Second-hand. Мал «эльф»,да дорог (Isuzu Elf)
Просмотров: 30633
6 Октября 2006
Isuzu Elf

Известно, что автопроизводители большие выдумщики по части названий для своих машин. Но если Nissan и Mazda окрестили свои малотоннажники звучными именами греческих мифологических героев, отличавшихся большой силой, — Atlas и Titan соответственно, то самый популярный грузовик от Isuzu в сравнении с ними получил название поскромнее, но более точно отражающее его сущность: маленький — да удаленький. При этом ему еще удалось обставить конкурентов по всем статьям.

Насущные проблемы

Isuzu Elf общепризнанно считается весьма надежной и неприхотливой машиной, однако, как и у любого другого автомобиля есть у него некоторые характерные черты, которые могут обернуться серьезными неприятностями. И все они как правило связаны с особенностями российской эксплуатации.

Самым слабым местом Isuzu Elf, и многих других грузовиков со схожей компоновкой кабины, традиционно считается воздушный фильтр. Расположен он очень низко, в колесной нише под кабиной (на некоторых модификациях ставится за передним колесом под кузовом), к тому же корпус пластмассовый, получить трещину после удара залетевшим камнем — обычное дело.

Бывалые «эльфисты» и прочие спецы по грузовым автомобилям, для решения проблемы на корню, сразу после покупки рекомендуют переставить воздушный фильтр в более безопасное место. Иногда для этого используют «камазовские» запчасти, и выводят фильтр и трубу воздухоприемника за кабину и как можно выше. Если заниматься переделками не хочется — нужно обязательно придумать какую-нибудь защиту, скажем, поставить дополнительный кожух, защищающий пластиковый корпус от повреждений. Если грязь или пыль пойдут в воздуховоды мимо фильтрующего элемента, наверняка все закончится преждевременным и катастрофическим износом дизеля. Причем случится это достаточно быстро.

Точно так же кардинально решается и другая проблема — очистки дизельного топлива. Для дизельных двигателей предусмотрены два типа фильтров — тонкой и грубой очистки. Фильтр тонкой очистки — это фильтрующий элемент, совмещенный с механическим насосом (для ручной подкачки топлива). Фильтр грубой очистки (ставится сразу после бака) — попросту отстойник, из которого периодически нужно удалять накопившуюся воду и чистить сетку топливоприемника. Видимо качество японской солярки настолько высокое, что производители зачастую не ставят на дизельные машины фильтры грубой очистки, особенно характерно это для машин, выпускаемых со середины 90-х годов. Если такого фильтра на «Эльфе» нет, есть смысл его установить. Лишним не будет — польза несомненна, а сопротивление его практически нулевое (если, конечно, сетку не забьет разной дрянью — просто чистить надо регулярно). Для этого тоже подойдет комплект с какого-нибудь КАМАЗа или трактора.

Isuzu Elf

Фильтр Separ. Установить такой комплект можно и самостоятельно

Isuzu Elf

Электронная топливная аппаратура — самый дорогой вариант в ремонте

Чтобы продлить жизнь штатного фильтра тонкой очистки, в пару ему можно поставить дополнительный. Правда, при установке дополнительных фильтров специалисты выдвигают обязательное жесткое условие — чтобы не было подсоса воздуха, иначе начнутся проблемы с запуском, с расходом топлива, не исключено, что двигатель перестанет заводиться. Бывалому самоучке ничего не стоит соорудить крепление для сменных «камазовских» фильтров — в этом случае можно значительно продлить жизнь штатного фильтра — вплоть до рекомендованных инструкцией по эксплуатации. Не секрет, что в наших условиях фильтры «кончаются» преждевременно, и уж никак нельзя на них экономить — лучше покупать только дорогие японские расходники, а вот «камазовские» стоят намного дешевле, их и менять можно почаще. Чистое топливо — это залог долгой и безотказной работы дизельного двигателя и никакая экономия тут не уместна.

Более дорогой, но и более качественный профилактический вариант — установка специализированного фильтра, типа «Separ 2000» (Германия), которые распространяет компания «Маском». Стоит он около 6000 рублей и содержит в себе отстойник и полноценный фильтр очистки, возможен вариант с подогревом топлива (на цене сильно не сказывается). В комплекте прилагаются все необходимые штуцера, а сама работа по установке при наличии всех инструментов потребует не более получаса.

Грузовик — это не легковой автомобиль. Здесь все сделано более грубо, надежно, но и следить за отдельными элементами приходится более тщательно. Для примера, в «Эльфах» нужно регулярно шприцевать кардан в подвижных сочленениях, подвеске и рулевом управлении. Делать это лучше всего одновременно со сменой масла.

Isuzu Elf

Место крепления «воздушка» явно не подходящее

Isuzu Elf

Такой вариант предпочтительнее, но и здесь нужно тщательно следить за герметичностью

На некоторых «Эльфах» ставится передняя подвеска на торсионах. Торсионы со временем капитально ржавеют и в отличие от обычных рессор с заменой их возникают сложности — чтобы вывести торсион из рычага, приходится долго «отмачивать» его проникающими жидкостями, иногда даже применять пресс. Работа трудоемкая и неблагодарная.

Неудобны в обслуживании полноприводные Isuzu Elf. Скажем, для того, чтобы избавиться от течи поддона (а предварительно его нужно снять), слесарям приходится разбирать едва ли не половину машины. Объем работ, и следовательно стоимость их значительно возрастают. А полный привод для грузовика — скорее экзотика, чем насущная необходимость.

При поиске запчастей любой грузовик считается непрактичной машиной — редкий магазин имеет в наличии необходимый ассортимент запчастей. Как правило их приходится заказывать. И все таки найти что-либо на Isuzu Elf несколько проще, чем на грузовик другого производителя. Видимо, причина в большей распространенности автомобиля. С «расходниками» же никаких проблем не возникает.

А вместо сердца...

Isuzu Elf

Если есть такая надпись «Electro Di» — следить за машиной нужно вдвойне тщательнее

Как и любой другой производитель, компания Isuzu практически не оснащает легкие грузовики турбированными дизелями (за редким исключением). Причина в том, что это сказывается на цене автомобиля, а кроме того, само назначение подобной техники предполагает низкие эксплуатационные расходы, что при наличии турбины весьма сомнительно. Так что увеличение мощности достигается, прежде всего, наращиванием объема двигателя.

Наиболее распространенными «эльфовскими» двигателями считаются: 4JG2, 4HF1, 4HJ1, 4HK1 (в порядке возрастания объема и мощности). На некоторые машины ставились двигатели 4BE1, 4JB1, известные по автомобилям Isuzu Bighorn и Opel Frontera, впрочем, 4JG2 в турбированной версии так же ставился на эти джипы. Любой специалист скажет, что все перечисленные двигатели без исключения — очень надежны, и отметит, что компания Isuzu в плане долговечности своих двигателей (при надлежащем обслуживании) — едва ли не рекордсмен.

С 1995 года грузовики Isuzu производятся и на конвейерах Nissan, которые в тот момент простаивали по причине жесткого кризиса, а в результате соглашения вновь стали выпускаться 2-х и 3-х тонные Nissan Atlas, но уже являвшиеся полной копией Isuzu Elf, включая силовые агрегаты. Все отличие заключается лишь в шильдиках, разве что на двигателях этих «ниссанов» можно увидеть отлитую надпись «Isuzu». Двигателя Isuzu по соглашению ставятся и на грузовые автомобили Mazda.

И все-таки стоит еще и правильно выбирать автомобиль под конкретные задачи, опираясь на значения мощностных показателей. Скажем, «самый маленький эльф» — это однотонник, оснащенный двигателем 4JG2, с мощностью порядка 90 л.с. При такой мощности автомобиль явно не потянет тяжелую развозную работу. Максимум для чего он годится — возить мебель или, скажем, лотки с хлебом. Габариты большие, вес незначительный, и в этом случае нагрузка не сильно скажется на ресурсе двигателя. Совсем другое дело — перевозка малообъемных тяжелых грузов. Здесь нужна машина помощнее, и чем больше запас в мощности, тем лучше. Оптимальный вариант для 2-3 тонной машины — двигатель 4HF1. Этот дизель достаточно широко распространен, запчасти к нему достать несколько проще, чем к 4JG2, к тому же при мощности в 130 л.с. он обладает большим ресурсом. Еще одна характерная особенность двигателя 4JG2 — в его ТНВД используется одна плунжерная пара, что повышает нагрузку и топливная аппаратура не может похвастать высокой «проходимостью». В более мощных двигателях используется рядная механическая аппаратура, где для каждого цилиндра предназначается своя плунжерная пара.

Isuzu Elf
Isuzu Elf
Isuzu Elf

Isuzu ELF выпускается во всевозможных вариантах и модификациях

В 1996 году компания Isuzu стала оснащать отдельные грузовики Elf дизелями с электронным впрыском — по технологии common-rail, в результате применения которой возросла удельная мощность двигателей, но и повысились требования к качеству топлива и техническому обслуживанию топливной аппаратуры. С 1999 электронная аппаратура ставится уже на большинстве выпускаемых автомобилей. Для многих российских пользователей эксплуатация Isuzu Elf с «электроникой» стала настоящей проблемой. И если двигатели 4JG2 с электронным впрыском в Иркутске пока встречаются редко, то вот его более мощные собратья 4HF1, 4HJ1, 4HK1 — довольно частые гости в автосервисах.

Рядная механическая аппаратура в любом случае более надежна, поскольку на четыре цилиндра приходится четыре плунжерных пары. А в электронной — стоит одна гидравлическая головка и основная нагрузка приходится на электромагнитный клапан, который производит отсечку топлива. Малейший износ приводит к неполадкам в системе. А как же избежать износа, если отечественное дизельное топливо, за счет которого по идее должны смазываться трущиеся детали аппаратуры, не влезает ни в какие мировые стандарты.

При болезнях механической части «электроники», когда, к примеру, двигатель не желает сбрасывать обороты (довольно распространенный дефект), устранение одной только этой неисправности обойдется в 8000 рублей. А когда дело доходит до серьезного ремонта, впору плакать горючими слезами, поскольку ремонт дизеля — дело недешевое, особенно с электронной аппаратурой (см. таблицу). В некоторых случаях работники сервисов идут навстречу пожеланиям владельцев автомобилей и меняют электронную аппаратуру на механическую. Но и в этом случае общий ремонт обходится в 18-20 тыс. рублей. К тому же даже после такого «дружелюбного» вмешательства нельзя гарантировать долгую работу отремонтированного двигателя. Но то ли еще будет. Скоро к нам грядет шестое поколение Isuzu Elf, у которых механической топливной аппаратуры мы, скорее всего, и вовсе не увидим. Одна надежда только на сборочные предприятия, которые, судя по слухам, Isuzu планирует открыть в России, и где выпускаться будет Isuzu Elf, адаптированный под наши условия, то есть при полном отсутствии революционных технических решений. Сами понимаете, нам революции ни к чему. Устали мы от них.

Модификация

Грузовики продаются в самых разных вариантах. Самые популярные — бортовые грузовики, в том числе и двухкабинные версии. Тентованные варианты кузовов в Японии, возможно, не выпускают, по крайней мере, среди беспробежных машин такие на рынке не попадаются. Наши умельцы выходят из положения сами — наращивают высоту бортов, используя металлические трубы. Следующий по популярности тип кузова — фургон. Здесь японцы постарались максимально разнообразить варианты: фургоны отличаются по принципу открывания дверей, их количеством и расположением, габаритами. Высокие машины считаются не слишком устойчивыми, поэтому следует правильно распределять груз внутри «будки» и не допускать его опрокидывания во время движения — это скажет любой бывалый перевозчик. Очень большой сегмент грузовиков Isuzu Elf приходится на специализированные автомобили: автокраны, миксеры, мусоровозы, экскаваторы, эвакуаторы и т.д. По возможности предложения разнообразных вариантов компания Isuzu общепризнанный лидер.

История

В Японии компания Isuzu считается лидером по производству грузовых машин всех классов, а в мировом табеле о рангах занимает пятое место в данной категории. Легкий грузовик Isuzu ELF у себя на родине считается самым популярным грузовиком класса. По статистике продаж в Японии на долю этой машины приходится 36,4% в своем сегменте — более трети рынка. К тому же в этой модели часто воплощались передовые технические решения. К примеру, в 1959 году, когда было выпущено первое поколение — Isuzu ELF стал первым бескапотным грузовиком в Японии. Началось все с двух модификаций — двухтонный грузовик оснащался либо 2-х литровым дизельным, либо 1,5-литровым бензиновым двигателем. В 1968 году появилось второе поколение, а с 1970 года серия стала включать в себя модели 150/250/350, у которых маркировка означает грузоподъемность. Третье поколение (с 1975 года) отличалось самым большим в сравнении с конкурентами количеством модификаций — и по назначению, и по комплектации. Уже в 1978 году был выпущен миллионный экземпляр автомобиля. В 1984 году четвертое поколение было подвергнуто кардинальным изменениям, а кабина «Эльфа» считалась самой аэродинамичной среди одноклассников. К 1988 году было выпущено 2000000 машин. Пятое поколение, появившееся в 1993 году, оснащалось дизелями, экологические параметры которых значительно превосходили требования самых строгих стандартов. 1995 год — число выпущенных грузовиков дошло до трех миллионов. В 1999 году был обновлен дизайн. В 2002 году Isuzu ELF признается наиболее «дружественным» к окружающей среде японским грузовиком.

