НАШЕСТВИЕ «КРАСНЫХ ЗНАМЁН» | ||||||||||||
|
На каком расстоянии от Иркутска расположен ближайший автомобильный музей? 2000 км – в пригороде Пекина. А реально ли его экспозицию показать в рамках БайкалМоторШоу-2012? Ради этого и встретились в Пекине главный редактор «Автомаркета» Игорь Верхозин и известный коллекционер старинных автомобилей Nitzer (Сергей Кузнецов). Иркутянам он хорошо знаком по своим ретро-экспонатам, представленным на последних БайкалМоторШоу, которые вполне заслуженно получили Гран-при в номинации ретро. Именно Сергей немыслимым образом «раскопал» в отдаленном пригороде Пекина музей автостарины и взял на себя функцию организатора встречи и переводчика (он совершен свободно владеет китайским). В мире ретроводов принято считать, что в Поднебесной отсутствует культура почитания классических автомобилей. Ведь китайцы, якобы, как «автомобильная нация» слишком молоды. Все достижения их современного автопрома копируют иностранные образцы, а самобытная традиция автомобилестроения не прослеживается. Иностранным же классическим машинам просто неоткуда взяться на территории страны, совсем недавно допустившей рождение частных автовладельцев как класса. Логично предположить, что на таком пустом культурном поле не взойдет ни одного ростка, достойного именоваться коллекцией ретро-машин. Однако реальность, как это нередко бывает, оказывается очень иррациональной. Мы проехали от Пекина почти 100 километров, пока не увидели гордую вывеску Classic Car Museum и не встретились с его владельцем г-ном Ло Вэньёу. Г-н Ло – человек легендарный. Завоевав его расположение, можете рассчитывать, что он покажет вам черно-белую фотографию молодого человека в щегольском костюме-двойке и галстуке, позирующего на фоне автомобиля. Это сам г-н Ло запечатлен в 1979 году. Для Китая то время – совсем другая эпоха. Страна только оправлялась от ужасов «культурной революции», и люди на улицах китайских городов тогда сливались в одно серо-зеленое море цвета единственно доступной одежды – «хэбэшной» униформы. Костюм европейского кроя уже сам по себе выделил бы своего владельца из толпы, но основная изюминка юного Ло была не в этом. Ведь он стал первым во всем Северном Китае владельцем частной автомашины! Думается, судьба парня – превратиться в автоманьяка – к моменту этой фотосессии была решена окончательно. Как господин Ло стал первым в Северном Китае частным автовладельцем, история почти фантастическая. Он зарабатывал на жизнь поставкой яблок в воинские части и делал это так успешно (видимо, яблоки были очень вкусные), что разбогател. И благодаря немыслимому стечению обстоятельств выменял у военных на очередной урожай польский автомобиль «Варшава» (читай – советскую «Победу»). Теперь эта раритетная «Варшава» занимает центральное место в его коллекции.
Укрепляя свою репутацию Легенды, за последующие 30 лет Ло Веньёу собрал внушительную коллекцию классических автомобилей, стоимость которой можно оценить… Нет, не беремся это сделать, потому как коллекция бесценна. Миллион долларов? Десять? Оценить это можно только на аукционе – ведь многих экспонатов нет ни в одном автомобильном музее мира, ни в самых дотошных каталогах. Значительное место в ней занимает подборка лучшего наследия советского автопрома. В 50-60-х годах ХХ века китайская номенклатура в основном передвигалась по дорогам молодой республики именно на этих «Победах» или их польских лицензионных аналогах «Варшавах». Высшие же чины гордо плыли по центральным проспектам на приписанных к ним величавых ЗИМах и ЗИСах. Один из таких исполинов в экспозиции музея выделяется задними боковыми стеклами, изрешеченными характерными выбоинами. Это отверстия от пуль, улика в деле об историческом покушении. В период культурной революции клика Мао Цзэдуна натравливала люмпенизированных жителей бедных районов (т.н. «цзаофаней») на своих политических соперников в руководстве компартии. «Шрамы» музейной машины – следы как раз тех событий. Автомобиль был приписан к видному партийцу товарищу Лю Шаоци, именно в него и целили нападавшие цзаофани. Но особенно трогательны 21-е «Волги». Выставленные в музее образцы без особого почтения к «серийности» машин, все как один, украшены фигурками оленей, причём выполнены последние китайскими умельцами из... латуни! Кажется, даже разрез глаз у этих накапотных фигурок – китайский. Мы заказали на «Ретро-детали» и привезли г-ну Ло в подарок аутентичных оленей, но как знать: может быть, как раз латунные муляжи покажутся хозяину музея более подобающими. Ведь подход к реставрации у него свой: сохранить «дух» машины, который она приобрела именно на китайских дорогах.
Неудивительно поэтому, что предмет особой гордости музея – коллекция ретро-лимузинов китайского производства. Прежде всего – марки «Красные Знамена» («FAW Hongqi»). Им посвящён отдельный зал музея – г-н Ло собрал в нём, кажется, все модификации этих машин 1-го поколения, выпускавшегося с 1958 по 1981 год. Эта генерация «знамён» в плане дизайна черпает свое вдохновение в революционном для своего времени стиле концерна «Крайслер» образца 1955 года. Однако, и мы, россияне, имеем все основания разделять гордость хозяина коллекции: автозавод «FAW» («Первый автомобильный») был построен под руководством советских специалистов. Приятно осознавать, что наша страна имела самое прямое отношение к этим стильным гигантам, верно служившим первым лицам в иерархии китайских руководителей. На лимузинах «Красное знамя» ездили только великие мира сего, и не только из Китая. Первые лица разных стран мира, посещая Китай, перемещались на автомобилях завода FAW. Даже президент США Ричард Никсон, как и лидеры других ведущих мировых держав. Но вот что интересно – никогда эти лимузины не покидали территорию Поднебесной. Однако, цель нашего визита в гости к господину Ло и была – заманить его вместе с коллекцией «Красных знамен» в Иркутск, на БМШ. Сам г-н Ло, несмотря на то, что его уже сложно назвать молодым, удивительно лёгок на подъём. Неся свою страсть к классическим автомобилями в массы, он постоянно находится в гуще ретро-мероприятий. То проводит автопробег на своих сокровищах (при этом среди пассажиров его «красных знамён» заметны весьма высокопоставленные лица), то встречает иностранных коллег (недавно Пекин посетили на своих фольксвагенах-«жуках» немецкие гости; их малолитражки на «встрече народов» весьма живописно контрастировали с колонной лимузинов г-на Ло), то собирается за новыми экспонатами в Монголию («говорят, там осталось немало советских ретро-машин!»)… За аренду «Красных знамен» для съемок в различных фильмах г-ну Ло постоянно предлагают большие деньги (особенно голливудские киностудии), но владелец бесценной коллекции неизменно отвечает отказом. А нам ответил… согласием. Дословно – «вероятность того, что «Красные знамена» впервые покинут территорию Китая и прибудут на БМШ в Иркутск – 80 процентов». Да, есть вопросы таможни, транспортировки (хотя всего-то – на 2000 километров), но разве может это остановить настоящего фаната ретро-движения. А еще господин Ло пообещал привезти в Иркутск съемочную группу Центрального телевидения Китая. Страшно подумать, но тогда о БайкалМоторШоу узнает миллиардная аудитория. Очень ждем вас, г-н Ло!
Nitzer (Сергей КУЗНЕЦОВ), |