«Гуляют по Качугу хвойные ветры, Целуют красавицу Лену рассветы...» А. Никифоров. Строчки из гимна поселка Качуг
ХОЗЯЕВА И ГОСТИ
|
Александр Семенов — строитель новой жизни Качуга |
|
Сергей Зуев — инициатор СуперРетро и идеолог «Автомаркета» |
| В редакцию «А+С» позвонил читатель из Качуга и запросто, как старых друзей, пригласил нас на праздник и автопробег ретро-автомобилей в честь 320-летия поселка. Нас долго звать не надо — мы приехали в Качуг в пятницу вечером, 22 сентября, так как мероприятие должно было состояться в субботу утром, и нам нужно было все увидеть с самого начала.
|
Не заметить с дороги нельзя. «Автомаркет» — самый красивый дом на улице! |
От излучины дороги мы позвонили нашему телефонному незнакомцу и узнали, что нам нужно ехать прямо, «по главной», пока не увидим магазин «Автомаркет» (вот это да!). Там и встретимся. Едем по мосту через великую сибирскую реку Лена. Здесь она еще не столь велика, как, скажем, на тысячу верст дальше к северу, но очень, прямо как-то по-домашнему, мила. Вот и центр поселка на правом берегу. Самое симпатичное здание из свежего красного кирпича, встреченное нами на пути, и оказалось «Автомаркетом». Настоящий современный магазин: есть все от «расходников» до металлоемких запасных частей, и от автохимии до автолитературы. Обходим «Автомаркет» с тыла: во дворе царит стройка — какие-то огромные боксы из серого камня, очевидно, гараж или автосервис. Навстречу нам спешит хозяин — Александр Валерьевич Семенов. Правильнее всего к Семенову подходит определение «предприниматель». Нас пригласили в офис, где мы познакомились с компаньоном и другом Семенова — Сергеем Николаевичем Зуевым. Просидели мы с мужиками-«автомаркетовцами» до самого темного вечера. И вот что узнали: Александр Валерьевич Семенов — профессиональный автомеханик, окончил мой родной «Политех», автомеханический факультет. Сам, говорит, коренной качугский 41-летний мужик, и жена коренная качугская, двое детей — школьники. Работал в мелиорации, там и познакомились с Сергеем. Зуев тогда работал водителем на КАМАЗе, тоже «не мальчик», 39 лет. Говорят мужики, когда были мелиораторами, на охоту «выскакивали» чаще, сейчас — реже, но все еще могут добыть зверя.
|
Здесь есть все, что нужно шоферу! |
Да, крепкие северные мужики. Так как же все началось? Оказывается, не без помощи газеты «Автомаркет». Читали, разговаривали, и вот в 1999 году решили заняться запчастями. Тут уж, как говорится, сам Бог подсказал: назвали магазин «Автомаркетом». И пошло дело! Сначала в старом помещении, затем взяли кредит и возвели «с нуля» на главной трассе Якутского тракта. Затем за магазином шиномонтажную мастерскую отстроили, купили станок. Дальше новая идея пришла: в районе все автопредприятия с советских времен не пережили разрухи — есть ниша автоперевозок. Купили один КАМАЗ «на пробу», потом еще один. Говорят, КАМАЗ окупается и дает прибыль, причем в разы, всего за один год. Теперь будут развивать это дело дальше.
|
«Первая ласточка» — ГАЗ-67Б — и сразу потек! |
Недавно крепкие мужики Семенов и Зуев выиграли качугский тендер на перевозку угля для котельных поселка. Но главное, по их словам, перевозка стройматериалов: и страна, и бизнес — все начинает подниматься, кругом стройки, а транспорта не хватает. Возят все — от кирпича и цемента до опор для электросетей. Есть дальние рейсы: Красноярск, Ачинск. А за душой что? Задаю пошлый вопрос про хобби. Семенов отвечает: «Хобби это работа!». Зуев, как бы стесняясь, говорит: «Есть у меня хобби: когда приезжаю в Иркутск, еду в Рабочее на авторынок — это и музей, и кино, и театр... Брожу-хожу среди автомобилей, заглядываю во все щели. Это лучший отдых для меня!». С этим дяденькой все ясненько: настоящий автомобилист. Кстати, а какие у самих-то машины? У Александра Семенова — Toyota Land Cruiser 120, у Сергея Зуева — Town Ace Noah: большим семьям нужны большие авто.