Isuzu Elf

1959 год. первый бескапотный грузовик в Японии

Пятое поколение оказалось на редкость удачным и продержалось на рынке более 10 лет. Даже Mitsubishi Canter, считающийся прямым конкурентом по объему продаж, и обновленный в 2002 году, на два года раньше, чем «эльф», не смог сдвинуть чемпиона с завоеванных позиций. Но существовали и другие причины, объясняющие задержки со сменой поколений, — общее падение продаж грузовиков в Японии и на других рынках сбыта. Компания Isuzu испытывала серьезный кризис, и только в 2004 году появился новый ELF шестого поколения. Объективности ради, отметим, что на фоне финансовых затруднений вполне понятным стало желание производителей минимизировать затраты. Поэтому основные изменения коснулись только внешнего дизайна и трансмиссии. Все новые «Эльфы» в стандартной комплектации оснащаются фирменной ручной трансмиссией Smoother-E, при использовании которой для переключения передач нет нужды в использовании педали сцепления — теперь она и вовсе отсутствует (ранее, такие трансмиссии ставились лишь на некоторые машины пятого поколения). На ряде автомобилей ставятся автоматические коробки передач с возможностью ручного переключения. Появились новые двигатели — в дополнение к привычным дизелям выпускают силовые агрегаты с индексами LPG и CNG, которые работают на сжиженном и сжатом природном газе. LPG-моторы созданы на базе дизельного двигателя 4HG1 и обладают неплохими мощностными характеристиками (125 л.с./3200 об/мин, крутящий момент 356 Нм/1600 об.мин). CNG-двигатели, использующие в качестве топлива сжатый газ, разработаны на основе популярного 4HF1 и с 4334 куб. см рабочего объема выдают 120 л.с. при 3400 об/мин и 323 Нм при 1500 об/мин. Учитывая, что в Японии существуют строгие требования к легким грузовикам, работающим преимущественно в городе, компания Isuzu напомнила о себе как о лидере и фактически задала новый стандарт по разработке природосберегающих технологий. Это все к тому — что нас ждет в ближайшее время, когда на рынке «сэконд-хенд» появятся машины шестого поколения и что хорошего от них ждать, если уже с пятым поколением при нашей эксплуатации возникают серьезные проблемы.

Цены на ремонт двигателя (ориентировочно)
ДвигательТип аппаратурыСтоимость ремонтаСтоимость запчастей для топливной аппаратуры
4JG2механическая8000 руб.(снять/поставить — 2000 руб.)плунжерная пара: б/у — 2000 руб.,неоригинал — 3500 руб., оригинал — 5000-6000 руб.
4JG2электронная10000 руб.(снять/поставить — 2000 руб.)плунжерная пара (оригинал) — 5000-6000 руб.
4HF1, 4HJ1, 4HK1механическая8000 руб.(снять/поставить — 2500 руб.)плунжерная пара (умножить на 4): неоригинал — 1000 руб., оригинал — 1500 — 2000 руб.
4HF1, 4HJ1, 4HK1электронная10000 руб.(снять/поставить — 2500 руб.)гидравлическая головка: 25000-50000 руб.

Краткие характеристики некоторых двигателей, устанавливаемых на Isuzu Elf
Модель двигателя4BE14JB1, дизель4JG2, дизель4HF1, дизель4HJ1, дизель4HK1-T, турбодизель
тип ГБЦOHV (Верхнеклапанный с нижним распредвалом)OHVOHVOHCOHC OHC
Количество цилиндров444444
Объем двигателя, см3363627713059433449855193
Мощность двигателя,л. с./об.мин 120/350088/360097/3600130/3200155/3100170/2900
Крутящий момент,Н.м/об.мин264.6/1900188.2/2000205.8/1800303.8/1800362.6/1500441/1600
Степень сжатия 17.0018.0020.101919.0018,5
Устанавливался на автомобилиElf 250Elf 150,250Elf 150,250Elf 250, 350, 450ELF NKR72,ELF NPR72,ELF NPS72 (2-т)ELF (NPR) NPR75 (до 5 т)
Примечания: ГБЦ — головка блока цилиндров, OHV — верхнеклапанный с нижним распредвалом, OHC — верхнеклапанный с верхним распредвалом.

Кирилл ЮРЧЕНКО
Консультации СТО «Универсал» и ИП Кузаков

Автомаркет+Спорт № 35

тут были комменты. RIP!






Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог