Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Если на карте Иркутской области провести диагонали от воображаемых «углов» периметра, то в точке их пересечения окажется…Усть-Кут! Давно хотелось здесь побывать. И не просто потому, что это самый что ни на есть географический центр нашей необъятной территории. Здесь пересеклось столько всего, что хватило бы и на статус «северной столицы» области.


У расположенного на слиянии Куты с Леной города своя богатая интересная история. Началась с острога еще в 1631 году – на 30 лет раньше Иркутска. С самого начала Усть-Куту предрешено быть важным связующим звеном в политической и экономической жизни не только региона, но и всей страны. Здесь располагались базы подготовки северных экспедиций Беринга, Лаптевых, Шелихова и других прославленных русских исследователей. В купеческой России работал крупный солеваренный завод, была перевалочная база для золотопромышленников и охотников. Из ссыльных знаменитостей фигурировал сам товарищ Троцкий, который отсюда бежал при помощи местных крестьян, а в годы гражданской войны эта стратегическая точка стала зоной горячих боевых действий. Ходили по здешней тайге войска колчаковских генералов Перхурова и Каппеля, а воевал с ними легендарный красный командир Даниил Зверев.

В советское время Усть-Кут тоже стал важным транзитным узлом с крупнейшим речным портом и судоверфью – через этот город осуществлялась большая часть северного завоза и «вывоза». Ну и знаменательный 1974 год, когда отсюда начался БАМ. А в наше время этот район должен стать частью новой «стройки века» – автодороги «Вилюй» с выходом на северные земли вплоть до Якутска. Ну, разве нет повода сюда съездить?

Но вот незадача – ехать на обычной легковушке в Усть-Кут по короткому пути через Жигалово не безопасно для машины, а о полной картине 1000-километрового маршрута через Тулун и Братск мало что было известно. Точнее так: до Братска дорога изучена, по разным участкам БАМа мне тоже доводилось ездить, а вот 400-километровый отрезок от Братска до Усть-Кута оставался инкогнито. Круг близких знакомых либо ничего не знал о нем, либо знал смутно, мол, есть неважные участки, но без подробностей. Тем не менее, есть регулярный рейс «Иркутск-Усть-Кут», и ходит по нему не «Урал»-вахтовка, а обычный междугородний автобус, с нормативным временем следования 19 часов. А раз так, значит, можно и на обычной легковушке рвануть. На Ford Focus, например.

Цели доехать максимально быстрее автобуса или поезда не ставилось. Можно сказать, ехал в туристическом режиме, с экономией топлива и прочих ресурсов. Получилось за 15 часов. До Тулуна сейчас езда – отдых, даже в некогда проблемной Тулюшке теперь ровнехонький участок асфальта. В Куйтуне тоже проведена реконструкция. До Братска ветка неоднородная: местами асфальт хороший, местами дрянь, в том числе на участке с односторонним движением по две полосы. Неплохо сохранилась бетонка, а большие выбоины по краям плит имеют следы ремонта и ничего страшного не представляют. Известный братский «хайвэй» тем более не вызывает критики, да и дороги через город имеют сносное покрытие и указатели.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Дорога Тулун – Братск в 200 км хоть и с твердым покрытием, но только на оценку «удовлетворительно», потому что даже «продвинутый» участок с односторонним движением имеет волнистый и «кочкастый» профиль

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Этот микроавтобус Honda Street на гусеничном ходу стал единственным экзотическим транспортным средством, повстречавшимся во время поездки – в Братске, у одной из шиномонтажек. Кстати, продавался

И вот он! Вскоре за монументальной, как египетская пирамида, плотиной Братской ГЭС, показался поблекший щит с надписью «Усть-Кут 382 км». Начинается абсолютно неведомый для меня участок с региональной трассой Р-419. Поначалу идет все хорошо, вполне гладкий асфальтик с различимой разметкой. Но уже через пару десятков км он превращается не в самую радостную гравийку, причем с красным оттенком от глинистых почв. Погода дождливая, колеса шлепают по липкой слякоти, машина потихоньку превращается в эдакий «кувшин» с характерной матовой «аэрографией», но главное – нагрузка на подвеску весьма приличная. На большом джипе здесь вольготно, а вот легковушке тяжко. Горка за горкой, поворот за поворотом, а каменисто-ребристому «тракту» не видно конца. Потом вновь асфальт, правда, частично «разбомбленный», да и он тоже ненадолго.

Стало понятно, что из тех 200 млрд. рублей, что требует постройка 2800-киломметрового «Вилюя», на усть-кутский участок еще не выделено ни копейки и ничего пока не предвещает. Всего непокрытых кусков на этом пути три, общей протяженностью почти 130 км! А самый изнурительный 70-километровый пролегает уже ближе к Усть-Куту. Он и самый коварный для легковых автомобилей, поскольку именно здесь более всего проявляется такая местная природная аномалия, как «растущие камни». Дачники каждый год вместе с урожаем ведрами собирают на грядках камушки, которые сами «лезут» из-под земли, а крупные валуны портят и без того неважные дороги.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Трасса в 400 км от Братска до Усть-Кута идет по однообразному таежному коридору, а ее треть составляют гравийные участки с глинистыми грунтами и далеко не образцовым содержанием. Для шасси легковушек нагрузки слишком большие

Вот с одним из таких «активных» валунчиков меня угораздило вступить в контакт. На том «слепом» перегибе его абсолютно не было видно, скорость около 40, и тут сильный металлический удар впереди под кузовом. «Все, поддон в хлам, масло из двигателя или коробки навылет, или загнут рычаг подвески, что тоже не лучше» – от этих молниеносных мыслей за тысячу км от дилерского центра все похолодело внутри. Останавливаюсь, смотрю под днище – что-то капает, но масло или грязь (на улице дождь) – не понятно. Возле валуна с острым гребнем два куска от пластиковой защиты моторного отсека. Стою жду, пока загорится лампочка давления масла. Не загорается, трогаю дальше, до города еще километров сорок.

Хорошо, что по приезду в Усть-Кут сразу была возможность заехать на эстакаду и осмотреть днище. Мне повезло: камень приложился на подрамник. У «Фокуса» он выглядит прочным, из сдвоенных слоев стали. Осталась только царапина и вмятинка, которая не может нарушить геометрию подвески. На подрамник в этом месте плотно заходит пластиковая защита, часть края которой от удара раскрошилась – вот и все потери.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
На гравийке (и особенно близ Усть-Кута) – не до красот местной природы: надо в оба смотреть под колеса, обруливать камни и находить наиболее ровные куски дороги

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Подкрылки «Фокуса» оказались бессильны против грязи, особенно липкой глины усть-кутской трассы

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Зато подрамник у машины достаточно крепкий, чтобы выдержать касательный удар о камень. Остались лишь царапина и легкая вмятинка. Откололись только куски от пластиковой защиты

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Если на улице дождь, то машина по приезду напоминает глиняный кувшин

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Если сухо, то на грунтовых участках надо опасаться грузовых машин – каждую сопровождает непроницаемая стена пыли

Но даже без этого приключения дорога от Братска до Усть-Кута не может не запомниться. Ощущение отрыва от «большой земли» довольно сильное – места тут дюже глуховатые. Основная часть маршрута идет по однообразному таежному коридору – без всяких там Vista point (смотровые площадки), кемпингов и прочих радостей дорожной инфраструктуры. Машин мало, кафешек раз-два и обчелся, да и с указательными знаками как на Луне, разве что таблички «Берегите лес» часто мелькают. Населенных пунктов тоже пересчитать по пальцам, и то часть из них в стороне от дороги. Сотовая связь «ловит» только в их непосредственной близости. Живописный «выход» на природу есть только на мосту через реку Илим, а потом пейзаж скрашивает тягости маршрута лишь ближе к цели, когда дорога начинает жаться к реке и соседствует с ж/д полотном.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Илим. На дороге Братск – Усть-Кут это один из редких «выходов» на открытую местность

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Название Кута с эвенкийского означает заболоченное место, но пейзажи реки на маршруте перед Усть-Кутом куда как живописней обычного болота

Вот так, с двумя стихиями наперегонки – слева поезд, а справа мощная Кута – вкатываешься в город, который вольно вытянулся по красивейшей пойме двух величавых сибирских рек. Местность утопает в зелени лугов и окружена реликтовыми горными хребтами, покрытыми густой тайгой, с чередой замысловатых скальных останцев, похожих на развалины древних крепостей – природа здесь великолепна! Но сурова: в первый же вечер знаменитая мошкара «ободрала» открытую кожу до вида больного оспой, так что пришлось применять меры. В то же время самые длинные дни в году подарили в этой широте такое романтичное явление как белые ночи – конечно, не светло как днем, но небо до конца не темнело.

Интересно, что в Усть-Куте есть своя объездная автодорога, с которой открываются великолепные виды на город с высоты птичьего полета. Местный хлеб пекут невкусный, зато очень хорош сувенирный «Усть-кутский пряник» (по типу тульского), выпекаемый по эксклюзивной рецептуре. Есть и свой знаменитый на всю Россию курорт: от дореволюционного солеваренного завода ничего не осталось, на его месте еще в 30-х годах возник грязелечебный санаторий, который успешно действует по сей день.

Из других рукотворных достопримечательностей – остатки некогда крупнейшего в СССР речного порта Осетровский, а также знаменитое речное училище, куда ехали парни со всей страны. Аэропорт находится на удалении 10 км от города, на горе, к нему ведет когда-то неплохой, а нынче с выбоинами асфальт. И конечно, ж/д станция Лена, которая вошла в историю страны как стартовая площадка в 10-летней эпопее строительства Байкало-Амурской Магистрали.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Усть-Кут сам пережил масштабные военные действия времен Гражданской, и много потерял жителей в Великую Отечественную, чему посвящен мемориал с весьма крупным памятником – таких нет и в Иркутске

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Объездная дорога. Ручей скатывается с горы прямо на обочину. Одним путникам это возможность напиться чистой ключевой воды, а другим – помыть машину. Тут же свалка мусора… Эх люди, люди!

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Как ни вглядывайся в облик Усть-Кута на его улицах, а лучшие виды на старый и новый город открываются только сверху, так сказать, в общем декоре природы

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Усть-кутский грязелечебный курорт известен далеко за пределами области. Возник он в 30-х годах на месте закрытого после революции солеваренного завода и на данный момент успешно функционирует

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Когда-то речное училище Усть-Кута славилось на всю страну. Сейчас выцветший торец его здания символизирует, что те времена прошли

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Станция Лена с отреставрированным вокзалом. Отсюда и начинал строиться западный участок БАМа. Когда делал фото, местные охранники чуть не арестовали – почему-то нельзя, стратегически важный объект!

Вообще-то, БАМ придумали не в 70-х. Прокладывать рельсовые пути по северу Восточной Сибири и дальше собирались еще в царской России. Реальный прототип нынешнего БАМа существовал в первых пятилетках советской власти: в середине 30-х в регионе проводились изыскания и альтернативно Транссибу на востоке даже были построены сотни километров однопутной дороги с двумя десятками станций. Война помешала дальнейшему развитию, а рельсы и даже фермы мостов частично были демонтированы и отправлены под Сталинград. Новый, «брежневский» БАМ был спроектирован заново и c западной части пошел от Усть-Кута. До этого город для наземного транспорта был тупиковым: от Тайшета сюда подходила ж/д ветка, пущенная в начале 50-х как некий пролог БАМа, а дальше грузы и люди двигались по воде или по зимникам.

С 1974 года Усть-Кут становится «байконуром» всесоюзной стройки, в нем располагается штаб западного участка БАМа, который строили комсомольские отряды добровольцев, и в основном приезжие с западных и южных регионов страны. Например, сюда приехало много молодежи из Украины, часть из них так и осталась здесь жить. Людей покоряла сильная природа, завязывались новые отношения, вырисовывались перспективы.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Эта красота в 70-х покорила многих молодых строителей БАМа, так и оставшихся здесь жить

Одна из самых впечатляющих тем БАМа – это не имеющий аналогов контракт на поставку иностранной техники. Около 10000 грузовиков легендарной марки Magirus-Deutz, специально подготовленных немцами для российского Севера, по большей части «уходили на войну» именно через Усть-Кут. В свое время «Магирусы» служили армии Вермахта, а тут в условиях непроходимой тайги, трескучих морозов и полного бездорожья легион их потомков «пыхтел» на великой стройке непобежденного когда-то социализма. Причуды истории!

Советская пропаганда не афишировала сей факт, но оранжевый Magirus по сути стал одним из символов БАМа. Отправляясь в Усть-Кут, думал увидеть что-то типа памятника или другие следы их «подвигов». Но ничего такого не обнаружил. Хотя время от времени, и еще в бодром здравии, на дорогах здесь можно встретить самосвалы с характерным неповторимым гулом дизелей-воздушников. Вот и все напоминание о той эпохальной «мобилизации», а для Magirus-Deutz БАМ в какой-то мере стал «дембельским аккордом», потому как именно после этого контракта старинная немецкая фирма была «расформирована».

Сейчас Усть-Кут не назовешь процветающим: новостроек не видно, на всем печать длительного постсоветского выживания. Городская дорожная инфраструктура далеко не в лучшем виде, а пригородные дороги и вовсе требуют автомобилей повышенной проходимости. Так, не успел я отойти от происшествия с «пробитым» днищем на трассе, как пришлось по камням форсировать ручей, чтобы попасть к друзьям на дачный участок. И эта была лучшая из дорог, поскольку другая в этот дачный кооператив была под силу только тракторной технике.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Заброшенный КП ГАИ как один из символов переходного периода, а надписи на стенах с оценкой местных дорог отражают действительность

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Только так, по ручью и камням под ж/д эстакадой, и можно пролезть на дачный поселок, а другая дорога к нему даже джипам не по плечу

За весь период «нового времени» о городе в стране если и слышали, то в связи с катаклизмами. В 2001 году устькутяне пережили два бедствия: холод и сильнейшее наводнение. Из-за разморозившейся системы отопления люди в городских квартирах как в блокадном Ленинграде вынуждены были топить буржуйки. И только «звонок другу», когда мальчик в прямом эфире по ТВ обратился к президенту, ситуацию ускоренно решили. Однако отсутствие горячей воды летом для большинства районов города по-прежнему обычное явление, и администрации до этого, похоже, нет никакого дела.

Речное хозяйство производит удручающее впечатление. Из нескольких крупных частей речпорта сегодня работает только один, в грузовых терминалах других видны только горы ржавого металлолома. Да и сама Лена какая-то усохшая, обмелевшая, как будто в кризисе: работы по углублению судоходного русла явно приостановлены. Из многочисленных предприятий, в том числе из нескольких могущественных СМП (строительно-монтажные поезда), после сокращений, дикой приватизации и прочих социальных стихий на плаву остались единицы. Народ, особенно молодежь, по возможности разъезжается.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Некогда крупнейший в СССР речной порт Осетровский ныне в полуразваленном состоянии. Даже горы ценного металлолома, похоже, пока некому утилизировать

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Величавая Лена (от эвенкийского «елю эне» – большая река) в Сибири по своему значению что Волга для центральной России. При разливах может наделать много бед, но в маловодье ее оголенные берега выглядят жалостливо

Вместе с тем город не умирает. Эпоха отчуждения сменяется на что-то другое, призрачное пока, но все же перспективное. Часть предприятий функционирует, появляются и новые рабочие места, в том числе вахтовым методом на новых северных месторождениях. Кто-то находит здесь площадку и для развития честного бизнеса. Массовый отток населения (до 1500 человек ежегодно!) в последнее время вроде как сокращается, а такой признак благосостояния как автопарк – явно растет. В том числе за счет новых иномарок, покупаемых у иркутских, а чаще даже красноярских дилеров (здесь, кстати, вообще снабжение все больше «западное», нежели иркутское). Свои же дилеры есть только по российским маркам.

Да, приверженность к отечественному автопрому и, в частности, к джипам еще налицо, что объяснимо. Былого и «вынужденного» на БАМе культа «Нивы» уже нет, суровая необходимость во внедорожниках решается куда разнообразней, однако основные продажи классических моделей ВАЗ приходятся именно на здешние районы.

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
В советские времена «Нива» здесь была самым почетным автомобилем. Сейчас потребности во внедорожниках решаются куда разнообразней

Иркутск – Усть-Кут – Иркутск на Ford Focus (лето 2011)
Не надо в местных СТО искать эстетическое начало, главное, что основной спектр техуслуг здесь найти можно

Все же повезло, что инфраструктуру автосервисов по личной необходимости изучать не пришлось. Ну, разве что, с некоторым поиском по наводке воспользовался мойкой: отмыли глину неплохо, быстро, но и стоимость как в среднем по Иркутску – 200 рублей только за кузов. С обеспечением топливом хорошо, только подороже. Заправки разные, в том числе есть фирменные от крупных сетевиков, где все же рискнул залить высокооктановый.

Спрашиваю заправщика в лоб: «У вас 95-ый сильно плохой?» Он сначала замялся, но потом марку поддержал: «Да нет, нормальный, заливают же». Залил и я полный бак, и каких-то отклонений в работе двигателя потом не заметил. Возвращался уже по сухой жаркой погоде. Гравийные участки нещадно пылили, а солнце щедро жарило до +35. Обошлось без происшествий, хотя по дороге было много чужих ЧП, и по большей части перевертыши с серьезными последствиями. Видимо, зной оказывает свое влияние. Верю, что в Усть-Кут когда-то можно будет спокойно доехать целиком по асфальту. При строительстве БАМа считалось, что ж/д-сообщения будет достаточно на все случаи жизни. Сейчас очевидно, что без развития автодорог Северу тоже не жить.
+6