Off-Road. За одного битого ... (Toyota LC HZJ73)
Просмотров: 8161
22 Декабря 2006

Off-Road
Toyota LC HZJ73

Toyota LC HZJ73

Не знаю, как на самом деле, но поговорка гласит... Впрочем, в данном случае она предстает в самом переносном смысле, поскольку «битость» этой машины определяется не наличием и числом аварий, а количеством тех терний, через которые прошел автомобиль. Прошел и стал настоящим бойцом, с которого не грех и пример взять.

Сколько гравийных километров намотано на этом представителе исчезающего ныне вида! Сколько протоптано нехоженых троп и вспахано реликтовых болот! Должность президента иркутского off-road-клуба «Протектор» обязывает Дмитрия Кононова быть на острие основного удара механизированных джиперских колонн, будь то рейд по сносным грунтовкам или погружение в глубины сибирского бездорожья со всеми вытекающими. Да, бывало пасовал, подводил. Когда-то, в самом начале своей внедорожной постройки, по причине ее неоконченности. Потом из-за «левых» комплектующих и еще иногда потому, что весь его организм трудился буквально на пределе. Но ведь жив и здоров, хотя были моменты, в которые владельцу приходилось задуматься о том, какими перипетиями «баловала» судьба этот агрегат у предыдущих хозяев.

Toyota LC HZJ73

Салон довольно архаичен, но его функциональность от этого не страдает

Какой иной раз эффектный фортель может выкинуть фатум с представителем автомобильного рода-племени. Целых два года, погрязая в чавкающей субстанции, Toyota Land Cruiser в кузове HZJ73, называемый нами не иначе как Hunter`ом, ходил так, как не ходят некоторые машины только что из салона. Случались, конечно, проблемки, о которых я упомянул выше. Приходилось и масло менять, и расходники, и солярку заливать. То есть те детали, которые у нас становятся расходным материалом. Года три назад Дмитрий был вынужден отправить на свалку старую плунжерную пару. Этим летом ее путь повторили несколько распылителей и форсунка. Согласитесь, неплохой результат для машины, которой нынче стукнуло 16 лет. Переболело раз и навесное. Генератор чистился и перематывался, появился реле-регулятор от КАМАЗа, ремонтировался стартер, у которого отказало втягивающее. От бездорожного коктейля из грязи и воды и не такое может произойти.

Toyota LC HZJ73

Автоматическая коробка передач и электрическая лебедка — вот выбор человека, предпочитающего лучше медленно ехать, чем «быстро сидеть»

Да вот не происходило. Старая 4,2-литровая без турбины «наковальня» HZ до сих пор инертна к маслу. От замены до замены, чья периодичность четко следует принятым для дизелей нормам (5 тыс. км) — ни капли в атмосферу. Соляру, правда, поедает, но для такого объема и колес 35-го диаметра расход сносный — 18-19 литров по городу.

А по трансмиссии оказался японский «Охотник» каверзным. И ладно бы сразу после покупки (как-никак местный пробег) «заболел и умер». Так нет же, возил и не кряхтел, прося лишь смазку. Из того, что вспоминается и чему сам был свидетелем — развалившийся корпус одного из бразильских, фирмы AVM, хабов. А потом прорвало.

Toyota LC HZJ73

Сейчас в арках лишь «многофункциональный» BF Goodrich. При поездах на дальние расстояния это более-менее оптимальный вариант

Первое, что случилось — прямо на ходу произвел самоотстрел задний кардан. Все бы ничего, если бы уселся на него, а так — какая-то аномалия. Чай не «Москвич» какой рваный-драный. Выяснилось, что раскрутилась гайка хвостовика. Мастер, до того регулировавший редуктор, божился и клялся, дескать, закрутил что есть мочи. В любом случае разбитое посадочное место подшипника хвостовика этим не вернешь.

Чуть позже загудела «раздатка». Не доводить же дело до предыдущего исхода. Проникновение с пристрастием в ее нутро, подозреваю, стоило владельцу седых волос или как минимум подорванных на время нервов. Раздаточная коробка, этот по идее архинадежный узел, в буквальном смысле оказалась собранной на коленке. Корпус, что увидели невооруженным взглядом, подвергался реставрации. Посадочные места подшипников подваривались. А в самих подшипниках сервисмены распознали отечественную, то есть совсем не японскую сущность. Каким таким непостижимым «унификационным» образом они подошли — черт его знает.

А «раздатка»-то в наших краях самый что ни на есть эксклюзив. От других «семидесяток», учитывая совершенно особенный двигатель, не подходит, хоть ты тресни. Искал, искал и как-то вдруг, может, по наитию, попробовал от Surf с 1KZ-TE. По корпусу вышло тютелька в тютельку. Потроха, между тем, живые и здоровые вставились хантеровские. На том коробку и поставил на место.

Toyota LC HZJ73

Ходы подвески неплохие, межколесных блокировок нет

Но трансмиссионные проблемы за сим не закончились. Откуда-то сзади сперва потихоньку, потом все сильнее и сильнее стал раздаваться писк. Метод воздействия на собственную психику, в данном случае поджатие глушителя, якобы задевавшего за задний карданный вал, не помог. А в мае этого года, на пятилетии «Протектора», Hunter, выполнявший роль эвакуатора, сказал Дмитрию «стоп». Выбравшись своим экипажем с бездорожья, мы встретили его «переднеприводный» джип. Под аккомпанирующий этому делу хруст заклинил редуктор.

Опять вскрытие, снова шок от результатов. Новый подшипник щедро рассыпал свои шарики по картеру, чем вызвал интенсивное «поедание» зубьев главной пары. Диагноз был — не восстановить. Вместе с тем, редуктор у кузова HZJ также из разряда редко встречающихся. От KZ и прочих 2L не подходит категорически. В продаже, понятно, нет. Тут выручил Виктор Суриков и его «Сорока», иначе Land Cruiser BJ40. Как выяснилось, у автомобилей, которые разделяют без малого четыре десятилетия, главные пары не просто схожи — близнецы не разлей вода. Словом, купил, установил.

Следующим забеспокоил кардан, вдруг начавший люфтить по шлицевому соединению. У джипов с Part Time 4WD — обычное явление. Большую часть времени вал неподвижен и между шлицами попадает грязь, вода. И снова та же проблема — в продаже отсутствует. Ну да пока сильно не надоедает.

Toyota LC HZJ73

За 16 лет атмосферный HZ «переболел» только топливной аппаратурой

Еще подтекал передний мост, что решалось заменой сальников. Люфтили ступичные подшипники и шкворни. Все менялось или регулировалось. Как-то заскрипел ШРУС. Хозяин заменил сразу оба, однако в очередной, отнюдь не самой экстремальной поездке, при хорошо вывернутых колесах, один из шарниров распался на составляющие. Поставил старый оригинальный — ходит и есть-пить не просит.

Так в чем же корень этих трансмиссионных проблем? Если с теми же ступичными и шкворневыми подшипниками все более-менее ясно (на их ресурсе сказывается вылет колес), то неисправности раздаточной коробки и заднего моста нельзя назвать типичными. Ну да Бог с ней, с «раздаткой». Набедокурили еще предыдущие владельцы. А вот мост...

Тут у Дмитрия Кононова есть свое объяснение — лифт! Перенос рессор поверх мостов не увеличил как таковой клиренс (если не считать возможности установки колес большего диаметра), но серьезно приподнял раму и, как следствие, раздаточную коробку. Спереди, чтобы вернуть родной кастор (у мостового джипа он обеспечивается углом к вертикали шкворня), разрезались и переваривались поворотные кулаки. Но сзади ничего не делалось. В результате ушедшая вверх «раздатка» спровоцировала довольно существенные углы изгиба крестовин, от которых, по мнению владельца, и пострадали подшипники хвостовика. Здесь видится два выхода. Либо оставить все как есть, либо опускать раздаточную коробку. Разумеется, просвет под днищем в таком виде станет меньше, но это можно компенсировать установкой защиты, которая появится в любом случае.

Самое любопытное, что «автомат», сверхнадежная 440-я коробка, демонстрирует чудеса долгожительства. 16 лет и никаких намеков на подходящий к концу ресурс. В сущности, только Dexron заливал. Вдобавок, по мнению владельца, АКП на бездорожье имеет свои неоспоримые плюсы. С ней лучше чувствуется количество передаваемого на колеса момента, проще его дозировка.

Toyota LC HZJ73

Машине явно не помешали бы портальные мосты (заметьте, при 35-х колесах клиренс не такой уж и большой), но уазовские не подойдут по моментно-весовым характеристикам. Hunter для них чересчур тяжел, а его двигатель слишком тяговит

Само собой, не обошла участь тюнинга и ремонта подвеску. Но в данном случае эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. К примеру, когда-то на Hunter использовались амортизаторы от ГАЗ-53. По мнению местных джиперов, только они обладают оптимальным соотношением цена/качество и могут держать серьезно увеличившийся вес неподрессоренных масс. Увы, об их ресурсе остается только мечтать. Поэтому сейчас хозяин установил оригинальные амортизаторы Toyota, что потребовало переноса креплений.

Поколдовать приходилось и с рессорами. Пока что с передними. К сожалению, здесь вообще невозможно найти сколько-нибудь неплохих б/у деталей, а original стоит безумно дорого. Смешанный вариант — коренной лист от «Волги» и весь остальной хантеровский пакет — выглядит и справляется со своими задачами вполне сносно. Того же ожидают и задние рессоры, давно просевшие и часто контактирующие с отбойниками. Только там видится иная конфигурация. Коренной и подкоренной листы лучше оставить родными, остальные — заимствовать у «баржи». По крайней мере, подобный вариант подсказывает джиперское Интернет-сообщество.

Toyota LC HZJ73

Весь лифт, как это часто бывает у рессорных японских джипов, свелся к переносу рессор поверх мостов

В общем-то, трансмиссия и отчасти ходовая — это все, чем пришлось заниматься на протяжении всего срока эксплуатации. Остальное — off-road-апгрейд и подбор различных комплектующих, также внедорожных. К последним, например, можно отнести колеса. Когда-то этот Hunter опирался на узенькие несерьезные каточки (их марку и модель я уже и не помню). Потом красовался суперагрессивной Maxxis Crowler 8090. Теперь это BF Goodrich Mud Terrain. Радиальный и отнюдь не самый лучший с точки зрения грязелазания. Почему сменил? Принципиальная позиция Дмитрия заключается в том, что, по его мнению, лучше подтянуться на лебедке, чем рыхлить «целину» колесами. Ради этого он даже поменял лебедку. Была механическая, теперь электрический Come Up. С «электрикой» проще — ей можно помогать движком.

А вообще, смене резины на универсальную есть более честное оправдание. «Протектор» нынче практически раскололся на два лагеря — одни месят грязь, другие предпочитают не сильно «грязные» рейды. Дмитрий как раз из таких. Для них у президента клуба уже есть вторая машина, тоже «семидесятка», «гражданская», которую хозяин пока не собирается готовить как Hunter. Ну а он или останется и будет дорабатываться дальше (возможно, на нем появится пружинная подвеска), или пойдет в продажу с большим пожеланием к будущим хозяевам присоединиться к нашему джиперскому движению. В принципе, владелец может рассмотреть предложения о покупке уже сейчас (тел. 685-890).

Максим МАРКИН
Фото автора

Автомаркет+Спорт № 46

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог