|
Японцам удалось сделать революцию не только в автомобилестроении, но и в умах потенциальных покупателей. Многие безумно влюблены в маленькие автомобильчики, и даже не представляют, как они раньше обходились без их компактности, пронырливости и удивительной для таких размеров вместительности. Хотя и до сих пор находятся снобы, считающие эту «малышню» не достойной их интереса. Не станет исключением, наверное, и Suzuki Wagon R, хотя Европа давно проголосовала за него обеими руками. А уж они-то хорошо знают, что такое вечные пробки, и насколько экономной должна быть экономика.
ГОРОДСКАЯ КОРОБОЧКА
Suzuki Wagon R – типичный четырехместный горожанин. Дорожный просвет небольшой, разрешенная масса тоже. Но в плюсе: малый радиус разворота, небольшая длина от бампера до бампера, вполне «взрослый» высокий салон, да еще с богатыми возможностями для складывания-раскладывания сидений. Добавим к этому его легкость (примерно от 800 кг), вполне приличную удельную мощность и в итоге получаем, как это ни странно, полноценное транспортное средство. Те, для кого главное не скорость, это давно уже поняли. И все же о неслыханной популярности этого класса машин пока говорить не приходится. И это тем более удивительно, учитывая, что жители российских городов уже давно испытывают на себе все прелести урбанизации.
Понятие минивэн больше ассоциируется с крупными многоместными автомобилями. Но выражение «микровэн» как-то плохо приживается, поэтому любой обладатель Suzuki Wagon R (а отдаленно машина первого поколения очень напоминает «хондовский» Stepwgn) должен быть готов к насмешке: «с двумя рядами, четырехместный и уже минивэн? Видно, болел в детстве!». Но как же ошибаются те, кто относится к этой машине столь поверхностно.
Сразу отметим – места для четверых здесь достаточно, и даже удивительно, почему некоторые модификации считаются четырехместными – при желании можно и пятерых разместить. Если быть дотошным, то окажется, что ширина салона (около 1300 мм от двери до двери) сопоставима с шириной ВАЗ-2109. Вообще многие окрестили Wagon R «холодильником» не только за схожесть, но и за удивительно большой полезный объем.
Задние кресла немного придвинуты к передним, и кажется, что ногам задних пассажиров будет тесно. На самом же деле это не так – все дело в разнице по высоте: задний ряд приподнят над полом, и такое простое решение избавило от проблем, хотя и за счет удобства посадки. Кроме того, у задних сидений (в некоторых версиях они раздельны) есть несколько положений спинки.
В багажник получится спрятать несколько мелких сумок или чемодан средних размеров, но, если сложить задний ряд или хотя бы его часть, то найдется место и для более крупных вещей. Можно с уверенностью сказать, что маленький холодильник и телевизор для дачи здесь поместятся без всяких условностей – но за счет, естественно, пассажирских мест. Так что и как дачный вариант для небольшой семьи эта машина сгодится – можно в полный рост разместить саженцы!
ЦЕНА ЕСТЬ, МАШИН НЕТ
В достоинство всех малораспространенных машин (а Wagon R не входит в число хитов рынка) отнесем сравнительно низкие цены. Это характерно практически для всего модельного ряда Suzuki. Причем, по наблюдениям, в том же Владивостоке цены на подержанные автомобили с местным пробегом просто смешные. Отметим, что автомобили, как правило, предлагаются с автоматическими коробками и с двигателями скромных объемов.
Увы, в Иркутске машины представлены пока крайне редко. Возможно, дело в том, что потребители еще не успели как следует разглядеть этот автомобиль и не избавились от стойкого предубеждения, что 700 кубиков – это не машина. И те единичные экземпляры, что встречаются в продаже – это машины с более мощными, более «взрослыми» двигателями. Изменится ли эта ситуация, сказать трудно, ясно одно: Wagon R – автомобиль бесспорно интересный и относящийся к категории самых доступных по стоимости.
Цены на автомобили Suzuki Wagon R/Wagon R Plus на авторынках Владивостока, Иркутска |
Год |
Объем, л |
КПП |
Привод |
Цена (тыс. руб.) |
ВЛАДИВОСТОК |
Wagon R |
1998 |
0.7 |
авт. |
пер. |
60-90 |
2000 |
0.7 |
авт. |
пер. |
115-130 |
2001 |
0.7 |
авт. |
пер. |
125-140 |
2002 |
0.7 |
авт. |
пер. |
140-190 |
2005 |
0.7 |
авт. |
пер. |
220 |
Wagon R Plus |
1999 |
1.0 |
авт. |
пер. |
75-110 |
ИРКУТСК |
Wagon R (Solio, Wide) |
2001 |
1,3 |
авт. |
пер. |
218 |
2002 |
1.0 |
авт. |
пер. |
175 |
КАКОЙ ВАГОН: МЯГКИЙ, ЖЕСТКИЙ, ПЛАЦКАРТНЫЙ?
Модели, выпускавшиеся с 1998 по 2003 год (второго поколения), имели несколько модификаций: одними из самых распространенных были 660 RR и RX – машины выпускались как с передним, так и с полным приводом в агрегации с двигателем 55-64 л.с., с автоматической и механической коробками передач. На отдельные модели 660 FX и 660 FM (их выпуск был ограничен) ставился вариатор (и только с приводом на передние колеса). Вариатор на Suzuki Wagon R второго поколения – большая редкость. А в третьем поколении он и вовсе не использовался. Некоторые модификации с добавлением буквы Т (турбо) – 660 FT aero, 660 FM-T limited оснащались двигателями повышенной мощности. Принцип обозначения модификаций третьего поколения остался тем же – цифро-буквенные индексы, где обязательно стоит число, обозначающее объем двигателя (в сантиметрах кубических или литрах). Самыми простыми считаются 660 FA и 660 FX (только в этих модификациях, кстати, можно встретить полный привод с механической коробкой), самыми дорогими – 660 RR-DI, где используются вставки под дерево и прочие атрибуты более дорогих машин. Модификаций Suzuki Wagon R Plus было немного, самая напичканная – 1,0 XT (полный привод, автомат, турбо, 100 л.с., салон с использованием дорогих материалов). Самая доступная – 1,0 XV (обычный двигатель 70 л.с., автомат, передний привод и «деревянный» салон). Эта версия предлагалась в более улучшенных вариациях с добавлением обозначений
«L package» или «S package».
Автомобили Wagon R Solio, отличаются тем, что на них ставились только автоматические коробки передач. Версия Wagon R Wide предлагалась как с «автоматом», так и с «механикой», но только с двигателями объемом 1 литр (обычный и турбированный). У Solio использовались моторы 1,0 и 1,3 литра исключительно стандартной мощности (70 и 88 л.с.). Самой дорогой комплектацией Solio считается 1,3 SWT, у Wide – 1,0 XZ. Самой доступной – 1,0 E и 1,0 XE соответственно.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ДО ЛИТРА?
На Suzuki Wagon R второго поколения ставились 0,7-кубовые (в округлении) двигатели K6A и F6A, в третьем поколении использовался только K6A. Стандартная мощность соответственно – 55 и 52 л.с. Машины с таким двигателем интересны только как экономичные «мотоциклетки», и не стоит рассчитывать здесь на выдающиеся показатели. Но даже при этом они вполне подходят для городских условий. В турбированных версиях мощность обоих двигателей была увеличена до 60 л.с., а в некоторых модификациях, например, 660 RR использовался K6A мощностью 64 л.с.
В моделях Wagon R Plus и других этого семейства (Solio/Wide) применялись более мощные двигатели – 16-клапанные 1-литровые и 1,3-литровые К10А и М13А. Эти наиболее интересны. Для повседневных целей достаточно двигателя К10А в базовом исполнении (70 л.с.). Максимальная скорость по данным завода для такой машины – 140 км/ч. В городе такие рекорды вряд ли удастся поставить. К тому же на больших скоростях Wagon R ведет себя не вполне адекватно, особенно при сильном боковом ветре. Машины, где используется К10А с турбонаддувом, имеют мощность 100 л.с., и соответственно адаптированную (за счет жесткости пружин и амортизаторов) подвеску. Если покупателю попадется такая «горячая табуретка», он наверняка не прогадает, поскольку с этим двигателем автомобиль отличается очень высокой удельной мощностью (измеряется в килограммах, приходящихся на одну лошадиную силу). Например, у Suzuki Wagon R Plus в комплектации 1.0 XT удельная мощность чуть больше 9 кг/л.с. Фактически это показатель псевдоспортивных машин. С таким движком машина выдаст и 160 км/час. А вот двигатель М13А, устанавливаемый на Wagon R Solio – обычный «малолитражник», выдающий свои стандартные и «законные» 88 л.с.
