ГРИБНОЕ МЕСТО
По своей технологичности и внедрению ноу-хау в каждый дюйм готовой продукции шинная индустрия сегодня отстает, пожалуй, только от производителей электроники. Интеллектуальные резиновые смеси, совершенные до заумности структура корда и рисунок протектора — теперь к этому добавились системы контроля над давлением, в особо продвинутых случаях позволяющие двигаться на поврежденном колесе. Но ни одна суперсовременная и сверхпродуманная покрышка не защищена от банального «сквозного повреждения острым предметом по беговой дорожке» или, проще говоря, прокола. И системы поддержки давления отнюдь не освобождают поврежденную шину от ремонта, а всего лишь помогают добраться до ближайшей мастерской с минимальным ущербом.
Ремонт прокола с использованием жгута.
Основные моменты |
|
1. Определяем место прокола погружением колеса в воду, удаляем посторонний предмет (при наличии такового) |
|
2. Исследуем спиральным шилом повреждение, доведя давление в шине до 1-1,5 атм. |
|
3. Вращая шило по часовой стрелке, готовим шину к установке жгута. Оставляем шило в покрышке |
|
4. Жгут вставлен в иглу так, что она делит его на две равные части. Для облегчения скольжения иглы внутри покрышки, равно как и для улучшения герметичности будущего места ремонта, ее острие смазываем специальным клеем |
|
5. Плавно, с нарастающим усилием вводим жгут в покрышку под тем же углом, что и у подготовленного шилом отверстия. Вынимаем иглу, не вращая ее |
|
6. Проверяем шину на герметичность, после чего обрезаем торчащие кончики жгута. Если жгут продолжает выступать — ничего страшного, эластичный материал быстро сотрется вровень с протектором |
|
7. Приводим давление внутри шины в норму. Колесо готово к дальнейшей эксплуатации |
Увы, периодический ремонт проколов — то, с чем сталкивается каждый автовладелец, независимо от марки автомобиля и динамических характеристик его покрышек. Это было, есть и будет. До тех пор, пока связь автомобиля с дорогой не начнет поддерживаться при помощи, скажем, электромагнитного поля. И, в отличие от непрерывно стремящейся к идеалу шинной индустрии, сегодняшние способы ремонта проколов не могут похвастать бесконечным усовершенствованием технологий. Да, время от времени меняются материалы, используются новые компоненты, но суть остается прежней — пока автомобильные покрышки состоят из резины и поддерживают внутри себя отличное от атмосферного давление воздуха, имеющиеся способы ремонта самодостаточны, а их эффективность продолжает зависеть от элементарного соблюдения технологии.
Итак, при всем богатстве выбора высокотехнологичных современных покрышек наиболее распространенными и, соответственно, эффективными средствами для восстановления их герметичности продолжают оставаться жгут и грибок.
Сам по себе ремонт шин (в особенности бескамерных, коих сегодня абсолютное большинство) перестал быть головной болью автовладельца и всецело отдан на откуп специализированным мастерским. Наиболее популярный, минимальный по трудозатратам и стоимости вариант — установка жгута. Самые востребованные жгуты — Е280, Е281 и Е207. Изготовленные из пропитанного бутилкаучуком синтетического корда, эти средства ремонта отличаются высокой прочностью, что позволяет применять их в любых типах шин. Жгуты самовулканизируются и не требуют дополнительных материалов для герметизации. Минутное дело, знакомое всякому посетителю шиномонтажки: определяется место прокола, при помощи специальной иглы вводится жгут, обрезаются излишки, после чего остается накачать колесо и двигаться дальше. Между тем, качественный и полноценный ремонт при помощи жгута возможен только на снятой с диска покрышке, иной способ считается ВРЕМЕННЫМ. Что допустимо в полевых условиях (применение жгута на собранном колесе или нескольких жгутов для заделки прокола диаметром более 6 мм), то в условиях специализированного сервиса выглядит халтурой. Как часто в шиномонтажной мастерской можно услышать такое предупреждение? То-то, а ведь именно снятая с диска шина позволит в полной мере оценить степень своего повреждения, равно как и целесообразность ремонта при помощи жгута. Впрочем, монтаж-демонтаж шины занимает отдельную строчку в прейскуранте, и не каждый автовладелец готов платить за стопроцентную уверенность.
Но не только демонтаж шины есть залог успешного ремонта, технология применения жгута даже на не снятой с диска шине предполагает ряд операций, нередко игнорируемых мастерами в целях экономии времени. Так, например, обнаруженное место прокола — еще не повод немедленно вставлять в него жгут, для начала требуется подготовить покрышку при помощи спирального шила, заодно исследуя прокол на наличие посторонних предметов. А острие иглы с установленным в нее жгутом требуется смазать специальным клеем, что облегчит ее движение в покрышке и позволит вынуть иглу без вращений влево-вправо, часто приводящих к поломке самого инструмента и, как следствие, «забыванию» его фрагментов в шине. Вроде, все предельно просто, но попробуйте понаблюдать за действиями мастера, вынимающего после установки жгута иглу из покрышки — в 90% случаев это происходит с характерным вращением кисти. А случись неприятность, виноватым окажется некачественный инструмент.
Так называемый грибок — способ ремонта более основательный, и у нас используется преимущественно для «лечения» серьезных проколов. К плюсам такого метода следует отнести надежность, и даже его недостатки являются, скорее, следствием достоинств. Во-первых, установка грибка невозможна без демонтажа покрышки, так что понятия «быстрый» и «временный» не для него. Во-вторых, повышенная надежность такого ремонта, как и трудозатраты на его проведение, обойдутся автовладельцу дороже обычного «жгутового» метода. Третий недостаток имеет непосредственное отношение уже к самой конструкции грибка, не позволяющей использовать его при углах прокола свыше 20 градусов (здесь необходим уже двухдетальный ремонт).
И опять же, качество герметизации покрышки даже таким надежным способом, как установка грибка, напрямую зависит от соблюдения всех стадий технологического процесса, главным из которых является правильная подготовка отверстия на месте прокола. Идеальный вариант — использование для этих целей специальной карбидной фрезы соответствующего грибку диаметра. К сожалению, большинство шиномонтажных мастерских отказывают себе в удовольствии обзавестись подобным инструментом — наборы фрез недешевы, ресурс у них довольно ограниченный, а их покупка и использование приведут к удорожанию всей процедуры. И клиент, в массе своей не особо требовательный, уйдет к действующим по старинке мастерам в соседнюю шиномонтажку. Там дешевле. И пока ценовой фактор продолжает оставаться главным аргументом, говорить о внедрении в процесс ремонта шин каких-либо новых технологий совершенно бессмысленно. Какие тут новшества, когда лень, нехватка времени, а то и вовсе элементарное незнание не дают сегодня в полной мере реализовывать даже дедовские способы?
Ремонт прокола с помощью грибка. Основные моменты |
|
1. Определяем, отмечаем и исследуем место повреждения на наличие посторонних предметов, а также скрытых дефектов, коррозии и отслоения резины от каркаса |
|
2. Для нахождения угла наклона отверстия вводим в него спиральное шило до половины длины и оставляем в свободном положении |
|
3. Демонтируем шину, исследуем ее внутреннюю поверхность и восковым мелком делаем разметку под шляпку гриба, на 1-1,5 см больше ее диаметра |
|
4. Очищаем место ремонта (скребком и буферным очистителем), производим шероховку (карбидной полусферой или диском с зернистостью 18-36 при оборотах дрели до 2500 об/мин) |
|
5. При помощи карбидной фрезы (бура) соответствующего диаметра обрабатываем отверстие с наружной и внутренней стороны (либо только снаружи, с использованием реверса), при помощи буферного очистителя и скребка (ткани) удаляем оставшуюся грязь, после чего даем |
|
6. Наносим предназначенный для данного материала клей на зачищенные поверхности (в том числе и в отверстие) ровным тонким слоем и даем ему подсохнуть (время сушки зависит от толщины и состава клея, и даже от температуры и влажности воздуха) |
|
7. Аккуратно, не касаясь руками, освобождаем адгезивный слой грибка от защитной пленки, вводим ножку в отверстие и тянем ее снаружи до полного прилегания шляпки к внутренней поверхности шины |
|
8. Прикатываем шляпку специальным роликом до полного удаления из-под нее воздуха |
|
9. При ремонте камерной шины обрабатываем место ремонта тальком, бескамерную шину покрываем восстановителем бутилового слоя для предотвращения утечки воздуха через отшерохованную поверхность |
|
10. Монтируем шину на диск, накачиваем до нужного давления и проверяем на герметичность, затем обрезаем ножку гриба на 2-3 мм выше протектора. Колесо готово к эксплуатации |
Вячеслав Старцев
Автомаркет+Спорт № 35
|