|
Как и положено, на самой высокой точке всегда находится Будда | Недавно на одной из интернет-страничек была опубликована десятка наиболее привлекательных для туристов стран. Данные были адресованы российским пользователям и, естественно, опирались, прежде всего, на финансовую составляющую зарубежных туров. Так вот, в этом списке фигурировали Египет и Марокко, Кипр, Бали, Тунис и даже Перу. Где-то на седьмой-восьмой позиции расположился Китай, столь любимый сибиряками и дальневосточниками за свою близость, доступность и, конечно же, экзотичность. Этот своеобразный рейтинг популярности составлялся, естественно, на потребу жителей европейской части страны: любой самый «горящий» тур, помноженный на несусветные транспортные расходы и транзитные мучения в Москве, становится для многих сибиряков попросту неподъемным. По сути, у большинства жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока не остается выбора: в период летних отпусков все их пути ведут в Поднебесную. А уж там расходятся в разные стороны. Наши туристы давно уже обжили Пекин и Шеньян, Далянь, Бэйдайхэ и даже тропический Хайнань. А вот Циндао и Вэйхай долгое время оставались в стороне от проторенных туристических маршрутов. Во всяком случае, иркутские туроператоры начали вплотную работать с этими городами всего пару лет назад…
«Форпост европейской цивилизации»
|
Поющий фонтан: сказка в бронзе | Вот так – ни больше, ни меньше – называли в начале прошлого века Циндао, а точнее, Цзяао (свое современное имя город обрел в 1930 году) европейские политики. Про цивилизацию они толковали, естественно, ради маскировки: у каждой морской державы имелись в Юго-Восточной Азии свои интересы. В конце Х1Х века, почти одновременно, в стратегическом регионе возникли военно-морские базы – русский Порт-Артур, американская Манила, английские Гонконг и Сингапур, немецкий Циндао.
|
|
Если бы не иероглифы на вывесках, можно было бы принять Циндао за старый европейский город |
| Любопытно, что Циндао вполне мог стать «русским». Когда в 1895 году японцы захватили китайский порт в удобной бухте Кяочао, это не на шутку встревожило европейцев. 11 апреля Россия при поддержке Германии на дипломатическом уровне добилась от Японии отказа от чужой территории. И уже в июле 1895-го в бухту Кяочао прибыл российский крейсер «Владимир Мономах» под командованием адмирала Алексеева. Русский флот получил от Пекина благосклонное разрешение приходить в бухту на зимовку, но гостеприимством китайцев почему-то не воспользовался. Год спустя у берегов Шаньдунского полуострова объявился уже отряд кораблей германского адмирала Альфреда фон Тирпица. Немцы настоятельно просили отдать им бухту Кяочао. Русские, увлеченные постройкой КВЖД, не возражали. И хотя китайские власти не торопились с ответом, немцы упорно гнули свою линию: 14 ноября 1897 года германская эскадра с помощью десанта, численностью всего шестьсот человек, захватила Циндао. Формальным поводом для столь решительных действий стало убийство местными жителями двух немецких миссионеров. «Обиженные» европейцы запросили для себя довольно серьезную компенсацию: аренду на 99 лет бухты Кяочао и города Циндао (тогда еще, по сути, – небольшой рыбацкой деревни!), право на постройку в порту укреплений и установку вокруг него пятидесятикилометровой «нейтральной зоны» для маневрирования войсками. Удивительно, но все эти «просьбы» были удовлетворены!
|
Такие огромные медузы в диковинку даже для местных жителей: в родной стихии этот экземпляр достигает полутора метров в диаметре |
|
«Свинья» на улице – мелочь, а забавно |
| К своему новому владению колонизаторы отнеслись по-хозяйски: за 17 лет – с 1897 по 1914 год – Циндао превратился из рыбацкой деревни в город большого политического, торгового и стратегического значения, численностью более 40 тысяч человек. Здесь уже были водопровод, канализация, телефонная связь. Городские власти обустроили госпиталь, открыли библиотеку, колледж, несколько технических школ, вымостили каменными плитами улицы, построили современные (по меркам тех лет, разумеется,) дома, возвели костел. Вот так на берегу Желтого моря возник удивительно своеобразный город, который впоследствии назовут самым европейским городом Китая.
Можно еще долго плутать по закоулкам уникальной истории этого города: достаточно сказать, что после того, как в 1914 году японцы выбили «арендаторов» из Циндао, крепость несколько раз переходила от новых хозяев к революционному Китаю и обратно. Спокойствие и свой нынешний статус Циндао обрел только в 1945 году, после окончания второй мировой войны. Стоит ли говорить, что облик этого города стал поистине интернациональным…
Зеленый остров
|
Пляжное развлечение: в таком шарике можно свободно бегать по волнам | От Пекина до Циндао – всего час лету. Ежедневно выполняются несколько рейсов, и все самолеты, как правило, заполнены до отказа: в последние годы этот портовый город переживает настоящий туристический бум. Прекрасный мягкий климат (среднемесячная летняя температура слегка переваливает за +25, а зимняя держится около нуля), чистое море, красивый город и живописные ландшафты привлекают сюда сотни тысяч туристов из разных уголков планеты. Ежегодный доход только от международного туризма составляет более 100 миллионов долларов. А львиную долю отдыхающих в Циндао, между тем, составляют все-таки китайцы! Кстати, на следующий год в Циндао ожидается настоящее паломничество туристов, и нет никаких сомнений в том, что городская казна пополнится баснословными прибылями: в этом городе пройдут соревнования ХХ1Х Олимпийских Игр – парусная регата. Уже сегодня забронировать гостиничный номер на август-сентябрь будущего года невозможно даже с учетом того, что цены вырастут в несколько раз. Если нынешним летом снять хороший номер в 4–5-звездочном отеле можно было за 80–100 долларов в сутки, то в дни Олимпиады эта сумма вырастет как минимум до пятисот.
|
Паруса – непременный атрибут всех портовых городов |
|
Спортивная арена Центрального стадиона в Вэйхае |
| Местом проведения олимпийской парусной регаты Циндао выбран, конечно, не случайно: в отличие, скажем, от Даляня или Бэйдайхэ, море здесь более теплое и чистое, а роза ветров такова, что большие волны накатывают на побережье практически круглосуточно – штиля почти не бывает. Да и зарубежные морские волки уже привыкли к этому городу – в середине августа в акватории бухты Кяочао проводится традиционная международная парусная регата. Кстати, китайцы, с присущими им оптимизмом и масштабностью, мечтают сделать Циндао центром мирового парусного спорта. Откровенно говоря, этот долгосрочный проект не кажется таким уж фантастическим…
Между прочим, сегодня каждый простой житель Циндао может купить себе «кусочек» моря и провести там свою маленькую регату. Шутки шутками, но в марте этого года Океанологическое и рыбохозяйственное управление города объявило об открытии торгов за право использования морской акватории вблизи Циндао. Городское правительство разделило морскую акваторию на шесть категорий, исходя из «наличия природных ресурсов и экономической ценности» каждого участка. Минимальная цена составляет 300 тысяч юаней (38,7 тысяч долларов) за гектар, а предельный срок пользования – 50 лет. Что из этого получится, сказать пока трудно. Вряд ли новые хозяева прибрежных вод будут взимать с туристов плату за возможность попрыгать на волнах. Хотя чем черт не шутит: почему бы им не взять пример с пляжных предпринимателей, предлагающих прокатиться на параплане (200 юаней, то есть, 700 рублей за полминуты полета) или сдающих в аренду зонтики (100 юаней за пару часов!)?
|
Будды бывают разные. Можно сфотографироваться на память с самым мудрым | Циндао состоит из двух частей – западной и восточной. Западный район города – старый, здесь находятся парк имени Лу Сюня, храм Чжаньшаньсы, католическая и христианская церкви, военно-морской музей. Именно здесь, в старой части, начинаешь понимать, что Циндао не зря назван самым европейским городом Китая: все архитектурные постройки в стиле готики и барокко бережно сохранены и поддерживаются в надлежащем состоянии. Любопытно, что в городе воздерживаются от так называемого новодела – строительства храмов, стилизованных под старину (а это во многих китайских городах, несмотря на наличие действительно древних памятников архитектуры, встречается очень часто): как говорится, что имеем – то имеем.
|
Оригинальная застройка береговой полосы Вэйхая | В восточной части Циндао расположен новый город с современными высотными зданиями, супермаркетами, широкими проспектами и шикарными ресторанами. Здесь находится площадь «Четвертого мая» – любимое место отдыха горожан. Каждый вечер на площади и в прибрежных скверах собираются тысячи местных жителей и туристов – гуляют с детьми, веселятся, разучивают коллективные комплексы гимнастики ушу, танцуют. Попавших сюда россиян поражают обычно две вещи: полное отсутствие стражей порядка (и это в месте массовых сборищ, как говорят у нас в стране!), а также любителей попить пива в развеселой компании. Хотя название города – «Циндао» у многих давно уже ассоциируется именно со словом «пиво».
Лучшее пиво - местного разлива
Пиво марки «Циндао» (сами китайцы произносят это название несколько иначе – «Чиндао») является настоящей визитной карточкой приморского города и высоко котируется не только в Поднебесной, но и во многих странах мира. Корпорация «Циндаосское пиво» («Qingdao Pijiuchang») считается одним из самых преуспевающих предприятий провинции Шаньдун и производит популярный напиток в таких громадных количествах, что его можно встретить едва ли не в каждом магазине, будь то в северном Шеньяне, древнем Сиане или на тропическом Хайнане. Кто-то приписывает секрет успеха этого бренда немецким «корням» местной пивоваренной промышленности, кто-то утверждает, что циндаосские пивовары используют для приготовления своего напитка воду исключительно из местных источников, коих в окрестностях горы Лаошань великое множество. К слову, приходилось слышать (и даже читать в серьезной газете) версию о том, что свою лепту в развитие китайской пивоваренной промышленности внесли и русские пивовары, поделившиеся своими рецептами с азиатскими коллегами еще в ХIХ веке. Так или иначе, но сегодня пиво «Циндао» не без оснований признается в Китае одним из лучших. Лишнее подтверждение тому – традиционный международный фестиваль пива, проводящийся в Циндао в конце августа с 1991 года (своеобразный азиатский аналог мюнхенскому «Октоберфесту»).
|
Море… На вид суровое, но теплое и ласковое… |
|
| Рассказывать о местном фестивале – дело довольно сложное: это надо видеть! Ибо передать словами атмосферу праздника, всеобщего взаимопонимания и дружеского отношения людей – дело практически безнадежное. Каждый день, в течение двух недель, на территории одного из городских парков (площадью несколько гектаров) собираются десятки тысяч гостей. Здесь есть все – различные аттракционы, сувенирные лавки, концертные площадки, пивные павильоны, представляющие продукцию ведущих компаний мира. Часам к пяти-шести вечера свободных мест за столиками (или за длинными столами метров по двадцать!) практически не остается, и веселье достигает своего апогея. Сменяющие друг друга местные поп-звезды, как могут, заводят публику, исполняя песни на разных языках. Несколько раз за вечер звучат, разумеется, и наши «шлягеры» – «Катюша» и «Подмосковные вечера» (нравятся китайцам эти песни, и все тут, хотя в магазинах приходилось видеть россыпи компакт-дисков с записями нашей отечественной попсы – всяких там «зверей» и «биланов»). Кулинары трудятся, не покладая рук, предлагая гостям всевозможные блюда – от традиционных немецких колбасок до экзотических даров моря. Пиво льется даже не рекой – водопадом. И это невзирая на достаточно высокие цены: например, двухлитровый графин стоит 70 юаней (это 245 рублей – по нашим меркам, вроде бы, ничего, а по китайским – дорого). Правда, второй графин будет стоить вам уже 50 юаней, третий – 30 и так далее. Но до третьего графина можно и не добраться. Кстати, в супермаркетах то же самое пиво стоит намного дешевле: бутылка классического «Циндао» стоит 3 юаня, темного и черного – 6 юаней. Интересно, что всегда корректные и предельно вежливые китайские официанты, работающие на фестивале, заприметив клиента, «изменяющего» пиву с «Coca-cola» или «Sprite», недвусмысленно предлагают тому освободить место за столиком – дескать, дайте другим поучаствовать в празднике. К слову, наибольшей популярностью у гостей пользуется все-таки «Циндао», хотя и павильоны «Асахи», «Хольстена» или, допустим, «Будвайзера», естественно, не пустуют.
Интернациональная история Циндао нашла свое отражение и в шаньдунской кухне, которая и без того вполне бы могла считаться самодостаточной. И в старом, и в новом городе огромное количество ресторанов: как китайских, так и корейских, японских, немецких. В японском ресторане, например, вам покажут настоящее представление. За большим столом, изготовленным из нержавеющей стали и представляющим собой своеобразную электроплиту, усаживаются зрители – то есть, гости ресторана. На «эстраду» выходит повар и, ловко орудуя длинными ножами (почти самурайскими мечами!), начинает вытворять нечто бесподобное: «препарирует» в воздухе королевскую креветку, в мгновение ока разделывает кусок мяса и тому подобное. Надо ли говорить о том, что все блюда получаются потрясающе вкусными! Впрочем, о гастрономических пристрастиях китайцев можно говорить бесконечно. Но об этом – как-нибудь в следующий раз…
Циндао – город на восточном побережье Шаньдунского полуострова на Желтом море. Площадь – около 11 тысяч квадратных километров. Население – около 8 миллионов человек. Береговая линия, изобилующая песчаными пляжами, составляет около 400 километров. Один из пяти самых больших внешнеторговых портов Китая. В городе работают 75 научно-исследовательских институтов и 15 университетов. Основными отраслями народного хозяйства являются биотехнология, электротехника, оптикомеханика, производство бытовой техники и пищевая промышленность. В переводе с китайского, название «Циндао» означает «Зеленый остров». |
Город-парк
|
Иллюминация, огни, фонари – ночные китайские города похожи друг на друга | Из Циндао наш путь лежит на север. Север, разумеется, относительный – два курортных города отделяет всего пара сотен километров. С учетом завидного состояния китайских автобанов, автобус преодолевает это расстояние всего за три с небольшим часа. Правда, и этого времени для некоторых наших попутчиков из числа соотечественников оказывается слишком много – злоупотребив пивом и фруктами, они требуют от водителя немедленной остановки «по требованию». Однако на междугородных автобанах в Китае остановка в неположенном месте категорически запрещена. Специальные дорожные знаки указывают, когда будет следующий «пит-стоп»: «Next exit – 20 km» – «Следующая остановка – через 20 километров».
|
Веселится и ликует весь народ… | В Вэйхае мы не в первый раз – отдыхали здесь в прошлом году, примерно в то же самое время: в конце августа – начале сентября. Приехали снова, потому что понравилось. Понравилось все: спокойный, размеренный ритм жизни, чистое и теплое море, хорошая для этого сезона погода (за две недели прошел всего один небольшой дождь!) и, конечно же, удивительная природа. По данным ООН за 2005-й год, Вэйхай признан самым экологически чистым городом Китая. В последнее время, правда, пальму первенства в этом немаловажном для туристов показателе у вэйхайцев оспаривают жители столицы Хайнаня – города Санья. Но от такого соперничества, разумеется, только выиграют и местные жители, и их гости.
|
На фестивале пива: здесь рады каждому гостю | Рассказывают, что в городе, по сути, нет крупных промышленных предприятий, способных загрязнять атмосферу или прибрежные воды. Вся инфраструктура Вэйхая направлена на то, чтобы создать людям условия для хорошего отдыха. Вся береговая линия, где один пляж плавно переходит в другой, превращена в парковую зону и застроена отелями. Выбор – самый широкий, все зависит от ваших финансовых возможностей: можно поселиться в пятизвездочном отеле «Golden Bay», а можно – и в демократичных апартаментах (гостиницах квартирного типа со всем необходимым набором удобств). Вдоль побережья, заполняя промежутки между отелями, расположена сеть бесчисленных закусочных, магазинчиков и массажных салонов. Подавляющее большинство китайцев из обслуживающего персонала сносно владеет русским языком. Раскрывать свои лингвистические способности их заставляет сезонный характер работы: наплыв туристов, преимущественно русских, наблюдается с мая по сентябрь, и за это время надо успеть заработать на жизнь. Это вовсе не значит, что со своих клиентов владельцы ресторанов или парикмахерских берут несусветные деньги: цены на все услуги здесь значительно ниже, чем в крупных городах вроде Пекина, Даляня или Шеньяна.
Вэйхай не попал в число счастливчиков, которым выпало в августе будущего года принимать Олимпийские Игры – таких городов в Китае, как известно, всего четыре: Пекин, Шанхай, Шеньян и Циндао. Но зато попал во всекитайскую программу развития спорта, толчок которой, разумеется, дала все та же Олимпиада. В рамках этой программы во многих городах Поднебесной были построены сотни новых стадионов, дворцов спорта, бассейнов, оснащены спортивными комплексами общеобразовательные школы (не говоря уж о специализированных спортивных!). Признаться, мало доводилось видеть в китайских городах таких красивых стадионов, как в Вэйхае. А уж таких физкультурно-оздоровительных зон, как в Вэйхае, – точно нигде! Представьте себе, что вдоль побережья, у самой кромки пляжей, среди сосен и благоухающих кустарников, установлены сотни самых разнообразных тренажеров. Нет, конечно, – не навороченных кеттлеровских изобретений, а простых, но надежных снарядов, на которых можно заниматься людям разного возраста и любой комплекции (и этим вэйхайские комплексы разительно отличаются, например, от иркутских спортивных городков, пригодных разве что дошколятам). Но, что самое важное, – снаряды не пустуют ни утром, ни вечером. Не раз, кстати, приходилось видеть на этих снарядах наших русских дам, стесняющихся своей полноты: бьюсь об заклад, ни одну из них выйти на спортивную площадку у своего дома не заставишь – вот что значит атмосфера отдыха и всеобщей заботы о здоровье нации!
|
Католические башни – хороший ориентир для всех туристов | Вэйхай – город, самый близкий к Южной Корее. Прежде всего, в географическом смысле. Одна из экскурсий, которые предлагают туристам, так и называется – «Край света». Это в самом деле край китайского «света» – самая восточная точка страны, отделенная проливом от Корейского полуострова: на теплоходе из Вэйхая по морю можно добраться не только до Даляня (этот маршрут, кстати, весьма популярен у российских туристов), но и до южнокорейского порта Инчхон. Близость восточного соседа, естественно, отразилась и на повседневной жизни китайского города-парка: здесь не только проходят ежегодные корейские торговые ярмарки, но и работает много корейских магазинов, рынков и ресторанов. Последних особенно много, и иностранцу, не слишком разбирающемуся в премудростях китайских и корейских иероглифов, очень легко попасть не в «тот» ресторан. Здесь, в отличие от японской точки общепита, коих в Вэйхае тоже предостаточно, вас не посадят на корточки у низеньких столиков, но предложат металлические палочки для еды, очень похожие на вязальные спицы. Орудовать таким «инструментом» даже вашему покорному слуге, уверенно управляющемуся с помощью китайских палочек, было довольно затруднительно. А еще в меню корейской кухни может попасться такое острое блюдо, что помнить о нем вы будете очень-очень долго…
|
Эта мостовая хранит следы немецких концессионеров | Одна из достопримечательностей Вэйхая – знаменитые поющие фонтаны. Величественное сооружение из мрамора и бронзы грандиозно уже само по себе. Но когда многочисленные драконы изрыгают из пасти огромные столбы воды или языки пламени, и при этом еще звучит потрясающая музыка (этакий китайский Бах!), право же, в тридцатиградусную жару озноб пробирает.
Впрочем, на этом остановимся: как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А вообще-то, очень хочется еще побывать и в Циндао, и в Вэйхае. Цзай Цзянь, как говорят китайцы. До свидания!
Михаил Алешин
Автомаркет+Спорт № 35 |