Как безопасно ездить по льду
Просмотров: 14462
23 Сентября 2009

УРОКИ ПЛАВАНИЯ









Путешествие по льду

Лед Байкала магически притягивает путешественников, но далеко не всегда походы по нему превращаются в приятную прогулку. Буквально недавно во время поездки из Большого Голоустного в бухту Песчаную мы, тертые волки, едва не утопили снегоход. Все это дало повод для написания своего рода инструкции — как избежать опасной ситуации и что делать, если автомобиль все же ушел на дно.

 

Ледяные ловушки

 

Как только температура на Байкале опускается ниже —20°С, первые 3—4 дня лед нарастает по 4—5 см в сутки. Малое Море обычно закрывается льдом в декабре, весь Байкал — к 15—20 января. Толщина льда колеблется в пределах 70-113 см (для того чтобы по льду спокойно шли 10-тонные машины, его толщина должна быть не менее 30 см).

Считается, что лед, разбитый при замерзании штормом, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже он внезапно может дать трещину. Лед раздвигается, образуется широкая полынья, которая быстро затягивается — возникает опасная ловушка с тонким льдом. В одних и тех же местах (в основном по кратчайшему расстоянию между соседними мысами) ежегодно возникают становые щели, длиной 10—40 км и шириной до 4 метров. Многие трещины не замерзают всю зиму.

Другая опасность — пропарины, возникающие в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Когда они прикрыты слоем снега, обнаружить их практически невозможно. Открытые пропарины видны издалека, нужно только внимательно смотреть и успеть затормозить на скользком льду. Пропарины, образованные подводными ключами или подтоком теплых вод, заметить труднее, но подобные места известны местным жителям, поэтому лучше не съезжать с наката или двигаться с проводником, хорошо знающим особенности льда в этом районе. Подозрительные места нужно тщательно обследовать и опробовать толщину льда пешней или другим острым предметом. 

И не забывайте про прогноз погоды — чтобы не попасть в снежный плен после метели. Если колею занесет — это станет смертельной ловушкой.

 

ПРАВИЛА ПОДЪЕМА

 

А что же случилось с нами? Солнечный февральский день предвещал увлекательную поездку на двух снегоходах из Большого Голоустного в Песчаную. Толщина льда — уже более 40 см. Разведку вели на одноместном снегоходе, за которым шел более тяжелый с двумя пассажирами, буксировавший сани с грузом и четвертым участником экспедиции. Но уже через километр наш «разведчик», под управлением путешественника-экстремала Алексея Панцевича, внезапно исчез подо льдом. Надежный на вид лед вдруг разломился, и снегоход со скоростью брошенного в воду камня пошел ко дну. Комбинезон из водоотталкивающей ткани сработал как спасательный жилет.

А ведь вокруг было блестящее на солнце зеркало свежего льда без малейших следов снега! Отличить на ходу опасный участок невозможно. Совсем рядом был лед толщиной свыше 30 см, но в полынье он едва достигал 2 см. За считанные секунды снегоход просел кормой, его резиновые гусеницы еще около двух метров по инерции проламывали тонкий лед, а затем он утонул...

Скорость нашего передвижения была около 40 км/час. На более высокой скорости попадание в полынью чревато травмами — затормозить просто не успеешь. Никакой опыт ледовых путешествий и развитая интуиция от этого не страхуют. Местные жители, и те попадают в подобные ловушки, хоть и ездят по одному маршруту постоянно. Так, знакомый рыбак из Большого Голоустного утопил новенькие «Жигули» на второй день после покупки, и сейчас машина покоится на 400-метровой глубине.

На крепкий лед вызволяли Алексея с помощью беговых лыж и 30-метровой альпинистской веревки: мы осторожно приблизились к краю опасного места и ползком перетащили практически сухого (промокли только ноги и фотоаппарат) Алексея.

Затем стали решать судьбу снегохода. Разрешенная глубина для погружений с аквалангом — до 55 м, но аквалангисты могут нырнуть и ниже, на 100-150 м (байкальский рекорд 154 метра). Чтобы промерить глубину, пришлось привезти с берега большой камень и связать все имеющиеся веревки — получилось около 35 м. На удачу, мобильная связь в этом месте оказалась доступна, мы позвонили в иркутский дайв-центр «Свал». И уже на следующий день началась спасательная операция.

Аквалангисты «Свала» приехали на двух снаряженных автомобилях. В числе прочего — ледовые крючья и бур, бензопила, специальная пила по льду, пешня и парашют для подъема снегохода. Под лед уходят два подводника. Проходит полтора часа, прежде чем лежащий на дне снегоход надежно привязан к буксировочному тросу. Сначала всплывает Андрей Димитревич и сообщает, что снегоход обнаружен на глубине 53 м. На привязывание троса на дне уходит 5—7 минут, на декомпрессионные остановки при всплытии — 43 минуты! И это в ледяной байкальской воде! Снегоход при погружении спланировал и встал на лыжи, не получив при этом ни одной царапины, а затем стал скатываться по дну и, судя по следу, под собственным весом проехал по крутому склону еще 7—8 метров. Задержись мы с подъемом еще на сутки, он мог бы сползти на недосягаемую глубину…

Сложнее всего стало, когда лыжи уперлись под водой в лед — надо было завести их в майну. Как только это удалось, мы легко вытащили снегоход на лед. А вот для машины в подобной ситуации пришлось бы сооружать специальную конструкцию. Обычно водолазы цепляют трос за бампер, раму или фаркоп в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо передом, либо кормой. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренную металлическую конструкцию длиной до 6 метров — как правило, по длине машины. Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, машину поднимают вертикально над поверхностью и ставят колесами на лед.

Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температура низкая, нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в агрегаты — для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи. Но все же лучше таких ситуаций избегать.

 

 

 

Спасение утопающих

 

 

Когда машина начала проваливаться, главное — не паниковать и успеть открыть дверь до ухода под воду. При погружении даже на 1—2 метра избыточное давление снаружи не позволит открыть двери и выбить стекла. При ударах молотком изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый сможет, но это наиболее действенный способ спасения. Если глубина известна и незначительна (10—12 метров), остается хладнокровно ждать заполнения салона автомобиля водой и выравнивания давления — тогда двери можно открыть.

Перед подъемом надо увидеть во льду майну и всплывать точно к ней. Сориентироваться под водой на небольшом расстоянии от нижней поверхности льда трудно, не хватает обзора, и на расстоянии 3-4 метров от майны невозможно определить, в какую сторону надо плыть.

Провалившаяся машина опускается на дно не точно под майной, а планирует в сторону и вполне может лечь на крышу, деформировав кузов и заклинив двери. Но даже при самом худшем развитии событий, как свидетельствует реальный опыт, хладнокровным людям хватает времени, чтобы снять унты, собрать вещи, документы, спички, нож и выбраться через опущенное стекло из затонувшей машины.

Выбираться на лед из полыньи сложно. Рассказывают, что, если хватит терпения, в мороз можно приморозить ко льду любую одежду или тряпку, и по ним выбраться из воды. Практически невозможно выбраться на весенний игольчатый лед, края которого под весом человека крошатся. Зная это, спасатели перед погружением на край льда расстилают брезент.

Насквозь промокший человек запросто может замерзнуть: при сильном ветре шанс выжить минимален. Замерзшая после вынужденного купания одежда перестает согревать и коробится ледяным панцирем, причем в местах сгиба она лопается, образуются дыры до голого тела (не разрывается только одежда из чистой шерсти). Замерзшую одежду невозможно снять, она примерзает к телу, и ее приходится разрезать, а все отмороженные места следует интенсивно протереть водкой.

Если добрался до берега, шансы выжить увеличиваются. Проблем с дровами на побережье нет. В любом месте на пляже и на земле в лесу много сушняка. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.

Для выбора направления движения среди торосов пользуйтесь снимками из космоса. Вместе с GPS-навигацией это мощный инструмент ориентирования. Ежедневный космический мониторинг: www.geol.irk.ru/baikal/, eostation.irk.ru

 

 

КТО ПОДНИМЕТ АВТО СО ДНА БАЙКАЛА

 

 

Дайв-центр «Свал». Иркутск, Декабрьских Событий, 55.

Тел.: 212-951, сот. 8-9025-603-907, e-mail: svalad@mail.ru

 

 

Фирма «АКВА-ЭКО». Иркутск, К. Либкнехта, 12.

Тел.: 201-000, e-mail: аqua@angara.ru

 

 

Дайв-центр «БайкалТек». Иркутск, Красноказачья, 85.

Тел.: 220-253,

e-mail: misan@baikaldiving.ru

 

 

Поисково-спасательные подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России

 

 

Никольское поисково-спасательное подразделение

пос. Никола, Иркутский район.

Оперативный дежурный: (3952) 550-614, 550-660

Caхюртинское поисково-спасательное подразделение

пос. Сахюрта, Ольхонский район. Оперативный дежурный:

(39558) 54-056, сот. тел. 8-904-140-18-74

Cлюдянское поисково-спасательное подразделение — Слюдянка, ул. Мостовая, 2А.

Оперативный дежурный: (39544) 51-911

 

 

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 06

 
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог