервисе для планового обслуживания, планируя забрать машину на следующий день. Однако один из работников решил воспользоваться чужим имуществом и покатать любимую девушку по ночному городу. Согласно букве закона его действия следует рассматривать как угон, поскольку цели наживы не было.

Теперь другая ситуация — тот же сервис, тот же молодой человек, но только цель иная — угнать автомобиль с сервиса и продать его другим людям. Но данного молодого человека задерживают за рулем чужой машины. Здравый смысл подсказывает, что его действия — не что иное, как кража, без всяких условностей. Однако хороший адвокат запросто может уверить суд в том, что несчастный обвиняемый, попавший в руки правосудия, всего лишь хотел прокатиться и никаких корыстных целей не преследовал. Такое противоречие уже давно создало множественные прецеденты, когда пойманные на месте преступления угонщики получают минимальное наказание или уходят от ответственности. Ведь, чтобы доказать кражу, обвинение должно предоставить доказательства того, что вор и его соучастники (если таковые имеются) занимались перебивкой номеров двигателя или кузова, разборкой или перепродажей чужого автомобиля. А раз нет цели наживы, то нет и кражи. Хуже другое — согласно сложившейся судебной практике обвиняемому по статье 166 чаще всего дают условный срок или он отделывается штрафом. Благодаря этому сложилось устойчивое мнение, что за такую ерунду, как «угон», не сажают, а если и да, то ненадолго. Собственно, почти так оно и есть. А это порождает чувство безнаказанности.

Неоднократно МВД предлагало вообще изъять «мешающую» статью 166 из закона и рассматривать угон как кражу при любых обстоятельствах. Однако не сошлись во взглядах с законодателями и Верховным судом, последний аргументировал отказ тем, что появится опасность не отличить нечаянного, невинного угонщика от злостного вора. Есть и другие аргументы у противников столь радикальных решений.

Сегодня в МВД предприняли новую попытку внести изменения в закон. Уже с учетом мнения всех сторон, заинтересованных в неотвратимости наказания для преступников. В начале декабря в Госдуму поступил законопроект, инициатором создания которого стал руководитель Департамента уголовного розыска Искандер Галимов. В частности, предложено как вид наказания убрать из статьи штрафы. В любом случае, серьезный пересмотр существующего порядка вещей в этой сфере давно назрел. И отсутствие лишних оговорок будет только на пользу. Остается только вопрос — учтут ли это законодатели? И как быстро это произойдет.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 03

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог