Страна Северная Корея
В автомобильном издании мы не можем не осветить соответствующий аспект жизни северокорейцев, каким бы скудным он ни был. По самым оптимистичным данным в Северной Корее сейчас около 5000 легковых автомобилей, то есть 1 автомобиль на 4600 жителей.
|
Самые популярные легковые автомобили в Северной Корее — старенькие Mercedes и более свежие Toyota Crown |
Степень автомобилизации меньше чем, в России, в 800 раз: в России на 1000 жителей – 180 автомобилей, в Северной Корее – 0,22 — это самый низкий показатель в мире. КНДР — единственная страна, где запрещен личный автотранспорт. Правда, в последнее время произошло небольшое послабление.
|
Toyota Crown так много, что на «важных» парковках встречаются исключительно они |
Как здесь говорят, «индивидуальный» автомобиль (их легко отличить по желтому цвету номера) купить можно — либо за какие-то великие заслуги перед государством, либо принять в дар от родственников из-за границы. Обязательное условие — еще один автомобиль владелец должен подарить государству.
|
Чтобы увидеть ГАЗ-51, на котором перевозились грузы в войну 1950-1953 годов, не обязательно идти в музей — их полно на улицах |
Но пока личных авто всего меньше — даже автомобили с синими (дипломатическими) номерами встречаются куда чаще. Белые номера принадлежат государственным организациям, а черные — военным. Последних, кажется, больше всего, что вполне логично, учитывая милитаризованность страны и то, что военному ведомству принадлежат многие хозяйственные структуры — промышленные предприятия, стройки и колхозы.
|
Российских машин очень много — в основном совсем «убитые» грузовики ГАЗ-51, военные и довольно бодрые ГАЗ-69 и УАЗ-469, «Волги» различных модификаций, но в очень плохом состоянии, и совсем свежие микроавтобусы на базе «Газели» |
Самым крутым номером в Корее считается не 777, 001 или 007, а 2-16: ведь 16 февраля — это день рождения Ким Ир Сена (и идей Чучхе одновременно).
Даже в Пхеньяне автомобилей очень мало, а в провинциальных городах их практически нет. Какое-то автомобильное движение наблюдается лишь в центре столицы. К тому же из-за жесточайшего топливного кризиса в воскресенье поездка на автомобиле без специального разрешения (только по делам государственной важности) запрещена.
|
Единственная встретившаяся в стране наружная реклама — совместного с Южной Кореей автомобильного производства. Зато различных панно с обликом вождей и революционными монументами — великое множество |
Еще 10 лет назад Северная Корея считалась страной, где партэлита пользовалась исключительно лимузинами Mercedes. В свое время в 1998 году разразился страшный скандал — Ким Чен Ир заказал в Германии 200 Mercedes S — на деньги, полученные по линии гуманитарной помощи ООН.
|
Дорожные работы ведутся без применения механических транспортных средств, зачастую — женскими бригадами |
Однако разрыв транспортных коммуникаций (сегодня доставить автомобиль из Европы — большая проблема) привел к тому, что свежих Mercedes не увидишь. Несмотря на генетическую любовь номенклатуры к этой марке, на дорогах встречаются «Мерседесы» не моложе 10-20 лет, а то и старше (что, учитывая качество обслуживания и состояние дорог, говорит о феноменальной живучести марки, даже 21-е «Волги», повсеместно встречающиеся на старых фотографиях, сегодня не увидишь). Из новых машин больше всего VW Passat, собираемых в Китае. Но «массовый» спрос быстро переориентировался на праворульный Toyota Crown, пожалуй, их больше всего, причем в самых разных кузовах. Нет только последнего поколения. Невысокие и щуплые корейцы почему-то вообще не признают небольшие машины — класс C (причем неопознанной марки) довелось увидеть только с шашечками на борту — как такси, и несколько Fiat Palio. Самый маленький «японец» — Toyota Vista, встречаются и автомобили семейства Cressida (Mark II/Chaser/Cresta). Альтернативой Crown (достаточно редкой, но все же) выступает Nissan Gloria/Cedric. Довольно много и японских внедорожников (в том числе и совсем свежих) — Toyota Prado/Land Cruiser 80, Nissan Terrano и Mitsubishi Pajero, а также среднеразмерных японских микроавтобусов.
|
Единственный обнаруженный нами светофор оказался неработающим. На заднем плане знак рекомендованной скорости по полосам. Пхеньян наверняка единственный крупный город мира, где по обычным дорогам можно двигаться со скоростью 80 км/час |
«Засветились» в Корее и отечественные автомобили. «Волги» встречаются как 24-е, так и 31-е, но в отличие от ровесников Mercedes, почему-то всегда в очень убогом состоянии. Но, пожалуй, самые распространенные автомобили в КНДР — это советские военные внедорожники УАЗ-469 и ГАЗ-69. Даже последние весьма бодры на вид, а 469-е вообще выглядят как будто только с конвейера. Конкуренцию им составляют лишь китайские джипы. Несколько раз промелькнули микроавтобусы на базе «Газели».
|
Корейские светофоры называют самыми красивыми в мире. И действительно, их действиями можно просто любоваться, настолько они точны и изящны. Почему нет обычных светофоров? «Регулировщицы — это надежнее» — невозмутимо ответили гиды |
Грузовых автомобилей все же больше, чем легковых, и опять первенство здесь за советскими машинами – наверное, это единственная страна мира, где на дорогах еще можно увидеть ГАЗ-51. Компанию ему составляют ЗИЛ-130 и КАМАЗы. Много стареньких японских и китайских грузовичков. Всех их отличает одно — ужасное техсостояние. Вдоль обочин всех дорог постоянно ремонтируются автомобили всех мастей, причем ремонт, как можно было увидеть из нашего проносящегося микроавтобуса, ведется исключительно монтировкой и молотком.
|
Немногочисленные заправки никогда не находятся рядом с дорогой, поэтому что они собой представляют, так и осталось непознанным |
Один раз я видел просто потрясающую картину: прямо на дороге производился капремонт двигателя, причем все демонтированные комплектующие были беспорядочно раскиданы вокруг автомобиля.
|
На магистральных проспектах Пхеньяна автомобилей почти нет |
А теперь сенсация — в Северной Корее есть автомобильное производство! Правда, что-то внятное об этом наши гиды не сказали (очередная тайна), но кое-что удалось узнать из других источников. С 2003 года во втором по численности городе страны Нампо собирают свою версию «всемирного» седана Fiat Palio, причем проектная мощность завода — 10000 автомобилей в год.
|
Общественный транспорт (в основном — трамваи и троллейбусы) всегда переполнен |
Предприятие считается в КНДР образцовым и высокотехнологичным. Известный южнокорейский проповедник Сан Мьянг Мун вложил в СП 54 млн. долларов. На дорогах Северной Кореи «Хвипарам» (по-корейски «Ветер») встречается нечасто, поэтому можно предположить, что до выхода на проектную мощность заводу далеко.
|
Так как транспорта мало, пешеходы ходят по дороге в любых направлениях |
Правда, предприятие больше ориентировано на экспорт (стоимость автомобиля рекордно низкая — $7600-8200), в том числе и в Россию, но, судя по тому, что дилеры северокорейской Pyongwha Automobile Corporation пока никак не дали о себе знать, это тоже из области долгосрочных планов.
|
Дороги в провинции, как правило, пустынны, но из-за гофрированного и с грубыми стыками покрытия особо не разгонишься |
Автомобильная жизнь в Северной Корее — это вообще сплошная экзотика. Никаких составляющих автомобильной инфраструктуры за те 1500 км, что мы проехали по стране, замечено не было, даже шиномонтажа. Это тем более удивительно, что у 9 из 10 автомобилей протектор доведен до состояния гоночных сликов. Интересно, как на таких покрышках перемещаются зимой — вряд ли здесь существует понятие «зимние шины».
|
Некоторые развязки выглядят совершенно безжизненными и заброшенными |
Асфальт есть везде, даже на сельских дорогах — по крайней мере, там, куда нас возили. Но состояние дорог достаточно своеобразное: ямы и колдобины оперативно заделываются (причем без применения дорожной техники), но само покрытие весьма посредственного качества — почти везде поперечные волны типа «морской штиль» и грубые стыки. Зачастую асфальт на магистралях сменяется бетонным покрытием.
|
Пробег этого троллейбуса легко подсчитать по количеству звезд на борту (каждая звезда — 50 тыс. км) |
Случайно или нет, но при этом еще исчезает разделительный кустарник-газон, отчего дорога больше напоминает взлетную полосу аэродрома.
|
Стандартная грузовая платформа без особых ухищрений становится топливовозом |
Сама дорога достаточно чистая, мусора почти не встретишь (в Пхеньяне дороги моются два раза в неделю), но из-за выщербленного асфальта, полуразрушенных бордюров, облезшего и гнутого ограждения смотрится не слишком респектабельно.
|
Состояние техники столь плачевно, что вдоль дорог стоят десятки (если не сотни) ремонтирующихся (исключительно с помощью кувалды) автомобилей. Соотношение движущихся и ремонтирующихся примерно 3:1 |
Длинные переезды в стареньком японском микроавтобусе — это было, пожалуй, самым тяжелым в этой командировке. Но это мы осознали только дома. Когда видели, как передвигаются северокорейцы, о себе как-то не задумывались. Любой вид транспорта забивается до отказа — сложилось такое впечатление, что автомобиль не имеет права тронуться с места, если полезная нагрузка не будет превышена в два раза. В кузове грузовика люди едут сидя, если только находятся поверх каких-то бочек, мешков или тюков. Если же кузов не загружен, положение людей часто по стойке «смирно» — так больше входит.
|
Такси за все время пребывания встретилось два раза — неопознанной марки и модели |
Автобусы — большая редкость, по видимому, все дальние пассажирские перевозки осуществляются только грузовым транспортом.
|
Проехав за 7 дней почти 1500 километров, мы насчитали только 6 частных машин, отличительная черта которых — «желтые» номера |
На магистралях довольно много указателей, а в городе — знаков. Которые никто никогда не соблюдает. По крайней мере, на знак «Движение велосипедов запрещено», как и «Пешеходный переход», внимания не обращают. К двигающемуся транспорту пешие корейцы вообще относятся исключительно хладнокровно — предпочитая не замечать его вообще. Многочисленные велосипедисты (а они составляют основу потока) так и норовят выехать на середину дороги, не глядя на четырехколесный транспорт. Вот уж действительно — «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей».
Ефим НЕЗВАННЫЙ Фото автора
|