ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ
Если изначально разразившийся сразу в нескольких регионах топливный кризис, отразившийся на ценах на топливо во всех городах, связывали с одной единственной при- чиной – дефицитом топлива в стране, мегатоннами продающегося в другие страны (ибо так выгоднее), то сейчас в эту унылую картину внесено существенное разнообразие. Хотя в глобальном смысле все сводится к тому же дефициту.
В большинстве случаев причиной повышения топливных цен становится закрытие на плановый профилактический ремонт НХК и НПЗ. Сети АЗС, естественно, ничего об этом не знают и остаются либо со скудными запасами топлива, либо вообще без них, и начинают экстренно закупать бензин и солярку в соседних регионах по «экстренным» ценам.
В Красноярском крае одна из крупнейших сетей АЗС обещала снизить цены на топливо, объясняя их высокую планку до настоящего момента тем, что в регионе нет сети для реализации нефтепродуктов. На данный момент на территории края начинают выделяться места для строительства АЗС, топливники обещают снизить стоимость бензинов до уровня соседей, у которых она на рубль-два дешевле – таких, как Кемеровская область, например…
В ходе заседания Координационного совета ОНФ во время беседы премьера с лидером движения «Убитые дороги Пскова», принявшего участие в марафоне «Убитые дороги России», который отметил большую разницу в ценах на топливо в разных регионах страны (от 21,60 руб до 31 руб за литр Аи92), премьер назвал одной из первопричин такого явления региональный монополизм.
В общем, источники проблем с ценами на бензин настолько разнообразны и многочисленны, что разобраться «кто есть где» практически невозможно. Однако, никто не отрицает, что цены на топливо завышены и часто необоснованно. Вполне логично на этом фоне выглядит недовольство тех, кто сильнее всего чувствует стоимость бензина – рядовых автомобилистов. На фоне последнего скачка цен в рунете прошла волна возмущения, через одну из соцсетей была организована всероссийская акция «Протест бензиновому беспределу». Судя по подготовке, она должна была стать одной из глобальнейших акций: о намерении участвовать заявили более 60 городов страны, к группе протеста в соцсети присоединились более 12 000 человек. Были разработаны программы митингов, листовки, лозунги, запланированы автопробеги, написана официальная Резолюция, организован сбор подписей под ней. Однако, на деле в большинстве городов не набралось и сотни-другой участников акций, где-то пикеты не согласовали, где-то сами люди оказались удивительно «индифферентны» к своей же проблеме. Последнее относится в первую очередь и к Иркутску, где при регулярных и многочисленных жалобах на самые высокие в Сибири цены на топливо, акция прошла при участии трех десятков человек на десятке автомобилей. В глобальном смысле важным инструментом сдерживания резкого скачка цен на топливо пока является постоянное продление оборота топлива Евро-2 в России, производство которого должно было быть прекращено в стране с наступлением 2011 года. Но процесс этот небесконечен, рано или поздно Техрегламент вступит в силу, а большинство НПЗ в стране закрываются сейчас на плановые профилактические ремонты, а отнюдь не на перепрофилирование под новые евростандарты… Стабилизацию цен на топливо эксперты в ближайшем будущем обещают в декабре. После чего неизменно придет январь, и все вновь вспомнят об акцизах, так нашумевших и поднявших цену на топливо после нынешних новогодних праздников. В скором будущем у России есть все шансы стать очень экологичной страной.