OFF-ROAD МНОГОЛИКИЙ
|
В Америке не увидишь внедорожник, просто так, от «нечего делать» скачущий по прериям, карабкающийся по горам или ползающий по лесу. Ко всем значимым достопримечательностям даже в отдаленных «диких» краях ведут асфальтированные дороги, организованы стоянки с комфортабельными сортирами и обустроены велосипедно-пешеходные тропы с твердым покрытием. Никаких самовольных и «накатанных» съездов с шоссе не видно, стихийно-пригретых мест для пикников не наблюдается. Так нужен ли здесь вообще внедорожник? Вместе с тем, куда ни глянь, везде паркетники, джипы и полноприводные пикапы, многие из которых в том или ином тюнинге. Да что говорить, если США являются лидером в производстве «любительских» и профессиональных аксессуаров, комплектов и допоборудования для различной доводки и подготовки SUV самого разного класса и назначения. Плюс постройка серьезных спортивных машин. И на SEMA Show эта тема, пожалуй, была самой масштабной и многоликой. Причем в стране, давно накрытой плотной паутиной высококачественных дорог, еще очень хорошо сохранился классический «конструктивизм» внедорожников: лонжеронная рама, подключаемый полный привод, понижающая передача и, разумеется, многолитровый тяговитый двигатель. Зачем это все здесь, да еще в тюнинге? Ну, что скрывать, многое делается исключительно для красоты, комфорта и понтов, что данная выставка продемонстрировала очень наглядно. Взять ту же моду на сверхбольшие диски со сверхнизкопрофильными шинами. Одно дело, видеть это на легковых моделях, и другое — на Cadillac Escalade, Hummer H2, Infiniti QX56 и так далее. С колесами-ветрилами, слегка «обрезиненных» шинами размера 275/25 R28 и тому подобных. Да еще на низкопольном шасси. Разумеется, большинство таких примеров еще подвергается основательному рестайлингу с инсталляцией всех передовых идей в области комфорта и моды, и по самую крышу накачивается музыкой и мультимедиа. Но у нас подобный «светский» тюнинг вряд ли сейчас востребован. Не для того покупается большинство внедорожников и пикапов. Кстати, что касается здешней моды на мощные пикапы — это вовсе не блажь и не прихоть, а продиктовано образом жизни. Самый очевидный признак среднего класса, чем и гордится нация. Достопочтенный американец — это отец семейства, который на выходные и в отпуск выезжает не с палаткой, а с комфортабельным кемпером, да еще с мотовездеходом в придачу. А уж ехать в Америке есть куда и зачем — тут и свои «байкалы», и «кавказы», уж не говоря о всяких «югах» с морями-океанами. Кемперы могут быть самоходными, в виде автобусов, но чаще всего это или «надстройка» на шасси пикапа или полуприцеп, опять же, для буксировки пикапом. И кемперы эти чаще всего тяжелые, по три-четыре тонны, а нередко за собой на жесткой сцепке еще и тянется какой-нибудь подготовленный джип типа Wrangler, на котором, собственно, и будет проводиться активный отдых в пункте прибытия. А дороги в США не только лежат на равнинах, но и вьются по горным ландшафтам, с крутыми затяжными подъемами и спусками. Тянуть такие прицепы могут только автомобили «полугрузового» класса. Не случайно сейчас в ходу пикапы с двускатной задней осью. Не для красоты, опять же, а для дела — специально таскать тяжелые полуприцепы-кемперы. Более того, даже полноразмерных пикапов с 6-7-литровыми V8 и V10 уже кому-то не хватает, и в частное пользование начинают входить настоящие среднетоннажные грузовики, конечно, после соответствующих доработок — примеры тому на выставке тоже были. И потом, «бездорожных» трасс и маршрутов, где организованно можно ездить любителям и профессионалам — в Америке тоже предостаточно. И консерватизм многих моделей здесь только на руку для всякого рода тюнинга и строительства спортпрототипов. А уж пикапы в этом отношении самые главные «носители идей».
