|
Размерчик-то и впрямь королевский. Не размерчик – размерище! На сегодня этот американский магистральный тягач с таким нетипичным для заокеанских траков названием Volvo Т780 является самым большим и комфортным средством перемещения грузов по дорогам общего пользования. Во всяком случае, самым большим из всех, что мне довелось видеть ранее. А повидал я их, всяких разных, ой как немало – тут уж будьте уверены. Freightliner всех мастей и модификаций, от хромированных Classic до карьерных трудяг-самосвалов, International с капотом и без, «био» и «квадратные» Kenworth, те же Volvo, в конце концов. Но знакомства с топ-моделью Volvo Tracks of America ждал с плохо скрываемым нетерпением – шутка ли, не просто шведский вызов американской гигантомании, а настоящий эксклюзив! И в самих Штатах такие машины встречаются нечасто (как-никак, цена нового тягача начинается от $145 тысяч против «сотни» за менее навороченные модели), а в России «семьсот восьмидесятых» сегодня и вовсе три штуки. Одна в Питере, еще одна в Москве, и вот теперь к короткому списку обладателей дальнобойной элиты добавился Иркутск.
Глобальный патриотизм
|
Похоже, структурированием водительского места занимались люди, сами не один миллион миль пробывшие за рулем магистрального тягача — настолько все удобно и продумано | Американское самосознание есть такая же незыблемая истина, как вращение Земли вокруг Солнца. Как и американские традиции. Страна, не имеющая сколько-нибудь развитых исторических корней и на 90% состоящая из потомков переселенцев, на протяжении коротких веков своего становления и развития не раз давала приличную фору иным государствам с тысячелетними устоями. И пусть американцы всегда воспринимались и продолжают восприниматься во всем мире как минимум неоднозначно, такие традиции заслуживают уважения. Между тем, недремлющее око глобализации не видит границ и обычаев, оно устремляет свой взор на все, что способно принести хоть какую-то пользу. И вот уже транснациональные корпорации, призванные подчинить воле доллара все платежеспособное население планеты, получают симметричные ответы со стороны не менее удачливых коллег по глобальному бизнесу. Только отвернись, чуть-чуть ослабь хватку – и Freightliner, эта краса и гордость Америки, образец для подражания и икона свободолюбивого дальнобоя, принадлежит немцам из Mercedes-Benz. Прозевали, но сделанного не вернешь.
|
Под подушкой дивана с правой стороны спальника можно обнаружить не только воздуховод с салонным фильтром, но и сабвуфер штатной акустической системы | Да и немцы-то на поверку оказались не те, с кем приходилось иметь дело во Вторую Мировую – никакой мании величия, только трезвый расчет и практическая целесообразность. Ну да, поставили «Фредов» на «аэродинамические» рельсы, сменив могучие клепаные спальники на работающие в угоду экономии топлива пластиковые конструкции. И что? Комфорта меньше ничуть не стало, транспортные компании в восторге, а для частных извозчиков по-прежнему существуют «Классики». Но главное – потроха, потроха-то остались прежними, американскими: Detroit Diesel, Cummins, Eaton Fuller, Rockwell и иже с ними. Как много в этих звуках для сердца заокеанского патриота слилось, и не представить.
|
Менее чем за минуту «беседка» на первом этаже спального отсека превращается в полноценную двуспальную кровать | Но стоило отвернуться еще раз, опять совсем ненадолго, и немцы вновь взяли реванш за дела давно минувших дней – на этот раз Mercedes-Benz решил не кормить американскую промышленность, а оснащать Freightliner силовыми агрегатами и трансмиссиями собственного производства. По-немецки четко и логично – раз на европейском рынке мы умеем производить неплохие магистральные тягачи, оснащать их дизелями Mercedes и коробками передач ZF, что мешает нам увеличить объемы производства наших заводов за счет огромного американского рынка? Ничего. Тем более, что заокеанские трак-драйверы давно и прочно подсели на Freightliner. А патриотизм, тот особо не пострадает – лейбл все равно американский остался!
