— Андрей Владимирович, о чем задумались? - прервал тишину Каститис. - Все подсчитываете, какую пользу принесет придуманная Вами стенограмма? Стенограмма это - чудо! Ведь раньше скоростной участок - сплошная трепка нервов! Перед каждым поворотом тысячу один раз проскочит в голове: тормозить или еще не тормозить! Затормозишь, а гам делать нечего - поворота-то нет! А время ушло! Не затормозишь - а там "левый пять"! И куда деваться?
— Левый пять! - в мыслях повторил Карлов, — видишь, теперь ребята даже в разговорной речи пользуются понятиями скоростной стенограммы.
— Вот только штурмана надо подобрать хорошего, — продолжал Кастис, — чтобы читал, не сбиваясь, если даже ему страшно, черт возьми! И чтобы чувствовал дорогу, то есть, говорил все вовремя. А то помните, Потапчик на тренировке перевернулся с Игорем Изотовым. Тот еще хвалился, что, даже переворачиваясь, палец со стенограммы не отпустил.
Карлов вспомнил, как он убеждал ребят, что особенно важно при чтении стенограммы, четко знать, какие ориентиры уже прочитаны. "Для этого надо держать,
— говорил он. — тетрадь со стенограммой двумя руками так, чтобы оба больших пальца твердо отмечали читаемую строчку. Пусть прыгает автомобиль на кочках, пусть его несет в повороте, пусть хвост его уже в кювете, а штурман должен крепко держаться за строчку стенограммы, в этом его спасение".
Тогда он еще вспомнил в качестве примера разговор с Эвой Засадой, когда на вопрос: "Что самое трудное в ралли? - она ответила - "Самым трудным было держать палец на тетради с описанием дороги".
Всплыл в памяти и случай, о котором говорил Каститис, когда Игорь Изотов показывал ему ясно различимый отпечаток большого пальца у записи "Пр-4".
— Так вот, мы разобрались с Поганом, — продолжат Каститис, — немного опоздал с чтением Изотов, и Леонтий поздно поставил машину боком. Она копнула колесами песок и встала "па уши".
На развилке дорог, миновав пост ГАИ, колонна пошла по указателю "Ленинград", оставив в стороне город Калинин. Солнце, поднимаясь, все выше на небосклон, нагрело автомобили. Становилось жарко.
— Андрей Владимирович. — немного помолчав, почти инстинктивно напружинившись, минуя очередной пост ГАИ, Каститис заговорил вновь. - Давайте, немного помечтаем. Как Вы думаете, что надо сделать, чтобы наши мальчишки поехали так, как ездят финны Мякиннен или Аалтонен, или шведы Содестрём или Вальдегард? В чем главный секрет их успеха?