Вообще-то, эта Формула своеобразно началась еще в родных пенатах. Поздно вечером 26 сентября из иркутской «группы поддержки» звонит Игорь Шведов и спрашивает, собираюсь ли я в Шанхай на гонку? «Конечно, — говорю, — завтра буду как штык. Такое событие, к нему шел всю жизнь, как можно не собираться?». «А наша группа, — почти кричит он, — уже на регистрации!». В общем, из-за полночной стыковки дат и обычного разгильдяйства свой отлет на Формулу я «сместил» на сутки.
Какие мысли взорвались тогда в голове, можно передать двумя словами — предсуицидный аффект. Однако он был недолгим, а скорости сборов могли бы позавидовать технические службы формульных команд, «отстреливающие» болиды с питстопов. Успел все же на исторический рейс. И вообще, такое сильное по эмоциям начало стало предвестником других разных впечатлений.
Главное из них, конечно, это ультрасовременный «дворец автоспорта» Sinopec и выход на арену ее величества Королевы автогонок.
Практика
|
Стартовая прямая и выезд с пит-лэйна — здесь закручивается сюжет Гран-при |
Само расположение трассы вблизи 20-миллионного Шанхая вполне символично — этакое наглядное соседство финансово-деловой столицы (скоро, возможно, мировой) и очередного архитектурно-экономического чуда. Правда, до этого чуда еще надо добраться.
Заказ автобуса в дни заездов предлагался в районе 30 долларов с человека. Вариант экзотический и неоправданно дорогой для трех дней посещений: на свободные заезды, квалификацию и саму гонку. Так что добираться лучше как все, впитывая дух Формулы с отдаленных подступов к ней — со специальных остановок общественного транспорта, который бесплатно доставляет на автодром при наличии билета.
|
Квалификация в условиях дождя «подарила» зрителям много вылетов, но все без разбитых машин |
Кстати, обильной рекламы предстоящего Гран-при в городе нет. Плакаты и вывески в отдельных местах напоминают о событии осторожно, как бы сдерживая нежелательный перебор зрителей. Так вот, о подступах. На этих остановках можно купить «лишний билетик» по неспекулятивной цене, лишь бы не подделка, получить полиграфическую продукцию по теме, салфетки, какие-то рекламные буклеты.
|
На парковках во время гонки — сотни автобусов |
Но главное, отсюда час с небольшим везут на нормальных китайских автобусах, где исправно работают кондиционеры, а маршрут лежит по автобану, о качестве покрытия которого сказать нечего — его здесь нет, понятия «покрытие», здесь просто дорога. На которой между делом могут возникнуть веселые «стычки» среди болельщиков.
Например, если автобус с «алыми» (Ferrari) тиффози начнет обгонять автобус с «желто-синими» (Renault), то улюлюканья, гримасничанье, выкрики и размахивание флагами на ширину автобуса изрядно увеселят путь.
|
Фанаты команд выступают раздельно и организованными группами |
Ведь за окном проплывает пейзаж «коммунистической» аграрной равнины, что после гигабуреломов из стекла, бетона, неона и позолоты города кажется безжизненной пустыней.
И вот в легкой хмари возникают волнующие очертания Шанхайского формульного Колизея, где часть 100-тысячных трибун имеет характерную крышу в виде гигантских лилий. Автомобильные парковки и пешеходные дорожки с КП тянутся вокруг бесконечно, но кто хочет, может воспользоваться услугами моторикш, которые чайками кружат на прилегающей территории и навязчивыми сигналами предлагают свои услуги всего за 2 юаня (1 юань — чуть больше 3,5 рублей).
|
Проходившие там же гонки Formula BMW или Porsche уже казались детским развлечением |
Широко развернутая сувенирная торговля сразу вовлекает в оборот явно чего-то грандиозного. Есть фирменные палатки, где товар дорогой и качественный, есть «мешочники», где «то же самое» по бросовым альтернативным ценам, если ловко сторговаться.
Прибывающий люд постепенно обрастает атрибутикой в цвет любимых команд, накаляя праздничную атмосферу и делая предвкушение гонки еще более содержательным. Развернутые шоу-программы ведущих брендов Формулы по-своему развлекают и подогревают публику.
|
Святая святых — боксы команд, расположены напротив VIP-трибун, цена билетов на которые превышает $1000 (цена на «народные» трибуны от $100) |
И все же в день свободных заездов народу для такой громадины еще немного. Шум толпы и музыки сосредоточен лишь в определенных местах. Сама же трасса хранит таинственное молчание. Чтобы ее увидеть, надо подниматься на трибуны или на земляные откосы, покрытые жесткой плотной травой. Черное извилистое полотно лежит за семью печатями от зрителей — на приличном удалении, за мощными «многослойными» ограждениями, что сразу настраивает на встречу с чем-то действительно нешуточным.
|
Михаэль Шумахер в погоне за победой не имел равных |
Наконец, вся суета и шум враз сгинули, как ведьминский шабаш с первыми лучами рассвета. Поднебесную пронизало и сотрясло нечто особенное. Так, должно быть, на землю спускаются Боги. До ушей донесся ОН, звук формульного мотора. Услышать его живьем впервые даже на большом расстоянии — это, наверное, как глубоко верующему человеку услышать голос Создателя. Благоговение и животный трепет пронизывают тело до каждой клеточки.
|
Один из драматичных моментов гонки для Алонсо и команды Renault — Шумахер с шестого места выскочил на третье, «подпер» обоих пилотов, а затем по очереди с ними расправился |
Причем звук этот в зависимости от условий доносится совершенно по-разному. Это, может быть, утробный рев на холостых оборотах, похожий на крик динозавров в фильмах Спилберга, а может, до рези в слуховом аппарате и боли в висках не то визг, не то вой на оборотах в районе 16-19 тысяч.
Сначала из-за кромки дальних ограждений урывками доносятся предвестники какой-то звуковой аномалии. Напоминает даже неумелую игру на скрипках. Затем воздух колышется и беспокоится от высокочастотных раскатов, в которых угадывается необратимость какого-то вселенского действа, вплоть до апокалипсиса.
|
Иркутская группа поддержки обеспечила победу своей команде |
Потом довольно бесшумно появляются сами болиды, как будто впереди собственного звука. А когда они мелькают в непосредственной близости, и звук их «догоняет», вот тут на перепонки обрушивается такое! Не то миллионы «болгарок» режут металл над головой, не то еще что-то подобное.
Есть на Шанхайской трассе особо впечатляющие точки для наблюдений и прослушивания сверхбожественной музыки. Это конец прямиков, к которым болиды подлетают на скоростях в районе 300 и осаживают машины в доли секунды, чтобы войти в поворот. Подлетают с неимоверным ревом, в который при сбросе оборотов врезаются оглушительные выстрелы.
Кажется, что моторы должны рассыпаться только лишь от собственной звуковой вибрации. Понятно теперь, почему при трансляции Формулы по TV намеренно приглушают их звук.
Из-за этого, кстати, по «телеку» нельзя понять, что разные двигатели звучат по-разному. Одни тоньше, другие «гуще», а третьи с какими-то жуткими перебоями, схожими с шумами на телевизоре вне зоны канала, если включить его на полную катушку. Только здесь это в тысячи раз резче.
Все смешивается с запахом жженой резины и бензина, создавая ощущение каких-то даже боевых действий с применением тяжелого вооружения. Уходишь с трибун просто ошалевший, не в состоянии быстро прийти в себя, едва машины заехали в боксы.
Квалификация
Погода еще с пятницы начала клониться в прохладную пасмурную сторону. В субботу же решила услужить окончательно, сделав квалификацию более интригующей и зрелищной. Накрапывающий дождик неплохо подмочил трассу на момент зачетной сессии, по результатам которой машины занимали места для завтрашней гонки.
Можно было насладиться многими блюдами из классического меню Формулы — это и вылеты с трассы на пологих скоростных виражах, и эффектные водно-пыльные шлейфы, и рискованные выезды с пит-лэйна.
|
Свободных мест не было даже на траве |
Не было одного — разбитых «в хлам» машин. На Шанхайской трассе это маловероятно при вылетах, поскольку зоны безопасности здесь очень обширные. Это лишает зрителей столь необходимой для глубоких переживаний близости к трассе и вероятности испытать особо острые ощущения от аварий. Однако позволяет сохранить в борьбе участников, в том числе всеобщих кумиров.
Простой китайский дождик заинтриговал чемпионат окончательно, сформировав стартовую решетку с большим преимуществом для команды Renault в целом и для Алонсо в частности. Уязвимый на мокрой трассе Шумахер по результатам заездов смог занять только шестую позицию, тогда как его напарник Масса из-за смены мотора вообще «ушел» в самый конец списка. В общем, Ferrari как второй из двух претендентов на чемпионство в обоих зачетах находилась в очень невыгодной ситуации.
|
Болельщиков за Ferrari (читай Шумахера) на китайском этапе все же было большинство, но это не мешало им мирно сосуществовать с болельщиками за Алонсо и других гонщиков. Formula1 вообще отличается очень мирным характером на трибунах и за их пределами, каким бы |
Тогда как болельщики Renault ликовали — Алонсо на Поул-позиции, его партнер на втором месте. А от Шуми их отсекают три сильных и неуступчивых гонщика — Баррикелло и Баттон на двух Honda и Райкконен на McLaren Mercedes. Опасности для Renault по очкам они не представляют, зато смогут сдержать ретивого Шуми, который борется только за победу.
Вопрос лишь в том, сумеет ли Алонсо и тем более Физика вообще устоять против такого напора амбиций?
Гонка
В этот день все предвещало настоящее Зрелище. Никогда не приходилось видеть столько автобусов в одном месте — болельщики заняли все трибуны без остатка и все свободные газоны.
Опять шел дождик, фанаты Алонсо ликовали и небезосновательно видели его на первом месте подиума, склоняя чашу прогнозов на чемпионство именно в его сторону. Стартовая решетка располагала к идеальной и не раз примененной той же Ferrari тактике победы — партнер сдерживает пелотон, в то время как лидер теряется где-то впереди. Если не будет технических сбоев и ошибок на пит-стопах, победа гарантирована. В этом случае Шанхай с большой вероятностью определял судьбу чемпионства.
Так все, собственно, и началось. В неистовом кучном вое 22 моторов, сотрясающем воздух так, будто он сейчас растрескается в пыль и осыплется на землю вместе с перепонками, Алонсо стал быстро и аккуратно отделяться от толпы. Однако скучной, как это помним в бытность связки Шумахер-Баррикелло, гонка не загадывалась.
Сразу стало понятно, что Райкконен не зря имеет кучу поклонников и метит достойно занять место Шумахера. Когда удачно стартовавший Микки обошел уже и Физикеллу, появилась надежда, что он достанет и Алонсо, разыграв с ним подиум. Но обстоятельства вновь подвели невезучего финна — он сошел с дистанции из-за технических проблем.
Тогда-то борьба уже точно обострилась именно между лидерами Renault и Ferrari, причем Honda для Шумахера не стала особым препятствием, чтобы сначала приблизиться к болидам Renault, а затем буквально «порвать» обоих гонщиков. Алонсо подвели колеса, как он сам потом заявил. Два раза не повезло с резиной, отчего испанец заметно потерял в скорости и уступил немцу, а еще что-то случилось с гайковертом, отчего машина надолго задержалась на втором пит-стопе.
|
Правда, после болельщиков трибуны не узнать от мусора |
Тогда как у Шумахера, как в лучшие времена, все шло по маслу — команда работала слаженно, а сам он показал, что как гонщик заслуживает и восьмого титула. Вовремя установленные полуслики на подсохшей трассе сразу подняли скорость Ferrari, а как Шумахер обошел Физику — это просто очередной его шедевр, ставший, пожалуй, самым обворожительным моментом в гонке. Пример какого-то нечеловеческого расчета траектории и психологического воздействия на «жертву». Съел, не поперхнувшись на поребриках, и помчался к победе.
За семь кругов до финиша опять было пошел дождик, и болельщики Renault затаили дыхание, но три капли не смогли испортить обстановку. Шумахер красиво сравнял счет по очкам с Алонсо, которому удалось все-таки занять второе место.
Вот так Шанхай опрокинул начальные прогнозы на результат с ног на голову. Конечно, гонка сложилась бы еще интересней, не сойди Райкконен с дистанции, но свою главную миссию — зрелищно обострить борьбу двух претендентов, она исполнила. Осталось два этапа, а кто станет Чемпионом, предугадать почти невозможно. Ясно одно, титул этот достанется в напряженнейшей борьбе до последней капли бензина.
Или шампанского? После награждения есть символический момент, которого не показывают по телевизору — сбрасывание тяжелых бутылок шампанского с площадки подиума вниз, где их должны поймать члены команды. Так вот, у Шумахера этот трюк прошел удачно — бутылку поймали, а вот Алонсо сам ловил бутыль и не удержал ее! К чему бы это?
Василий Ларин Шанхай-Иркутск
Гран-при Китая — 16-й этап Чемпионата мира |
1 октября. Шанхай. Дистанция — 305,066 км (56 кругов по 5,451 км)
1 (6). Михаэль Шумахер (Германия, Ferrari) — 1:37.32,747. 2 (1). Фернандо Алонсо (Испания, Renault) — отставание 3,121 сек. 3 (2). Джанкарло Физикелла (Италия, Renault) — 44,197. 4 (4). Дженсон Баттон (Великобритания, Honda) — 1.12,056. 5 (7). Педро де ла Роса (Испания, McLaren) — 1.17,137. 6 (3). Рубенс Баррикелло (Бразилия, Honda) — 1.19,131. 7 (8). Ник Хайдфельд (Германия, BMW) — 01.31,979. 8 (14). Марк Уэббер (Австралия, Williams) — 1.43,588. 9 (12). Дэвид Култард (Великобритания, Red Bull) — 1.43,796. 10 (13). Витантонио Луцци (Италия, Toro Rosso) — 1 круг. 11 (15). Нико Росберг (Германия, Williams) — 1. 12 (10). Роберт Дорнбос (Голландия, Red Bull) — 1. 13 (9). Роберт Кубица (Польша, BMW) — 1. 14 (21). Такума Сато (Япония, Super Aguri) — 1. 15 (11). Скотт Спид (США, Toro Rosso) — 1. 16 (22). Кристиан Альберс (Голландия, Midland) — 3. 17 (19). Сакон Ямамото (Япония, Super Aguri) — 4. Не финишировали. (16) Ральф Шумахер (Германия, Toyota) — проехал 49 кругов. (20). Фелипе Масса (Бразилия, Ferrari) — 44. (17). Ярно Трулли (Италия, Toyota) — 38. (18) Тиагу Монтейру (Португалия, Midland) — 37. (5) Кими Райкконен (Финляндия, McLaren) — 18.
Лучший круг: Алонсо — 1.37,586. |
Чемпионат пилотов |
1. М. Шумахер — 116 очков. 2. Алонсо — 116. 3. Физикелла — 63. 4. Масса — 62. 5. Райкконен — 57. 6. Баттон — 45. 7. Баррикелло — 28. 8. Хуан Пабло Монтойя (Колумбия, McLaren) — 26. 9. Хайдфельд — 22. 10-11. Де ла Роса, Р. Шумахер — по 18. 12. Култард — 14. 13. Трулли — 12. 14. Жак Вильнев (Канада, BMW), Уэббер — по 7. 15. Кубица — 6. 17. Росберг — 4. 18. Кристиан Клин (Австрия, Red Bull) — 2. 19. Луцци — 1. |
Кубок конструкторов |
1. Renault — 179 очков. 2. Ferrari — 178. 3. McLaren — 101. 4. Honda — 73. 5. BMW — 35. 6. Toyota — 30. 7. Red Bull — 16. 8. Williams — 11. 9. Toro Rosso — 1. |
|