|
Иркут, пожалуй, единственная из многочисленных иркутских рек, которая
используется для активного туризма и, в первую очередь, для сплавов. Туристы легко добираются в верховья или среднюю часть Иркута в Тункинской долине, а оттуда за 1,5-3 дня сплавляются до Мот или Введенщины – пригородных зон Шелехова и Иркутска.
Иркут в Тункинской долине протекает рядом с федеральной трассой, поэтому сплав всегда можно прервать. Чтобы сплавиться по другим горным рекам, например, Хамар-Дабана или Восточного Саяна, потребуются вертолет, гужевой транспорт и много времени. Мы решили проплыть вниз по Иркуту от его верховий до Иркутска. В арсенале была надувная лодка Badger-600 с жестким дном (в принципе не рассчитанная на эксплуатацию на мелководных горных реках) и подвесным мотором Honda, полноприводная машина сопровождения с вместительным кузовом, и голубоглазая молодая сибирская лайка породы хаски. Первый день – заброска в Монды и сплав до села Мойготы по мрачному горному ущелью с поиском падающих в реку водопадов. Второй – переезд на автомобиле по Тункинской долине (чтобы избежать скучного сплава по стоячей воде) до бывшего дома отдыха «Анчук» (около 200 км). После этого полтора дня отводилось на завершающую часть сплава до Шаманского утеса в Мотах с обязательной фотосессией на Большом пороге.
ПОДЪЕЗДЫ И ПЛЯЖИ
Автомобилистам хорошо знакомы летние места отдыха по правому берегу Иркута – от Смоленщины до Мот. Летом, особенно в выходные, все укромные места и пляжи заняты отдыхающими. От песчаных пляжей на Иркуте в районе Каи можно проехать по правому берегу вплотную к реке до Смоленщины. Лесная дорога проходит по самому краю обрывистого берега между Баклашами и Введенским. На этом участке есть несколько небольших песчаных пляжей. Самый крупный и доступный на автомобиле песчаный пляж расположен выше ж/д моста через Иркут на левом берегу (заезд через Мамоны). Есть еще одно место в нижнем течении Иркута, куда можно подъехать на автомобиле – поселок Моты, с красивым красно-песчаным Мотским утесом, длинной дугой нависшим с запада над долиной Иркута. Если переправиться на пароме на левый берег, выше Мот есть несколько мест с галечными пляжами и возможностью подъезда к воде на автомобиле. |
ВЕРХОВЬЯ ИРКУТА
Проехать от Иркутска до монгольской границы в Мондах через всю Тункинскую
долину можно за 5 часов. Можно посетить минеральные источники в Аршане, Ниловой
Пустыни или Жемчуге: мы не удерживаемся от соблазна принять горячий душ и поесть
бурятские позы. Оказывается, теперь в Жемчуге есть большой сувенирный рынок, выстроено много новых пансионатов с кафе. Есть общая душевая кабина, за пользование которой взимается символическая плата, и комфортный ванный корпус. Лечебные свойства воды источника, содержащей стронций, литий, титан и молибден, изучены слабо. Считается, что вода помогает при болезнях суставов и нервов. Местное население
рекомендует принимать душ не более 2 раз в день по 10 мин.
За 135-м км начинаются наиболее живописные места. На этом участке часто открываются красивые панорамы на долину Иркута и сверкающие вдалеке снежные вершины гор. Последние 10-15 км перед Мондами дорога идет в узком ущелье над стремительным Иркутом, на высоте 10-30 м над рекой, съездов к воде нет. Решаем начать сплав от моста, под которым есть автомобильный съезд к воде. Иркут сегодня слишком мелководен, чтобы сплавляться на большой лодке от Монд, но мы все равно доезжаем до поселка, чтобы полюбоваться каньоном. Этот отрезок реки привлекателен для сплава на надувных лодках. Каньон безлюден, вода чистейшая – в ямах под перекатами хорошая рыбалка на хариуса и ленка, но рыбаков почти нет. На отмелях и низких террасах Иркута растут кусты облепихи. Живописные берега со срывающимися со скальных выступов водопадами, сопровождение нашего сплава автомобилем позволяет организовывать здесь короткие экспресс-сплавы. Это не алтайская Катунь с массовыми рафт-турами, но и здесь организуются платные сплавы – с предложениями можно ознакомиться в Интернете.
Отличительная особенность верхнего Иркута – чистейшая горная вода. В нижнем
течении, после вулканических шлаков Тункинской долины, вода в реке становится мутной. В русле красивые мраморные округленные валуны – таких ниже по течению не увидишь. Справа непрерывно тянутся отвесные скалы, местами густо покрытые сочными зелеными мхами. Интервалов между препятствиями нет, так что не хватает времени разглядывать берега узкого ущелья глубиной до 30 м. Уклон превышает 15 м/км, но все препятствия просматриваются издалека, есть время для совершения правильного маневра.
Сразу после старта начинаются приключения. После моста следует серия прижимов к скалам обоих берегов. В паводок в узких проходах ущелья навал воды будет довольно мощным, и сложность преодоления препятствия возрастет в разы. Мы попали на низкую воду, но и она не позволяла расслабиться
Незадолго до Харагола скалы по берегам исчезают, долина расширяется. Иркут разливается, образуя мелководные шиверы между галечными островами. За устьем Харагола уклон вновь резко возрастает, и начинается серия длинных (до 1 км) шивер. Около местечка Мойготы Иркут выходит из ущелья. Здесь начинается Тункинская долина. В четырех километрах от Мойгот расположен комплекс горных озер Нуркутул. 24 ледниковых озера расположены в междуречье Иркута и реки Ихе-Ухгунь в окружении трехтысячников массива Алтан-Мундарга. В озерах много окуня.
СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ
Средний участок – равнинная, полноводная река, протекающая среди заливных
лугов Тункинской долины. В широкой Тункинской долине она успокаивается и, пет-
ляя, устремляется к Байкалу. Тункинская долина является продолжением байкальской
впадины. Она протянулась на 200 км, постепенно поднимаясь до 1200 м над уровнем
моря и сужаясь от 30 до 20 км. С запада долина ограничена высокими Тункинскими гольцами с резко выраженными альпийскими формами рельефа, а с востока – менее крутыми склонами Хамар-Дабана. Горы эффектно обрамляют долину высокими альпийскими гольцами, которые начинаются сразу от ровных лугов долины и вздымаются
на высоту до 2500 метров. Уже в конце сентября вершины гор покрываются снегом и
эффектно смотрятся на фоне не опавшей цветной листвы лесных массивов долины.
Вблизи Аршана сохранились следы вулканической деятельности, происходившей
здесь 10–15 тысяч лет назад, в конце ледникового периода. В 7 км от Аршана, западнее
с. Уляборы, отчетливо виден поросший лесом вулкан Хара-Болдок высотой 100-120 м и
диаметром кратера 80-100 м. Он представляет собой типичный конус с разорванным
северным краем и состоит целиком из сильно пористых, губчатых базальтовых шлаков. У вулканов Харай-Хобок (Черского), Шунугун и Шангтай (Обручева) сохранились кратеры, из которых изливались базальтовые потоки, ныне погребенные речными галечниками.
Ниже моста на курорт Аршан река спокойна, уклон не превышает 1 м/км. Перед
устьем правого притока (Зун-Мурина) русло расширяется, в малую воду здесь могут быть
мелкие перекаты. Отрезок реки между селениями Гужиры и Тибельти изобилует протоками, берега безлесые, с лугами. Очень давно, в детстве мы проплывали здесь на резиновой лодке. Запомнились комары, тягостно медленное плавание, мычащие коровы на берегах, вопросительно взирающие на нас с обрывистых земляных берегов, как в канале.
От Анчука до Мот (100 км) на Иркуте нет поселений. Берега – чередование скальных утесов и густо заросших таежных склонов. Густая влажная тайга в этой местности изобилует таежными клещами, из-за чего сплавляться лучше ближе к осени
НИЖНЕЕ ТЕЧЕНИЕ
Наибольшей популярностью пользуется сплав по Иркуту в нижнем течении, от бывшего дома отдыха «Анчук» (его строений мы, к нашему удивлению, не обнаружили, как и многих зимовий ниже по течению) до Мот. Это около 100 км сплава, которые проходятся за 1,5-3 дня, в зависимости от уровня воды в реке и скорости течения. Здесь насчитывается 7 порогов, из них выделяется своей мощностью Большой (II категории сложности), образующий стоячие пенистые валы высотой до 1-1,5 метров. На небольшом стометровом участке реки падение воды составляет порядка 3-4 метров, что создает характерный шум в пороге, который слышен на подходе. Остроту впечатлений усиливает холодная вода, при первом же прохождении стоячего вала заливающая с ног до головы гребцов и саму лодку.
На протяжении 70 км, от устья Малой Быстрой до впадения Подпорожной, средний
уклон составляет 2 м/км, временами доходя до 3 м/км. При большой воде многие камни
оказываются скрытыми водой и проходятся незамеченными. При малой воде надо быть
внимательным и чаще работать веслами. Давать рекомендации по проходу порогов бессмысленно, в зависимости от уровня воды картина меняется кардинально. Препятствия легко преодолеваются на всех типах плавсредств при соблюдении элементарной техники
вхождения носом в водяные валы. Отождествить начало шиверы или порога с описаниями практически невозможно. Например, вхождение в Большой порог каждый раз у нас происходит неожиданно и с ходу.
Заметные перекаты чередуются так. В 5-6 км за Анчуком – Куличья шивера с небольшими водяными валами. Примерно отсюда начинается воспетая в легендах 30-километровая Зыркузунская петля, где у отвесного многометрового Зубгуканского скального утеса река разворачивается на 180 градусов. В начале прошлого века изыскатели для строительства Кругобайкальской дороги всерьез разрабатывали ее проект по долине Иркута, планировалось спрямить Зыркузунскую петлю за счет строительства 3,7-километрового тоннеля под хребтом Быстринская Грива. Но затем пришли к выводу, что своенравный Иркут с большими колебаниями воды и частыми паводками станет причиной удорожания содержания дороги в будущем, и в итоге построили дорогу с многочисленными тоннелями по берегу Южного Байкала.
Сразу после поворота реки – Малый порог, хорошо видный благодаря прямому 500-
метровому участку перед ним. За порогом уклон Иркута заметно увеличивается, в русле появляются отдельные группы камней. Вскоре слева появляется довольно широкий распадок – падь Широкая, вскоре после которого будет Большой порог. Любопытно, что в изданном Атласе для автомобилистов Прибайкалья Малый порог на реке обозначен, а Большой – отсутствует. За Большим порогом следует Косая шивера – порог протяженностью около километра, состоящий из нескольких перекатов с крупными камнями. От Косой шиверы недалеко до порога Бык, около 6 км, за которым вскоре справа будет устье реки Зазары с широкой поляной и разнотравьем. Ниже по течению
будет еще два заметных порога – Мотский и Муромский.
Все это расстояние мы прошли от Анчука до Мот под мотором Honda (5 л.с.) на
одном 12-литровом баке с бензином за 1,5 дня.
Иркут в самом нижнем своем течении имеет совсем неспортивный характер.
Ниже Мот можно сплавляться только ради пикников на солнечных песчаных пляжах нескольких островов, расположенных выше Введенского. Но это будет актуально только после нашей долгой сибирской зимы.
|
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПЛАВА
Подготовка к сплаву много времени не занимает. Никаких вещей мы с собой не берем, только спасжилеты и весло. Машина с нашим снаряжением спустится ниже вдоль реки на заранее выбранное место и подготовит лагерь для ночлега
Плащ-накидка, защищающая от дождя и брызг – долина влажная, часто случаются дожди
В начале лета на берегах Иркута в кустарниках много клещей, поэтому надо регулярно осматриваться.
Перчатки – в дождь от влаги и ветра замерзают руки, а ведь надо грести веслами.
Мусорные пакеты – для герметизации вещей, особенно надежно должны быть упакованы спальники и запасная одежда. Рекомендуется герметично упаковать целиком весь рюкзак с вещами (в большой полиэтиленовый пакет), так как на порогах
лодки по щиколотку затопит водой, рюкзаки в ней будут попросту плавать.
Фотоаппараты должны быть в защитных чехлах, особенно у сидящих на носу лодки: двухметровые валы воды гарантированно заливают сидящего с ног до головы.
Спасательные жилеты, которые выполняют также функцию
обогрева и защиты от воды. Запасные носки. Резиновый клей и
резина для заплат.
Не оставляйте на берегу мусор – вывозите его с собой.
|
Сергей ВОЛКОВ
Автомаркет+Спорт № 13/2010
|