Toyota LC72 «Свобода»
Просмотров: 4705
13 Марта 2009

СВОБОДА ВЫБОРА








Toyota LC72 «Свобода»

Разрезав свежий снег, он без усилий пробил заметенную колею, пересек сотворенную недавно нашими руками канаву и сел. Ненадолго — пара подтягиваний лебедкой, разворот, взятая с разбега целина и твердое покрытие в финале. Любопытно, что месяц назад (вспомните прошлую «Трибуну») в этом месте мы усадили лифтованный Safari Y61, и, вручную очищая направление от плотного наста, рассуждали на тему массы, просвета и энерговооруженности. Бензиновый Nissan тогда очень долго протаптывал дорогу назад. Дизельный 72-й Cruiser сделал то же самое показательно легко. Естественно, это не удалось бы ему без грамотной, хотя и компромиссной подготовки.

С некоторых пор Виктор Мельник и Алексей Петешев отвечают на позывной «Свобода». Он точно объясняет ту сумму качеств, которая закладывалась в автомобиль при его постройке. Ведь из джипа хотелось получить не трактор и не рафинированный экспедиционник — нечто среднее, что позволило бы, не напрягаясь, проскочить какие-нибудь 500 км по асфальту, после чего эффективно бороздить грязь. Причем эстетическая составляющая проекта была одной из приоритетных, а воплотителем подобной идеи виделся исключительно LC72 — сверхбюджетная «семидесятка», спроектированная когда-то для стран Третьего мира и больше подходящая для жесткого off-road`а. Не совсем простая задача, не правда ли?

Cruiser попался так себе — с питающимся маслом, будто соляркой, дизелем, относительно живым кузовом, приподнятым на 3 см над рамой, и дисковыми по причине 1993 года выпуска спереди тормозами. Сырье — не более. Качественный, но даже с 6-см лифтом амортизаторами-пружинами Dobinson и 33-м Goodrich всего лишь материал для глобального пересмотра конструкции.

Таковой начался после первого сезона внедорожной эксплуатации, когда перестал устраивать BF, а 35-й Simex потребовал внесения изменений. И они, кстати, не касались подвески, поскольку даже с новой «обувью» — Super Swamper TSL Bogger размерностью 37х13-15 — пришлось лишь слегка подрезать задние части передних арок да нарастить отбойники с пружинными проставками. Другое дело off-road и, главное, дорожный потенциал, пошатнувшийся под воздействием больших колес. К примеру, что-то надо было определенно делать с престарелым 3L и не отвечавшей запросам механической «четырехступкой».

Контрактный дизель значительно исправил ситуацию, а 5МКП с индексом R151F (обычно с малообъемными тойотовскими моторами работает «пятиступка» G52, по отзывам плохо переваривающая даже 188 атмосферных Нм 3L), которую принято стыковать с 1HZ и прочими гигантами, могла бы поставить точку в «агрегатном тюнинге». Но штука заключалась в том, что 2,8-литровая «четверка» выше 2500 об/мин превращается в «астматика», в то время как Cruiser представлялся этаким спринтером-марафонцем.

А ведь двигал 3L тогда, по сути, «голый» автомобиль без силового обвеса и вращал лишь 35-е колеса. Какой бы ситуация была сейчас, когда стоят бамперы, пороги, передняя и задняя лебедки (Come Up 9500 и 9000), экспедиционный багажник и 37-дюймовые катки, предположить можно. Даже без 300-кг довеска (масса выросла до 2100 кг) «атмосферник», хорошо тянувший снизу, обуславливал бы довольно неспешное передвижение. На бездорожье это во многом благо, но как же междугородние марш-броски? Ребята уже тогда грезили читинскими и красноярскими трофи-рейдами…

Я не проверял эту информацию, однако у меня нет повода не доверять Виктору и Алексею, которые предварительно перепахали весь русскоязычный Интернет и пришли к выводу, что до них подобную операцию почти никто не выполнял. Правда, и этот небольшой опыт оказался богатым. Во всяком случае, он помог установить турбину от 2L-T и увязать ее с не предназначенным для того дизелем.

Наверное, нет смысла говорить о механической части имплантации — далась она нелегко, однако каких-то принципиальных вариантов не имела. А вот по топливной аппаратуре альтернатива существовала — либо «накручивать» под наддув родную, либо искать подходящие к турбине компоненты. Первый подход, привлекавший своей бюджетностью, помогал повысить отдачу лишь в узком рабочем диапазоне. Второй, оказавшийся дорогим и технически сложным, привел в итоге к полному пересмотру характеристик бывшего атмосферным 3L. Базой для него стал корпус ТНВД от 2L-T, а вся начинка в виде основы из плунжерной пары и корректора подачи топлива бралась от более объемного и механического 1KZ-T.

Заключением агрегатной эпопеи стала покупка заднего моста с принудительной блокировкой межколесного дифференциала и установка штатовских тюнинговых пар с отношением 5,29 вместо прежнего 4,88. Теперь, что встречается часто, с учетом колесного диаметра в 37 дюймов спидометр, это проверено по GPS, показывает точную скорость.

В клубе «Протектор» этот экипаж явно выделяется на фоне боевых и потрепанных джип-порядков. 16-летняя «семидесятка», в меру поднятая и облаченная в аккуратный китель из силовых бамперов-порогов, еще не носит видимых повреждений, а ее хозяева призовым местам больше предпочитают экстремальный отдых в качестве зрителей. Даром что один из них имеет позывной Walker, что в переводе означает «гуляка». Впрочем, в местной off-road среде часто отмечается и другое — комплексный и грамотный подход к тюнингу, который только положительно сказался на экстерьере внедорожника.

Не часто в мире off-road апгрейда от джипа ждешь легковых дорожных качеств. Перед нами как раз такой пример. Не будем употреблять эпитетов в превосходной степени, но, как показал короткий асфальтовый бросок на скорости 90 км/ч, этот лифтованный LC72 в штатных условиях ведет себя гораздо лучше, чем китайские внедорожники или, к примеру, Hummer H2. Его не приходится нервно возвращать на прямую (хотя кастор все-таки несколько ушел от заводских значений). По ощущениям он разгоняется в бензиновых едва ли не двухлитровых пределах. Не дергает кузов неподрессоренными массами, вполне сносно (опять же мягче, чем многие не подготовленные его «соратники») проходит разбитую грунтовку и оттормаживается так, будто не замечает значительно возросшей инерции («просто» дисковые тормоза спереди все же пришлось заменить на вентилируемые, задний мост достался уже не с барабанными механизмами, да менялся на более производительный вакуумник).

К сожалению, эти общие фразы не могут описать тех ощущений, которые возникают от работы с мягко-информативной педалью сцепления и короткоходным рычагом КП. От бархатистого рокотка дизеля на низах, переходящего в свист к 2500 об/мин. Наконец, от тракторной тяги с холостых и уже упомянутого стремительного ускорения в короткой, но такой производительной турбозоне.

Эстетика (взгляните на фото), легковые ходовые качества и проходимость (о ней можно судить хотя бы по той легкости, с какой джип пробил снежную целину). Но кроме этого, у Cruiser есть еще один интересный момент. Отношение к мелочам и экономия массы. Все элементы обвеса выполнялись без металлических излишеств. Из-за этого пришлось отказаться от калитки, роль которой играет задний бампер, служащий опорной поверхностью запаске и разгружающий крепление на задней двери. Передняя лебедка управляется с оригинального пульта, изготовленного с помощью платы от центрального замка. Компрессор для подкачки шин, традиционно полученный из узла кондиционера, включается кнопкой на панели. Облегчить работу штурмана и общение в колонне призваны экспедиционный компьютер Hummer и две разноволновые радиостанции. А труд водителя — тахометр, «манометр» турбины и головные фары Hella от Jeep Cherokee, подошедшие, словно тойотовские, но «бьющие» намного дальше родных. Во многом этот LC72 продукт почти фирменного, заводского тюнинга, к которому не применимы обычные в таких случаях формулировки — «не рулится», «трясет», «не едет» и «кренится».

Правда, продукт слегка незаконченный. Для полного счастья не хватает передней жесткой блокировки, съемного внешнего каркаса и тайрлоков своего изготовления. Нам же для полноты оценки надо дождаться «спуска со стапеля» еще одного 72-го — на мостах от LC80, с увеличенной базой и кое-какими другими нетрадиционными решениями.

Будет интересно сравнить эти Cruiser в заочной дуэли, хотя 16 мая на стадионе «Труд» они сойдутся во вполне реальном поединке — за звание лучшего внедорожника на БМШ-2009.

Краткая информация об участнике

Максим Маркин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 09/2009

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог