Программа утилизации автомобилей
Просмотров: 15162
23 Сентября 2010

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Программа утилизации, согласно которой при сдаче старого автомобиля можно получить сертификат на 50 тыс. рублей в зачет покупки нового (обязательно российского производства), неожиданно оживила авторынок. Заявляется, что по программе уже куплено 50 тыс. авто. Правда, в Иркутской области программа только стартовала.

Автомобили, доступные по программе утилизации:

Chevrolet: Niva, Captiva, Cruze

Fiat: Albea, Doblo, Linea, Ducato

Ford: Focus, Mondeo

Kia: Spectra, Sorento

Lada: весь модельный ряд

Renault: Logan, Sandero

Skoda: Fabia, Octavia, Yeti, Superb

ГАЗ: 2217, 2310, 2705, 2752, 3221,

3302, Volga Siber

УАЗ: 2206, 2360, 3303, 3741, 3909, 3962,

Hunter, 469, Patriot, Pickup, Cargo

Иж: 2717

Hyundai: Sonata, Accent, Santa Fe

ТагАЗ: Road Partner, Tager, LC100

SsangYong: Action, Kyron, Rexton

Opel: Antara, Astra

Nissan: Teana, X-Trail

Toyota: Camry

Volkswagen: Tiguan

Isuzu: NLR85

Peugeot: 308

Citroen: C4

В Иркутске из этого списка (всего в нем значится 79 моделей) доступны не все автомобили: в регионе фактически не представлены модели, выпускаемые Таганрогским заводом (ТагАЗ), и модели Kia. Кроме того, ряд моделей, вошедших в список, сегодня не производится (это все те же Kia Spectra и Sorento, Иж 2717, Lada 2106, а также Fiat Linea, который, наоборот, еще не начинал производиться). При этом минимальная стоимость доступного по программе автомобиля составляет 185 тыс. руб. (Lada 2105).

Поначалу мало кто верил, что программа утилизации будет пользоваться успехом. Ее сравнивали с другой госпрограммой — льготного автокредитования — которая в 2009 году так и не вычерпала весь отпущенный на нее финансовый лимит, в результате действие было продлено и на 2010 год (за 2009 было выдано всего 71 486 льготных автокредитов против 150 тысяч запланированных). К этим же выводам подталкивали и спешные сроки подготовки программы (напомним, что премьер-министр РФ Владимир Путин волевым решением назначил дату старта программы ранее запрашиваемого разработчиками срока). Однако реальность превзошла ожидания: из 200-тысячного лимита сертификатов половина была выдана менее чем за два месяца, а в мае темпы выдачи сертификатов достигли такого уровня (по данным «Автостат», в начале мая выдавалось не менее 3,6 тысяч сертификатов ежедневно), что правительство вынуждено было искусственно лимитировать выдачу. Связано это с тем, что многие владельцы старых автомобилей либо не спешат, либо банально не могут приобрести новую машину даже с 50-тысячной скидкой. Поэтому Минпромторг ввел требования к дилерам по соотношению выданных сертификатов к количеству проданных по ним автомобилей. В мае это соотношение равнялось 3 к 1 (при выдаче до 2,5 тысяч сертификатов ежедневно), но уже в июне должно стать 2:1, а к июлю — 1:1. Таким образом правительство дает последний шанс тем автовладельцам, которые позже других подключились к программе, однако имеют реальную финансовую возможность приобрести новый автомобиль с учетом утилизационного вычета.

ЗДЕСЬ ОНИ УМИРАЮТ

Первоначально постановлением правительство РФ было определено около 50 пунктов утилизации, из которых ближайшие к Иркутску находились в Красноярском крае. Из-за этого программа утилизации на территории Иркутской области фактически не действовала (хотя некоторые дилеры начали принимать заявки еще с февраля). И только 20 мая стало известно, что первый утилизационный пункт на территории Иркутской области организован на базе исправительной колонии №15, расположенной под Ангарском.

Здесь для утилизации старых автомобилей используют промышленный пресс, предназначенный для пакетирования металлического лома. Под пресс, естественно, попадает не весь автомобиль, а только его кузов: все остальные узлы и агрегаты утилизируют согласно общим правилам. При этом реализация годных к дальнейшему использованию запчастей, согласно правилам утилизации, не предусматривается.

В Иркутске по программе утилизации наиболее востребованы автомобили Волжского автозавода: количество заявок по программе утилизации на автомобили Lada в среднем в 10 раз больше, чем заявок на приобретение машин других марок. Спросом пользуется классическое семейство, а также семейство Samara

Однако, судя по всему, эти меры оказались приняты с серьезным запозданием (и не были учтены при досрочном запуске программы). Часть выданных сертификатов так и останется неиспользованной, и что с ними делать, пока не ясно: отозвать обратно нельзя, поскольку их обладатели уже сдали свои старые машины и могут остаться без новых, тогда как выплата денежной компенсации по номиналу сертификата программой не предусматривается. Эта проблема вполне может быть следствием ускоренного запуска программы и недостаточной ее проработанностью.

Требования к утилизируемым автомобилям

1. Разрешенная масса сдаваемого автомобиля не должна превышать 3,5 тонны (категория «B»).

2. Возраст автомобиля должен быть более 10 лет (год выпуска — не ранее 1999).

3. Автомобиль должен находиться в собственности у нынешнего владельца не менее года.

Кроме финансовых сложностей препятствием к приобретению нового автомобиля по программе утилизации может стать и несвоевременное оформление документов: к примеру, многие фактические владельцы старых машин ездят на них по доверенности, в том числе и из-за нежелания оформить права наследования. В этом случае они не имеют права воспользоваться программой утилизации, т.к. юридически либо не являются владельцами машины, либо владеют ею менее года

Впрочем, нельзя однозначно винить программу: разработчики даже делали попытку подстраховаться против возможного роста цен на наиболее востребованные в рамках программы автомобили. На сайте Минпромторга даже приведены рекомендуемые цены на подпадающие под действие программы новые автомобили. Но избежать роста цен не удалось: АвтоВАЗ не смог обеспечить резко возросший спрос на свои автомобили, чем воспользовались многие дилеры Волжского автозавода в центральной России, поднявшие цены на ставшие дефицитными машины. При этом рост цен составил достаточно заметные 25-35 тыс. руб., а на внедорожники Lada 4x4 (старая «Нива») подорожание практически полностью нивелировало утилизационную скидку. А 17 мая о подорожании своих машин объявил и сам завод: теперь самый доступный по программе утилизации седан ВАЗ-21054 в Иркутске стоит 185 тыс. руб. Более современные модели еще дороже: трехдверный хэтчбек Lada Samara от 250 тыс. руб., а стоимость моделей Priora и 4х4 превышает 300 тыс. руб. На этом фоне в борьбе за покупателя появляется шанс у таких «бюджетников», как Renault Logan, а также у самых простых версий Skoda Fabia или Ford Focus. Однако именно в Иркутске дилеры этих марок запаздывают с заключением договоров с утилизатором и, соответственно, с началом работы по программе утилизации, тогда как у дилера ОАО ГАЗ — автосалона «Атлант» — на прошлой неделе было более 80 заявок, а ИркутскАвтоВАЗ и вовсе вынужден приостановить прием заявок после того, как количество уже набранных превысило 800! Учитывая нынешние темпы выдачи сертификатов, их может не хватить даже для этих людей. Тем более, что уже сегодня в Минпромторге заявляют — действие программы продлено не будет. По словам замминистра Минпромторга Андрея Дементьева, он «…не уверен, что у бюджета будут такие возможности…».

Схема утилизации ТС

1. Дилер, у которого будет приобретен новый автомобиль, производит проверку документов сдаваемого на утилизацию автомобиля на предмет соответствия требованиям программы, после чего в дилерском центре автовладельцу выдается свидетельство о праве на утилизацию (в 5 экз.).

2. Автовладелец производит снятие автомобиля с учета ГИБДД (по упрощенной схеме), после чего оплачивает 3 тыс. руб. за утилизацию и подписывает с дилером договор о резервировании необходимого автомобиля с внесением предоплаты*.

3. Автовладелец или дилер доставляют старый автомобиль в пункт утилизации.

4. В дилерском центре клиент производит оформление приобретения выбранного нового автомобиля. Одновременно с этим дилер отправляет соответствующий пакет документов в Минпромторг для получения субсидии за проданный автомобиль, а также для получения компенсации за доставку старого до утилизационного пункта (при необходимости).

* действие выполняется в целях обеспечения гарантии приобретения нового автомобиля именно в данном дилерском центре

Алексей Степанов

Автомаркет+Спорт № 11/2010

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог