Леонид Максимов

ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ ЗА РУЛЕМ

Леонид Максимов



Максимов Леонид Геннадьевич



Леонид Максимов
Родился 5 февраля 1968 года в Иркутске, здесь же получил среднеспециальное образование. С 1992 года основным видом заработка избрал для себя перегон японских автомобилей из Приморья в Иркутск. Одновременно с началом спортивной карьеры «горячие перегоны» сменились не менее горячими баталиями на гоночных трассах, много времени стали отнимать подготовка и содержание спортивного автомобиля. С перегонным бизнесом пришлось покончить, и сегодня Леонид — водитель маршрутного автобуса «Иркутск-Ангарск».




Жизнь первая


Ты помнишь, как все начиналось…


Леонид Максимов

Первый выезд черной CRX №44 на горную гонку в слюдянском карьере «Перевал». 13-дюймовая штамповка, простая зимняя резина, работающий электропакет в салоне и… второе место в Д2!

Каким должно стать детство у парня, отец которого работает на большегрузном автомобиле? Нет-нет, не пытайтесь говорить о том, что любовь к машинам может упорно и методично прививаться – она бывает только врожденной. Или есть, или нет. Она переходит на генетическом уровне, еще до рождения разбавляя кровь высокооктановым бензином и настраивая обоняние на особую чувствительность к аромату скоростных магистралей. Так что вряд ли стоило удивляться тому, как восьмиклассник Леня Максимов лихо управлялся с отцовским ЗИЛом. Не «взад-вперед, налево-направо», а наравне с отцом гонял тяжелую машину на обязательные тогда сельхозработы, где и в связке с комбайном по полям ходил, и урожай к месту хранения доставлял без потерь. Так и делили рабочие дни на двоих с Максимовым-старшим. Неправильно, конечно, непедагогично и даже незаконно, однако все лучше, чем насильно выталкивать упрямого сына из-за руля…

Леонид Максимов

Первые гонки не самые тихие — случалось вступать в жесткое противоборство и с таким мэтрами, как Влад Решетнев

Долго ли, коротко ли, но наступили лихие девяностые. Страна на подножном корме, но регион в массовом порядке начинают заселять невиданные праворульные иномарки. Что за машины, как на них правильно ездить, не знает почти никто, но интуиция уже подсказывает – японские авто на порядок круче русских. Максимов-младший тоже поглядывает в японскую сторону, но продолжает ездить на ВАЗ-2102, полученной отцом за многолетний добросовестный труд. Модная «двойка», тонированная, наряженная всеми доступными к тому времени элементами тюнинга. Средства к существованию добываются сотрудничеством с братской Монголией. Попросту говоря – обычный для начала девяностых годов бизнес челночного типа. И приглянулась монголам русская машина, и предложили они за нее совсем неплохие $2000. Сняли «двойку» с учета, увезли в Монголию, там местные покупатели в два счета уладили все формальности как с куплей-продажей автомобиля, так и с возвращением туриста Максимова (границу-то он пересекал за рулем!) на территорию России.

Леонид Максимов

Братск, 2006 год. Высокие скорости и жесткая борьба в знаменитой «красной яме». CRX успешно противостоит напору именитых соперников

Деньги на руках, машина за бугром, а в ближайших планах – покупка следующего средства передвижения. Вопрос выбора между «жигулями» и иномаркой не встал – новое всегда интереснее. Но в Иркутске, где к тому времени уже отметились случаи продажи «лохматых» экземпляров, автомобиль решил не брать – на слуху была Новая Игирма, получавшая по лесным контрактам с Японией секонд-хэнд неплохого качества. Да вот беда – зная о достоинствах своих машин, работники «Игирма-Тайрику» дружно оценивали их ровно в миллион рублей, независимо от модели и года выпуска. И никакого торга! Дешевле, конечно, чем в Иркутске, но заветного миллиона у Леонида не было. Договорились с местным жителем на обмен: новый (!) ГАЗ-66 на седан Toyota Corona (3А, 1,5 литра, МКП). Сейчас это кажется невероятным, но ценовой хаос того времени позволял совершать и не такие обмены. Через родственников «шишига» была куплена, но по пути в Игирму новый автомобиль… сломался. Возвращение в Иркутск, спешный ремонт (хороша отечественная техника – из оборудования достаточно одного колена и такой-то матери!), вновь поездка в Игирму и долгожданный обмен. Радости жителя поселка, получившего за японскую легковушку универсальное и гораздо более приспособленное к таежной жизни средство передвижения, не было предела. Ударили по рукам, оформили документы, оставалось только вернуться в Иркутск. И Леонид вернулся, но совсем не так, как предполагал – коварство зимника оставило от кузова «Короны» нетронутым одно заднее крыло. Заснеженная целина не любит новичков, здесь нужно знать каждый поворот и изгиб, а что получилось? Обогнал КАМАЗ, а дороги-то впереди нет, она уже куда-то в сторону отвернуть успела. Бруствер, сугроб, переворот через крышу. Потом долгий, дорогостоящий (деталей-то вообще никаких в продаже нет!), но качественный кузовной ремонт и продажа автомобиля китайцам за все те же $2000. И вновь выбор – «Жигули» или иномарка? Естественно, иномарка, опять же не из Иркутска. Но теперь уже и не из Новой Игирмы…



С тех пор, как впервые увидел собственными глазами гоночный заезд, не дает покоя одна мысль — как и зачем приходят люди в автоспорт? Что есть тот основополагающий фактор, заставляющий человека «сменить уют на риск и непомерный труд», окружить себя каркасом из стальных труб и разобранным до голого железа кокпитом бескомпромиссного гоночного автомобиля? Большие деньги, выгодные контракты? Но у нас не «Формула», не WRC и даже не сколько-нибудь известные и значимые чемпионаты! И в наших условиях финансы текут не в карман автогонщика, а наоборот — обильно вытекают из него на постоянный ремонт и обслуживание автомобиля. Тогда что? Явно ведь не желание доказать что-то жадной до экстремальных зрелищ публике. А может, зрители тут вовсе и ни при чем, а все дело в том, чтобы заставить трассу дать ответы на какие-то собственные вопросы? Не добавляет ясности и знакомство со многими автоспортсменами — зачастую они и сами не могут толком объяснить, какими судьбами оказались за рулем гоночных болидов. Просто так получилось. Почти случайно. А вот счастливым оказался этот случай или наоборот, несчастным — знаем не мы с вами, не турнирная таблица и даже не сам гонщик, а явно кто-то другой…

И все-таки, какая из тысячи дорог ведет в автоспорт? Долгие раздумья, бесконечные тренировки или внезапный, не поддающийся здравому смыслу шаг? Или всего помаленьку — сначала робкий интерес, потом долгое балансирование на грани желания и нерешительности, и наконец внезапный безоглядный прыжок в горнило гоночной трассы. Так, как это сделал иркутянин Леонид Максимов, чей дебют в «Горной гонке» летом 2002 года завершился второй ступенью пьедестала во «взрослом» дивизионе Д2. А его черная Honda CRX со стартовым номером 44 с тех пор стала завсегдатаем всех региональных соревнований.





Жизнь вторая


На большой дороге – пыль столбом да лихие дела…


Леонид Максимов

Горная гонка-2005. Почти полное отсутствие глушителя позволяло узнать, что едет Леонид Максимов, еще задолго до того, как на серпантине появится сам автомобиль

А если не Иркутск и не Игирма, тогда остается единственный вариант – обратиться, так сказать, к первоисточнику. Самолет в Приморье, три дня блужданий по Владивостоку в поисках авторынка – и вот Леонид становится владельцем «слепой» вишневой Honda Integra 1987 года выпуска. И сегодня машина продолжает смотреться неплохо, а уж в 1992 году это был настоящий звездолет! Привыкший к «Жигулям», начал движение в сторону Иркутска на крейсерских 60 км/час, попутно приглядываясь, принюхиваясь и прислушиваясь к поведению машины. Странно, вроде пять годков стукнуло, а масло не ест, подвеской не гремит, и в салоне подозрительных звуков не слышно. На ближайшей стоянке поделился своими мыслями с более опытными коллегами-перегонщиками и был дружно поднят на смех: «60, говоришь? Да она и 160 пойдет без всякого, только на газ дави!». 160? Запредельная скорость! Но вот на спидометре уже 80, 100, 120, 140… Едет, да еще как! Не привыкшему к таким скоростям нашему человеку устойчивость японского автомобиля при «от ста и выше» казалась ненаучной фантастикой, противоречащей известным по отечественным машинам законам физики. Но так было только в самом начале, и довольно быстро стало очевидно, что доставка автомобиля из Владивостока в Иркутск может происходить гораздо быстрее, чем за первоначально запланированные на нее две недели. Зато с продажей «Интегры» пришлось повозиться – автомобиль-то оказался на «автомате», и ввиду тотальной неграмотности населения этот хитроумный агрегат доверием не пользовался. Шутка ли, целых четыре дня (смешно, да?) покупатели машину стороной обходили!