Если оставить гламурный тюнинг off-road, то есть доработки ради красоты и комфорта, и обратиться в этой области к тюнингу практическому, то и здесь найдем массу подходов, обеспеченных именитым выбором от производителей компонентов и работой под ключ от специализированных фирм. Весь «практический» тюнинг, конечно, можно разделить на свои категории, тем не менее, все в нем сводится к повышению проходимости и функциональности. Это доработка или даже переделка шасси с лифтом подвески и кузова, силовая защита днища и периметра, шины класса All-Terrain и Mud-Terrain, специальные диски с бедлоками, лебедки, блокировки дифференциалов, багажники, дополнительный свет и так далее. Рычаги, тяги, пружины, пневморессоры, амортизаторы (в том числе с регулируемой жесткостью), подушки и даже подрамники — все можно подобрать или заказать нужных параметров, в необходимом сочетании. Да и выглядеть все будет в буквальном смысле блестяще. Как известно, SEMA Show — это, в первую очередь, выставка именно производителей спецкомплектующих. И некоторые демонстрационные экземпляры смотрелись настолько красочно и роскошно, настолько показательно «блестяще», что невольно появляются сомнения в их практической целесообразности. То есть своих помпезных шоу-каров, или псевдоджипов ради моды, хватало и здесь. Ну, например, как, по нашим представлениям, можно нормально воспринимать внедорожник на платформе пикапа, у которого крутая грязевая резина, кованые диски, приличный лифт и дорогущие «аморты» с пружинами сочетаются с длиннющей базой и невысоким клиренсом? При этом все в блеске. Понятно, что по колеям, лесам и болотам на таких не ездить, и все же «непонятно». Да и в отношении так называемых биг-футов далеко не все выглядит серьезно. Как в случае с использованием модели Toyota 4Runner 1-го поколения. Конечно, размер и протектор колес, пространственный каркас, элементы подвески и высота кузова — все это впечатляет. Но если колея не компенсирует высоту, двигатель с КП и РК сидят на родном месте, а никелированные карданы от них подходят к мостам под большими углами, то не сомневаешься, что это всего лишь «показуха». Хотя, с другой стороны, есть вполне симпатичные и понятные примеры фан-тюнинга на базе внедорожников. Причем почти без всякого вмешательства в их стоковую конструкцию. Таково фееричное изделие под названием Dream Police, созданное на базе пикапа Chevrolet Avalanche с 5,4-литровым V8. И создано это в ателье Real Wheels, но при непосредственном участии музыкантов из легендарной американской рок-банды Cheap Trick, которая с середины 80-х хорошо была известна и в нашей стране. Создано в честь их одноименного альбома Dream Police. Так вот, в этом фан-проекте даже боковые зеркала в виде гитарного грифа, что уж говорить о багажном отсеке — он полностью занят усилителями и акустикой.
И все-таки нормальные внедорожники в нормальном тюнинге — этого добра тоже было предостаточно. Конечно, у каждого в данном случае свое представление о «нормальности». Но в том-то и дело, что мы говорим о вещах рациональных, функциональных и, конечно, утилитарных, но в очень широких рамках. Это может быть умеренно-внедорожный и гармоничный тюнинг для «частного» индивидуального пользования, специальная и глубокая подготовка серийных моделей для каких-то служебных целей, а также серьезная доработка именно для езды по бездорожью. Ну и чисто спорт, который подразумевает оригинальные и очень конкретные конструкции для ралли, трофи или триала. Мы уже не раз отмечали, что даже на базе скромных паркетников с несущим кузовом и «легковой» подвеской здесь не стесняются делать специальные «внедорожные» версии, в том числе для участия в популярных ралли типа Baja 1000. Заметно лифтованные версии с расширенной колеей и относительно большими колесами, как оказалось, можно продемонстрировать на платформе Subaru Forester, Honda Pilot, Ford Escape или даже Nissan Rogue. Насколько «хватит» кузова и трансмиссии в условиях значительно возросших нагрузок, вопрос не праздный, но сам факт возможности доработать подрамники, подвеску и оснастить такие машины «взрослыми» аксессуарами типа отбойников, хай-джеков и даже лебедки — тоже интересно. Однако, что характерно, на тюнинг таких моделей в стиле «интенсивного трофи» никто не решается, и это вселяет веру в разум американских джиперов. Что еще необычно — это серьезный off-road-тюнинг с большим лифтом достаточно крупных и мощных моделей, но которые в нашем представлении для этой роли не очень-то годятся. Например, полноразмерные и тяжелые Nissan Armada или Toyota Tundra. Для таких моделей «гламурный» или просто умеренный внедорожный тюнинг выглядит куда как уместней. В этом отношении больший интерес вызывает другой нестандартный для нас пример — это Nissan Pathfinder с полностью независимой подвеской, который в стоке смотрится почти паркетником. Речь о той версии, которую на стенде Nissan почти в экстремальном для этой модели тюнинге представила компания Automotive Customizers. Общий лифт получился около 30 см (!) — 9 дюймов лифт подвески с применением дополнительных подрамников и специальных амортизаторов и 3 дюйма лифт кузова через эластичные проставки. Однако крылья не обрезались и все обошлось умеренными 35-дюймовыми колесами. Двигатель и трансмиссия не дорабатывались, поэтому слишком большие «катки» сюда и не пойдут. Клиренс за счет «независимости» подвески не маленький, но, опять же, каких-то дополнительных мер для защиты картеров не предусмотрели. Вообще, эта версия Pathfinder позиционировалась как спецмашина для патрульно-спасательных служб, а не для «спорта». Если пофантазировать и соответствующим образом доработать, то такой вариант можно рассматривать и в качестве экспедиционного внедорожника. И этим мы затронули тему, которая на выставке хоть и не столь была заметна, но без нее нельзя представить современное и, пожалуй, самое «гуманное» предназначение внедорожников. Так, очень интересный экспедиционный вариант можно было изучить на примере Jeep Wrangler Rubicon, шасси которого усилено для езды вне асфальтовых дорог, а кузов представляет собой цельнометаллический грузо-пассажирский фургон с интегрированной в него крышей-палаткой. Очень практично и функционально. Много подобных экспедиционников делается и на базе очень модного здесь FJ Cruiser.
И все же эти симпатичные «автокемперы» скорее из разряда любительских, для не самых удаленных путешествий. Но был вариант и настоящего профессионального экспедиционника, который демонстрировал как раз всю прелесть монстроподобного американского пикапа, да и то после основательной доработки. Речь о совместном проекте, рожденного в головах, а скорее даже в сердцах, сотрудников известного в США журнала и TV-передачи The Turtle Expedition, посвященных путешествиям. Причем далеко не только по «Америкам». Так вот, эти ребята еще в 2000 году обратились к фирме Hellwig Suspension Production — одному из известных производителей компонентов подвески, с просьбой выступить генеральным спонсором в подготовке спецавтомобиля для кругосветного путешествия. Так родился великолепный экспедиционник на базе тяжелого пикапа Ford F-550 Super Duty XL с 7,3-литровым турбодизелем V8 серии Power Stroke. Здесь доработан не только двигатель (по впуску, топливной системе и выпуску), машина глобально переделана и оснащена соответствующим образом. И результат налицо: успешные экспедиции по Северной Америке, Европе, Китаю и, что самое приятное — по России, а именно по Казахстану и Сибири! Более того, три года назад этот автомобиль был проездом в Иркутске. Сейчас на его спидометре более 200 тысяч пройденных километров, но машина в порядке и готова к новым путешествиям. Если же обратиться к классическому off-road-тюнингу серийных джипов, то, разумеется, увидим здесь рамные модели на мостах (тот же Wrangler) или рамные с независимой передней подвеской (тот же FJ Cruiser). Версий на этой «почве» было множество. Но что именно по классике более всего порадовало глаз — именная продукция Icon 4x4 Design. Эта фирма из Лос-Анджелеса широко известна своими работами по тюнингу внедорожников, но чем особенно она прославилась — так это своей «фирменной» любовью к джип-патриарху Toyota FJ40. В образе этого красавчика под собственным именем Icon фирма готовит самые разные варианты. На выставке один такой удалось увидеть — Icon FJ40 Baja Edition. То есть это не экстремально-трофийный вариант, а скорее «прогулочный», с умеренным лифтом и 35-дюймовыми BF Goodrich класса A/T, но как смотрится и как великолепно выполнен! Кстати, двигатели подбираются не хилые. В данном случае установлен бензиновый 5,7-литровый V8 производства GM, который форсирован до 450 сил с максимальным моментом 510 Нм. Так что, на нем хоть в рейд, хоть по «дрова», разве что при условии хорошей погоды — над головой только тент. Вообще, пустыня Baja — американская Мекка для разного рода «внедорожных» прогулок и соревнований. И техники делается для этого много всякой, в том числе из разряда багги. Строятся такие машины по классической для этого класса схеме — трубчатый каркас, обвес из легких панелей и задний привод с задним же расположением двигателя. Коробка в данном случае интегрирована с межколесным редуктором. Поскольку вся тяговая сила ложится на заднюю ось, то и шины здесь подбираются специальные, даже не похожие на обычные класса Mud-Terrain. Сейчас, например, в моде резина с экстремальным протектором в виде «черпаков». Зачастую такие багги 4-местные, как правило, с V-образными двигателями, но их объем и мощность будут зависеть от «способностей» заказчика и возможностей изготовителя. Например, багги от фирмы Vision Motor Sports под многообещающим названием Monster по двигателю действительно монстр — 7,2-литровый V8. Мало того, что это двигатель от топовой версии Chevrolet Corvette, так он еще и форсирован до 1200 сил! Впрочем, эти легкие машины представляют собой нечто ужасающее по своим динамическим способностям и с «обычными» для них 500-сильными моторами. Например, схожей мощности двигатели в ходу на более тяжелых и по-настоящему боевых (только пилот и штурман) раллийных прототипах, которые внешне могут напоминать какую-нибудь известную модель, но сделаны оригинально по особым «рецептам», точнее по специфичным требованиям к шасси, двигателю, компоновке, оснащению и так далее. Кстати, среди них не обязательно полноприводные варианты. Один из типичных примеров в этом классе — мастер-модель Trophy Truck PreRunner от Vision Motor Sports. Другими словами, заднеприводный прототип для ралли-рейдов, который по силуэту кузовных панелей (в основе же трубчатый каркас) «поддерживает» пикап Ford, от которого взято главное — двигатель. Это бензиновый 7,0-литровый V8, форсированный фирмой Roush до 557 л.с.. Трансмиссия с доработками от GM, длинноходная энергоемкая подвеска (для эффективных прыжков) оригинальная, соответствующие колеса, оснащение кабины и так далее. Однако для других раллийных категорий, в классе серийных, но полноприводных и подготовленных автомобилей, тоже можно было увидеть интересные проекты. Вот, например, Toyota при участии TRD выставила боевую версию 2-местного пикапа Tacoma. Форсированный 4,0-литровый двигатель, «раздутые» крылья и полностью переработанное шасси с независимой «прыжковой» подвеской, спортивными дисковыми тормозами, установленными у корпуса редуктора, и с надежной защитой всех картеров. Кстати, в отдельной экспозиции TRD был еще один интересный пикап Tacoma, который эффектно подготовлен для другой стихии — кроулинга, или триала. А после небольших доработок может использоваться в трофи и ралли. Правда, что касается триала, а лучше сразу говорить о роккроулинге, то есть «ползанье по скалам», то здесь есть свои выдающиеся прототипы, которые по виду представляют собой табуретки на тракторных колесах. Как правило, у них не только полноприводное, но и полноуправляемое шасси, с очень короткой базой и длинными ходами, мощнейший трубчатый каркас с «кабиной на двоих», ну и, конечно, моментный двигатель. Как ни странно, при всех технических изысках, на тюнинговых внедорожниках и прототипах любого класса, даже на «триальных», не применяются такие любимые у нас решения, как колесные редукторы. Зато можно увидеть некую хитрую комбинацию, сочетающую плюсы независимого и зависимого мостов: то есть идущие под углом приводы, но вместе с дифференциалом жестко заключенные в «чулки» особой формы, и вся конструкция крепится к раме как обычные цельные мосты. По мнению создателей, это дешевле колесно-редукторных схем, но клиренс можно повысить серьезно, плюс надежная защита ШРУСов.
Да, чего только не насмотришься здесь. В том числе был не «парадно-выходной», а настоящий боевой биг-фут. На каких американцы развлекаются прыжками по крышам автомобилей и прочими краш-, а лучше сказать крэйзи-соревнованиями. И такие машины уже сделаны как надо, без всяких компромиссов и гламура. В основе не шасси серийного джипа, а мощная трубчатая «ферма», наверху которой, где пилот, легкий цельнопластиковый кузов-декорация. Колеса полноуправляемые, а двигатель с коробками расположен в базе и внизу, что дает возможность нормальному приводу карданов на мосты (неразрезные) и снижает центр тяжести. Приличный клиренс обеспечен диаметром колес, устойчивость — их колеёй. Двигатель не имеет выхлопного тракта, дисковые тормоза установлены на хвостовиках редукторов мостов, да и в целом машина не имеет никаких лишних деталей и украшений. Чем, собственно, и хороша. А все-таки, кто же на SEMA Show был самым красивым, душевным и при этом не лишенным глянца? Возможно, это ретро-автомобили и всякие экзотик-кары, которые заслуживают отдельного рассказа. Василий Ларин
| |