Года три назад в разговоре с друзьями я предсказывал иркутской транспортной системе полный паралич в течение ближайших пяти-десяти лет. К чести иркутских властей, они сумели заглянуть в будущее — сегодня в городе ведется масштабное дорожное строительство, а некоторые грандиозные планы (транспортная схема нового Ангарского моста, РУМ, объезд Иркутска) начинают обретать реальные черты (только бы не упала цена нефти на мировых рынках, иначе на всем этом придется поставить крест, впрочем, как и на всеобщей автомобилизации). Но есть один очень важный вопрос, на который вроде как и не обращается внимание — движение в центре Иркутска: в прямоугольнике, ограниченном улицами Тимирязева — Декабрьских Событий — Нижняя Набережная — бульвар Гагарина. Уже сегодня трафик здесь более напряженный, чем на нью-йоркском Манхэттене, где людей и машин больше в десятки, если не в сотни (!) раз. А если сбудутся прогнозы аналитиков и в ближайшие три года количество автомобилей на душу российского населения вырастет в два раза, движение здесь просто встанет. И, как на Байкальской или Лермонтова, проблему строительством дополнительных полос не решишь — только организационными, так называемыми «непопулярными» (но опять же с учетом интересов большинства) мерами. Так, как это сделано в большинстве крупных городов Европы (где, собственно, и пишутся эти строки — пример прямо перед глазами) и США.
Прежде всего, надо запретить парковку с 8.00 до 19.00 вдоль всех центральных магистральных улиц, где сегодня днем есть серьезные проблемы с движением — Карла Маркса, Дзержинского, Сухэ-Батора, Пролетарской и т.д. Впрочем, голым запретом ничего не решить — надо подумать об его техническом обеспечении, ведь даже одиноко стоящий у обочины автомобиль перекроет целую полосу по всей улице. Во-первых, вдоль всей проезжей части необходимо поставить элегантные (не уродующие облик города) барьеры (как это сейчас делается на Байкальской) — чтобы оградить доступ с проезжей части на тротуар. Заодно это защитит проезжую часть от выходов на нее вне пешеходного перехода. Во-вторых, обеспечить эти участки мобильными эвакуаторами и повсеместными табличками с номером телефона (звонок с мобильного — бесплатный), по которому любой сознательный гражданин мог бы в любой момент их вызвать. Именно так делается в США, которые мы любим ставить в пример. То есть парковка вдоль магистральных улиц в дневные часы должна стать невозможной ни при каких обстоятельствах. И не забыть о разметке — там, где у нас часто двигаются три полосы, запросто могут пойти четыре.
Но для того, чтобы сделать передвижение по центру более комфортным, этого мало. Нужно убрать лишние светофоры и пешеходные переходы. Прежде всего, на перекрестках улиц Карла Маркса — Урицкого — Пролетарская, Дзержинского — Урицкого, Ленина — Карла Маркса и Ленина — Дзержинского, где необходимо построить 2-3-4-сторонние подземные (или надземные) переходы. Никаких дополнительных средств из бюджета не потребуется — человеческий поток здесь такой, что за строительство возьмутся коммерческие структуры, если разрешить разместить в переходах торговые и сервисные точки (а в случае надземного перехода — использовать как рекламную конструкцию). Таким образом, получив в центре по 3-4 полосы почти сквозного движения (по той же Карла Маркса машины вполне смогут двигаться в 4 ряда, а не в два, как сегодня), мы забудем о сегодняшних глобальных проблемах с трафиком.
Где же парковаться в центре? Ну, во-первых, всем нам уже пора уяснить правило, по которому живет весь цивилизованный мир — ты можешь заехать в центр крупного города, либо если у тебя много лишних денег (стоимость парковки в центре европейских городов — 3-10 евро/час), либо, если тебе это действительно очень нужно (как правило, в Европе можно парковаться на обочинах второстепенных улиц, таких, как наша Киевская, но опять же за плату и не больше, чем на час-два), либо твое предприятие столь успешно, что оплачивает абонемент на парковку или имеет собственный закрытый паркинг (оплачивают же у нас сотрудникам мобильную связь!). К тому же нам надо изживать свою свежеприобретенную ментальность. Если вы в Барселоне, Париже или даже в каком-нибудь Мариборе найдете парковку в 500 метрах от места назначения (за деньги!), то будете счастливы. У нас же если человек не ткнулся капотом своего автомобиля в дверь офиса, магазина или ресторана (бесплатно!) — для него это вообще личная трагедия. И когда мы к этому успели привыкнуть? Ведь лет 10-15 назад все ездили в переполненных ЛиАЗах и считали это нормальным. Во всем мире на своем автомобиле в центр крупных городов ездить не принято. Если человек, скажем, живет в пригороде (это часто можно видеть в кино), он доезжает до какой-то крупной парковки на подступах к центру (часто они муниципальные — то есть бесплатные), а потом пересаживается на общественный транспорт.
Впрочем, в Иркутске ситуация не столь сложна, как в той же Барселоне или Париже. И сегодня даже в центре много пустынных мест, где можно обустроить недорогие платные (или даже муниципальные бесплатные) паркинги. На той же площади у сквера Кирова запросто можно нанести разметку и поставить несколько сотен машин. Кроме того, у нас в центре есть целые районы так называемого «ветхого жилья» (а попросту трущобы), цинично выдаваемые за «памятники деревянного зодчества». Почему бы городским властям не объявить тендер на создание на их месте многоуровневых паркингов — с расселением жителей (живущих по бытовым нормам средневековья) и строительством современных сооружений (дизайн обязательно должен быть вписан в облик города)?
Кому-то, особенно тем, кто работает и постоянно паркуется в центре, эти предложения покажутся радикальными и неприемлемыми. Что ж, давайте все вместе по-прежнему париться в пробках на Карла Маркса и Дзержинского, пока движение там не встанет окончательно — ради удобства нескольких сотен стоящих по обочинам автомобилей (точнее, их владельцев). Выпуская при этом в воздух тонны ядовитых веществ, которыми сами и дышим.
Ефим Незванный