|
Анатолий ЯМБАЕВ 38 лет Водительский стаж 1 год.
Первый автомобиль ВАЗ-2101. В «Автомаркете» с 1999 года.
| ВАЗ-21033 оливкового цвета, выпущенный в 1983 году,
достался мне «по наследству» в июле этого года с пробегом 65000 км. Я точно
знал, что предыдущий хозяин не колдовал со спидометром автомобиля, скручивая
лишние километры — ему незачем было это делать. Основной пробег «тройка»
накатала (да и то совсем немного) в свои первые десять лет, а в последующие годы
она практически стояла. Пребывание в гараже, а точнее, редкие выезды и заезды в
него не прошли для «Жигулей» бесследно: на кузове с обеих сторон образовались
две глубокие царапины, которые тянутся от «уха» до «хвоста» автомобиля. Оба
бампера «Жигулей» тоже носят следы ударов, отчего стоят косовато, но своим
глянцем немного сглаживают ситуацию. Предыдущий владелец не стал выправлять
бамперы и убирать царапины с кузова. Очевидно, он считал, что заезжая в узкий
гараж, все равно к чему-нибудь притрется кузовом. Его безразличие к царапинам на
бортах и косым бамперам странным образом передалось и мне. В одном из сервисов
после ревизии кузова я услышал, что на 21-м году эксплуатации он находится в
идеальном состоянии, поэтому и не стал вмешиваться в его жизнь.
|
Приборная панель в отличном состоянии. Оказывается, умели
делать, когда хотели... |
|
... а секрет изготовления таких качественных салонов утерян
отечественным автопромом вместе с Советским
Союзом | Правда, подвеска «Жигулей» «гуляла» так, что за
городом по прямой не позволяла ехать свыше 100 км/час, хотя иногда этого
хотелось. При этом за автомобилем всегда тянулся плотный шлейф выхлопных газов,
как будто он заправлялся не девяносто вторым бензином, а соляркой. Все это меня
несколько настораживало, и я с горечью подсчитывал, во сколько может вылиться
капитальный ремонт двигателя и подвески. Но это было позже, а сначала я перегнал
«Жигули» из деревни, где они обитали, в Иркутск.
ЗА ЧТО МНЕ ЭТО?
«Тройка» — второй мой автомобиль, первым значился ВАЗ-2101,
когда я еще был бесправным, то есть без водительского удостоверения. Состояние
того автомобиля 1980 года выпуска оценивалось как критическое. Я изредка ездил
на нем по тихим улочкам, избегая гаишников. Все остальное время управлял
«копейкой» кто-нибудь из друзей с правами.
У меня была навязчивая идея сначала отремонтировать «Жигули» и
затем получить права. А ремонтировать там было что: «откапиталить» кузов, мотор
— в общем, весь автомобиль.
Чтобы как-то сэкономить на ремонте, я доверился частникам и в
итоге потерял «копейку»: загадочным образом она сгорела в гараже вместе с
машиной автослесаря. Получив от него деньги за свой ВАЗ, я зарекся связываться с
автомобилями в ценовой категории «до 20000 рублей» и через некоторое время купил
на эти деньги другую машину — стиральную, и кое-что еще из бытовой техники. Про
водительское удостоверение забыл. Жене это очень не понравилось. Когда я
приезжал к ее родственникам в деревню, мне иногда приходилось ездить на
«Жигулях», УАЗе и даже на ГАЗ-52 то за дровами, то за сеном. Кстати каждое
переключение скорости на ГАЗоне, когда едешь по полю, для новичка своего рода
победа: приходится делать двойной выжим с перегазовкой и при этом не потерять
скорость до нуля. И вот с таким водительским багажом я в этом году сдал на права
и положил их в папку для документов, так как ездить в городе было не на чем.
Доставать мне их пришлось через несколько месяцев — летом, когда в семье
появилась та самая «тройка».
То, с чем я столкнулся на дорогах Иркутска, превзошло все мои
опасения. Первые дни я старался ездить по городу не больше часа, чтобы не
подорвать психику: не мог привыкнуть к интенсивности движения. Поставив машину
на стоянку, чувствовал, как гудит тело — будто под током. В пробках обливался
потом, особенно если это было на подъеме. Включал вместо первой третью скорость
и тут же глох. А придя разбитый домой, говорил жене: «Горе-то какое! Зачем я
вообще взял этот автомобиль?».
Мой приятель говорил мне: «Толя, я 20 лет за рулем и ни одной
аварии. Помни — главное скорость и дистанция. Дистанцию держи больше, а скорость
меньше. А ты, смотрю, уже гоняешь, я с такой скоростью не езжу!». И
действительно, я погнал. В какой-то момент во мне что-то отпустило, стал
чувствовать дорогу, напряжение исчезло, ездить стало в радость. Я начал бороться
со скоростью, не позволяя себе лихачить. Оказывается, даже на «Жигулях» с
объемом двигателя 1,3 литра можно поддать газу.
ОНИ ВЕЧНЫЕ
|
Многострадальное зеркало... |
|
... и скобка, спасшая мои
нервы | «Жигули», как и Mercedes, приходится время от
времени ремонтировать — эта извечная беда автовладельцев зачастую определяет,
какой марке автомобилей они отдают предпочтение. На своем опыте я понял, что
если будут выпускаться «Жигули» в том виде, в каком они сейчас есть, то покупать
их будут вечно, главное, ничего не модернизировать. В ремонте «Жигули» просты,
если не учесть того, что постепенно меняются все запчасти, порой по несколько
раз. Фокус в том, что они недороги, поэтому не слишком бьют по семейному
бюджету. Многим такая схема нравится, да и «Жигули» на крайний случай можно
самому отремонтировать. К счастью, я к таким экстремалам не отношусь, и обратив
внимание на датчик давления масла, который показывал 0, поехал на диагностику
двигателя, чтобы еще и определиться — почему он дымит? После измерения
компрессии в поршнях механики мне посоветовали только заменить маслосъемные
колпачки. Цепь тоже требовалась новая. Заодно поменяли масло в двигателе:
неизвестного производителя на полусинтетику ТНК 5W40. Залили полусинтетику ТНК в
коробку и мост.
|
Хромированные детали и сейчас радуют своим
видом | С подвеской все обстояло куда интереснее. Когда
сняли старые шаровые опоры, удивились, как я на них ездил: до того они оказались
убитыми. Поменяли рулевую трапецию, крестовину, внутренний ступичный подшипник
правого переднего колеса. Оставалось купить зимнюю резину, сделать
развал-схождение и на этом все.
Неожиданно я вспомнил, что надо поменять высоковольтные
провода, которые от времени задубели и растрескались. Мой выбор пал на
силиконовые, которые я поставил через 30 минут после покупки, и... машина не
поехала. Вернее, она ехала, но то набирала обороты, то «проваливалась». Я
затосковал, неужели перепутал последовательность проводов, или они бракованные?
Позвонил в редакцию Николаю Рудых с вопросом, что делать. «Свечи меняй», — был
ответ. «Да я неделю назад новые уфимские поставил». «Езжай в «Резонанс», купи
NGK для «Жигулей» и почувствуй разницу». Где-то через час я подъезжал к редакции
с нормально работающим двигателем и преподнес уфимские свечи Николаю
Дмитриевичу. «А мне они зачем?» — удивился он. «Врагу подаришь!»
РЕЗИНЩИК
На дорогах тем временем появился гололед. Мои «Жигули» были
обуты не просто в летнюю резину, а черт знает в какую. Впереди стояли колеса от
«Москвича», сзади вообще два разных колеса, из-за чего машина ездила, мягко
говоря, странно. В редакции наперебой хвалили японские шины, но их цена меня не
устраивала. Казалось, что они дороже самой машины. Тут ко мне подошел Василий
Ларин и мягко сказал, что у него есть комплект Камской резины, на которой он
отъездил один сезон и готов уступить мне его по сходной цене. Василий показал
пальцами, какой высокий протектор остался на его резине, и сказал, что за это
стоит заплатить 500 руб. за колесо. Я согласился, «переобулся», сделал развал и
только потом до конца понял, что зря поскупился на новые диски — отложил их
покупку до весны.
ЗАДНЕГО НЕ УВИДИШЬ
Что по-человечески достало меня в «Жигулях», так это боковые
зеркала. Единственное родное зеркало разболталось от времени и «головку», как
говорится, не держало, поэтому я купил два новых, которые крепятся на рамку
двери. В первый же день понял, что они дают минимальный обзор и имеют
конструктивный недостаток: сбоку крепятся к рамке скобами на болтах, а снизу
скобочкой, которая заходит под уплотнительную резинку и зацепляется в углублении
двери. Оказалось, что при небольшом ударе или вибрации скобочка вылетает из-под
резинки, и зеркало тут же сбивается. Поделать с этим ничего нельзя. Когда мне
это надоело, я купил новые зеркала подобной конструкции, но большего размера и
решил их усовершенствовать. Вместо маленькой скобочки сделал новую, более
длинную. Прорезал снизу уплотнительную резину, продел под ее скобу конец,
который загнул, а второй конец привернул к зеркалу, тем самым притянув его к
двери. До сих пор оба зеркала стоят на своем месте, как вкопанные.
Расходы
(руб.) |
Пробег |
74000 км |
Масло полусинтетика ТНК 5W40 (4 литра) |
400 |
Трансмиссионное масло ТНК |
670 |
Шаровые опоры (4 шт) |
400 |
Рулевая трапеция |
750 |
Крестовина, подшипник |
98 |
Колпачки маслосъемные |
100 |
Цепь |
250 |
Диагностика двигателя |
500 |
Замена колпачков, цепи |
800 |
Ремонт подвески |
1500 |
Боковые зеркала (4 шт.) |
260 |
Шины (4 шт.) |
2000 |
Шиномонтаж |
225 |
Развал |
450 |
Итого: |
8005 |
Расход Аи-92 — |
~ 8 л/ 100 км. |
"Автомаркет+Спорт" №01
01.01.05 |