УРОКИ ПЛАВАНИЯ |
||
|
Лед Байкала магически притягивает путешественников, но далеко не всегда походы по нему превращаются в приятную прогулку. Буквально недавно во время поездки из Большого Голоустного в бухту Песчаную мы, тертые волки, едва не утопили снегоход. Все это дало повод для написания своего рода инструкции — как избежать опасной ситуации и что делать, если автомобиль все же ушел на дно.
Ледяные ловушки
Как только температура на Байкале опускается ниже —20°С, первые 3—4 дня лед нарастает по 4—5 см в сутки. Малое Море обычно закрывается льдом в декабре, весь Байкал — к 15—20 января. Толщина льда колеблется в пределах 70-113 см (для того чтобы по льду спокойно шли 10-тонные машины, его толщина должна быть не менее 30 см). Считается, что лед, разбитый при замерзании штормом, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже он внезапно может дать трещину. Лед раздвигается, образуется широкая полынья, которая быстро затягивается — возникает опасная ловушка с тонким льдом. В одних и тех же местах (в основном по кратчайшему расстоянию между соседними мысами) ежегодно возникают становые щели, длиной 10—40 км и шириной до 4 метров. Многие трещины не замерзают всю зиму. Другая опасность — пропарины, возникающие в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Когда они прикрыты слоем снега, обнаружить их практически невозможно. Открытые пропарины видны издалека, нужно только внимательно смотреть и успеть затормозить на скользком льду. Пропарины, образованные подводными ключами или подтоком теплых вод, заметить труднее, но подобные места известны местным жителям, поэтому лучше не съезжать с наката или двигаться с проводником, хорошо знающим особенности льда в этом районе. Подозрительные места нужно тщательно обследовать и опробовать толщину льда пешней или другим острым предметом. И не забывайте про прогноз погоды — чтобы не попасть в снежный плен после метели. Если колею занесет — это станет смертельной ловушкой.
ПРАВИЛА ПОДЪЕМА
А что же случилось с нами? Солнечный февральский день предвещал увлекательную поездку на двух снегоходах из Большого Голоустного в Песчаную. Толщина льда — уже более 40 см. Разведку вели на одноместном снегоходе, за которым шел более тяжелый с двумя пассажирами, буксировавший сани с грузом и четвертым участником экспедиции. Но уже через километр наш «разведчик», под управлением путешественника-экстремала Алексея Панцевича, внезапно исчез подо льдом. Надежный на вид лед вдруг разломился, и снегоход со скоростью брошенного в воду камня пошел ко дну. Комбинезон из водоотталкивающей ткани сработал как спасательный жилет. А ведь вокруг было блестящее на солнце зеркало свежего льда без малейших следов снега! Отличить на ходу опасный участок невозможно. Совсем рядом был лед толщиной свыше 30 см, но в полынье он едва достигал 2 см. За считанные секунды снегоход просел кормой, его резиновые гусеницы еще около двух метров по инерции проламывали тонкий лед, а затем он утонул... Скорость нашего передвижения была около 40 км/час. На более высокой скорости попадание в полынью чревато травмами — затормозить просто не успеешь. Никакой опыт ледовых путешествий и развитая интуиция от этого не страхуют. Местные жители, и те попадают в подобные ловушки, хоть и ездят по одному маршруту постоянно. Так, знакомый рыбак из Большого Голоустного утопил новенькие «Жигули» на второй день после покупки, и сейчас машина покоится на 400-метровой глубине. На крепкий лед вызволяли Алексея с помощью беговых лыж и 30-метровой альпинистской веревки: мы осторожно приблизились к краю опасного места и ползком перетащили практически сухого (промокли только ноги и фотоаппарат) Алексея. Затем стали решать судьбу снегохода. Разрешенная глубина для погружений с аквалангом — до 55 м, но аквалангисты могут нырнуть и ниже, на 100-150 м (байкальский рекорд 154 метра). Чтобы промерить глубину, пришлось привезти с берега большой камень и связать все имеющиеся веревки — получилось около 35 м. На удачу, мобильная связь в этом месте оказалась доступна, мы позвонили в иркутский дайв-центр «Свал». И уже на следующий день началась спасательная операция. Аквалангисты «Свала» приехали на двух снаряженных автомобилях. В числе прочего — ледовые крючья и бур, бензопила, специальная пила по льду, пешня и парашют для подъема снегохода. Под лед уходят два подводника. Проходит полтора часа, прежде чем лежащий на дне снегоход надежно привязан к буксировочному тросу. Сначала всплывает Андрей Димитревич и сообщает, что снегоход обнаружен на глубине 53 м. На привязывание троса на дне уходит 5—7 минут, на декомпрессионные остановки при всплытии — 43 минуты! И это в ледяной байкальской воде! Снегоход при погружении спланировал и встал на лыжи, не получив при этом ни одной царапины, а затем стал скатываться по дну и, судя по следу, под собственным весом проехал по крутому склону еще 7—8 метров. Задержись мы с подъемом еще на сутки, он мог бы сползти на недосягаемую глубину… Сложнее всего стало, когда лыжи уперлись под водой в лед — надо было завести их в майну. Как только это удалось, мы легко вытащили снегоход на лед. А вот для машины в подобной ситуации пришлось бы сооружать специальную конструкцию. Обычно водолазы цепляют трос за бампер, раму или фаркоп в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо передом, либо кормой. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренную металлическую конструкцию длиной до 6 метров — как правило, по длине машины. Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, машину поднимают вертикально над поверхностью и ставят колесами на лед. Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температура низкая, нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в агрегаты — для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи. Но все же лучше таких ситуаций избегать.
Сергей ВолковАвтомаркет+Спорт № 06 |
|