Северный Кипр
Просмотров: 8515
2 Декабря 2007

ЧЕТЫРЕ РЕЙСА ИЗ АНТАЛИИ












Северный Кипр

Учите политическую географию, господа! Тогда не попадете в столь нелепую ситуацию, как добрая половина моих товарищей, прилетевших из Анталии на экскурсию на Северный Кипр. Только когда все уже расселись в автобусе, и гид начал свой рассказ об истории Северного Кипра, многие вдруг поняли, что за окнами совсем не тот Кипр, о котором многие читали и где даже бывали. «Куда это я попал?» — почти как в анекдоте воскликнул мой сосед-хабаровчанин. Впрочем, когда вечером мы вернулись в аэропорт, разочарованных уже не было.

Рейс № 3 ГОСУДАРСТВО-ПРИЗРАК

СЕВЕРНЫЙ КИПР

Самопровозглашенная (15 ноября 1983 г.) Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК), не признана никем, кроме Турции. Неформальные отношения с ТРСК поддерживают Азербайджан, Ливан, Нахичеванская автономная республика, организация «Исламская конференция». Государственное образование не признано и осуждено ООН.

Президент — Мехмет Али Талат.

Территория — 3355 кв. км. Валовый продукт на душу населения — $8095. Население — 229210 жителей. Столица — Никосия (Лефкоша — 39176 жителей, название всех населенных пунктов имеют дублирующие турецкие названия). Крупнейшие города — Фамагуста (Газимауса — 27637), Киринея (Гирне — 14205), Гюзельюрт (12865). Официальный язык — турецкий, широко распространен английский. Валюта — новая турецкая лира. Религия — ислам (исповедует 98,6% населения).

Климат — средиземноморский. 340 солнечных дней в году. Средняя температура летом от +25°С до +35°С, зимой — от +16°С до +19°С. Зима очень короткая и мягкая. Средняя температура морской воды в июле +23°С, а в феврале +14°С. Апрель-май и сентябрь-октябрь —лучшие климатические условия для отдыха.

КИПР — третий по величине остров в Средиземном море (после Сардинии и Сицилии), занимающий территорию 9251 кв. км, самый восточный остров в Средиземноморье, который отдален на севере на 75 км от Турции, на юге — на 380 км от Египта и на востоке на расстоянии 105 км от Сирии.

Удивительно, но в столь тесной Европе, где, кажется, исследован каждый квадратный метр земли, есть целая территория, о которой в России мало кто слышал. Северный Кипр (СК) — страна-призрак, не обозначенная даже на картах. Корреспондент «А+С» оказался едва ли не первым российским журналистом, здесь побывавшим. По крайней мере, порыскав в архивах ведущих российских общественно-политических изданий и журналов для путешественников, я не нашел ни одного (!) собственного материала о Северном Кипре. Пожалуй, самый полный русскоязычный ресурс о стране (www.retro-tyr.ru), который поддерживает постоянно живущая на СК семья из Новосибирска, говорит лишь об единственном сюжете на НТВ (в скандальном духе этой ТВ-компании), примерно год назад.

Что же такое Северный Кипр? Если коротко — это примерно третья северная часть острова Афродиты, где проживают (за исключением иностранцев — владельцев недвижимости) исключительно турки-мусульмане, и которая политически и экономически полностью зависит от Турции. Страна, не признанная ни одним государством (естественно, кроме все той же Турции) и находящаяся практически в полной изоляции от мирового сообщества. Некий европейский аналог Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.

Корни проблемы, как всегда, надо искать в истории и религии. Кипр исконно греческая (эллинская) территория, но в 1570 году сюда пришли турки, и остров вплоть до конца XIX века стал частью Османской империи. Потом Кипр попал под протекторат Великобритании (английское влияние на обеих частях острова сильно до сих пор). В 1960 году, наконец, была провозглашена независимость Кипра, но национальное меньшинство — турки-киприоты оказались, по сути, лишены в нем политических прав. До 1974 года — почти 400 лет греки-киприоты и турки-киприоты жили хоть в плохом, но все же мире, но после провозглашения независимости противостояние все чаще перерастало в вооруженные конфликты и теракты. 15 июля 1974 г. — черный день в истории острова. На Кипре случился военный переворот, а через несколько дней, под предлогом защиты турецкого меньшинства, на север острова уже высаживался турецкий десант. Война длилась всего двое суток, в боевых действиях погибло 300 турецких военнослужащих и 4500 греков-киприотов. Треть населения — 50 тысяч турок и 180 тысяч греков стали беженцами. Девять лет захваченная территория находилась под турецким протекторатом. Вдоль всего острова (187 км) сформировалась граница («Зеленая линия»), которую контролируют войска ООН, а 15 ноября 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северный Кипр. Что, в свою очередь, вызвало самую негативную реакцию мирового сообщества. С тех пор на острове стоит 30-тысячный контингент турецких ВС, а территории военных баз «омрачают» пасторальный горно-морской пейзаж.

С тех пор много волн Средиземного моря разбилось о берега острова Афродиты, а бывшая «горячая точка» стала камнем политического преткновения. Многие видные мировые политические деятели брались за решение «кипрской» проблемы, но без особого успеха. Турция уже сама не рада, что взвалила на себя Северный Кипр — это не только не дает геополитических выгод, но еще и стало главной проблемой на пути к вступлению в Евросоюз, о чем буквально мечтает Анкара. Плюс Северный Кипр приходится в прямом смысле содержать — территория эта, выражаясь российскими терминами, глубоко дотационная, и объем ежегодных вливаний достигает $100 млн. Самое крупное промышленное предприятие на Северном Кипре — небольшая гидроэлектростанция, производимая сельхозпродукция идет исключительно на местные нужды, а серьезные прибыли от туризма сдерживает международная изоляция. Пожалуй, главные доходы для СК — строительство недвижимости для иностранцев и выручка многочисленных казино — играть сюда (ввоз валюты не ограничен) едут и богатые турки, и европейцы.

Возможно ли в ближайшее время решение «кипрской проблемы» и создание единого Федеративного Кипра? Серьезную попытку разрешения ситуации предпринял в 2004 году генсек ООН Кофи Аннан. На обеих сторонах острова прошел референдум по вопросу объединения: греки высказались «против» (75%), турки — «за» (65%). Вопрос зашел в тупик. Хотя понять и ту, и другую сторону можно. «Богатым» грекам (Кипр и без того вступил в ЕС) объединение сегодня невыгодно — потерянную в 1974 году недвижимость уже не вернешь, а новые «северные территории» потребуют колоссальных инвестиций — сегодня валовый национальный продукт на душу населения здесь больше в три раза. «Бедным» туркам уже надоело жить в условиях международной изоляции, интеграция в мировое сообщество обернется для них многократным ростом турпотока и миллиардными мировыми инвестициями. Ведь, по общему мнению тех, кто хорошо знает и греческую, и турецкую часть острова, последняя со всех сторон лучше — здесь больше античных и прочих достопримечательностей, мягче климат, теплее море, лучше пляжи и романтичнее пейзажи. Ведь до аннексии все основные курорты располагались на севере, а соседняя с Фамагустой греческая Айя-напа, сейчас ставшая известным мировым курортом, была всего лишь рыбацкой деревушкой.

Вынужденная изоляция Северного Кипра привела к тому, что сегодня он стал уникальным заповедником для любителей тишины и покоя. Но выглядит он несколько подзапущенно и пустынно. На великолепных дорогах мало автомобилей: европейские цены на бензин для местных граждан дороги (машины в основном б/у, хотя роскошных тоже хватает), да и сама территория пустынна. Где еще в Европе, да на побережье, найдешь место, где на трех тысячах километров проживает всего 200 тыс. жителей, а в самом крупном городе — столице государства Никосия (Лефкоша на турецкий лад) живет меньше людей, чем в типичном российском райцентре.

Никосия вообще уникальная столица — на сегодня единственная в мире, разделенная своей «берлинской стеной». В свое время, отдыхая на «правильном» Кипре, я был поражен, насколько депрессивно выглядит «зеленая линия», проходящая буквально посреди жизнерадостного города. Идешь по обычным городским кварталам Никосии и неожиданно выходишь к заброшенным домам с набросанными между ними мешками с песком и железными бочками. Такая вот рукотворная граница. Тогда же я впервые увидел Северную часть Никосии — «вражеская» территория свободно просматривается из кафе на 11-м этаже торгового центра Shakolas. Гуляя по «южной» Никосии, хорошо слышишь, как пять раз в день призывает к молитвам муэдзин.

Тогда попасть на Северный Кипр из Южного было практически невозможно: греки готовы были со своей стороны выпустить, но не обещали впустить обратно. С 2003 года пограничный переход стал либеральнее, открыты пять КПП, на Север можно въехать и выехать беспрепятственно, а машины с «южными» номерами все чаще мелькают на северной части острова. Въезд на Север со стороны Юга считается единственно законным, попадающие туда из Турции (как и автор этих строк) считаются нарушителями границы и международных договоренностей. Хотя на это мало кто обращает внимание — из Анталии в этом году трижды в неделю организованы туры для русских туристов, а количество рейсов из Англии и Германии (с обязательной промежуточной посадкой в турецких международных аэропортах) в пик сезона достигает 15 в неделю. А вот российские турфирмы с отдыхом на Северном Кипре не связываются — страна-то вне закона, и такой бизнес грозит лишением лицензии.

Попасть на Северный Кипр можно исключительно из Турции — в основном самолетом (45 минут лета и $120-150 из Анталии, 1 ч. 20 мин. и $150-250 из Стамбула), который приземляется в достаточно современном (особенно если сравнивать с иркутским) аэропорту Эрган. У него всего одна посадочная полоса безо всяких рулежных дорожек (здесь выполняется всего около десятка рейсов в день), поэтому в конце взлетно-посадочной полосы самолет просто разворачивается на 180 градусов. Теоретически на Северный Кипр можно попасть морем — ходит скоростной катамаран из столь любимой русскими Алании, но это на любителя — при сопоставимой со стоимостью авиабилета цене плыть придется в 5 раз дольше. Никаких виз для посещения Северного Кипра не нужно, а вот пограничные штампики лучше проставить не в загранпаспорт, а на специальном листочке — чтобы потом не возникло проблем при получении виз Кипра и Греции.

На Северном Кипре есть чем заняться — хоть один день (как произошло со мной), так и много дольше. Здесь есть что посмотреть — античные памятники Саламина, византийская стена Фамагусты, самая красивая деревня всего Кипра Беллапоис с руинами готического аббатства, гавань и старая крепость Киринии. Это, так сказать, обязательная программа, которая была освоена в течение дня. Точнее, первой половины дня. Потому что вторую заняла морская прогулка на романтичном фрегате с обедом прямо в море и купанием в морских бухтах.

Но вообще, Северный Кипр, наверное, единственное место на Средиземноморье — настоящий рай для любителей уединенного отдыха. При этом здесь присутствует вся необходимая инфраструктура — отели всех уровней (от роскошных пятизвездочных стоимостью $100-250 номер/сутки до весьма скромных, но очень уютных семейных пансионов со всеми удобствами, за $25), многочисленные рестораны и кафе, турбюро, «рентакары» и аренда морских яхт. И все это по ценам в 1,5, а то и в 2 раза ниже, чем в соседних Кипре и Турции. Плюс те же отели даже в разгар сезона можно не бронировать — достаточно прилететь, взять автомобиль и просто выбрать то, что больше всего понравится — по вкусу и кошельку. Немыслимое дело на раскрученных курортах. Для любителей длительного отдыха на частных виллах — аренда большого дома за $1000-1500/месяц, что особенно выгодно, если приехать компанией. И есть ли еще место на Средиземном море, где на великолепном песчаном пляже вы будете одни — на ближайшие 5 километров!

Любителям заграничной недвижимости предлагаются многочисленные варианты по ценам в 2-3 раза дешевле, чем на юге. Средняя стоимость строительства — $1000 за кв. м. Готовое современное жилье стоит примерно так (подобные предложения без проблем можно найти в Internet): 3-комнатная квартира (78 кв. м) — $48950, 6-комнатная вилла (160 кв.м.) — $162950; 4-комнатная вилла на побережье (140 кв.м.) — $233950. А теперь откройте местную газету и посмотрите, что за эти деньги можно купить в Иркутске. Как говорится — почувствуйте разницу. Особенно, если знать, что лето на острове Афродиты — 9 месяцев в году, солнце светит 340 дней, а жутким холодом считается, когда на несколько дней температура опускается до 10 градусов тепла.

Почему же русские, которые выгоду чувствуют хоть за 10000 километров, еще не оккупировали Северную часть острова, тем более что на южной проживает огромная русская диаспора? Сегодня русские семьи, проживающие на Севере, можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно, массовое нашествие россиян — дело времени, ведь первые россияне, по сути, попали на эту территорию лишь нынешним летом, да и тех пока всего несколько сотен. Сдерживающим фактором является и отсутствие привычной нам инфраструктуры — здесь практически нет благ глобализации — брэндовых магазинов или многих известных продуктов и сомнительность сделки с точки зрения закона. Хотя кто не рискует… Ведь в той же Абхазии, с которой можно проводить прямые аналогии, стоимость недвижимости за последние 5 лет выросла в 10 раз и только на перепродаже можно было сделать целый капитал. По крайней мере, британцы (а 95 процентов иностранцев на острове — подданные ее Величества) о легитимности сделок особо не задумываются.

Вокруг нескольких десятков тысяч британцев сформировалась соответствующая инфраструктура — клубы, пабы, магазины. Русского присутствия, в отличие от Юга, на Севере не ощущается абсолютно, поэтому, чем здесь заниматься русскому человеку — совершенно непонятно. Впрочем, если хочется покоя, то и на Северном Кипре можно жить припеваючи, а спутниковое телевидение и Internet позволят переживать за родину — но, так сказать, на почтительном расстоянии от ее проблем. К тому же Северный Кипр не отгородился от России визовыми проблемами, а обладателю недвижимости можно без труда получить вид на жительство — места пока здесь всем хватает.

Как и в других британских колониях, движение на Северном Кипре левостороннее. Можно было ожидать, что большинство машин будет с «неправильным» левым рулем — ведь все поставки идут из Турции. Удивительно, но большинство машин (примерно 9 из 10) все же с правильным, в данном случае правым рулем. Неужели из «вражеского» Южного Кипра или все же Великобритании?

Несмотря на подзапущенную экономику, дороги на Северном Кипре вполне европейского уровня (понятие «пробка» отсутствует как вид). Самое большое расстояние в стране — 189 км, а благодаря тому, что вся территория изрезана автотрассами, более 2-х часов в дороге провести вряд ли получится. Многочисленные дилерские центры — едва ли не единственные представители глобальной экономики, поэтому купить автомобиль популярной и в наших краях марки проблем не составит.

Особенности движения на Северном Кипре — типично провинциальные. Так, если на магистраль со второстепенной выезжает автомобиль, лучше его пропустить — по сторонам водитель может и не посмотреть. Показывать повороты здесь тоже не слишком-то принято. Самое страшное нарушение правил дорожного движения — непристегнутый ремень безопасности, превышение скорости «оценивается» полицией меньше. Сами правила движения — это тоненькая брошюра на 10 страницах без всяких российских закавык типа особенностей движения гужевого транспорта. Права получить очень просто, поэтому водительская культура, как и навыки вождения, невысокая.

Полиция строга и неподкупна, но в отличие от многих стран, к иностранцам здесь относятся либерально — ведь здесь их не много. Преступности практически нет, если не считать таковой нарушение правил дорожного движения. Иностранцу вообще нарушение могут запросто простить. Но ни в коем случае не стоит предлагать взятку. Местные власти решили эту одну из главных российских проблем просто. Во время службы из заработка полицейского производятся отчисления, и после выхода на пенсию служивый получает от государства дом. Провинился? Увольнение и все «бонусы» сгорают. Поэтому ради разовой подачки никто рисковать не будет.

Северный Кипр мне очень напомнил Абхазию — ту, какой увидел я ее четыре года назад после долгого перерыва. «Горячая точка», по версии СМИ, на самом деле оказалась одним из самых спокойных мест на планете. Райским местечком — с мягким климатом и пейзажами в стиле «баунти», но еще абсолютно не испорченным развратом цивилизации. С чистейшим, еще не загаженным теплым морем, которое как будто создано только для тебя. Со «смешными» ценами, изобилием фруктов и искренним («не чаевым») гостеприимством местных жителей. Может быть, со слегка хромающим сервисом и инфраструктурой, которым еще далеко до мировых стандартов (хотя для Северного Кипра это менее характерно, чем для Апсны), но что с лихвой компенсируется отсутствием толп туристов. С тех пор в Абхазии многое изменилось — массовый турпоток похоронил ее девственную чистоту и прелесть уединения. Не исключаю, что с Северным Кипром произойдет что-то подобное. Но я его увидел первозданным — одним из первых.


P.S. Ночью я в четвертый раз за две недели вернулся в ставший для меня почти родным аэропорт Анталии. Чтобы через пару дней сделать рейс №4 — на родину. Вряд ли подробности перелета Анталия—Иркутск интересны читателям, тем более эта дорожка протоптана десятками тысяч иркутян. Признаюсь честно — «раскрученные» маршруты мне не слишком интересны, да и многие уже пройдены. А вот пройти-проехать-пролететь и даже проплыть там, где мало кто из россиян бывал — это, если хотите, настоящий репортерский драйв. В ближайших (новогодних) планах такой маршрут есть, причем подозреваю, что в столь масштабной экспедиции на этом континенте еще не бывал ни один российский журналист (да и рядовые туристы, судя по отзывам в Internet, тоже). Но говорить об этом пока рано, тем более что осталось еще преодолеть визовые формальности. Читайте «Автомаркет» — постараюсь не разочаровать.

Ефим НЕЗВАННЫЙ
фото автора

Автомаркет+Спорт № 44/2007

Дилерские центры мировых автопроизводителей — едва ли не единственные островки мировой глобализации | Северный Кипр
Как и в Турции, на Северном Кипре самый дорогой в мире бензин — около $2 за литр | Северный Кипр
Несмотря на невысокий уровень жизни, в стране довольно много очень дорогих машин — характерная особенность Востока, где роскошь возведена в культ | Северный Кипр
На этой части острова достаточно отелей всех уровней — от пятизвездочных до скромных семейных пансионов. Более-менее крупные отели обязательно имеют казино | Северный Кипр
Средиземное море здесь — самое чистое и теплое. Купаться можно часами | Северный Кипр
Только в России и на Северном Кипре можно увидеть такси как с правым (Mercedes), так и с левым (BMW) рулем | Северный Кипр
Комментарии
Оставить свой комментарий
Обновить изображение
Внимание! Грубые и нецензурные комментарии будут удалены.
Обсудить на форуме
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог