|
Несмотря на то что в определенных кругах иркутских автовладельцев существует культ Toyota Supra, модель в 80-м кузове на улицах встречается крайне редко — буквально в считанных экземплярах. Неудивительно, что и запчасти на нее в наличии столь же редки (и, соответственно, дороги). Практически большинство из них можно приобрести только на заказ: из Владивостока или даже из Японии. Естественно, что и стоимость деталей получится более высокой, нежели на массовые модели. К примеру, по кузовным деталям не без труда удалось выяснить, что доставка на заказ переднего бампера обойдется как минимум в 18000 руб., крыла — 8500, капота — 12500, оптики — около 8000 за фару и 3500 — задний фонарь (причем еще не факт, что названные цены будут окончательными!). Как видно, стоимость действительно далеко не самая демократичная. Да что там говорить о кузовщине, если даже элементарные тормозные колодки удалось найти далеко не сразу! При этом их стоимость будет составлять примерно 1300-1400 руб. (сравните с Corolla, для которой они обойдутся не дороже 800 руб.!). И только лобовое стекло оказалось относительно недорогим — от 1500 руб.
|
Как это ни странно, но «квадратную» модель в 70-м кузове, на которой помешалась определенная часть иркутских любителей скорости, можно считать всего лишь вторым поколением модели Supra. А до того, как в 1982 году Supra стала самостоятельной моделью, этим именем обозначалась вначале самая «крутая» модификация спортивного купе 2000 GT (1967 г.), а затем и модели Celica (с 1979 года). Celica Supra отличалась увеличенными габаритами, измененной и полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами на всех колесах, богатой комплектацией и 6-цилиндровым двигателем объемом 2.6 литра с системой впрыска топлива.
|
Знаменитая Toyota Supra MA-70 появилась в 1986 году. Под ее капотом прописались 3-литровые рядные «шестерки» мощностью 204 л.с. или 235-238 л.с. в варианте с турбонаддувом. А модель, ставшая героиней нашего сегодняшнего материала, увидела свет в 1993 году.
К сожалению, это поколение Toyota Supra стало последним — в 2000 году модель была снята с производства, и замена ей так и не появилась. Но до сих пор машина пользуется высокой популярностью (в том числе и благодаря известному фильму «Форсаж»). Ее характеризует весьма удачный и симпатичный дизайн, отличительными чертами которого можно считать собранные под большими едиными колпаками тройные фары-прожекторы, сгруппированные по четыре кругляши задних фонарей, пропорциональный силуэт кузова и большое, практически под самую крышу, антикрыло на крышке багажника. Кстати, последнее, во-первых, реально обеспечивает прижимную силу на высоких скоростях, а во-вторых, сделано полым — ради уменьшения веса. Но при всей внешней привлекательности этого автомобиля необходимо признать и то, что дизайн допускает и позволяет весьма широкие и смелые эксперименты с внешностью, что открывает поистине безграничные возможности для внешнего тюнинга этого спорткупе и завоевания многочисленных девичьих сердец ее владельцем!
Представленный на фотографиях автомобиль 1995 года выпуска с пробегом 124 тыс. км «живет» в России уже около трех лет. До сих пор он находится практически в идеальном состоянии — по словам владельца, Supra никогда не попадала в аварии, и тщательная проверка на СТО это доказала.
Машина прошла довольно серьезную доработку (многое было сделано еще в Японии). Так, мотор получил кованые поршни и распредвалы, новый блок управления, воздушный фильтр нулевого сопротивления, прямоточный выпуск, а блок управления коробки передач перепрограммирован.
Ходовую часть оснастили новыми спортивными стойками, укороченными пружинами, проставками ступиц для увеличения выноса диска на 30 мм, усиленными передними тормозами с желтыми суппортами, 17-дюймовыми колесными дисками.
Не остался без внимания и кузов. Внешне эта Supra отличается от всех остальных двумя аэродинамическими спойлерами, сеткой бампера, дополнительными противотуманными фарами, неоновой подсветкой днища.
Салон Toyota Supra получил двухцветную отделку (голубой с черным), серебристую приборную панель в цвет кузова, дополнительные информационные приборы (два аналоговых и один цифровой), неоновую подсветку салона, DVD-проигрыватель с монитором.
В общем, понятно, что эта Toyota Supra «напичкана» всевозможными «наворотами» по полной программе, а потому и цена ее довольно высокая. Автомобиль сегодня продается за $15300. Откуда будете?
|
Оснащение Supra очень богатое, ведь этот болид был и остается одним из самых «крутых» японских автомобилей |
Теоретически Toyota Supra к нам может попасть не только из Японии, но и из-за океана — из США или Канады. Однако практически подобная вероятность крайне низкая — в силу как более высокой стоимости такого автомобиля, так и большей доступности японского праворульного аналога. Впрочем, понятие доступность здесь весьма относительно: подобные авто никогда не были и не будут массовыми. Почему? Дело здесь даже не в стоимости машины. Проблема в специфичности: бескомпромиссный спорткар обладает взрывным двигателем, жесткой подвеской, совсем небольшим багажником и крайне неудобными дополнительными пассажирскими местами сзади. Это автомобиль для того, кто безумно влюблен в скорость, в ускорения, кто обожает не просто ездить, а управлять автомобилем и его полетом над дорогой. В Японии можно назвать, пожалуй, только один автомобиль, который можно считать столь же успешным и даже более легендарным в среде безумных драйверов — знаменитый Nissan Skyline GT-R. Но Skyline, как ни крути, все равно более практичный и удобный, поскольку представляет из себя что-то вроде двухдверного седана. А Toyota Supra — это настоящее купе: с «условными» +2 для задних пассажиров, с приводом на заднюю ось и мощным двигателем под большим капотом.
Если необходимо непременно иметь Toyota Supra, надо быть готовым к долгому поиску подходящего экземпляра. На авторынке в Рабочем, к примеру, в течение последних 10 месяцев были замечены всего две (!) Toyota Supra в 80-м кузове, причем одна из них уже имела местный пробег. А вторая, несмотря на приличную стоимость (около $14000 за 1994 год) почти сразу же нашла своего владельца. Можно, конечно, заказать машину и с аукциона, только все равно придется достаточно долго искать подходящий вариант: даже в Японии этих автомобилей продается очень мало.
Смотри жестянку!
|
Как это часто бывает с японскими автомобилями, салон Toyota Supra отделан невзрачным пластиком. У любителей дорогих спортивных машин это вызывает большое неудовольствие, поэтому значительная часть продаваемых на рынке Supra имеют те или иные переделки салона |
Один из главных критериев, по которому необходимо выбирать Toyota Supra, не столько исправность двигателя или ходовой части, сколько состояние кузова машины. Как ни крути, а спортивный автомобиль априори чаще попадает в аварии. Однако не страшен сам факт ДТП, сколько неквалифицированное исправление его последствий. Поэтому если даже непрофессионалу видно то, что кузов побывал в ремонте, от покупки стоит отказаться сразу же: иначе впоследствии, чтобы восстановить прежние повадки автомобиля на дороге, придется затратить сумму никак не меньшую той, что отдали за саму машину. Главное здесь — восстановление не столько внешнего лоска, сколько геометрии кузова. А все из-за того, что как раз внешность машины можно и изменить: в минимуме — добавить аэрообвес (стандартный готовый тюнинговый набор, состоящий из спойлера, порогов и накладок на нижний периметр бамперов, обойдется в сумму от $1000), а в максимуме — расширить кузов сантиметров на 30-40. Стоимость подобной переделки спрогнозировать сложно — все зависит от ваших запросов и умения/неумения делать хоть что-то самостоятельно.
Мощнее, еще мощнее
|
К качеству сборки салона и надежности работы электроприводов никаких претензий нет, как, впрочем, и всегда у автомобилей марки «Toyota» |
Основным двигателем Toyota Supra является атмосферный вариант 3-литровой «шестерки» — 2JZ-GE мощностью 224 л.с. Кроме того, автомобиль оснащался еще и турбированным вариантом того же мотора, который обозначался 2JZ-GTE и имел отдачу в 280 «коней». Примечательно, что этот двигатель имел не один, а целых два турбокомпрессора Garrett, что позволило не только получить высокую мощность, но и более ровную и широкую «полку» крутящего момента. А заокеанский вариант машины имел мощность еще больше — 330 л.с.! Однако надежность твинтурбового двигателя, как и ресурс сразу двух турбин, получились заметно ниже, чем у атмосферного варианта. Поэтому более предпочтительным выглядит именно последний вариант с атмосферным двигателем, у которого есть целый ряд преимуществ, начиная с большей надежности, и заканчивая широкими возможностями форсирования и тюнинга двигателя.
|
|
Главный минус Toyota Supra — на машину практически не найти подержанных деталей, а цена новых такая, будто они создавались для космического корабля. Например, в магазинах запчастей за бампер попросят более $1000, а за фару — $250-350. Так что в большинстве случаев владельцы предпочитают заказывать тюнинговые детали, придающие внешности машины индивидуальность, да к тому же они оказываются дешевле оригинала |
В целом надежность силовых агрегатов серии 2JZ можно признать весьма приличной: так, мастера бывшей СТО «Автотехнопарк» смогли вспомнить всего один случай капремонта такого мотора, да и то спровоцированный гидроударом (проще говоря, двигатель хлебнул воды в цилиндры). Иногда бывают случаи пробоя прокладки между головкой и блоком — вследствие перегрева мотора. Кстати, поскольку владельцы Supra ездят достаточно агрессивно, часто раскручивая двигатели до максимальных оборотов, то для их машин характерна именно эта неисправность. Связано это с тем, что моторы серии 2JZ имеют одно конструктивное слабое место — а именно недостаточное охлаждение пятого и шестого цилиндров, в районе которых чаще всего и пробивает прокладку. Устранение последствий подобного происшествия обойдется в сумму никак не меньшую $300 (чаще — еще больше). А вот случаев, чтобы подобный двигатель приходил в ремонт по причине естественного износа, никто так и не смог припомнить. Впрочем, капремонт японского двигателя у нас невыгоден хотя бы потому, что за схожую стоимость можно купить или заказать так называемый «контрактный» агрегат: в Иркутске 2JZ-GE реально обойдется в пределах 20000-22000 руб. (без учета работ по установке), причем такой двигатель можно найти и в наличии. При этом вам не придется сталкиваться с проблемой некачественных запчастей, которые до сих пор встречаются в продаже в Иркутске. Для настоящих мужчин знакомства с девушками Киева возможны на этом сайте
О ходовой
Трансмиссия у Supra чаще всего встречается автоматическая, 4-ступенчатая. Ее преимущества — в более удобном вождении по городу и щадящем отношении к двигателю (его становится очень сложно «перекрутить»). Но любители гонок однозначно голосуют за МКП (5 или 6-ступенчатые). Они позволяют полнее использовать потенциал двигателя, однако каждые 50-100 тыс. км требуется замена сцепления (диск в Иркутске обойдется в сумму от 1700 руб.).
|
Подвеска Supra имеет достаточно простую конструкцию: независимая, с двойными поперечными рычагами и стабилизаторами поперечной устойчивости всех колес. Однако комфорт здесь принесен в жертву управляемости: субъективно машина кажется очень жесткой (далеко не каждый автолюбитель сможет долго ее терпеть). Однако проблем подвеска, как правило, не доставляет. Соответственно и запчасти на нее нужны достаточно редко. Однако и в наличии их нет. А при попытке найти амортизаторы для Supra (в наших условиях их в какой-то степени можно считать расходным материалом) пришлось столкнуться даже с принципиальным отсутствием данных по этой модели в каталоге у некоторых продавцов! Однако, тем не менее, передние стойки Kayaba можно подобрать за 2000 руб., но вот задние придется заказывать оригинальные — по 5000 руб. за штуку.
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
В Иркутске крайне мало Toyota Supra в 80-м кузове. Поэтому согласие одного из их владельцев подробнее рассказать о своей машине можно считать большой удачей. Впрочем, рассказывать пока что особо не о чем, поскольку куплена машина была менее полугода назад (именно она продавалась в Рабочем в беспробежном варианте). Что интересно, специально автомобиль не заказывали: просто очень удачно совпали желание, возможности и предложение. За лето и половину осени он к своим 68000 км пробега прибавил еще 10000 иркутских километров, среди которых были не только поездки по городу и за его пределами, но и несколько участков в 402 метра, пройденные на время. Пришлось заменить сцепление, все четыре амортизатора и... да, пожалуй, и все. Ведь не будешь же считать несколько повышенный расход масла на высоких оборотах неисправностью?
На зиму автомобиль планируется поставить на длительную модернизацию двигателя и ходовой части с тем, чтобы улучшить характеристики машины. Не исключено, что некоторые изменения претерпит и внешность Supra. Сегодня от стандартной она отличается тем, что на машине стоят низкопрофильные 18-дюймовые колеса на хромированном «литье», которые чертовски идут этому красному купе. А что получится из машины в итоге, мы, надеемся, узнаем на следующем фестивале автотюнинга.
| Как уже говорилось, далеко не везде можно найти тормозные колодки для Supra. Однако использовать вариант с наклепкой нового ферродо на старую основу ни в коем случае нельзя: как показал эксперимент «А+С», такой вариант просто не в состоянии обеспечить достойный уровень торможения даже в обычных условиях, что уж говорить о тех режимах, в которых чаще всего «живет» Supra.
В целом же надо признать, что от бескомпромиссного спорткара подобной надежности и выносливости, как правило, не ожидаешь. К тому же ходовые качества и управляемость Supra также весьма и весьма высоки даже в стоковом состоянии. При этом машина легко поддается всевозможному тюнингу, делая из ее владельца настоящего безумца, помешанного на скорости и эпатажности своего авто. На этом фоне даже необходимость длительного поиска или заказа большей части запчастей уже не кажется принципиальным недостатком машины: этот дефицит — всего лишь плата за надежность и эксклюзивность машины.
Алексей СТЕПАНОВ
Фото «МК-Мобил»
Автомаркет+Спорт № 40
|