К большому сожалению, какой-либо развернутой информации по этим автомобилям от сервисменов получить не удалось – из-за малой распространенности. Поэтому вся основная информация сводится к простейшим рекомендациям, частично отражены сведения из отзывов владельцев.
Покупка машины с турбонаддувом сродни игре в лотерею. Считается, что турбина спокойно может отслужить до 300 тыс. км. Но это – лишь при полном соблюдении эксплуатационных стандартов. Фактически же встречаются случаи, когда ей требуется ремонт еще до пробега в 100-150 тыс. км. Если состояние машины неизвестно, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем, необходимо сразу же провести ТО после покупки и обязательно уделить внимание турбине (используется фирмы Hitachi, и новая стоит порядка $2000). Масла применять нужно только соответствующего класса, а периодичность их смены должна быть не более чем 10000 км. Ну и, конечно, не забывать элементарное правило: не глушить сразу же после остановки, а лучше поставить сигнализацию с турботаймером. Одно успокаивает – Suzuki Wagon R все-таки городской житель, и ввезенные из Японии машины имеют сравнительно небольшой пробег. Поэтому даже машины со скромными 0,7-литровыми двигателями находятся в удовлетворительном состоянии – а дальше уже многое зависит от владельца.
На двигателях К10А и М13А в приводе ГРМ используется цепь. Это накладывает свои требования к эксплуатации – цепь имеет свойство вытягиваться по причине выработки в осях звеньев. В двигателях с ременным приводом ГРМ замена ремня предполагается через каждые
90-100 тыс. км, обязательно вместе с роликом. Защита от обрыва ремня не предусмотрена.
ТОНКОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Найти в продаже Suzuki Wagon R с механической коробкой передач практически невозможно – из-за малого спроса такие к нам почти не ввозятся, и это касается многих моделей. Впрочем, в данном случае этот факт можно считать только плюсом – «автомат» позволит значительно продлить жизнь скромного по объему двигателя. Он не даст мотору «перекрутиться», вовремя переключится на пониженную или повышенную передачу. Учитывая, что эти агрегаты относятся к категории почти неремонтопригодных, надо не забывать вовремя менять трансмиссионную жидкость.
Многие машины оснащаются системой полного привода. При этом привод не постоянный – задняя ось подключается при пробуксовке передних колес. При очень малых свесах можно позволить себе взобраться на невысокий бордюр. Если не жалко резину, конечно – как и на многих новых машинах, на Wagon R используются низкопрофильные шины. Да и ход жесткой и энергоемкой подвески маловат. Поэтому преодолевать любые препятствия желательно с малой скоростью.
Из-за формы своего кузова Wagon R имеет высокий центр тяжести, поэтому возможны крены в поворотах, но они небольшие – как и положено высокому автомобилю. Тут важно не переоценивать возможности машины. А в целом к подвеске и рулевому управлению особых нареканий владельцы не высказывают. Хотя самая распространенная проблема – это, конечно, рычаги и амортизаторы. Но эти запчасти распространены достаточно широко.
Расход топлива по паспорту составляет около 5 литров, но на эти показатели даже не стоит и рассчитывать – во всех отзывах пользователи сходятся во мнении, что 6-7,5 литров это более реальный расход. Если же на турбированном двигателе гонять с педалью в пол, то и 10 литров на сотню — не предел.
Ориентировочные цены на запчасти к а/м Suzuki Wagon R |
Наименование |
Цена, руб. |
Бензонасос |
1200 |
Рычаги подвески |
600-750 |
ШРУС (привода в сборе) контр. |
3000-4000 |
ШРУС новый наружный |
3000 |
Рулевые тяги |
450-600 |
Подшипник ступицы |
600-1200 |
Колодки тормозные пер. (к-т) |
400-800 |
Амортизатор (стойка) |
2000-2500 |
Фильтр воздушный |
500-1000 |
Двигатели Suzuki Wagon R и модификаций |
Модель двигателя |
F6A |
K6A |
K10A |
K10A-T |
M13A |
Объем, куб. см |
658 |
996 |
1328 |
Тип питания |
бензин, распределенный впрыск |
Кол-во цилиндров, компоновка, тип ГБЦ, кол-во клапанов |
R3, DOHC, 12 |
R4, DOHC, 16 |
Мощность двигателя, л. с./об.мин |
52/6500 |
54/6500 |
64/7000 |
100/6500 |
88/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин |
51,9/4000 |
62,7/3500 |
90/4500 |
122/3000 |
117,6/3400 |
Диаметр/ход поршня |
65/66,0 |
68/60,4 |
68/68,6 |
68/68,6 |
78/69,5 |
Степень сжатия |
10,00 |
10,00 |
8,4 |
8,4 |
9,00 |
Характеристики а/м Suzuki Wagon R |
Модель |
Suzuki Wagon R |
Suzuki Wagon R Plus |
Комплектация |
660 FA |
660 FS |
660 RR |
1.0 XV |
1.0 XT |
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ |
Период выпуска |
09.2003-11.2004 |
09.2003-06.2004 |
09.2003-11.2004 |
05.1999-11.2000 |
05.1999-11.2000 |
КУЗОВ |
Тип |
минивэн (2 ряда сидений) |
Количество мест/дверей |
4/5 |
5/5 |
ДВИГАТЕЛЬ |
Марка двигателя |
K6A |
K6A |
K6A |
K10A |
K10A |
Максимальная мощность, л. с. (кВт) при об./мин. |
54 (40) / 6500 |
60 (44) / 6000 |
64 (47) / 6500 |
70 (51) / 7000 |
100 (74) / 6500 |
Удельная мощность, кг/л. с. |
15,00 |
14,00 |
13,28 |
13,00 |
9,30 |
Расход топлива в режиме 10/15, л/100км |
5,0 |
5,4 |
5,6 |
5,4 |
6,5 |
ТРАНСМИССИЯ |
Тип привода |
передний |
Коробка передач |
4-ступенчатая автоматическая |
Объем двигателя, куб. см |
658 |
996 |
Марка кузова |
UA-MH21S |
LA-MH21S |
GF-MA63S |
ПОДВЕСКА / ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
Передняя подвеска |
амортизационная стойка типа McPherson с винтовой пружиной |
Задняя подвеска |
зависимая многорычажная с винтовой пружиной |
Передние тормоза |
дисковые |
вентилируемые дисковые |
Задние тормоза |
барабанные |
Колеса |
155/65 R13 73S |
165/55 R14 72V |
165/60 R14 75H |
РАЗМЕРЫ, ОБЪЕМ, ВЕС |
Габариты кузова (длина/ширина/высота), мм |
3395/1475/1645 |
3395/1475/1635 |
3510/1620/1660 |
3510/1620/1670 |
Габариты салона (длина/ширина/высота), мм |
1800/1305/1305 |
1850/1305/1305 |
1700/1345/1300 |
Колесная база, мм |
2360 |
Клиренс, мм |
150 |
145 |
165 |
Колея передней оси, мм |
1295 |
1290 |
1400 |
Колея задней оси, мм |
1290 |
1280 |
1385 |
Масса, кг |
810 |
840 |
850 |
910 |
930 |
Минимальный радиус разворота, м |
4,1 |
4,4 |
4,9 |
Объем топливного бака, л |
30 |
41 |
ИСТОРИЯ МОДЕЛИ
Первое поколение компактных минивэнов Suzuki Wagon R появилось в 1993 году. До этого у инженеров Suzuki был опыт производства пятидверных универсалов Alto, выпускавшихся еще с 1981 года. Компактность, в то же время вместительность, низкий расход топлива – это были главные козыри Alto.
Когда появилась мода на высокие автомобили, был создан Wagon R – один из первых подобного типа. Он получил заслуженную популярность благодаря оптимальному сочетанию вместительности и компактных внешних размеров – был крупнее, чем Alto, и просторнее. Отличительной особенностью этого автомобильчика стал практически нулевой свес задней части (выступ кузова от арки колес до бампера). При таком решении можно было высвободить часть пространства для пассажиров, одновременно выровнять пол и обеспечить максимально возможную ширину проема задней двери. Поначалу использовался кузов со схемой дверей «2+1+1» (две передних, одна сдвижная боковая и задняя). Позже появился полноценный пятидверный вариант, и это лишь увеличило интерес покупателей. К тому же предлагалась уникальная способность к трансформации салона.
В 1997 году появилась модель Wagon R Wide, которую неправильно было бы назвать просто модификацией – все-таки этот минивэн имел более широкий кузов («wide» в переводе с английского – просторный, широкий), хотя по длине и высоте не отличался от прообраза. Естественно, что его эксплуатационные свойства имели большую привлекательность для покупателей (к тому же эта модель имела только 5-дверный кузов), и не случайно Wide выпускался еще год после того, как в 1998 году первое поколение Wagon R было снято с производства. Для этой машины и двигатель поставлялся соответствующий – с турбонаддувом и интеркулером. Можно встретить и спортивную модификацию этого автомобиля – Wide XR с измененным дизайном.
В 1998 году появилось второе поколение Wagon R. Новый автомобиль создавался на платформе, единой с новыми поколениями Alto и Kei. С 1998 года Suzuki Wagon R стал продаваться в Европе, чуть позже началось его производство в Венгрии. Несмотря на то что в Европе эта машина подавалась как «новая концепция компактного автомобиля», в Японии модель уже имела достаточно продолжительную историю. Разработчики учли опыт эксплуатации предыдущей модели (в особенности Wagon R Wide) и подвергли концепцию пересмотру – главным образом сделали более жестким кузов, несмотря даже на то что от 4-дверного варианта позже отказались, полностью перейдя на выпуск пятидверных машин. Были усовершенствованы системы безопасности. Параллельно с моделью Wagon R с 1999 года компания Suzuki приступила к выпуску машины с индексом «+» (Plus). Эта версия оснащалась только 1-литровым двигателем K10A, в зависимости от исполнения мощностью 70 или 100 л.с., и в агрегации только с автоматической коробкой передач. Как вариант предлагался полный привод. Автомобиль этот на внешних рынках известен так же под именами Chevrolet MW и Opel Agila (от английского «agile» – проворный, быстрый), а вместо японских двигателей стоят силовые агрегаты Opel. С 2003 года Wagon R стали комплектовать двигателем 1,3-литра M13A (версия Solio).
Третье поколение Wagon R увидело свет в 2003 году. Разработчики вернули автомобилю его прежнее «лицо» – можно заметить явное перекликание с внешностью первого поколения. Однако и о внутреннем содержании не забыли – несмотря на отсутствие «плюса», в этом автомобиле были воплощены все самые лучшие решения. Новая модель, носящая индекс MH21S, отличается высокой комфортностью и возможностями адаптации салона под самые разные задачи. Полностью решены были все проблемы с безопасностью и «недостаточной» жесткостью кузова. |
КРАШ-ТЕСТ
Краш-тесты Wagon R были проведены в 2001 и 2004 годах в Японии. Испытание машины второго поколения подтвердило опасения многих экспертов, что некоторые системы безопасности в автомобиле недостаточно продуманы. В результате по степени воздействия удара на водителя машина 1999 модельного года получила всего три звезды (из шести возможных), а за пассажирскую безопасность – только четыре. И хотя это относительно неплохой результат, можно было бы рассчитывать на большее. В результате усовершенствований Wagon R третьего поколения стал более надежным – теперь автомобиль в тех же условиях получил по пять звезд из шести возможных в обеих категориях.
Между тем не все так уж безнадежно и у автомобилей предыдущего поколения. Сводки с дорог не дают повода расслабляться. Например, на этом снимке, сделанном одним из владельцев Wagon R и распространенном в сети, видно, что при столкновении со встречным автомобилем «малыш» проявил завидную стойкость. Сработали подушки безопасности, ни одна деталь, со слов владельца, не повредила никого, двигатель, как и положено, ушел вниз.
ПОПУЛЯРНЫЙ «МАЛЫШ»
Вот уже третий год подряд, по результатам отчетов Японской ассоциации дилеров миниавтомобилей, Suzuki Wagon R считается самым популярным миниавтомобилем в Японии. В течение 2006 финансового года было продано более 220 тысяч экземпляров. |
Кирилл ЮРЧЕНКО
Автомаркет+Спорт № 44 |