|
Чтобы забраться на второй этаж спальника Т780, не придется выполнять акробатические упражнения и искать специальные выемки на пластиковой «мебели» — для этого есть специальная складная лестницаЧтобы забраться на второй этаж спальника Т780, не придется выполня | Иной путь для вторжения в США выбрали шведы из Volvo. Как оказалось, история мало чему их научила – в разное время они уже ходили со своим мечом к близким и дальним соседям, но везде были вынуждены в принудительном порядке знакомиться с понятием «патриотизм». Менее радикальная, но убедительная в своей настойчивости отповедь ждала их и в Северной Америке, куда они сунулись с магистральными тягачами собственного изготовления. Что есть для американских дальнобойщиков хваленый дизель Volvo D12? Оказалось – не более, чем пустое место. Крутой, говорите, надежный очень? И мощный? В Старом Свете на него едва не молятся? Как интересно! Но в Соединенных Штатах есть свои иконы, понятно?
|
Первый этаж спального отсека представляет собой два продольных дивана, на которых без труда уместятся четыре взрослых человека. А ведь экипаж Т780 состоит всего из одного пилота | Пришлось Volvo в корне пересмотреть план экспансии, сдавшись на милость местных производителей двигателей, мостов и коробок передач. И дело не только сдвинулось с мертвой точки, но и успешно пошло в гору – сегодня покорители хайвеев нимало не смущаются эмблемой Volvo на капотах своих траков. Более того, «родные» для заокеанских дальнобойщиков агрегаты в европейских машинах оказались помножены на почти легковой комфорт, высокое качество материалов, продуманную эргономику и просто опрятный и привлекательный внешний вид. А что еще надо-то?
Но пуганая ворона от куста шарахается, и даже получив постоянную прописку на новом рынке, шведы не рискнули вторгаться на исконно американские территории, где правят бал классический кубизм и хромированные бранзулетки. А может, просто решили понизить активность своих европейских коллег из Mercedes, увлекшихся чрезмерным, по мнению Volvo, продвижением серии Freightliner FLC. Так это или нет, все равно никто не признается, но факт остается фактом – Volvo пошла по пути строительства нелюбимых частниками, но обожаемых транспортными компаниями «аэродинамических» кабин. А чтобы неповадно было обвинять такие автомобили в чрезмерной утилитарности и ориентированности на нетребовательного наемного водителя, в 2003 году запустила в серию шикарный Т780, сочетающий в себе практическую целесообразность и высокий уровень комфорта.
Принципы монументальности
|
Светотехника столь причудливой формы, да еще на магистральном тягаче — здесь явно не обошлось без вмешательства дизайнеров | Короткий экскурс в историю появления тягачей Volvo на американских просторах и, как следствие, их бэушный ленд-лиз в наши края, имеет скорее практическое, чем прикладное значение. Все дело в том, что озадачившись немецкими комплектующими, марка Freightliner имеет мало шансов на дальнейшее процветание в Сибири. Это в Штатах и сервис, и запчасти по первому требованию организуются, у нас с этим гораздо сложнее. Во-первых, европейских аналогов не существует, все приходится заказывать за океан. А во-вторых, весь сегодняшний автопарк Freightliner в нашем регионе оснащен американскими агрегатами, имеется сервисная база и склады запчастей, наработана методика ремонта и технического обслуживания. Отказаться от всего и переходить на комплектующие Mercedes? Ради чего, только из-за бренда Freightliner? Гораздо проще сменить марку машины, оставив все ее внутренности, так сказать, в первозданном виде. Тем более, что ресурс мерседесовских агрегатов доподлинно неизвестен, тогда как американские уже успели себя зарекомендовать – даже после трех миллионов миль (!) пробега состояние поршневых колец и вкладышей, как правило, не вызывает опасения.
|
Первое, на что обращаешь внимание после того как открывается дверь кабины — широчайший спектр пневматических и прочих регулировок кресел. При том, что профиль их и без того плоским не назвать | Но всякие мысли о практической стороне вопроса меркнут при первом взгляде на «семьсот восьмидесятую». Скульптура! Монумент! Выглядит и впрямь потрясающе, являя собой редкое для такого класса единство формы и размера. А контраст черного и белого, на котором построен весь экстерьер тягача, только добавляет его облику неправдоподобную геометрическую правильность. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять – над машиной трудился не только персонал аэродинамической трубы, огромная кабина предоставила место и для творчества дизайнеров. Даже такой, казалось бы, сугубо практический для грузовика элемент, как фары головного света, на 780-й имеет явно дизайнерское происхождение. И не «зарезанное» бухгалтерией и отделом маркетинга Volvo в целях упрощения и удешевления производства.
|
Нижний откидной ящик вполне удобен, а вот назначение верхнего так и осталось невыясненным. Судя по креплениям, он предполагает установку какого-то специфического оборудования. В соответствии с формой ящика, в нем уже и утюг пытались закрепить, но все тщетно | Длина кабины, а точнее, ее спального отсека – вот первое, что бросается в глаза после того, как вдоволь налюбуешься оформлением носовой части машины. Впечатляет. В таком объеме должна смело уместиться малогабаритная квартира. И что там может такого быть, если даже в спальниках поменьше жизненного пространства хоть отбавляй? Легкий щелчок замка, легко распахивающаяся дверь, и перед глазами возникает пульт управления настройками пассажирского кресла. Не несколько клавиш и барашков, и даже не блок, а настоящий пульт с каким-то жутким количеством всевозможных регулировок. При том, что форме и обивке самого кресла могут позавидовать иные легковушки.
|
CD-чейнджер на 6 дисков — остатки былой роскоши. Но работает исправно, а чистоте звучания и мощности штатной акустики позавидуют и иные профессиональные инсталляции | А вот и тот невероятный спальный отсек, размеры которого так впечатляют при взгляде снаружи. Впрочем, «спальный» — это мягко сказано, взору предстает не то купе фирменного поезда, не то небольшой конференц-зал. Два дивана вдоль бортов, на каждом из которых легко усядутся по два взрослых человека, и откидной столик у дальней стены. Плюс двуспальная кровать на втором этаже квар… то есть кабины. Простите, а сколько человек составляет экипаж Т780? Один? Да-а…
|
Холодильник в Т780 является неотъемлемой частью интерьера. Это и спасло его от «удаления» перед отправкой автомобиля в Россию | Говорить о количестве полок, бардачков и сеточек не имеет смысла – их сегодня и в легковушках не пересчитать. Но многие элементы интерьера Т780 либо несут следы былой роскоши, либо до сих пор продолжают оставаться функционально нагруженными. Так, розетка и антенный кабель в одной из ниш свидетельствуют о когда-то находившемся здесь телевизоре, а в дальнем углу другой ниши нашлась инструкция по эксплуатации микроволновой печи. Известно, что перед продажей американцы снимают с таких машин всю бытовую технику – себе пригодится, тем более что ее долговечность не в пример меньше жизненного цикла самого тягача. Но выдрать из Т780 исправно работающий холодильник (с морозильной камерой!) все-таки постеснялись – он здесь является неотъемлемой частью интерьера, пришлось бы демонтировать всю «этажерку» за водительским креслом, до самой крыши. Осталась на месте и «музыка», даже CD-чейнджер на 6 дисков и сабвуфер под подушкой правого дивана.
|
Удивительно, что при таком количестве свободного пространства в кабине места для подстаканников нашлись только в верхней части центральной консоли | А как она играет! Чисто, до боли в перепонках громко и насыщенно – впору дискотеки вокруг машины устраивать. А звукоизоляция! Дезориентированный мощнейшим саундом, вываливаешься наружу, захлопываешь за собой дверь – и тишина, только глухое, едва различимое «бу-бу-бу» из недр кабины. Многие наши меломаны и даже установщики car audio обзавидуются, без преувеличений. Но став комфортабельным на грани роскоши, Volvo не превратился в коррумпированного профсоюзного лидера, сменившего за дополнительную печку или салонный фильтр рабочий комбинезон на парадный костюм. Нет, он продолжает оставаться трудягой. Нетипичным, но эффективным. А у хорошего работника должно быть железное здоровье.
Большое сердце
|
15-литровый турбодизель Cummins — одна из составляющих успеха Volvo на североамериканском рынке, а теперь и у нас | Под пластиковым капотом Т780 – новый 15-литровый турбодизель Cummins ISX. Американская мощь и современные технологии моторостроения. Какой именно цифре после EURO соответствует чистота его выхлопа, неизвестно – американцы используют свои стандарты, зачастую гораздо жестче общеевропейских. Известно другое – мотор с удовольствием готовит себе топливовоздушную смесь на основе отработанных газов, а из выхлопной трубы при этом поднимается только прозрачное высокотемпературное марево. Злые языки утверждают, что не так давно специалисты Volvo решили повторить экологические нормы Cummins ISX на своем D12, для чего пошли по типично европейскому пути и поставили на пути отработанных газов дополнительный фильтр. До первых холодов все шло неплохо, но как-то ранним морозным утром усовершенствованный и экологически чистый D12… не завелся. Оказалось, дополнительный фильтр попросту пропитался конденсатом и замерз, наглухо закупорив выпускной тракт. После чего эксперименты по соблюдению экологического законодательства в условиях Сибири и Крайнего Севера решено было прекратить. А «американцы» работают. Не глохнут и не дымят.
|
Типично американские инструкции и предупреждения сопровождают водителя и пассажира Т780 буквально на каждом шагу | Более того, еще и показывают примеры живучести своим более «продвинутым» по части экологии европейским собратьям. Так, в России этот Т780 без году неделя, но уже во время своего первого путешествия из Петербурга в Иркутск успел «вылечить» с десяток «европейцев», в чьих баках неожиданные ночные морозы превратили в гель залитую еще в европейской части страны летнюю солярку. Ему-то хоть бы что – автоматический прогрев топлива в обоих баках позволяет хоть всю зиму на летней соляре ездить. А водителю – проводить время за рулем в футболке и домашних тапочках. Зрелище, конечно, не для слабонервных, но особенно неотразимо действует на водителей замерзших бескапотников, всматривающихся в дорогу сквозь процарапанную в заледеневшем лобовом стекле амбразуру. Не верят, записывают водителя Т780 в пижоны, но после нескольких минут пребывания в кабине Volvo с включенной «в полный рост» печкой выпрыгивают на свежий воздух как ошпаренные. По своему опыту я знал, что в «американцах» зимой, как правило, тепло, но и меня, ожидавшего Т780 на улице, вид сидящего в футболке водителя заставил поглубже закутаться в зимнюю куртку. А потом, уже в кабине, вновь чувствовать себя неуместно в теплой одежде. Не по сезону как-то, хоть за окнами и декабрь.
|
При таком полезном объеме фуры ее компрессор способен постоянно поддерживать до -20 градусов летом и до +20 зимой | А машина тем временем продолжала наматывать то ли километры, то ли мили в окрестностях Иркутска, сбивая смерчами за кормой фуры огромные снежные шапки с мохнатых лап придорожных сосен. Асфальт здесь не стал ровнее – просто пневмоподвеска Volvo отлично справляется со всеми дефектами, позволяя грузовику буквально «плыть» над поверхностью дороги. Но «плыть» уверенно – руль (с подушкой безопасности, между прочим!) нельзя обвинить в невнятности и размазанности реакций, все отклики на повороты вполне адекватны и не страдают медлительностью. Традиционная для американских тягачей «хрустящая» коробка Eaton Fuller с муфтами легкого включения вместо синхронизаторов здесь имеет ни много ни мало 13 передач. Пять на первом ряду, потом еще четыре через делитель, и каждая из этих четырех состоит из двух «полупередач». Не тянет груженая машина на восьмой, а на седьмой чрезмерно крутит двигатель – не проблема, воткнул рычаг в «семь с половиной», и вперед. Трудяга, что с него взять…
Вопросы орнитологии
|
Замки дверей только выглядят громоздко и неказисто, однако с основной своей задачей — защитить дверки от самопроизвольного открывания во время движения — справляются более чем успешно | Есть, между прочим, у Volvo Т780 2003 года выпуска один существенный недостаток. Как долго не удастся с ним справиться, неизвестно – такие автомобили при стоимости $90000 в б/у состоянии против $40-50 за «обычный» тягач того же года и впредь останутся единичными экземплярами. А значит, в обозримом будущем «дефект» автомобиля не исчезнет. Суть его в том, что при всем гигантском пространстве спального отсека, эффективной работе отопителя и прочих удобствах выспаться в дороге водителю Т780 не получается. По крайней мере, за все время перегона из Петербурга до Иркутска это не удалось сделать ни разу. Причина проста – достаточно заехать на стоянку дальнобойщиков, как автомобиль немедленно становится центром всеобщего внимания. Покажи, расскажи, а как это работает, а вот это для чего, ну и спальник, так их американскую мать! – ответить на все вопросы после тысячекилометрового перегона порой просто не хватает сил, а коллеги об этом как будто забывают. Но когда вопросы исчерпаны и ответы получены, а все разбрелись по своим машинам и легли спать, наступает время дятлов. Дятлы бывают разные – одни останавливаются у кабины Т780 и начинают оживленно спорить, из чего именно, из металла или пластика, она изготовлена.
|
Управлять работой отопителя и кондиционера можно из спального отсека | И чтобы убедить самого себя и оппонента в справедливости предположения, стучат по кабине костяшками пальцев: «Вроде металл» и «Нет, больше на пластик похоже». Обойдут вокруг, постукают по одной панели, по другой: «Ага, здесь точно пластик, а вот тут уже металл начинается» и «Капот пластиковый, это без вариантов, а двери металлические». Впрочем, рано или поздно такие споры прекращаются, и дятлы расходятся по своим делам. Но встречаются дятлы, настойчивость и беспринципность которых не знает пределов. Такие могут запросто стучать в кабину посреди ночи, громко и отчетливо вызывая водителя, а когда тот, как воплощение фразы «Жаль, нет ружья!» появляется в окне, преспокойно выдать: «Слышь, мужик, открой дверь, а? Покажи такое чудо, будь добр! Уж больно посмотреть хочется, как там внутри у таких машин сделано. А то все, кто видел, говорят – круто! А мне страсть как интересно! И жена вон от любопытства сгорает, и детишки проснулись, тоже посмотреть просятся»…
|
Удивительно, что комбинация приборов на Volvo Т780 до сих пор не оптитронная — проработка всех элементов вполне на уровне легковых автомобилей | Случались и не такие идиотские, но не менее забавные случаи. Как, например, тот, причиной которого стали американские номера штата Огайо на тягаче и фуре. Машина все равно идет в Иркутск на российских транзитах, так пусть себе висят до поры до времени. Стоит на обочине «Жигуль», пар из-под капота, мужик руками машет, голосует. Взаимовыручка у дальнобойщиков развита не в пример лучше, чем у нас с вами, и Volvo, пшикнув пневматикой, замирает на обочине. Подбегает мужик, по пути бросая беглый взгляд на американские номера, потом смотрит на водителя и, не давая тому открыть рот, жестами и мимикой пытается объяснить (по-русски, естественно), что ему нужна вода: «Пить, пить, вода, машина закипела, нужно пить, вода!». Не давая опомниться, бежит назад к своей машине, хватает пустую пластиковую бутылку и вновь несется к Volvo, теперь уже сопровождая свои воззвания демонстрацией пустой тары. Нужно было видеть выражение его лица, когда водитель Volvo все-таки улучил мгновение и сумел вставить реплику…
Впрочем, коллекция забавных эпизодов из российской жизни Т780 только начинает свое существование. Сколько их еще будет? Сейчас этот тягач планируется использовать для походов в Китай, и наверняка будет повод улыбнуться по обе стороны границы. А может, и посмеяться, если вдруг удастся встретить двойника Volvo, но с китайскими шильдиками. А что, американские траки ходят в Китай уже несколько лет, но тамошним копировальщикам почему-то до сих пор не пришла в голову мысль создать нечто подобное. Может, хоть появление Volvo Т780 переполнит чашу китайского терпения? Автомобиль предоставлен фирмой «Транзит»
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 46/2006 |