|
В который уже раз я наблюдаю эту сюрреалистическую картину? Наверное, в десятый или двадцатый. По улице Карла Маркса в сопровождении милицейской машины движется эвакуатор: своей основательностью и грозным видом он напоминает коршуна, попавшего на птицеферму. У пешеходной «зебры» напротив Нархоза он тормозит, вальяжно расставляет свои лапы-опоры и загружает на платформу опрометчиво брошенный кем-то автомобиль. Так же степенно уезжает, чтобы через час-полтора вернуться на то же самое место. Естественно, на «зебре» припаркована другая машина — этот пятачок у бордюра занимается сразу же после отъезда «коршуна» с очередной добычей в клюве. Снова рабочие-чистильщики заводят под днище автомобиля стропы, и новая жертва попадает в плен. Эвакуатор уезжает, чтобы непременно возвратиться опять: какое-то шестое чувство подсказывает блюстителям дорожных порядков, что это место еще не раз принесет им добычу. А я, взирая на этот круговорот машин в природе, в очередной раз задаю себе одни и те же вопросы: неужели таким вот образом кто-то всерьез рассчитывает навести порядок на наших улицах? Повысить безопасность дорожного движения? Уменьшить количество нарушителей ПДД? Вспоминаю слова одного высокопоставленного милицейского начальника, произнесенные с телевизионного экрана: он высказал, в общем-то, простую, но очень меткую мысль — гаишник и участник дорожного движения (водитель или пешеход, не важно!) не могут быть врагами. Никто не призывает их становиться друзьями, но единомышленниками они быть обязаны — чтобы сообща делать общее дело. Сказано все правильно, никаких вопросов! Только вот «общее дело» почему-то не идет. Ну, ни в какую! Оттого и закручиваем гайки все туже и туже. А там, где ключом работают чересчур прямолинейные люди, можно и резьбу ненароком сорвать. В этих заметках речь пойдет о том, как можно навести порядок (пусть хотя бы относительный!) без пресловутого завинчивания гаек. Но написаны они, увы, не про Россию — про Китай… Минувшим летом я впервые попал в китайский полицейский участок. Не подумайте плохого — исключительно по собственной воле: попросил моих шеньянских друзей познакомить с работой дорожных полицейских, которых они, на русский манер, называют гаишниками. Поскольку официального разрешения на общение с представителями силовых структур у меня не было (получить добро на интервью со служащими полиции, армии или, допустим, налоговой инспекции в Китае чрезвычайно трудно), в участок я пришел как простой посетитель. Да, собственно, здесь ничего и не напоминало о принадлежности к строгому ведомству: ряд компьютеров наподобие игровых автоматов да несколько девушек за стеклянной перегородкой — никаких людей в форме и машин в боевой раскраске у подъезда. Узнать о собственных дорожных прегрешениях можно достаточно просто: набрав на клавиатуре компьютера номер своего автомобиля, вы получаете исчерпывающую информацию о нарушениях, которые допустили за последний месяц (два, три, полгода). Бесстрастная машина выдает все параметры: что, где и когда случилось с вашим автомобилем и с вами, естественно, тоже, если вы не передавали железного коня в чужие руки. Фотографии в трех проекциях позволяют оценить суть нарушения правил или нюансы ДТП — чтобы получше разглядеть номер, можно увеличить изображение. Если, например, ваш автомобиль переехал сплошную линию перед светофором двумя колесами, компьютер вас прощает, если всеми четырьмя — неприятности не избежать. Щелчок клавиатуры сообщает вам место нарушения, дату и точное время. Еще один — наказание, на которое тянет данный проступок. Все! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Вернее, оспорить-то его можно, но вряд ли стоит это делать: попробуйте доказать в суде, что на фотографии — не ваш автомобиль, а некий призрак! Дальше все просто: здесь же, в участке, вам выписывают квитанцию на оплату штрафа — можно отправляться в банк. Эта же компьютерная система зорко следит и за своевременностью оплаты. Кстати, многие водители, зашедшие в участок, чтобы «пробить» свой автомобиль на предмет нарушений правил, с удивлением обнаруживают грехи, о которых даже не догадывались: в многомиллионном городе, в колоссальном потоке машин иные незаконные маневры попросту не замечаешь (не ухмыляйтесь, бывает и такое!). Что характерно, никто не возмущается и не «качает права»: китайские водители уже привыкли к тотальному контролю на дорогах и улицах, а ежемесячное посещение компьютерного «гаишника» взяли себе за правило. Так же, как оплату коммунальных услуг, налогов и прочих неизбежных затрат. Между прочим, узнать о своих возможных «проколах» за рулем можно и без посещения участка: это нетрудно сделать с помощью мобильного телефона, правда, фотообвинение при этом вам предъявлено не будет. Как-то мы ехали по типичному китайскому хайвэю: «прижимали», что называется, от души — километров под 160. Неожиданно водитель резко сбросил газ. Никаких знаков, ограничивающих скорость, я не заметил, а прячущихся в кустах полицейских с радаром не могло быть в принципе. На вопрос, что случилось, мой напарник пояснил: «Камера!». И потом растолковал подробнее: на этом участке дороги ведется видеонаблюдение. Поскольку маршрут ему был знаком, водитель прекрасно знал, в каких именно местах установлены всевидящие электронные глаза. Но в городах, особенно крупных, таких как Шеньян, Пекин, Шанхай ускользнуть от пристального внимания видеокамер практически невозможно: они контролируют все перекрестки основных магистралей, наиболее аварийные участки и сложные дорожные развязки. Более того, в самых оживленных местах установлены специальные телевизионные камеры, ведущие трансляции в режиме online. Вся информация о дорожной обстановке передается на центральный пульт. Таким образом, службы автоинспекции могут оперативно влиять на любую возникшую ситуацию и действовать, что называется, на опережение. Между прочим, в городах камеры видеонаблюдения совсем не маскируются — напротив, об их наличии сообщают специальные дорожные знаки. На днях прочитал любопытное сообщение в Интернете: с 1 июля нынешнего года все нарушения правил дорожного движения в России будут фиксироваться автоматически, то есть с помощью специальной видеоаппаратуры. По правде говоря, опоздали мы с этим новшеством лет эдак на семь-восемь, но, как говорится, лучше уж поздно, чем никогда. Правда, несколько смутило одно примечание: российское МВД планирует установить 2300 специальных дорожных видеокамер. Где установить, в сообщении не уточнялось: по всей стране, в пределах МКАД или только на Рублевке. По самым скромным подсчетам, только в Иркутске, например, надо бы расставить никак не меньше сотни таких камер. К слову, прежде чем браться за техническое решение вопроса, необходимо внести определенные поправки в законодательство: сейчас, как известно, фото- и видеосъемка нарушений правил дорожного движения доказательством вины водителя в России не считается. В Поднебесной — другое дело. Главным инструментом китайского гаишника давно уже является не полосатый жезл, а цифровой фотоаппарат. Фотографии неправильно припаркованного автомобиля, помещенной в компьютерную базу, достаточно для того, чтобы выписать нарушителю штраф на всю катушку. А узнает он об этом благодаря квитанции, оставленной под щеткой дворника. Или, опять же, из компьютерной сводки. Можно только догадываться, какой экономический эффект дала бы подобная программа, работай она у нас: за пару часов гаишник с фотоаппаратом и пачкой квитанций вполне мог обработать всю улицу Карла Маркса. Без всяких эвакуаторов. Кстати, в Китае принудительная эвакуация автомобилей отменена и даже признана незаконной. И не потому, что в порыве служебного рвения «чистильщики» могут повредить дорогостоящую машину. А потому что погрузка, транспортировка, хранение арестованного автомобиля не выгодны никому — ни полиции, ни, разумеется, хозяевам машин, которым проще заплатить крупный штраф (еще лучше, конечно, правил не нарушать совсем, но это уже отдельный разговор). Эвакуаторы на улицах китайских городов встретить можно, но забирают машины они исключительно по просьбе самих клиентов — в случае поломки, например. Правила дорожного движения в Китае практически ничем не отличаются от российских. Разве что мерой ответственности за их нарушение. Штрафы за различные прегрешения даже ниже, чем у нас в стране, особенно после январского повышения «тарифов». Так, например, за парковку в неположенном месте вам придется заплатить 100 юаней (примерно 350 рублей), за нарушение скоростного режима — 200 юаней, столько же — за проезд на красный свет. Но наказание в денежном выражении — еще не самая страшная кара для китайских правонарушителей. В то время как в России давно уже отказались от системы начисления штрафных баллов (правда, в последние месяцы ходит все больше разговоров о возврате к талонам предупреждений!), в Китае она действует достаточно эффективно. В «запасе» у каждого водителя — 12 баллов, которые он может выбрать в течение года. За самые тяжкие проступки, среди которых управление автомобилем в пьяном виде, без документов или с чужими правами, оставление места аварии или несоответствие категории, можно получить половину штрафных баллов сразу и, как следствие, очень быстро лишиться возможности управлять машиной на год. Чтобы вновь сесть за руль (после отбытия «срока»), нарушителю придется снова сдавать экзамен. Появление же на дороге с недействительным талоном предупреждений грозит пожизненным лишением прав и даже тюрьмой. Кстати, каждый водитель сам заинтересован в своевременной оплате штрафов: если он имеет непогашенную перед государством задолженность в течение трех месяцев (или два неоплаченных штрафа в течение месяца), то автоматически получает в наказание 12 баллов! Вспомним, часто ли у нас наказывают нарушителей ПДД на междугородных трассах, вдали от больших городов? Да практически никогда. Разве что в тех случаях, когда наиболее ретивые гаишники устраивают выездные засады где-нибудь на периферии. Оттого и творится настоящий беспредел на федеральных трассах — кого бояться-то? Китайские водители не могут расслабиться и на пустынных автобанах — за порядком следят все те же камеры, которые не разворовываются, и это, пожалуй, самое удивительное для нас! Между прочим, за нарушения правил на скоростных магистралях также предусмотрены очень суровые наказания: буксировка неисправного транспорта или учебная езда, равно как и несоблюдение скоростного режима (медленная езда в том числе!) влекут за собой солидные штрафы и отметки в талоне предупреждений. Еще несколько лет назад на улицах китайских городов было полным-полно полицейских, а на оживленных перекрестках целыми днями без устали трудились регулировщики. Сегодня их почти не увидишь. В экстренных ситуациях они появляются очень быстро: как правило, на мотоциклах — так легче преодолевать автомобильные пробки, да и проехать можно через любой, даже самый узенький переулок. Кстати, у гаишников есть специальные помощники, одетые в униформу и светоотражающие жилеты. Обычно они выполняют черновую работу, не требующую высокой квалификации, — разруливают небольшие заторы, помогают пешеходам пересечь улицу в часы пик, следят за тем, чтобы автомобилисты не обижали велосипедистов. Они не наделены полномочиями налагать штрафы или проверять документы у водителей — они просто поддерживают порядок на улицах. Особая статья, выражаясь высокопарным слогом, — моральный облик блюстителей порядка. Наивно было бы думать, что все китайские гаишники, в отличие от наших, «белые и пушистые». Мне самому приходилось видеть специальные стенды с фотографиями, выставленные на оживленных пешеходных улицах. На снимках были запечатлены мздоимцы в форме, а из подписей можно было узнать, какое наказание они понесли. Как рассказали мои китайские друзья, раньше гаишников в Поднебесной сильно не уважали и называли всякими нехорошими словами. Власти, как водится, всячески пытались бороться с нечистыми на руку гаишниками. На ДТП выезжали, как правило, сразу два-три экипажа (с одним, видимо, было легче договориться), штрафы оплачивались только через банк (исключение составляли иногородние водители, которым разрешалось расплатиться «на месте»). Одно время гаишникам даже запрещалось брать с собой на работу сотовые телефоны — чтобы их не могли вызвать «свои» клиенты. Потом, правда, от этой затеи отказались: пострадавшая сторона, заподозрив предвзятое к себе отношение, всегда может подать жалобу. Если «ошибки» гаишника подтвердятся, то ему грозит немедленное увольнение без права работать в любых силовых структурах. А это, учитывая безразмерный рынок рабочей силы в Китае, чревато серьезными последствиями. Кстати, и внедренный повсеместно метод технического контроля был призван максимально снизить влияние так называемого «человеческого фактора». Вообще, в идеологизированном Китае особую роль власти отводят всевозможным кампаниям. В массовом порядке китайцев можно научить правильно стоять в очередях, не плеваться на улицах, не курить в общественных местах, постигать азы иностранного языка и даже быть вежливыми. Вежливость, кстати, стала одной из отличительных черт сегодняшних автоинспекторов. Гаишник должен быть не только образован, но и учтив, внимателен к своим «клиентам». Негласное правило китайских полицейских: нужно знать ответ на любой вопрос — слово «не знаю» здесь не приветствуется. И это, между прочим, вовсе не пустая теория. Я вспоминаю случай, когда однажды вечером мы заблудились в многоуровневых развязках города Ханчжоу: сделали одну «восьмерку», потом другую, но выезда на искомую автостраду так и не нашли. Тормознули ехавшего по соседней полосе полицейского. Перекинувшись парой фраз с моими попутчиками, тот развернул мотоцикл и проводил нас до нужного поворота — для этого ему пришлось проехать километра два, не меньше. Или другой пример. Как-то в Шеньяне, не сориентировавшись в сигналах светофора, я не успел перейти оживленную магистраль. Остановился посредине улицы. Стоявший неподалеку гаишник тут же пришел на помощь, притормозив движением жезла надвигающийся автомобильный поток. Для человека, оказавшегося в чужой стране, такая мелочь, поверьте, чертовски приятна. Конечно же, я далек от мысли идеализировать китайскую службу безопасности дорожного движения, но в ней, безусловно, есть много рационального и полезного — того, чему не грех бы поучиться нашим стражам порядка на дорогах. Наверное, среди китайских гаишников еще встречаются нечистые на руку сотрудники, но это скорее исключение из правил, чем распространенное явление. Да, в полицейском участке вам могут по дружбе выдать «блатной» номер, но в случае ДТП или нарушения правил эта индульгенция вас не спасет ни от штрафа, ни от более сурового наказания. Как не помогут в критической ситуации ни крутизна машины, ни наличие важных «корочек». Кстати, принадлежность пьяного водителя к какому-либо силовому ведомству считается на китайских дорогах не «отмазкой», а отягчающим обстоятельством. Только так, полагают в Китае, можно навести порядок на дорогах. Может быть, и мы когда-нибудь придем к такому простому выводу. Вполне возможно, что с июля, когда начнется установка на наших улицах «систем технического контроля», что-то и поменяется. Правда, верится в это с трудом. Во-первых, разгорятся привычные споры о том, кто должен финансировать этот проект, — федеральный центр или местные власти. Во-вторых, начнутся пресловутые тендеры на поставку оборудования, и кто-то обязательно нагреет на этом руки. Потом, половину средств, выделенных на благие цели, непременно разворуют, и денег, естественно, не хватит. А еще выяснится, что какой-нибудь хакер приспособился «стирать» из базы непростых нарушителей. А еще… Да много найдется причин, способных свести эффект от нововведения практически к нулю. И снова главными действующими лицами на дорогах станут эвакуаторщики да гаишники, притаившиеся за пригорком с радаром. Снова сюрреализм? Хотя в данном случае я очень хочу ошибиться… P.S. Официальных данных о снижении аварийности на улицах китайских городов у вашего корреспондента, к сожалению, нет. Но то, что такое взаимодействие водителей, пешеходов и блюстителей порядка устраивает всех, — факт бесспорный. Михаил Климов
Автомаркет+Спорт № 03 | |