|
Так сложилось, что еще в стародавние советские времена многие города и населенные пункты, помимо собственно географических названий, обзавелись «народными» прозвищами, не всегда благосклонно, но зато предельно четко отражавшими всю их сущность. Вот и столица Забайкалья, Чита, первое упоминание о которой как о самостоятельном поселении относится к 1688 году, десятилетиями ассоциировалась не иначе как с «дыркой на карте». Глубоко депрессивный, постоянно грязный и серый, на 80% деревянно-одноэтажный город, где черный, покрытый толстым слоем угольной пыли от многочисленных котельных и усыпанный сверху шелухой от миллиардов сгрызаемых местным населением семечек зимний снег перемежался грязно-бурыми межсезоньями и пыльным, с редкими проблесками зелени летом. Злые, полуголодные и завистливые люди ненавидящими взглядами провожали литерные эшелоны с неслыханными по тем временам деликатесами из Москвы, направлявшиеся на самый юго-восток области, в «жирующий» на урановых рудниках и закрытый от постороннего присутствия город Краснокаменск. А подростки из населенных пунктов областного подчинения дружно распевали неизвестно кем и когда придуманную, но положенную на мотив знаменитой «Felichita» в исполнении сверхпопулярных тогда звезд итальянской эстрады песенку: «Это Чита — дома не покрашены, окна разбитые» (дальнейший текст не приводится по этическим соображениям).
|
Выставочный центр «Забайкальский». Скромных размеров здание именуется читинцами не иначе, как «Экспоцентр» |
Немногое изменилось здесь и в период постперестроечного похмелья, разве что вставший на колени со своим никому теперь не нужным ураном Краснокаменск перестал быть для жителей областного центра постоянным раздражителем. А бывшим «буржуям» можно было свободно разгуливать по городу, часами находиться в аэропорту и на вокзале без опасения оказаться битым местной гопотой лишь за то, что ты из «Красного». Но уже первая половина 90-х годов ознаменовалась резким ростом приграничной торговли с Китаем и нескончаемым потоком товарных эшелонов, следовавших в Россию из Поднебесной. Десятки поездов скапливались в приграничном Забайкальске, чем просто не могли не вызвать естественное для русского человека желание их обокрасть. Чего уж проще — забрался ночью в вагон, сбросил на землю несколько коробок с товаром, а утром через бабушек на рынке пустил их содержимое в свободную продажу. Мероприятие стало называться «поехать на вагоны», рождая устойчивые группы с четким распределением обязанностей — от предварительной разведки до собственных водителей и грузчиков. Постепенно воровство на границе достигло такого размаха, что станцию пришлось охранять с помощью ОМОН, а диктор на читинском вокзале по нескольку раз на дню предупреждала: «Уважаемые пассажиры! Кто намерен отправиться в Забайкальск с целью совершения противоправных действий, знайте — ОМОН получил приказ стрелять без предупреждения. Еще раз подумайте о собственной жизни и судьбе своих родных и близких».
Город, которого нет
|
Ближе к центральной части количество новостроек резко увеличивается. И речь идет не о точечной застройке элитными комплексами, а современным и доступным жильем |
Сильны человеческие стереотипы — пребывая в плену собственного мнения, мы зачастую просто отказываемся воспринимать любую информацию, так или иначе идущую с ним вразрез. Вот и невероятный рассказ, услышанный более года назад от прожившего последние несколько лет в Чите человека, не произвел на меня почти никакого впечатления. «Почти» — потому что хоть каждый кулик и приучен хвалить свое болото, но сногсшибательные, окрашенные в самые яркие цвета подробности о ковровой застройке Читы современными многоэтажками, о чистых (!) улицах и зеленых парках, об активном благоустройстве города вызвали кое-какой интерес. Первое «Не может быть! Чита, говоришь, строится? С чего бы это, с каких денег, их там сроду не было! Магазины, ночные клубы, элитные коттеджи? Ну-ну» сменилось желанием собственными глазами определить процент правдивости услышанного. Но возможность увидеть Читу после десятилетнего перерыва представилась совсем недавно. Не посадка в аэропорту, не остановка у перрона ж/д вокзала и даже не торжественный въезд на белом коне с поднятой шашкой, а всего лишь присутствие в кабине Freightliner Classic. Хотя еще неизвестно, что круче.
|
Многие торговые центры ориентированы исключительно на торговлю китайской продукцией — даже названия магазинов порой дублируются иероглифами |
Первые впечатления, когда въезжаешь на городские окраины с федеральной трассы М- 55 — все рассказы о «новой Чите» не более чем миф, вековую серость застройки не искоренить! А информация о том, что проплывающие за окнами скопления выполненных из белого силикатного кирпича коттеджей есть не что иное, как элитный комплекс «Панама-Сити», вызывает только улыбку сожаления. Понятно — какой город, такая и элита. Раскинувшаяся на нескольких холмах у подножия высоких, покрытых лесом сопок, Чита имеет весьма неоднородный рельеф — относительно горизонтальными можно назвать лишь центральные улицы и проспекты, тогда как второстепенные проезды представляют собой довольно крутые подъемы и спуски. О степени кривизны можно судить по тому факту, что стоящая поперек (!) склона пятиэтажка, выглядящая с вершины вполне обычно, с противоположной стороны имеет полноразмерный цокольный этаж. Город словно гигантскими ступенями шагает в сопки, и только все увеличивающаяся кривизна склонов способна остановить его продвижение. Состояние дорог на окраинах города не менее «ступенчатое», чем жилая застройка — сходящиеся преимущественно под острыми углами улицы, многочисленные ямы и неровности на асфальте, стершиеся до основания бордюры с широкими песчаными отмелями вместо придорожных газонов. Особенно порадовал участок дороги в частном секторе недалеко от ж/д вокзала — между домами асфальта нет вообще, но тянущаяся вдоль них узкая, рассчитанная максимум на два велосипеда трасса все-таки имеет твердое покрытие. Сплошь усеянное лишенными крышек канализационными люками (на многие из них крышки не укладывались годами) и «антиполицейскими» — коварными, неожиданно возникающими в самый последний момент провалами в асфальте. Не окажись с нами в тот момент местного «лоцмана» — и серьезных повреждений подвески избежать вряд ли бы удалось. Нравы «рабочих окраин» вполне соответствуют примитивному внешнему виду местности. Поголовное, доходящее до неприличия хамство на разбитых в хлам дорогах, отсутствие понятия «приоритет», как оно трактуется в ПДД, резкие старты и гонки на выживание на коротких участках свежего ровного асфальта — считанные единицы обходятся здесь без визга резины в поворотах. Но уже здесь глаза начинают замечать какое-то неестественно большое для привычной Читы количество новостроек — все из того же белого кирпича, но вполне симпатичные многоквартирные дома высотой от девяти этажей и выше, явно не похожие на элитные комплексы. Неужто для обычных людей строят?
|
Чита, гостиница «Забайкалье». Еще несколько лет назад прикоснуться к любому предмету на этой площади означало посадить на руки и одежду трудносмываемые пятна. Сейчас здесь идеальная чистота |
Ответ на вопрос приходит ближе к центральной части города, где дороги уже меняют статус лесных просек на покрытие средней степени тяжести, а количество новостроек резко возрастает. Нет, столько элиты для заселения всех этих домов явно не наберется — в отличие от принятой в Иркутске точечной застройки детских площадок, Чита целыми кварталами сносит ветхие «деревяшки», ставя на их месте новое благоустроенное жилье. Вот это да! Где та жуткая, беспросветно грязная полудеревня-полугород, без сожаления покинутая мной в 1990 году ради чистого, веселого и цветущего Иркутска? Уж не сон ли все это? Срочно в центр — помнится, он всегда оставлял после себя самые тягостные впечатления! Вперед, сквозь ровные ряды рекламных щитов, призывающих немедленно стать абонентами сотовой сети МТС в салонах «Сота», «Сотка» и тому подобных, и приобрести любую бытовую и компьютерную технику в крупнейшей читинской сети магазинов «Любомир». Активно заявляют о себе и автомобильные фирмы: автомобили, запчасти, расходные материалы встречаются едва ли не на каждой третьей рекламной конструкции, даже стоящий на обочине павильон Castrol (размерами не более 6х4) не стесняется заявить о себе несколькими (!) рекламными щитами, по площади сравнимыми с самим павильоном. Рекламы иного содержания почти нет — похоже, основные интересы читинцев тяготеют к прогрессу, поголовной автомобилизации и торжеству современных высоких технологий.
|
Сталинская пятиэтажка, по нашим меркам пребывающая в идеальном состоянии, в скором времени приобретет современный вид |
А вот поиски былой разрухи в центре Читы оказываются совершенно бессмысленным занятием. Идеально чистая, словно вылизанная площадь перед Домом правительства покрыта ровными рядами двухцветной тротуарной плитки, на пешеходном участке проходящей через площадь дороги (здесь проводятся демонстрации и военные парады) сосредоточенно суетятся стаи голубей, увенчанные флагами России и Читинской области монументы на выходах с площади сверкают свежей краской и надраенными до блеска латунными барельефами и памятными досками. И это то самое место, где прикосновение к любому предмету оставляло на руках грязно-серые, маслянистые отпечатки? Не пытайтесь ущипнуть меня, я не хочу просыпаться.
|
Специальные съезды для детских и инвалидных колясок на перекрестках — обычное дело |
Каменные дома старой постройки в центральной части Читы, судя по всему, решено не трогать в целях сохранения исторического облика города. Но «не трогать» по-читински и по-иркутски — не совсем одно и то же, в столице Забайкалья эти здания, когда-то бывшие частными особняками, поголовно и качественно отреставрированы, а их яркие фасады кажутся воздвигнутыми только вчера. Да что там исторические памятники — не представляющие никакой архитектурной ценности, примитивные «сталинские» пятиэтажки, по нашим меркам пребывающие в идеальном состоянии, покрыты строительными лесами, а на их крышах вовсю идет монтаж каких- то замысловатых современных конструкций. А на широкой привокзальной площади, вместо десятилетиями стоявшей здесь примитивной деревянной коробки стадиона, за три последних года взметнул к небу золоченые купола красивейший православный храм. Умоляю, не будите меня...
Иди своей дорогой, ищи свою тропу
|
Мощеная двухцветной плиткой центральная площадь выглядит настолько органично, что несмотря на все идеологические разногласия, мысль о сносе памятника Ленину не появляется |
Асфальт на центральных улицах Читы не идеален, но передвижение по нему уже не сопряжено с риском пробить колесо или повредить подвеску. Присутствующая повсюду (не только в центре) внятная дорожная разметка от аварий, конечно, не спасает, но движение по такой дороге становится не в пример более предсказуемым, чем хаотичное броуновское перемещение в столице Восточной Сибири. И удивительное дело — те самые хамы и отморозки, что поголовно визжали резиной в каждом повороте на окраинах города, в центре ведут себя и свои автомобили фактически идеально: строго придерживаются выбранного ряда (даже если он правый), добровольно пропускают пешеходов, не стремятся во что бы то ни стало первыми проскочить перекресток, не высовываются на главную дорогу, едва завидя приближающийся по ней транспорт, вовремя включают указатели поворотов (они их вообще включают!), а большой и суровый джип не имеет права на «крутой проезд». Определить степень автомобильных предпочтений читинцев сложно — скорее, соотношение между отечественными авто и иномарками окажется здесь 50/50. Большинство «забугорных» машин, естественно, японского происхождения, причем пик популярности приходится на ниссановские минивэны Presage/Bassara — довольно редкие у нас, в Чите эти автомобили встречаются едва ли не на каждом углу. Другая крайность — культ Nissan Skyline, особенно купе в кузовах R32/33, своего рода «группа поддержки» известного читинского драг-рейсера Фары и его 1000-сильного Skyline GT-R.
|
Все неровности асфальта быстро ликвидируются несколькими мобильными бригадами дорожников, хотя движение транспорта это заметно стесняет |
Места для массовых парковок в центре города не предусмотрены, так что в роли бесконечной импровизированной стоянки выступают обочины и правые ряды дорог, причем припаркованные автомобили можно встретить не только на прямых участках, но и на поворотах. Но в любом случае, машины располагаются не под углом к проезжей части (а то и ровно посередине), а вытягиваются в струнку вдоль дороги, максимально прижимаясь к бордюру. Наверное, потому и движение здесь по большей части спокойно-умиротворенное, и трудностей с маневрированием не возникает — хамство на узких, забитых транспортом улочках способно скорее наглухо застопорить весь поток, чем ускорить проезд решившегося на некорректный маневр нетерпеливца. Гаишников нигде не видно — сплошная саморегуляция.
|
Некоторые колодезные люки на дорогах (как, например, этот) лишены крышек уже много лет |
Конфигурация и схема работы светофоров также отличается от иркутской — вначале горит зеленый или красный, затем к нему добавляется желтый, потом обе лампы одновременно гаснут и появляется очередной световой сигнал. Может, как следствие общего впечатления о городе, а может, и на самом деле, но такой режим работы светофоров показался более удобным. А вот расположенные на Г-образных опорах непосредственно перед «зебрами» пешеходные секции светофоров и впрямь намного информативнее наших. Просто, доступно и понятно, и даже никаких «полицейских» на дорогах не требуется — во всяком случае, все опрошенные мной водители такси (уж эти-то знают все закоулки города) никогда не слышали о существовании в Чите хотя бы одной искусственной дорожной неровности. Сами дороги не всегда нормальные — это верно, однако выход из ситуации здесь видят не в карательных мерах, а в ремонте дорожного полотна и организации грамотных развязок. Конечно, хлопотно это и дорого, зато правильно, по-людски как-то. А вот следующая особенность многих читинских перекрестков поначалу просто поставила в тупик — по привычке посчитав, что на пересечении тротуара и дороги строителям просто не хватило одного бордюрного камня, я уже собрался было форсировать проезжую часть, когда увидел аналогичный «косяк» на другой стороне дороги. И еще, и на другом перекрестке, и на всех последующих развязках примыкание тротуаров к дороге оборудовано аналогичными конструкциями. Ба, так ведь это специальные спуски для детских и инвалидных колясок! Без комментариев, дабы не пришлось вновь стыдиться за Иркутск.
За миг до пробуждения
|
Окраины города продолжают оставаться типично провинциальными |
Таксисты-частники предпочитают использовать для работы преимущественно отечественные автомобили — длинные вереницы потрепанных нелегкой жизнью извозчика «Москвичей», «Волг» и «Жигулей» выстраиваются вдоль остановок общественного транспорта с раннего утра. Спринтерский заезд по городу от точки «А» до «Б» обходится в 60 рублей. Иномарки предпочитают работать в официальных службах такси — стоимость проезда осталась неизвестной ввиду малой распространенности «такси по вызову»: всегда можно договориться с частником, и он подъедет в определенное время к указанному месту. Сейчас частник-«волгарь» получит честно заработанные 60 рублей, пожелает счастливого пути и оставит меня один на один с привокзальной площадью. Единственный сегодня авиарейс до Иркутска ушел еще рано утром, но узнать об этом накануне не получилось — работающее через коммутатор справочное бюро аэропорта заканчивает свою деятельность в 20.00, после чего всякие попытки выяснить по телефону расписание движения самолетов обречены на провал. Остается путешествие по железной дороге. Прощай, невероятная Чита! Через сколько лет свидимся вновь, смогу ли я тебя узнать?
Приграничное сотрудничество
|
Ассортимент имеющихся в свободной продаже Toyota ограничивается бестселлерами Camry V6 и Land Cruiser 100 во всех доступных комплектациях |
Так называлась ярмарка, проходившая 19-21 октября в выставочном центре «Забайкальский», именуемом читинцами не иначе как «Экспоцентр», и ставшая основной целью прибытия в этот регион двух иркутских Freightliner с корреспондентом «А+С» на борту. Начавший работу в 2002 году, «Забайкальский» ежегодно проводит около 15 различных выставок, а в свободное от них время служит местом дислокации известных в городе автомобильных фирм. На небольших площадях скромного двухэтажного здания разместились представительства Toyota, Ford (не что иное как «Россо-Трейд-Чита»), Monroe, продавцы японской и корейской спецтехники, аксессуаров, масел и автохимии, стеллажи новой и б/у резины от известной иркутской компании БТК (заказ аукционных автомобилей из Японии тоже присутствует). Нечего и говорить, что соседство с многолюдными международными выставками для этих автофирм есть хорошее подспорье в торговле. Впрочем, потянувшийся в «Забайкальский» к открытию «Пограничного сотрудничества» местный люд, состоящий в основном из студентов и жителей пригородных поселков, в большей степени интересовался началом дегустации водки из Агинского и Китая, новых сортов читинского пива и китайских вин.
|
Утилитарный пикап FQ 1021A аналогичен своему «люксовому» собрату как по силовой части, так и по уровню оснащения |
|
Представительные делегации с обеих сторон подразумевают особую значимость мероприятия |
А правительственная делегация из Китая, торжественно встреченная заместителем губернатора области, олицетворяла собой высокий статус выставки. Возможно, действительно судьбоносные для обеих сторон решения принимались где-то в кулуарах, поскольку представленный зарубежными гостями ассортимент товаров и услуг явно не дотягивал даже до уровня супермаркета. Так, в жуткой тесноте миниатюрных павильонов посетителям предлагалось ознакомиться с мебелью из Гонконга, изделиями из монгольской шерсти и оренбургскими (а их-то как сюда занесло?) платками, оценить перспективы развития приграничного туризма (настоящего, не челночного), а также увидеть, какой именно ламинат и зубочистки делает китайский концерн ВМ из купленного у нас по дешевке кругляка. Материалы для наружной и внутренней отделки, искусственный камень и тротуарная плитка, видеокамеры наблюдения и очередные чудодейственные пилюли от избыточного веса и импотенции с гарантированным эффектом в течение двадцати дней — все смешалось в дикой толкотне и непрерывном китайском гомоне. Усиленно орудуя локтями и коленями, иногда удавалось пробиться ближе к очередному павильону (или прилавку?) и порадоваться, например, очередным успехам китайских сельхозпроизводителей, вырастивших гигантские шампиньоны или научившихся делать сухое картофельное пюре. А заодно понять, что многолетняя дружба двух пограничных регионов так и не научила жителей Поднебесной пользоваться услугами хороших переводчиков — перлы вроде (орфография и пунктуация сохранены) «Крахмал-Белый. Тонкий высокий вязкость чистый зеленый продукт» или «Компания была образована архитектонику по производства и хозяйства с комплексностью и интеграцией по изготовлению, изучению, научно-исследованию, промышленности и торговле».
|
«Забайкальский». Окрашенный металликом трактор Shifeng SF200 с горделивой надписью «Century Superman» выглядит увеличенной до натуральных размеров советской игрушкой |
А вот китайские автопроизводители, несмотря на перспективный рынок сбыта своей продукции (а заодно и наши ожидания), выставку в «Забайкальском» проигнорировали. Два новых внедорожника («люксовый» SUV FQ6501 за $17900 и утилитарный пикап FQ1021A за $16900), представляющие собой одну и ту же агрегатную базу (бензиновый мотор JM491Q объемом 2,2 литра и мощностью 105 лошадиных сил в сочетании с 5-МКП) и идентичный уровень оснащения для столь разных внешне авто, оказались на поверку выставленными в свободную продажу... все той же компанией БТК, а потому отношения к выставке не имели. Единственное, чем утешили непосредственно сами китайцы — красочным каталогом полноразмерной спецтехники Changlin (дорожные, строительные, лесозаготовительные и прочие машины, дизайном и характерной черно-желтой раскраской поразительно напоминающие Caterpillar), а также двумя мини-тракторами. Первый носит имя Shifeng SF200 и при заявленной массе в 985 кг и мощности в 14,7 КВт выглядит как увеличенная до натуральных размеров детская игрушка эпохи развитого социализма, но при этом горделиво окрашенная металликом (сквозь который уже предательски проглядывает ржавчина) и несущая на кожухе двигателя предельно скромную надпись «Century Superman». Второй трактор, Taishan 18, массой 845 кг и мощностью 13,24 КВт (18 л.с.) благодаря традиционным формам и подробным техническим характеристикам внушал больше доверия, к тому же из его цены никто не делал тайну — 79 тысяч рублей.
|
Торговля всевозможными автомобильными аксессуарами в дни проведения выставок заметно оживляется |
|
Чита, озеро Кенон. До постройки ГРЭС и ее очистных сооружений основным деликатесом в этих местах считался копченый окунь |
Однако самыми значимыми автомобильными экспонатами выставки стали, без сомнения, два иркутских Freightliner — уже известный магистральный тягач Classic и настоящая новинка — 20-тонный карьерный самосвал Century Class FLC120. Аналогичный по многим параметрам с седельными тягачами, этот автомобиль с 12-литровым 430-сильным турбодизелем Caterpillar C12 интересен (благодаря капотной компоновке и настройкам шасси) оптимальным распределением массы груза на все оси. Говорят, питерские дорожники, напокупавшие в свое время огромное количество бескапотников Volvo и теперь вынужденные возить до трети полезного объема кузова в виде воздуха (иначе машина зарывается передними колесами в грунт), с завистью поглядывают на Freightliner.
P.S. Они внимательно слушали, согласно кивали головами, но стойкое ощущение того, что сидящие напротив люди не верят ни единому слову, не покидало меня за все время рассказа о поездке. Наверное, так же год назад выглядел и я сам, когда слушал небывалые откровения о строящейся и обновляющейся Чите — слишком невозможным, слишком фантастическим казалось поверить во все это. И прав редактор — хорошеет и строится Чита, активно развивается Владивосток, а когда к ним «подтянется» Улан-Удэ, самым убогим городом Восточной Сибири и Дальнего Востока по праву станет Иркутск.
Вячеслав СТАРЦЕВ
Автомаркет+Спорт № 40/2005
|