В последние годы в Японии все интенсивнее набирает обороты мода на миниатюрные транспортные средства. Причем речь идет не о пародиях на автомобили, а о совершенно серьезных четырехколесных средствах передвижения, только маленьких. А так называемая мода на них обусловлена в основном прекрасной приспособленностью к условиям густонаселенного мегаполиса. На тесных японских островах становится все меньше свободного места, а количество авто на квадратный километр неуклонно растет. Поэтому спрос на микроавтомобили набирает обороты, причем не только у себя на родине. В большинстве стран Европы ситуация аналогична. А что заставляет россиян примерять такие машинки на себя? Ответ прост: нехитрая экономия в лице низкого топливного аппетита, да умеренных налогов.
Если попробовать эти авто «пришить» к определенному классу, то еще несколько лет назад это были в основном хэтчбеки. Но со временем эволюционное древо разветвилось, образовав совершенно новый класс микроавтомобилей — микровэны.
|
Вполне серьезный и эргономичный интерьер |
Характерная черта почти всех микровэнов — непропорциональность габаритных размеров. Например, яркий представитель этого семейства — Suzuki Wagon R при длине кузова чуть больше трех метров и ширине 1395 мм (недалеко до рекорда среди «народных средств передвижения») имеет высоту почти 1700 мм! Надо было выиграть полезного пространства, и японцы это сделали. Добавим к такому экстравагантному кузову литровый турбомоторчик, четырехступенчатый «автомат», полный привод и просторный салон, степень трансформации которого зависит только от фантазии владельца. Вот он — рецепт народного автомобиля начала ХХI века!
|
Слишком скучный салон противоречит яркому внешнему образу Suzuki |
Предложение заманчивое, так что можно попробовать «примерить» автомобиль к российским дорогам, что мы и сделаем. Однако Suzuki Wagon R — вовсе не безальтернативный вариант. Во время создания материала случайно на глаза попался как раз прямой конкурент «кирпичу» от Suzuki — появившийся в свободной продаже Daihatsu Terios Kid, уменьшенная копия и без того небольшого вседорожника Terios. Тот же высокий короткий кузов, те же три цилиндра, игрушечная турбинка, полный привод… Только вот коробка — механическая 5-ступенчатая, и при этом объем движка совсем уж несерьезный — 700 «кубиков». Но в любом случае, эти два «злобных турбо-карлика» очень похожи. Почему бы не свести их в дуэль-тесте?
На вкус и цвет…
|
Daihatsu. Не шедевр, но смотрится хорошо |
«Кто скажет, что он красив, пусть первым бросит в меня камень! На нем рука дизайнера отдохнула. Как можно ездить на ЭТОМ? Его топором что ли вырубали?» — вот только несколько фраз, которых удостоился «вэн» от Suzuki. Согласен, что красивым его вряд ли можно назвать, но вот своеобразным и оригинальным — несомненно! Вообще, при виде некоторых автомобилей напрашивается моментальное их сравнение с чем или с кем-либо. Wagon R напоминает гигантский аквариум во многом из-за большой площади остекления и прямоугольной формы всего и вся, включая фары. Поразительно, но имея катастрофическую величину Сx, он смотрится динамично даже чуть злобно и агрессивно. Имея минимум дизайнерских изысков в экстерьере, он разительно выделяется из потока и сам по себе выглядит как ноу-хау... «Скоро на таких машинах будет ездить вся Япония!» — устрашающе твердят прогнозы. Надеюсь, что это «скоро» нагрянет не слишком быстро…
|
Suzuki. Образец читаемости |
Daihatsu Terios Kid не столь радикален, смотрится более привычно и прекрасно гармонирует с городским потоком. Однако мотивы во внешнем виде те же: узкая короткая база и внушительная высота, только клиренс здесь вполне серьезный – 175 мм. По сути, «малыш» практически ничем не отличается от своего более крупного и распространенного собрата — Terios, только размеры «игрушечные», да пара мелких штришков в виде воздухозаборника для интеркулера на капоте и агрессивного обвеса (заниженных массивных бамперов и порогов). Внедорожность модели отошла даже не на второй план, а гораздо дальше — теперь это исключительно городской вид, которому не противопоказаны лишь редкие несерьезные съезды с асфальтового покрытия.
|
Daihatsu. Педальный узел подкачал. Левую ногу девать некуда |
|
На полу острая нехватка ковролина |
В общем, оба автомобиля при беглом взгляде снаружи производят впечатление красивых, добротно сделанных игрушек, причем в Suzuki создали более нестареющий образ, который смотрит в будущее дальше и являет собой вполне незатейливый подход к автодизайну.
Без обмана
Аналогии с аквариумом не пропадают и после попадания в салон Wagon R. Ощущение простора, которое достигается благодаря «прямоугольности» кузова, а соответственно и салона, усиливается из-за внушительной «стеклянной» доли. Посадка — высокая, при этом крыша не напоминает о себе частыми встречами с макушкой, обзорность — на все 360 градусов — заслуга информативных зеркал заднего вида и грамотного остекления. Приятно, одним словом. Приятно и легко читается приборная панель, где красные стрелки путешествуют по белым циферблатам, приятно управлять магнитолой, на большом дисплее которой (его можно использовать и как телевизор) мягким свечением ненавязчиво выдается вся необходимая информация…
Но без ложки дегтя (большой ложки!), как всегда, не обошлось. Создается такое впечатление, как будто салон забыли доделать! Или разработчики очень спешили. Так или иначе, но селектор «автомата» явно не на своем месте и буквально «просится» на рулевую колонку, как на полноценном минивэне. А получается, что и селектор соорудили невиданной длины, и опухоль, из которой он произрастает, смотрится слегка чужеродно. Руль из отвратительного материала, скользящего в руках, не имеет ни одной регулировки, благо, спасают механические регулировки водительского сиденья в достаточно широком диапазоне. Профиль как передних, так и задних сидений абсолютно плоский, и долгое пребывание в них непременно вызовет усталость. Прибавьте к этому острую «нехватку» ковролина (часть пола за педальным узлом ничем не покрыта, и зияющий голый металл явно не прибавляет шика и без того простому салону). «Детский» цвет обивки сидений и дверей не обсуждается — привыкли уже…
Главное же достоинство салона «вэгона», призванное перекрыть все недостатки — возможность многократно увеличить мизерный объем багажника путем трансформации. За это твердая пятерка.
В малыше от Daihatsu с багажником еще проще: когда задние сиденья в стандартном положении — его просто нет. Багажный отсек «упразднили», когда из Тэриоса обычного создавали Тэриос Кид. Несложные манипуляции по складыванию сидячих мест (спинку заднего дивана можно сложить частями) — и в салон уже что-то войдет, а цельная задняя распашная дверь этому поспособствует.
|
Suzuki. Этот уродливый отросток — селектор автомата |
Сам же салон, несомненно, выигрывает у такового в Suzuki, и по дизайну, и по качеству исполнения. Здесь все уже не такое «плюшевое», как в конкуренте. Серьезная комбинированная черно-серая обивка «приспортивленных» кресел, передняя панель из приятного на ощупь темного пластика, отделанная матовым серым пластиком «под алюминий», центральная консоль… Здесь руль, который приятно держать в руках, но также не имеющий ни одной регулировки, здесь рычаг обожаемой мною «механики» и тахометр, размеченный до 10 тысяч оборотов. Этой машиной хочется управлять больше, чем Suzuki. Хуже в Terios только обзорность, да и на заднем диване заметно теснее.
Проявления характеров
|
Распашная цельная задняя дверь облегчает погрузку-выгрузку |
С технической точки зрения это парочка друг друга стоит: у обоих 3-цилиндровые бензиновые моторы, оснащенные турбонаддувом, и полный привод. Разница в литраже (на 300 кубов в пользу Suzuki) совсем не чувствуется, потому что ее великолепно скрадывает механическая трансмиссия Daihatsu. То же касается и почти двукратного превосходства Suzuki по количеству лошадиных сил (100 против 64).
|
Спинка заднего дивана складывается по отдельности |
Wagon R рвется в бой, но его душит несовершенный четырехступенчатый меланхолик, на корню уничтожая все попытки раскрутить двигатель. Старт с места получается уверенным и резвым, но после первого рывка вперед тяга затухает, стрелка тахометра начинает сонно сновать вверх-вниз по мере переключений, с которыми коробка явно не спешит. Сам момент переключений ощущается всем телом: автомобиль доносит до водителя эту ненужную информацию путем толчков и слабых глухих ударов. А по мере нарастания скорости в салон постепенно начинает проникать буйство разносортных звуков: от голоса крикливого «на верхах» двигателя до стремительно нарастающего шума от встречных потоков воздуха. Что поделать, с аэродинамикой кирпича по-другому и быть не может. В городских режимах особых проблем нет, авто даже успевает за потоком, но вот на трассе… В этой стихии Wagon R — незваный гость, становящийся вовсе опасным!
Зачем машине с такой короткой базой настолько жесткая подвеска? Понимаю, малыш претендует на долю спортивности, и это один из способов улучшить управляемость, но почему тогда этого «спортсмена» одарили таким «пустым» рулем, особенно «около нуля»? И при этом он опасно рыскает в сторону при чуть большем повороте баранки на большой скорости. Вкупе с коротким высоким кузовом это чревато плачевными последствиями. А из-за жесткости подвески он неслабо «козлит» на неровностях, требуя постоянной концентрации за рулем.
Я вообще имел неосторожность разогнаться до 120 км/ч и попробовать пойти на обгон… Как говорится, «Штирлиц был на грани провала…»: нажав педаль в пол и закономерно ожидая, что автомат переключится на пониженную, я не учел одной мелочи. А эта мелочь состоит в том, что после ста двадцати машина почти не реагирует на акселератор, так что лучше с обгонами не шалить. Экстренные торможения Wagon R тоже не очень жалует — педаль туповата, малоинформативна. И вообще, пора обратно в город, там эта будка (не в обиду сказано) чувствует себя гораздо увереннее.
|
Все стилизовано под прямоугольник |
А Daihatsu Terios Kid поначалу на трассе казался паинькой — уверенно держит прямую, радует немного искусственным, но все же приятным усилием на руле… Но особо расслабляться тоже не стоит: при скоростных входах в повороты он пугающе кренится, а мысль о том, что у него база еще уже, чем у Suzuki, заставляет нервно придавливать педаль тормоза. Боже, насколько неудобен педальный узел на Daihatsu! Левая нога постоянно вынуждена находиться в воздухе из-за полного отсутствия пространства для отдыха. Выжал сцепление и пристраивай ногу, куда хочешь!
Технические характеристики | Suzuki Wagon R Wide | Daihatsu Terios Kid |
ГАБАРИТЫ | |
Длина/ширина/высота, мм. | 3400/1575/1705 | 3395/1475/1740 |
База, мм | 2335 | 2420 |
Клиренс, мм | 145 | 175 |
Снаряженная масса, кг | 920 | 1000 |
Объем топливного бака, л | 42 | 40 |
Размер шин | 165/65 R13 | 175/80 R15 |
ДВИГАТЕЛЬ | | |
Тип | Бензиновый с распределенным впрыском | -//- |
Расположение | спереди поперечно | -//- |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | -//- |
Рабочий объем, куб. см | 996 | 659 |
Число клапанов | 12 | 12 |
Максимальная мощность, л. с. при об. мин. | 100/6500 | 64/6400 |
Крутящий момент, Н.м при об.мин. | 117/4000 | 106/3600 |
Доп. информация | турбонаддув с интеркулером | -//- |
Коробка передач | автоматическая четырехступенчатая | механическая пятиступенчатая |
Привод | | полный |
ПОДВЕСКА, ТОРМОЗА | | |
Подвеска передняя/задняя | типа McPherson/полунезависимая | -//- |
Тормоза передние/задние | дисковые | вентилируемые/барабанные |
|
А механическая коробка здесь как нельзя кстати. Первая — резвый старт с места, вторая — звонко раскручивающийся двигатель и приятное напористое ускорение, третья, четвертая, а на пятой мини-Terios уже несет меня и пассажира на скорости более 120 км/ч. При этом прослушивается гораздо меньшее количество аэродинамических шумов. Слышно, как шины проходят шов за швом, как истошно визжит уменьшенная копия двигателя под капотом, но Suzuki все равно шумнее, хотя надо признать, что голос его мотора гораздо приятнее на слух.
Не удержался я и от соблазна покинуть асфальт и попробовать городского задиру на мелком бездорожье. Ведь старший брат — Terios, хоть небольшой, но все же вседорожник! Все бы хорошо, вот только тяги на низах катастрофически не хватает… А клиренс, энергоемкая подвеска (на порядок лучше, чем у Suzuki), предсказуемое рулевое управление и постоянный полный привод (!) — все в норме и прекрасно работает.
Этому виду быть и множиться!
Как ни странно, но Suzuki Wagon R при всей своей внешней оригинальности оказался явным аутсайдером сегодняшнего дуэль-теста. Хотя многое зависит и от условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Но абсолютно точно то, что жить этому виду авто нужно исключительно в черте города. Это городской вид транспорта. За такими машинками будущее. Впереди очередное повышение транспортного налога, очередное повышение цен на бензин, увеличение плотности автомобилей на квадратный километр и т.д. И эти с виду безобидные карлики еще сослужат добрую службу человеку в новом, XXI веке.
Андрей Рихтер
Автомаркет+Спорт № 40/2005
|