Tatra 57A Sport

НАСТОЯЩЕЕ ЧЕШСКОЕ!






Tatra 57A Sport

Знакомство с этой Tatra 57 произошло банально: очередная заявка на участие в БайкалМоторШоу, краткое резюме без фотографий. По телефону владелец раритета ответил, что машина в нормальном состоянии и на ходу. Но когда он принес в редакцию фотографии, оставалось только ахнуть: такого мы точно не ожидали увидеть!

Удивительно, что машина живет в городе Бог знает сколько, а известно о ней стало лишь сейчас. Только у нынешнего владельца этот уникум уже более двадцати лет. Причем попал он к нему совершенно случайно, через несколько рук и без документов. Целый год потребовался для поисков вдовы первого владельца машины (он, собственно, и привез уникальный родстер в Иркутск в качестве военного трофея), у которой и нашлись необходимые для официальной регистрации автомобиля бумаги.

И началось постепенное восстановление машины и приведение ее в рабочее состояние. Результат налицо: автомобиль, которому в этом году исполняется 72 года, выглядит так, словно ему нет и десятка! Да, некоторые элементы кузова (моторный щит, передние части крыльев, тент) фактически сделаны заново. За невозможностью достать оригинальные запчасти (в перестроечные и, тем более, советские годы это было просто нереально!) некоторые отступления от аутентичности вполне можно простить. Так, здесь стоят советские приборы (блок контрольных указателей, в частности, заимствован у ЗИЛ-130). В интригующего вида выхлопных трубах легко угадываются глушители от отечественной мототехники. Обивка кресел и тент сделаны из современных материалов. А шины пришлось ставить от «Победы» (найти родной размер 5.25/16 оказалось нереально). Но как это органично вписано в спортивный родстер 30-х годов! Даже кнопка включения никогда не существовавшей здесь аварийной сигнализации, а равно и вполне современный спортивный руль с деревянным ободом не воспринимаются чуждыми элементами.

В общем, эта Tatra 57A Sport уже сама по себе является уникумом. Но автомобиль отличается еще и хорошим техническим состоянием! Наиболее серьезным изменением стала переделка электрооборудования с 6 на 12 Вольт. Аккумулятор и блок предохранителей весьма удачно разместились на полке моторного щита под капотом. Пришлось поменять и генератор. Но в остальном двигатель, трансмиссия и шасси остались оригинальными.

И ничего, что иногда отказывается работать стартер: несколько движений заводной рукоятки — и оппозитный двигатель начинает работать легко и ровно. А звук! Да, он достаточно громкий, чем-то напоминает дизельные двигатели и отличается явно выраженным металлическим призвуком. Но, честное слово, новомодные «прямотоки» и спортивные глушители не сравнятся с приятным и уверенным рокотом «татровского» оппозита.

• История

РОДОМ ИЗ АВСТРО-ВЕНГРИИ

Хотя марка Tatra ассоциируется исключительно с грузовой техникой, первый автомобиль (с индексом «10»), появившийся в 1921 году, был легковым. Правда, это был лицензионный аналог уже выпускавшейся модели NW-U. Первым автомобилем собственной разработки стала Tatra-11, уже тогда отличавшаяся рядом оригинальных конструктивных и технических решений: продольная рама в виде трубы, к которой крепились все остальные агрегаты, подвеска и сам кузов. После окончания Второй мировой войны Tatra предъявила Volkswagen судебный иск о нарушении патентных прав на горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, по которому в 1967 году получила компенсацию 3 млн. немецких марок!

Переднее расположение мотора на автомобилях Tatra сохранялось до середины 30-х годов — в 1933 году появился первый заднемоторный автомобиль Tatra-77. Именно такая схема и принесла по-настоящему широкую известность марке. Кстати, примерно тогда же Tatra стала выпускать и свои грузовики, впоследствии также ставшие одними из лучших в Европе!

