Личное мнение. О транспортном налоге
Просмотров: 3853
21 Сентября 2010

В ДВА СЧЕТА

Состояние автодорог у нас давно оставляет желать лучшего – достойное качество асфальта встречается только в центре крупных городов, да на отдельных участках некоторых федеральных трасс. На этом фоне автовладельцы все чаще задаются вопросом: за что мы платим транспортный налог, который почему-то привязан не к расходу топлива (как в большинстве развитых стран) и даже не к массе автомобиля (как можно было бы логично предположить), а к мощности двигателя?

Судите сами: в Иркутске за новый седан Ford Focus со 100-сильным мотором сегодня необходимо платить ежегодно по 1050 рублей, тогда как за более дешевый, чуть более легкий и совсем не более «вредный» для дороги Renault Logan со 102-сильным двигателем сумма оброка возрастает почти вполовину – до 1489 руб. А в Москве разница становится четырехкратной – 700 и 2958 рублей соответственно! Та же ситуация наблюдается и при превышении мощности в 150, 200 и 250 л.с. В результате многие автовладельцы вынуждены переплачивать за «излишнюю» мощность своих машин или же идти на подлог, внося в ПТС меньшую мощность (именно по ней насчитывается сумма налога).

И вот давние чаяния автовладельцев насчет отмены привязки транспортного налога к мощности двигателя автомобиля, похоже, услышаны властями: еще в конце весны правительство неожиданно заявило о готовности рассмотреть возможность замены налога отдельным акцизом на топливо. Эта мера, по идее, должна снизить налоговую нагрузку на владельцев многих современных легковых авто и при этом сделать более привлекательными экономические показатели автомобилей.

Однако у властей и премьер-министра на сей счет свое мнение: на прошедшем в середине июля совещании правительства было принято решение о постепенном увеличении акцизов на бензин. Кроме того, Путин также попросил представителей Минфина «проработать вопрос сохранения транспортного налога». Таким образом, уже в течение ближайшего года автовладельцев могут «на вполне законных основаниях» обязать помимо традиционного транспортного налога еще раз платить этот же налог, но включенный в стоимость топлива! Правда, в правительстве намекают на воз- можность снижения налоговых ставок в два раза, и даже на предоставление субъектам РФ возможности принятия решения о полном обнулении налоговой ставки на автомобили мощностью до 150 л.с. – об этом, спустя два дня после совещания, заявил начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Но ведь намеки так и могут остаться намеками, а местные власти не захотят снижать налоговые ставки – ведь это часть доходов региональных бюджетов. К тому же дополнительное акцизирование может не остановиться на одном только бензине: уже не раз озвучивались предложения отдельных правительственных функционеров ввести акцизы на содержание дорог в стоимость автомобильных шин. Не исключено, что схожие акцизы могут добавить и в стоимость автомасел, запчастей или страховых полисов. А ведь в стране уже начался перевод нескольких федеральных автотрасс в категорию платных, причем без обязательного обеспечения бесплатными альтернативами…

Еще с античных времен до нас дошло выражение Non bis in idem – «не дважды за одно», или, говоря проще, «достаточно одного раза» – это латинское изречение является одним из принципов юридических прав человека, по которым нельзя за одно и то же деяние наказывать дважды. Но, похоже, основные правовые принципы цивилизованного общества нашим властям неведомы.

Алексей СТЕПАНОВ

Автомаркет+Спорт № 13/2010

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог