ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
|
Заградительные пошлины на ввоз автомобилей старше 5 лет с начала 2009 года закрывают дорогу на наш рынок универсалу Honda Avancier. Этот автомобиль, напомним, практически без изменений производился в Японии на платформе американского седана Accord с 1999 по 2003 годы и занимал промежуточную нишу между универсалом Accord и минивэном Odyssey. В полной мере позиционирование Avancier отразилось в самом его названии, которое в ряде европейских языков означает «выскочка, карьерист». В 2006 году, на заре популярности Avancier на иркутском рынке, «А+С» уже уделял ему внимание, однако малая на тот момент распространенность модели и, как следствие, нечастые посещения автосервисов не позволили отразить многие нюансы эксплуатации автомобиля. Сегодня, с окончательным переходом Avancier из «беспробежной» категории в «третьи руки», мы постараемся восполнить этот пробел. Итак, универсал Honda Avancier выпускался с 2,3-литровой «четверкой» F23A и 3-литровым V6 J30A, передним или полным приводом. Основные отличия и особенности модификаций указаны в таблице, отметим лишь, что появившееся в 2001 году «спортивное» исполнение Nouvelle Vague представляет собой фактически Avancier ТА-1, но с уменьшенным клиренсом и более жесткими характеристиками подвески. Несмотря на то что формально существовало четыре основных исполнения (передний привод и 4WD для каждого двигателя), встретить на авторынке два совершенно одинаковых Avancier проблематично — дело в том, что большая часть этих автомобилей изготавливалась в Японии по предварительным заказам и может существенно различаться в деталях. Впрочем, речь идет преимущественно о мелких штрихах к комфорту — дополнительных плафонах освещения, декоративных накладках на пороги, комбинированном или полностью кожаном салоне, количестве и цвете вставок на передней панели и обшивке дверей, ксеноновым или галогеновым лампам ближнего света (второе встречается значительно реже), а также о наличии или отсутствии навигационного оборудования.
ИндивидуалПоследний пункт, несмотря на всю бесполезность японской навигации в наших условиях, имеет довольно существенное значение. Потому что в 1999 году Avancier стал одной из первых моделей Honda, где вся бортовая электроника оказалась «завязана» на фирменной шине управления. Иными словами, попытка внедрить «инородное» устройство или удалить штатное может привести к отказу ряда жизненно важных систем. Avancier без навигационной установки в этом плане проще — здесь можно установить магнитолу с поддержкой mp3, но большой монохромный дисплей в центре его передней панели не получится использовать в качестве телевизора. «Навороченный» Avancier, напротив, не предполагает замены штатной «музыки» — удаление магнитолы немедленно гасит экран, попутно отключая климатическую установку. Зато сам экран тут цветной, а под полом багажника расположен TV-тюнер с возможностью подключения DVD. Однако «незаменяемая» штатная магнитола рассчитана на прием исключительно японского FM-диапазона, и после установки FM-расширителя из динамиков Premium Sound наравне с музыкой может донестись… звук двигателя — таков побочный эффект управляющей шины. Тем не менее, известны случаи замены японского тюнера на адаптированные к российскому телесигналу устройства, установки DVD/mp3-чейнджеров и даже (после вмешательства в микросхему) подключения iPod — среди «пробежных» Avancier подобная адаптация сегодня не редкость. Продолжая «электронно-электрическую» тему, следует отметить почти одновременный выход из строя парных элементов — так, например, сгоревшая лампа в правом стоп-сигнале обязательно «потянет» за собой аналогичный элемент в левом фонаре, а легкостью доступа светотехника Avancier не отличается. Но в целом претензий к работоспособности нет — и у 10-летних машин все приводы и электродвигатели исправно функционируют. Важно лишь не доводить до полного изнеможения аккумулятор — иначе процессор, видя критический уровень его заряда, попросту не позволит включить стартер: при повороте ключа в положение «Start» автомобиль немедленно погасит оптитронные приборы и беспомощно заморгает «аварийкой». «Прикурить» тоже едва ли получится — электронный мозг Avancier не воспринимает «чужой» аккумулятор как источник «правильного» напряжения в бортовой сети. Кстати, чтобы лишний раз не травмировать чуткий процессор, перед запуском двигателя лучше пару секунд подержать ключ в положении «зажигание» и дождаться, когда погаснет лампа Check Engine — это будет означать, что процессор оценил все параметры (температуру, влажность и пр.) и скорректировал работу всех систем для успешного старта и стабильной работы мотора.
Цена бессмертияТеперь пару слов о двигателях. Именно так, потому что поводов обвинить «честные» хондовские (те, что еще крутили валы против часовой стрелки) F23A и J30A в ненадежности практически нет. Известен случай, когда неисправный F23A (правда, установленный на Odyssey) позволил своим ходом прибыть в иркутский автосервис с… побережья Малого Моря. Владелец жаловался на «прилипший» к ограничителю указатель температуры, но когда подняли капот, взгляду сервисменов открылись раскаленная до малинового (!) цвета клапанная крышка и оплавленный пластик. И что? Остудили, заменили несколько обуглившихся резинок и прокладку ГБЦ, собрали, завели — мотор заработал, как ни в чем не бывало. Возможно, конечно, что работники сервиса слегка преувеличивают, но только слегка — все-таки про «среднестатистические» двигатели такие легенды не слагают. Простые (по хондовским, опять же, меркам), отлично сбалансированные, оба мотора Avancier подтверждают репутацию «вечных двигателей», испортить которые можно только заведомо враждебными действиями, либо наоборот — преступной халатностью. Так, использование моторных масел с отличной от рекомендованной вязкостью может послужить причиной выхода из строя VTEC. Она, кстати, как и LEV (Low Emission Vehicle) на «авансировских» F23A и J30A присутствовала не для увеличения мощности, а в целях экономии топлива, результатом чего стал невероятный для исправного 2,3-литрового двигателя расход 6-10 л/100 км. Трехлитровый J30A, разумеется, обладает чуть большим аппетитом, но и он без труда укладывается в 15-литровый лимит. Данные по F23A подтверждаются собственным более чем двухлетним опытом владения Avancier и основаны на показаниях среднего и мгновенного расхода топлива, которые автоматически выводятся на мультифункциональный монитор в центре передней панели. С низким расходом и минимальным количеством вредных выбросов связана еще одна особенность, характерная, впрочем, для всех двигателей Honda — затрудненным запуском в морозы. Обмануть «экологически чистую» стартовую программу довольно просто — достаточно коротко «чиркнуть» стартером и подождать 10-20 секунд, после чего запускать мотор уже «по-настоящему». Также среди особенностей двигателей Avancier следует отметить одновременный (по аналогии со светотехникой) выход из строя сальников, уплотнителей, втулок и иных резиновых элементов. Иными словами, начавшееся «потение» едва ли ограничится одним-двумя сальниками или прокладками — лучше сразу запастись полным ремкомплектом. А вот что действительно может испортить настроение и существенно облегчить кошелек владельца Avancier — невнимание к системе зажигания, когда неисправность высоковольтных проводов почти стопроцентно приводит к гибели катушки. В целом же обслуживание двигателей Avancier не затратно и сводится к своевременной и качественной профилактике (замена масел и фильтров, чистка инжекторов, датчика холостого хода, дроссельной заслонки и пр.).
Транс-миссияИ если двигатели Honda по праву считаются долгожителями, то с АКП не все так однозначно. Во-первых, вторая половина и конец 90-х годов стали для Honda временем массового перехода с гидравлической на электронную систему управления АКП, а Avancier с двигателем J30A стал первым в истории компании автомобилем с пятиступенчатым «автоматом». Во-вторых, сами по себе конструктивные особенности АКП Honda предполагают их внезапную, без предупреждения, смерть — только что коробка послушно перебирала передачи, и вдруг автомобиль оказывается обездвижен. Причина — в самоубийственном тандеме электронного мозга АКП и соленоидов, отвечающих за переключения передач. Не секрет, что планетарные механизмы в АКП Honda отсутствуют как явление, и переключение передач зависит от срабатывания Shift-соленоидов, так что рабочее давление внутри АКП имеет жизненно важное значение. Но у постоянно задействованных соленоидов рано или поздно образуются перекосы и выработка, меняется время их срабатывания и, как следствие, возникают избыточные давления. Но процессор АКП, вместо криков о помощи, начинает корректировать «неправильную» работу соленоидов, по мере ухудшения их самочувствия делая это все активнее, пока один из узлов или вся АКП окончательно не выйдет из строя. Естественно, при такой настойчивой «коррекции» коробка до последних минут жизни ведет себя, как ни в чем не бывало. Выявить фатальные изменения в работе «автомата» под силу только специалистам, при помощи диагностического оборудования, способного расшифровать отчет процессора АКП. А пятиступенчатый «автомат» J30A, кроме описанного, не застрахован от поломки гидротрансформатора. Суть в том, что его рассчитанная на экономию топлива блокировка по мере износа соленоидов в АКП становится разрушителем — процессор по-прежнему дает команду на блокировку вала как в гидротрансформатор, так и соленоиду в АКП, но если первый исполняет ее незамедлительно, то второй — с задержкой, которая тем ощутимее, чем сильнее износ соленоида. Результат — ударные нагрузки, приводящие к быстрому выходу из строя фрикционного материала блокировки гидротрансформатора. Впрочем, все сказанное не означает, что от покупки Avancier лучше отказаться — речь шла только о возможных, но не обязательных неисправностях АКП. А в ежедневной эксплуатации достаточно помнить, что этот автомобиль хоть и умеет ездить очень быстро (не редкость экземпляры без ограничителя на 180 км/час), но ресурс «автомата» обратно пропорционален скорости. От 80 до 120 км/час — вот тот скоростной коридор, в котором Avancier готов без устали преодолевать сотни километров. Терпимость двухрычажной передней подвески к превратностям наших дорог похвальна — большую часть ям и колдобин автомобиль попросту не замечает. Но неубиваемость подвески имеет обратную сторону — стойки и втулки переднего стабилизатора становятся расходным материалом, требуя замены каждые полгода. Далее, массивная передняя часть (особенно у Avancier с J30A) не свидетельствует о бессмертии пружин и амортизаторов — но если еще два года назад в продаже присутствовал исключительно «оригинал», то сегодня владельцы Avancier могут приобрести альтернативные детали, не переделывая чашки «аккордовских» амортизаторов и не приспосабливая пружины от Inspire/Saber. Правда, поговаривают, что вся прелесть ходовых повадок Avancier скрыта именно в настройке оригинальных амортизаторов, и любая «альтернатива» превращает его в просто большой универсал… Скрипы, возникающие в подвеске (как правило, весной и осенью), способны напугать владельца Avancier, но едва ли станут вестником серьезных проблем — все дело в большом количестве втулок и сайлентблоков, «адаптирующихся» к перепадам температуры воздуха. Обратить внимание следует лишь на стуки, которые могут быть вызваны уже упоминавшимися стойками и втулками стабилизатора, а также продольными тягами, идущими от нижних рычагов передней подвески к силовому брусу за передним бампером. К рычагам тяги крепятся жестко, а к брусу — каждая посредством двух резиновых втулок, имеющих свойство с течением времени «дубеть» и издавать противное бряканье. Иногда для того, чтобы обнаружить источник навязчивого «тук-тук», приходится заменить все резинки и сайлентблоки в подвеске… Но хуже, когда из колесных ниш при проезде неровностей доносится негромкий свист — это поют прощальную песню шаровые опоры. В остальном подвеска Avancier — типичная Honda времен расцвета ее самобытных технических решений: молчаливая и крепкая, что называется, до последнего. Полноприводные Avancier в нашем регионе не получили широкого распространения, тем не менее, сказать о системе 4WD следует. Она реализована по схеме Real Time 4WD и, как следует ожидать, представляет собой фирменную хондовскую DPS — Dual Pump System. Проще говоря, система двух насосов, гоняющих между собой жидкость. Предельно кратко принцип ее действия выглядит так: когда скорости вращения колес передней и задней оси равны, давление в системе постоянно, и автомобиль остается переднеприводным. Но стоит передней оси сорваться в букс, как развиваемое «ее» насосом давление резко возрастает, второй насос оказывается не в состоянии его «переварить», и избыток жидкости приводит в действие поршень. Который, в свою очередь, сжимает многодисковое сцепление, передавая на задние колеса часть крутящего момента. Все просто, и никакой электроники. Между тем, со временем диски изнашиваются, и длины поршня для подключения задней оси становится недостаточно. Можно, конечно, решить проблему покупкой новой многодисковой муфты, а можно… просто добавить прокладку под поршень, увеличив тем самым его длину — некоторые иркутские автосервисы такой способ лечения DPS давно и успешно практикуют.
КарьеристЧто в итоге? Большой и динамичный автомобиль, где основной акцент сделан на комфорт и безопасность. Позиционирование Avancier в когорте люкс-универсалов предопределило поистине лимузинный простор в его салоне, но крайне скудные грузовые возможности — скромный багажный отсек, сжатый массивными колесными арками, не позволяет использовать Avancier для перевозки крупногабаритной поклажи, а мягкий ворс на его полу не вызывает такого желания… Промежуточное звено, переходный этап между легковым универсалом и минивэном. Но отнюдь не тупиковая ветвь эволюции — не известно ведь, что современный японский Odyssey, выпуск которого в 2003 году начался сразу после прекращения производства Avancier, взял гораздо больше именно от этого универсала, чем от собственного предшественника.
Вячеслав Старцев
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||