После войны под маркой Tatra были созданы несколько легковых моделей, часть из которых (модели 603, 613 и 700) стали уникальными по своей сути заднемоторными автомобилями представительского класса с двигателями воздушного охлаждения

Классический авангард

Когда точно началось производство первых автомобилей Tatra серии 57, однозначного ответа уже не найти. Но вот по версии Type 57 A Sport удалось получить вполне достоверные данные. Впервые этот автомобиль был представлен на автосалоне в Париже осенью 1935 года. Type 57 A стал первой моделью Tatra с принципиально новым аэродинамическим типом кузова, который был спроектирован венгерским дизайнером Паулем Яраем. Изначально такой кузов предназначался для перспективных заднемоторных моделей, но и «57-й» пришелся как нельзя кстати.

Особенностью кузова стала аэродинамическая передняя часть, которая для доступа к двигателю откидывалась целиком — с крыльями, капотом и фарами. В основе кузова лежал деревянный каркас, обшитый металлическими листами. Но крылья, а также капот и передний короб были полностью металлическими. Переднего бампера не было, скорее всего, в угоду эстетическим соображениям. Однако сзади бампер иногда встречался.

Еще одна особенность кузова — в его компоновке. Фактически это был родстер со складным мягким верхом и убирающимся боковым остеклением. Однако сзади был предусмотрен дополнительный двухместный складной диванчик.

Оппозитный двигатель воздушного охлаждения располагался спереди и через 4-ступенчатую механическую коробку передач был напрямую пристыкован к трубчатой раме, внутри которой располагался карданный вал. Перед мотором стоял вентилятор принудительного охлаждения. Сверху — карбюратор перевернутого типа (с восходящим потоком) и топливный бак, из которого бензин поступал естественным путем — т. е. самотеком. Рабочий объем мотора 1155 куб. см, мощность — 20 л.с. при 3000 об/мин. Этого было достаточно для того, чтобы разгонять автомобиль снаряженной массой 870 кг до скорости 90 км/ч и расходовать при этом всего 10 литров бензина на каждые 100 км пробега!

Обе подвески рессорные (спереди и сзади стояло по одной полуэллиптической поперечной рессоре) и полностью независимые. Причем сзади это было обеспечено конструкцией с качающимися полуосями. Амортизаторы спереди рычажного типа. Тормоза с тросовым приводом стояли на всех четырех колесах, что на момент выпуска автомобиля было достаточно прогрессивным решением. Впрочем, сама 57-я серия была для своего времени весьма авангардным автомобилем, одновременно являясь одной из последних Tatra с классической переднемоторной заднеприводной конструкцией.

Краткая информация об участнике

Алексей Степанов

Автомаркет+Спорт № 17/2009

Спидометр Tatra-57 расположен по центру, вокруг него, а равно и вокруг рулевой колонки расположились многочисленные сервисные кнопки, тумблеры и краники. Рычаг коробки передач в силу специфичной формы требует привыкания при переключении | Tatra 57A Sport
Задняя подвеска независимая, поэтому мост здесь — с качающимися полуосями. На корпусе редуктора — фирменный логотип | Tatra 57A Sport
Головная оптика имеет весьма специфичные корпуса и рассеиватели | Tatra 57A Sport
На подкапотной табличке можно найти не только номера агрегатов, но даже мощность двигателя, а также диаметр цилиндров и размер шин! | Tatra 57A Sport
Рычажные амортизаторы совершенно не бросаются в глаза и предельно компактны. Их корпус закреплен на кожухе воздуховода охлаждения цилиндров | Tatra 57A Sport
Выхлопной тракт выглядит по современным меркам просто несерьезно. Но еще несерьезнее смотрится тросовый привод тормозов | Tatra 57A Sport
Наружные зеркала на Tatra сферические, и закреплены на изящной рамке лобового стекла | Tatra 57A Sport
За спинками передних сидений прячется дополнительный двухместный складной диванчик. Однако говорить об удобстве посадки на нем не приходится… | Tatra 57A Sport
Tatra 57 A существовала и в полноценно-четырехместном варианте с закрытым кузовом | Tatra 57A Sport
Это — одна из редких фотографий оригинального исполнения автомобиля | Tatra 57A Sport
тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог