Порт Байкал
Просмотров: 25190
25 Августа 2011

ПО ТУ СТОРОНУ СУЕТЫ











Порт Байкал
Практически невидимая с большой земли Падь Малый Баранчик – самое «густонаселенное» место Порта Байкал

Чтобы увидеть Байкал без гламурно-рыночной шумихи Листвянки всего в часе с небольшим пути от Иркутска, надо от остановки Лимнологический институт спуститься вниз на берег Байкала, сесть на паром и через 10 минут вы будете в особом мире, имя которому – порт Байкал.

Конечно, порт Байкал видели все – его «лицевая» (но далеко не полная) часть хорошо просматривается из Листвянки, особенно с пика Черского. Восхождение на смотровую (а сейчас еще и поездка на кресельном подъемнике) – непременный атрибут «выезда к Байкалу». Многие бывали в порту Байкал в рамках популярного экскурсионного тура по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Впрочем, экскурсионная поездка не предусматривает знакомство с портом – это всего лишь перевалочный пункт между поездом и «Большой землей». Между тем порт Байкал (который давно портом является лишь формально) заслуживает как минимум одного дня пребывания, как максимум – более длительного релакс-отдыха.

Порт Байкал – место, бурные времена которого позади. Впрочем, захлестнувший мир туристический бум может вновь вызвать к жизни этот участок берега самого глубоководного в мире озера, на котором еще совсем недавно жизнь, казалось бы, остановилась. За свою не столь уж длинную историю (первопроходцы – ссыльные люди, прибыли сюда в конце 19 века) поселок пережил несколько взлетов и периодов упадка, и сегодняшнее его положение – где-то посередине между двумя этими состояниями. Жизнь здесь кипела во время строительства и после пуска Транссиба, когда в поселке проживало более двух тысяч человек, а на станцию прибывало до 20 пар поездов. Но когда в 1956-м году после строительства Иркутской ГЭС участок железнодорожного пути Иркутск – порт Байкал затопили, свое стратегическое значение станция утратила. В 70-х, во времена строительства Байкало-Амурской магистрали, порт Байкал вновь стал крупным транспортным узлом, но теперь – для водного транспорта. С порта (посредством почти потерявшей значение тупиковой железнодорожной ветки Култук – Порт Байкал) шли грузы на север озера – на БАМ.

Но как только в конце 80-х БАМ был в основном построен, жизнь в поселке почти замерла – население снизилось в три раза – с 1500 до 450 человек. Работы почти нет, так что оставшиеся трудоспособные граждане выживают натуральным хозяйством и ловлей рыбы. Даже открытие в поселке завода «Байкальские воды» ситуацию не спасло – оказалось, что местное население настолько растеряло трудовые навыки, что большую часть персонала приходится завозить из Иркутска и работать вахтовым методом.

Своеобразную роль в жизнь поселка вносят дачники – в основном представители творческой интеллигенции (в свое время здесь была даже дача Валентина Распутина, где он написал повесть «Живи и помни»), которые вносят в монотонную жизнь свежее дыхание человеческого и архитектурного начала. В последние годы нарастает тенденция к туризму – отреставрировали вокзал, на который дважды в неделю высаживается внушительный десант с экскурсионного поезда Кругобайкальский экспресс, в поселке появились первые мини-отели. Первый рейс Кругобайкальского экспресса состоялся 31 декабря 2003 года, а на сегодня этим маршрутом (а значит, и через поселок) прошло уже более 100 тыс. туристов.

Мало кто знает (эту информацию раскопал известный краевед Сергей Волков), что в районе порта Байкал воевали… американские войска. 9 января 1920 г. военные батальоны 37-го пехотного полка американского экспедиционного корпуса участвовали в решающем бою против белочехов.

Порт Байкал
Летом три раза в неделю на станцию Байкал прибывает экскурсионный Кругобайкальский экспресс. Время, пока несколько туристов не переправят в Листвянку, единственное, когда в порту шумно и многолюдно

Оторванность от большой земли – не только главная проблема местных жителей, но и то, что делает поселок уникальным местом для туризма. Ведь признаков глобализации, ровно как и диких шумных туристов, заполоняющих летом другие популярные места байкальского отдыха, здесь практически нет. Даже кафе или бар в поселке отсутствуют. Временами кажется, что время здесь просто остановилась – где-то в 90-х, а то и еще раньше. Вся местная жизнь крутится вокруг нескольких магазинчиков типа «сельпо». По любому, казалось бы, пустяковому вопросу – в больницу или паспортный стол, нужно ехать в райцентр Слюдянку (а это 5 часов пути, причем поезд отправляется в 2 часа ночи) или в Иркутск.

В то же время, туристу добраться до порта Байкал не так уж сложно – в разгар сезона паром ходит 5 раз в день. На палубу входит до 5 авто, очередей практически не бывает (хотя и не факт, что это не случится в солнечные выходные). Тот, кто легких путей не ищет, может доехать от Слюдянки за 5 часов на местной электричке «мотаня», пешком или на велосипеде (и такие маршруты, судя по количеству пеших и велотуристов в порту, а также многочисленным отчетам в Интернет, очень популярны). Кроме как на пароме летом на автомобиле добраться до порта Байкал невозможно (зимой – по зимнику по льду Байкала) – даже самые снаряженные экспедиции на экстремальных внедорожниках терпели фиаско. А+С известен только один случай покорения участка Иркутск – порт Байкал по бездорожью – на мотоциклах.

Автомобиль (а еще лучше – квадроцикл) в порту лишним совсем не будет – от восточной до западной окраины около 5 км, и чтобы увидеть все интересное, одного дня пеших прогулок не хватит. Как таковых автомобильных дорог в поселке нет, главный «проспект» – железнодорожный путь. Но на машине можно проехать везде (лучше если это будет хотя бы кроссовер – асфальта нет), даже добраться до возвышающегося над поселком старого маяка, хотя поначалу это и кажется невероятным. В западной части поселка дорога идет вдоль берега даже там, где жилые строения заканчиваются – пикник можно устроить, например, на уединенном берегу Ангары напротив отеля «Анастасия» или базы МЧС. В отличие от многих других популярных мест на Байкале, берега здесь почти не загажены дикими туристами. Но – большая просьба – увозить свой (а еще лучше и чужой) мусор на Большую землю, чтобы здесь не произошло такой же экологической катастрофы, как на Малом море.

Первое и самое захватывающее приключение в порту Байкал – подъем к старому маяку. Маяк был построен 105 лет назад и когда-то к нему – на высоту 100 метров – вела витая деревянная лестница. Сам маяк совсем небольшой – высотой 10 метров, и еще недавно можно было подняться наверх по винтовой лестнице на балкончик – туда, где когда-то горел огонь. Но сегодня внутренности башенки закрыты – чтобы защитить исторический памятник от традиционного русского вандализма. Так что маяком и открывающимися панорамами можно любоваться только снаружи. К маяку можно вскарабкаться едва ли не по отвесной тропе либо в хорошую погоду доехать по дороге, начинающейся от магазина Ручей в пади Малый Баранчик (улица Горная). Если справа останется Храм Преображения Господня – значит едете правильно. Дорога сначала идет вверх под большим углом, потом переходит в лесную и с многочисленными ответвлениями (на маяк – первое направо). Путь сквозной – этакая местная объездная. Если все время ехать прямо – выедешь к дачам на берегу Ангары – прямо напротив Шаман-камня.

Посмотреть можно много чего еще. В пади Малый Баранчик проходит самая длинная улица поселка – Байкальская, петляющая среди разной степени изношенности домов поселка до местного погоста. Куда интересней дорога, идущая вдоль железнодорожных путей и берега Байкала мимо следующей местной пади с названием Щелка. Проехав мимо клуба Водник и памятника ветеранам Великой отечественной войны, попадаем на ручей Тепленький, незамерзающий даже в лютые морозы. Такой вкусной и чистой воды я больше не встречал нигде, к тому же, по местным поверьям, она излечивает от ангины. На восток дорога идет до прекрасного галечного пляжа с хорошей пикниковой зоной аккурат до того места, откуда дальше на машине не проедешь. Примерно в 1,5-2-х часах пешего пути отсюда начинаются тоннели КБЖД, но еще раньше можно исследовать различные мосты, каменные подпорные стенки и знаменитые галереи Кругобайкалки.

В порту, растерявшем свое стратегическое значение, можно увидеть две крайности. Эффектные круизные теплоходы Николай Ерощенко, Империя и Зайсан соседствуют с проржавевшими остатками былой мощи местного флота (полуразвалившиеся корабли можно увидеть и в других местах поселка). Да и сам порт производит впечатление полного упадка и разрухи – как нигде в поселке – остовы здания многоквартирного барака, заброшенные склады, неуютный причал. По соседству, как противовес – самое респектабельное здание – реконструированный по старым чертежам вокзал с экспозицией об истории КБЖД и самым комфортным по местным меркам проживанием: на 2-м этаже расположились 7 номеров гостиницы.

Меньшее, что требует порт Байкал – это день пребывания. Любителям природы, тишины и покоя здесь стоит задержаться подольше – и отдыхать хорошо, и погулять есть где, и цены по байкальским меркам на проживание и питание вполне умеренные.

Порт Байкал
Галечный пляж за восточной окраиной поселка, наверное, самый чистый и тихий из тех, что расположены недалеко от Иркутска

ЧТО СМОТРЕТЬ

  • Железнодорожный вокзал порта Байкал

  • Музей Кругобайкальской железной дороги

  • Старый маяк

  • Исток Ангары (самый широкий в мире – 1 км) и вид на Листвянку и Шаманский камень

  • Современные наскальные писаницы (2 км от Пади Малый Баранчик)

  • Галерея №1 КБЖД (3 км от Пади Малый Баранчик).

  • Тоннель №1 КБЖД (8 км от Пади Малый Баранчик, высота 8 м, ширина 9 м, длина 176 м)

  • Тоннель №2 (8,5 км от Пади Малый Баранчик, высота 8 м, ширина 9 м, длина 169 м).


  • ЧТО СДЕЛАТЬ

  • Сходить на службу в Храм Преображения Господня

  • Позагорать на пляже за восточной окраиной

  • Проехать или пройти от западной до восточной окраины поселка

  • Пройти до первого тоннеля Кругобайкальской железной дороги

  • Выпить вкуснейшей воды из незамерзающего ручья Тепленький (восточная окраина поселка)


  • ГДЕ ЖИТЬ

    Порт Байкал
    Гостевой дом «Парадиз»
    Порт Байкал
    Номер «Люкс» в гостинице «У старого маяка»
    Гостевой дом «Парадиз». Падь Малый Баранчик. Ул. Байкальская, 12. Тел. (3952) 67-77-21, 60-74-50, 8-952-6-244-693. E-mail: bbbaikal@mail.ru. Internet: www.baikal.tk; www.bbbaikal.narod.ru. Двухэтажный деревянный дом с благоустроенными номерами. Гостиная, кухня, питание, баня, катер, пикники, банкеты. Стоимость – 800 руб/чел.

    Гостиница «У старого маяка». Тел.: (3952) 202-629. Благоустроенные номера (стандарт, полулюкс, люкс) на 2-м этаже вокзала. Цена 2-местного номера полулюкс – 1900 руб., питание – 450 руб.

    Гостевой дом «Надежда». Ул. Первомайская, 17А. Тел.: (3952) 91-47-05, 91-47-06, 8-964-6-514-705. E-mail: nadega@yandex.ru. Internet: www.nadega.angara.ru. Первая гостиница в порту Байкал – работает с 1996 года. 2 двухэтажных дома в устье Ангары напротив Шаман-камня. Туалет и умывальник на улице. Цены – 300-400 руб/чел., 2-х разовое питание – 200 руб. Баня, бильярд, теннис, волейбольная площадка.

    Гостевой двор «Яхонт». Ул. Набережная, 3. Тел.: (3952) 25-04-96, 8-902-5-117-819. E-mail: yahont@irk.ru. 2 двухэтажных дома с благоустроенными номерами (второй дом неблагоустроен) и прекрасным видом на Байкал. Баня. Цена 2-х местного номера – 2400 руб.

    База отдыха Форт «Байкал». Падь Щелка. Тел.: (3952) 24-24-15, 8-9-501-327-664 (Светлана). E-mail: fortbaikal@mail.ru. Трехэтажный деревянный охотничий домик и летние домики. Баня, бассейн. Конные туры. Цена за номер – 1000/1500/2000 руб. Питание – 700 руб./сутки.


    ЛЕТНЕЕ РАСПИСАНИЕ ПАРОМА

    В порт Байкал: 08.15 11.15 16.15 18.15 20.45

    Из порта Байкал: 06.40 10.45 15.50 17.15 20.15

    Ефим НЕЗВАННЫЙ,
    Фото автора и Сергея ВОЛКОВА

    Автомаркет+Спорт № 07/2011

     
    Поделиться ссылкой
    
    Автофирмы Иркутска







    Весь каталог