Леонид Максимов

Улан-Удэ, 2005 год. Через пару десятков метров CRX Максимова замрет вверх колесами в гигантских ямах, оставшихся после заезда грузовых автомобилей

И пошла-поехала кочевая жизнь: небом на Восток, за рулем на Запад. Повезло, если смог заправиться в Уссурийске – до Свободного бензин не найдешь и в три цены. Хорошо, если попадаешь в период уборочных работ в Амурской области – сжалятся над транзитником, брызнут пару литров «восьмидесятого». В Свободном ставишь автомобиль на ж/д платформу, сам остаешься внутри – и по рельсам до Чернышевска. А оттуда, выжимая из бака остатки бензиновых паров, добираешься до Читы. Там есть драгоценное топливо, но не только оно…

Леонид Максимов

Honda Civic. Цена третьего места в полуфинальном заезде на автокроссе в Университетском, декабрь 2006 года

Непременные спутники «перегонов» — романтики с большой дороги. Рост «железного потока» из Приморья увеличил их число в десятки и сотни раз, они обозначили свое присутствие на всех этапах покупки и транспортировки автомобиля. Может, просто повезло, а может, и впрямь понятия тогда были выше сиюминутной выгоды, но каких-то фатальных стычек с приморскими бандитами у Леонида не случалось. Сложилось даже впечатление, что действуют они, что называется, «на забоюсь», а когда быстрая и легкая победа не предвидится, особо не усердствуют. А может, свою роль сыграли и не слишком дружелюбная внешность, и не самая щуплая комплекция Лени? Бандиты ведь тоже люди. Случалось, конечно, и от навязчивого эскорта отрываться, и на переправе через Амур отношения выяснять. Это сейчас там мост имеется, и бандиты собирают дань только за проезд по Хабаровску, а раньше без отступных на другой берег было не попасть. Поставят Crown поперек дороги, аккурат перед въездом на паром – попробуй не заплатить! Как-то раз, правда, бандиты свою машину не слишком удачно поставили, и Леонид с небольшой стайкой перегонщиков смогли беспрепятственно въехать на паром. Что тут началось! Разборки на палубе длились до того самого момента, пока капитан не дал сигнал к отходу, а за борт не полетел первый швартов. Бандиты, конечно, остались на суше, но один замешкался и остался лицом к лицу с несколькими перегонщиками. Добрые парни по-отечески так спросили: «Ну что, с нами поплывешь?», и незадачливый вымогатель сиганул в воды великой реки еще до того, как паром отдал последний швартов. Хуже было в Чите, где договориться с местными братками не имелось никакой возможности. Злые забайкальские пацаны трясли перегонщиков по полной программе, зачастую не оставляя средств даже на бензин. Терпеливые читинцы могли следовать за жертвой не один десяток километров и атаковать только на стоянках, не ввязываясь в силовую борьбу на трассе. Пришлось вырабатывать коллективные стратегии противодействия. Например, при виде погони двигаться в два ряда, не давая преследователям возможность обогнать. Или проходить опасный участок только днем, когда активность бандитов на порядок ниже. Но лучше всего было находиться за рулем джипа, особенно если тот отягощен хотя бы подобием кенгурина – тогда смело пропускай преследователей вперед и с набором скорости вплотную прижимайся к их заднему бамперу. Ускоряются – и ты за ними. Проверено, мысли затормозить и попытаться прижать тебя к обочине у них не возникнет, да и сами они продержатся во главе такого кортежа недолго…

Да что говорить, доставалось (и достается) и перегонщикам, и бандитам. Бьются стекла, рвутся шины у транзитных «японок», превращаются в решето бандитские автомобили, а сами вымогатели едва успевают скрыться в придорожной тайге. Всяко бывает. И будет, пока не иссякнет праворульный поток с восточных берегов.



Жизнь третья


Дорогу выбрал каждый из нас…


Леонид Максимов

Теперь на соревнованиях запрещено использовать системы изменения фаз газораспределения, так что «фишку» VTEC приходится размыкать

Пришел, увидел, победил – звучит красиво, но между составными частями знаменитого выражения иногда проходит значительное время. Чтобы стать хорошим автогонщиком, сначала нужно быть внимательным и заинтересованным зрителем. Смотреть, наблюдать, подмечать, делать правильные выводы и не стесняться задавать вопросы именитым мастерам. А еще иметь желание попробовать свои силы за рулем спортивной машины, на кишащей бескомпромиссными соперниками гоночной трассе. Немного, но и немало, и в очередь желающие примерить на себя судьбу гонщика не выстраиваются. А потому во время одного из таких разговоров Александр Пушкарь без долгих раздумий предложил Леониду почти готовую гоночную «восьмерку». Но прикипевший в прошлой жизни к иномаркам, Леня пошел по японскому пути…

Леонид Максимов

Внешне о величине «заряда» косвенно свидетельствуют только «нулевик» и солидных размеров радиатор от «Нивы». Все самое интересное скрывается под клапанной крышкой

Наверное, тот парень, что в марте 2003 года продавал за 35 тысяч рублей порядком уставшую, но надраенную до блеска черную Honda CRX, тогда до конца и не осмыслил фразу покупателя «Мне она для спорта нужна». Какое, к черту, имеет значение состояние салона, коцки на кузове и внешний вид светотехники, если все внутренние панели будут безжалостно сорваны со своих мест, фары и габаритные фонари заменятся на что-нибудь более «железное» и небьющееся? А мелкие царапины на бортах – это вообще без комментариев. Главное, много ли из своего 130-сильного табуна смог сохранить 1,6-литровый ZC, насколько четко и уверенно переключаются передачи в пятиступенчатой коробке, не громко ли хрустят приводы и сколько жизненной силы осталось в деталях подвески. В общем, машина и впрямь оказалась уставшей, но не фатально. По крайней мере, на первое время.

Леонид Максимов

Таким предстал Honda Civic после соревнований в Улан-Удэ — мятый, грязный, но отчаянно дравшийся в самой гуще сражения

двухнедельного «калыма» рабочих авиазавода стал каркас безопасности в салоне CRX. И все. Для первой гонки большего и не требовалось, и просто не хватило времени. Так, на 13-дюймовых штамповках с простой зимней резиной, работающими электрическими стеклоподъемниками (неслыханная дерзость – это ведь сколько лишнего веса!), «гражданской» КПП с бесконечно длинной второй передачей и главной парой на 3,9, Леонид заявил о своем участии в штурме серпантина на слюдянском «Перевале». Субботняя квалификация прошла с неплохим временем (6.42 в первой и 6.36 во второй попытке) и под чутким руководством Александра Пушкаря.
Леонид Максимов

Honda Civic. Абсолютный аскетизм салона — спорткары могут позавидовать

Однако «делай как я», то есть плотно идти в кильватере Александра, у Максимова получалось только на прямых участках трассы – на серпантине Пушкарь стремительно уходил вперед. Но по-настоящему страшно стало только ближе к вечеру, когда Леонид понял, что не хочет, чтобы наступило воскресенье и свершился позор. А когда начались гонки, CRX Максимова взлетела на вершину «Перевала» сначала за 6.27.4, а потом за 6.27.2 минуты, уступив только опытному Александру Александрову из Улан-Удэ, показавшему 6.16 минуты. Эти цифры, вплоть до десятых долей секунды, Леонид помнит до сих пор…

Детальный осмотр машины после заездов выявил посиневшие от перегрева шарики в «гранатах» приводов, но двигатель и коробка продолжали исправно работать.

Леонид Максимов

Этот тахометр с shift-lamp и дополнительными приборами приобретен и установлен «Ди-Станцией»

Мелкий ремонт, и впереди уже трек на ипподроме в Улан-Удэ, затем февральское «трио» Ангарск – Шелехов – Иркутск, сумевшее умертвить ZC и поселившее под капотом «Хонды» знаменитый В16А с настроенной на кроссовые гонки коробкой передач. Но помощь понадобилась не только автомобилю – на соревнованиях получил травму спины его пилот, и только длительное лечение у китайских специалистов позволило Леониду вновь сесть в жесткий спортивный «ковш». И вновь гонки – Иркутск, Улан-Удэ, Канск.
Леонид Максимов

Honda Civic. Еще один «подарок» от драгстера Юрия Силина — спортивный ковш Sparco

И вновь неплохие показатели и равная борьба с именитыми и опытными соперниками.

Леонид Максимов

Honda Civic. Здесь, у левого крыла, слились воедино два процессора — «родной» и SPOON. Универсальные разъемы позволяют использовать каждый из них по мере необходимости

Леонид Максимов

Honda Civic. «Гражданские» рычажки и тумблеры в спортивном автомобиле неуместны — всему требуется многократный запас прочности

Но главное уже случилось – мощности CRX стало катастрофически не хватать. Помог давний знакомый, Юрий Силин, посоветовавший, где и что следует приобрести. Первым делом требовалось модернизировать коробку передач, затем браться за внутреннее содержание двигателя. Вот так, советами и помощью Юрия и руками Анисимова создавалась «боевая» CRX. Поменяли отношение в коробке, поставили «злые» распредвалы и специальные пружины. Проверил машину на дороге – с третьей передачи CRX мгновенно превращался в ураган. Но уже хотелось чего-то большего…

Вновь помог Юрий, к тому времени поселивший под капотом своего Civic 1,8-литровый мотор. От прошлого 1,6-литрового В16А остался тюнинговый процессор SPOON, «прошить» который под новый двигатель не удавалось.

Леонид Максимов

Honda Civic. Каркас безопасности вваривался в кузов во Владивостоке. Для чего, недолго думая, с машины была срезана крышка

Зато этот процессор очень хорошо подружился с CRX Максимова, позволяя выкручивать мотор до 8800 об/мин против прежних 7300. Машина поехала весело и громко — постоянное прикладывание глушителем к подстилающей поверхности успело-таки сократить длину выхлопного тракта до короткого обрезка трубы. Так было. И так продолжалось бы впредь, но в дело вновь вмешался Его величество случай, пересадивший Леонида за руль Honda Civic, принадлежащей ангарскому филиалу компании ШЭЛДС. Поговаривают, что в советские времена получить готовый гоночный автомобиль «со стороны» мог только действительно заслуженный и перспективный спортсмен. Похоже, добрые традиции вновь возвращаются…





Трасса. Скорость. Honda


Леонид Максимов

До сих пор главным для Леонида продолжает оставаться диплом, полученный за второе место в дебютной гонке

По работе — водитель автобуса. По призванию — автогонщик. По жизни — хондофил. Спортивную карьеру начал на CRX, недавно пересел на Civic. В «гражданской» автомобильной жизни тоже не без перемен — свой белый универсал Accord SiR сменил на топ-версию Odyssey Prestige с трехлитровым J30A. Неужели диагноз?

— Леонид, если серьезно, то почему все-таки Honda? В мире так много хороших машин…

— Наверное, судьба. Но если действительно серьезно, то пристрастия во многом определились первой Integra, привезенной из Владивостока. В начале девяностых мы мало что понимали в японских машинах вообще, не говоря уже о каких-то особенностях той или иной марки – все «японки» казались нам одинаковыми небожителями. Но близкое знакомство с повадками Integra заставило меня каким-то шестым чувством, интуитивно, что ли, понять – Honda в ряду япономарок стоит особняком. Уже тогда чувствовалась в ней особая аура. Так что следующая машина, которую я купил в Приморье, тоже была Honda. Но теперь это был Prelude. Надо говорить, что симпатии к марке и уверенность в правильности выбора после путешествия на этом купе в Иркутск только окрепли? А когда в очередное посещение «Зеленки» увидел «свежий» тогда Prelude 1986 года, на 15-дюймовом литье, с двухлитровым мотором и МКП, брал уже не раздумывая. Какой был перегон, какая была машина! Купили у меня ее тоже без долгих размышлений и торга. Думаю, парень из Шелехова, который стал ее владельцем, нисколько не пожалел о своем выборе.

— Это уже не предпочтение, тут любовью отдает. Что, все эти годы одной лишь «Хондой» жил? Марка-то не всегда у нас в фаворе была, как сегодня. Боялись ее.

— Почему же? Случалось и другими машинами заниматься, одних только «марков» с «чайзерами» сколько привез – не вспомнить. Но предпочтение всегда отдавал «Хонде» — все-таки ехать несколько дней по не самой лучшей дороге хочется за рулем хорошей машины.

— Тогда и смысла нет спрашивать, из каких соображений исходил при выборе спортивного автомобиля?

— Точно. К «восьмеркам» душа не лежала, все-таки многолетняя праворульная практика и доскональное изучение повадок и возможностей Honda взяли свое. Конечно, прекрасно понимал, что на иномарке придется дебютировать сразу в Д2, а там такие волки водятся – только держись! Сегодня все намного проще и демократичнее – в «националы» вообще можно на серийных «Жигулях» заявиться, в Д1А и Д1 (бывший Д2) тоже кое-какие изменения намечаются. Хотя в любом случае, драться за место на трассе приходится в полную силу. Что тогда, что сейчас. На любых соревнованиях, в любой «весовой категории».

— Civic от ШЭЛДС – это что, случайность? Что-то давненько не доводилось слышать о подобных контрактах.

— Если случайность, то случайность счастливая. Вообще же, что в диковинку в Иркутске, совсем необязательно является таковым по всей стране. В Приморье, например, автомобильные фирмы считают правилом хорошего тона иметь собственный спортивный автомобиль и команду. Регулярно проводятся соревнования, победитель которых за счет мэрии отправляется на Кубок Азиатско-Тихоокеанского региона в Китай, Малайзию и другие страны. Это видится нормальным. А поскольку ШЭЛДС – фирма приморская, то считает своим долгом развивать спортивные традиции во всех своих филиалах, будь то Хабаровск, Чита или Ангарск. Иное дело, почему Civic достался мне – тут без случая действительно не обошлось. Дело в том, что я регулярно покупаю здесь запчасти. И когда в очередной раз обратился за В16А для своей CRX, как-то сама собой всплыла тема спортивных моторов и далее, как говорится, по списку. Выяснилось, что в ангарский филиал ШЭЛДС приходит из Владивостока «заряженный» Civic, требуется только найти для него пилота. Оказалось, я на эту роль вполне подхожу.

— Про эту машину ходят упорные слухи, что готовилась она еще в Японии, для кольцевых гонок. А на панели приборов осталась шкала режимов «автомата». Что-то не складывается…

— Машина пришла из Японии в виде двух половинок. Чем она была на Островах, кольцевым болидом или простым «овощем», я точно не знаю, но всеми ее сегодняшними настройками занималось головное предприятие ШЭЛДС во Владивостоке. Они собрали ее воедино, они же срезали с нее крышу и установили в салон каркас безопасности. А что до «автомата», так панель приборов вполне могла попасться и от другой машины. Во всяком случае, когда при покупке запчастей ее «пробивали» по номеру кузова, продавец недвусмысленно сообщил о серьезном «заряде», который машина получила еще на конвейере. Впрочем, сегодня на нее уже перекочевали и валы, и пружины, и процессор от старушки CRX, в чем неоценимую помощь оказали Владимир Анисимов, Андрей Вольфман, Игорь Попов и весь коллектив автостудии «Ди-Станция». Теперь и «железо», и вся электронная начинка Civic работает адекватно. Но думаю, скоро настанет время, когда из машины потребуется выжать еще несколько лошадиных сил...



Вячеслав СТАРЦЕВ

Автомаркет+Спорт № 02/2007

Поделиться ссылкой
Статьи
Леонид Максимов
Важное на форуме:

Автофирмы Иркутска







Весь каталог