|
Виктор Дмитриевич Шеметов и спасенный им ГАЗ-21Р, который поработал курятником! |
|
«Волга» Шеметова — все родное от 1965 года и все работает! |
| Да, мужики очень серьезные. Александр Валерьевич недавно «ходил в политику» — участвовал в местных выборах. В «коридоры власти» не прошел, но доволен. Говорит: «Оттянул голоса, у кого нужно было оттянуть, чтобы людям было хорошо». А еще Александр Семенов работает директором маслозавода. Как это, одновременно? Одновременно! Того самого? Того самого. Качугское масло знаете? Говорит, что «встрял» в это случайно: директор завода погиб, а земляки попросили его поработать, чтобы дело не упало. Согласился только на год — не мог отказать людям, да вот застрял... И успехи есть, несмотря на то что завод «изношен на 100%». Александр Валерьевич создал, например, систему сбора молока у населения, — по сути «корни маслозавода на земле Качугской», и не только создал ее, но и собирается развивать.
Я спросил у ребят о поселке, о районе. Говорят, что сейчас не все так плохо: в девяностых годах было тяжело, а сейчас уже легче. Хотя есть безработица, есть пьянство, имеет место дефицит врачей, не хватает своих хороших строительных организаций, не хватает службы, занимающейся вторичным металлом. А что есть? Оказывается, мало чего... Есть фермеры. Есть частные лесозаготовители, но чужие, вплоть до москвичей... Есть нелегальная лесозаготовка: как начали в 90-х годах лес красть, так и сейчас крадут. Я подумал: «Есть эти два мужика, и уже благо для поселка». Понятно, что перед нами люди, которым чужд эгоизм как свойство души: им важно не только собственное благополучие, но и благополучие окружающих. Есть «бизнесмены», поглощающие все, подобно черной дыре. Есть бизнесмены, а точнее, просто нормальные люди, которые не поглощают, а излучают, отчего становится теплее всем вокруг... А ведь, наверно, в излучении и состоит весь смысл жизни человека во Вселенной. Интересно, а субботнее мероприятие они как позиционируют?
|
Это настоящий «воронок»! |
Оказалось, что есть такой документ районного масштаба — «Положение о ретро-автопробеге», в котором говорится о следующих целях: пропаганда здорового образа и спортивного стиля жизни; пропаганда безопасности дорожного движения; привлечение населения к развитию технических видов спорта, изучению истории развития автомобилей; организация активного отдыха и досуга населения. Вот так: просто все это нужно для того, чтобы жизнь вокруг стала лучше во всех ее проявлениях. А инициатором пробега старинных автомобилей стал Сергей Зуев. Сам сказал, что «в разговорах родилось». Надеюсь, что земляки не раз скажут ему и Александру Семенову — главному спонсору пробега, спасибо, а мы к ним присоединяемся!
УТРО ТУМАННОЕ, УТРО СЕДОЕ
|
За «Черным вороном» подъехал тарахтящий басом «Козел». Оказалось — это одна компания с двумя машинами |
|
У «Козлика» свечи 1942 года выпуска! |
| Пятница была теплой и солнечной, субботнее же утро 23 сентября в Качуге выдалось на редкость холодным, я бы даже сказал, промозглым. Изо рта пар, руки и ноги мерзнут. Сбор был назначен к 10 утра, старт пробега в 11 часов. Мы отправились на площадь Победы. Сразу после десяти на улице раздалось какое-то булькающее тарахтенье. По большой дуге на приличной скорости на площадь выкатился ГАЗ-67Б — легендарное творение Виталия Грачева и Григория Вассермана — джип, победивший в «перетягивании каната» породивший его «Виллис»! Параллельно с «Козликом» на площадь вкатилась голубая «Волга» ГАЗ-21Р — «китовый ус» на облицовке радиатора — почти первозданно красивая: хром не испорчен ржавчиной нигде, панели матово поблескивают родной краской.
|
Рабочее место чекиста |
Под «Козлом» сразу же стала образовываться лужица. Это он от холода или от старости? Я пошел к машинам разговаривать с чудотворцами и (или) счастливцами. К русскому джипу подъехала «Волга» ГАЗ-31029 и из нее вышли дедушка и внук. Оказывается, папа приехал на ГАЗ-67Б один, так как холодно. Хозяин «Козлика» Борис Жданов, 35-летний фермер. Эту машину 1942 года выпуска Борису подарил дед и, по его словам, в ее «нутре» все родное, и хотя двигатель требует ремонта, он с этим пока не спешит. Какую машину имеет для обычной «мирской» жизни? Борис показывает рукой на «Волгу» и говорит: «Я убежденный сторонник отечественных машин!». Ничего другого я и не ожидал услышать. Иду к ГАЗ-21Р: хозяин курит с пространным выражением лица. Виктор Дмитриевич Шеметов, шофер-профессионал. Говорит, что эту красавицу 1965 года он купил четыре года назад «почти даром»: машина была не нужна и из нее сделали курятник! Пробег голубой «Волги» — 125 тыс. км, капиталка «еще не стучится в двери», и Виктор говорит, что хочет «жить с ней всегда».
Рядом с голубой «Волгой» неслышно и плавно, «шепча» легендарным «урезанным ГАЗ-11», встала черная «Победа». Хозяин этого прекрасного экземпляра Николай Тихонович Мишин — профессиональный шофер. Купил ГАЗ-20 10 лет назад у старика, который незадолго до продажи сменил двигатель на новый, и теперь у него ресурса хватит надолго. Рычаг переключения передач у этой машины на полу, хотя есть и не работающий на руле — как декорация. Я знаю, что в самом начале «Победы» выпускали с напольным рычагом, и спросил Мишина: «У нее коробка от ГАЗ-69 или от ГАЗ-24?». Николай Тихонович говорит: «Родная. Поменяли только крышку с рычагом: длинный привод износился». Что еще? Масло «не ест», по ровной дороге расход 9-10 литров бензина. Заглянул в салон и ахнул: все родное, и как выглядит! Панель аутентична, и даже радио «победовское»!
|
Изранен осколками и шрапнелью, изъеден ржавчиной. Но этот «Козел» — носитель особой красоты, это живые руины! |
|
Внутри — не для слабонервных |
| Слева от первых участников, тарахтя и поскрипывая «арестантской будкой», подкатил настоящий «Черный ворон» — фургон на базе пикапа ГАЗ-АА. Такие машины в 30-х годах прошлого века изготавливали в мастерских НКВД. Может быть, и моего дедушку увозили в последний путь на таком вот «воронке»... Машину пригнал молодой парень Александр Шеметов — инспектор МЧС. Говорит, что хозяин машины — его дядя Сергей Соколов, начальник качугского РОСТО, но ему некогда — дела с утра, может, позже будет сам. Машина ГАЗ-АА 1938 года выпуска, действительно, переоборудована в мастерских НКВД. У нынешнего хозяина машина уже два года, за это время покрасили будку, заварили «дыры снизу», отремонтировали проводку, фары, сделали поворотники. Двигатель, по словам Александра, ремонта не требует — «вечный агрегат». Рядом встал еще один ГАЗ-67Б. Александр Шеметов говорит, что этот аппарат собственность его второго дяди — Александра Соколова, которому тоже некогда, и пригнал машину «механик от Бога» — Евгений Сусликов. Собственно, Евгений и довел эти обе машины «до ума».
|
Евгений Сусликов — механик от Бога, это он «пасет» «Воронка» и «Козлика» |
Евгений Сусликов — человек в бушлате и вязаной шапочке, приветливо улыбается: «Этот — 1942 года. И что самое удивительное, свечи у него 1942 года, а работают! И так на них смотрел, и этак... не разрушаются почему-то, вечные делали во время войны!». Я поразился, ведь я меняю японские свечи каждый год, они явно разрушаются и работают хуже уже через 10-15 тысяч. А тут русские и 1942 года выпуска. А еще Евгений говорит: «Кипеть для этого мотора в порядке вещей. Он может 10 раз подряд прокипеть как чайник — и ничего. А нынешний мотор с одного раза покоробится...». Показал мне на мотор ГАЗ-АА («воронок») и говорит: «Обратите внимание — карбюратор здесь ниже блока цилиндров, а впускной трубопровод поднимается вверх. Бензонасосов тогда еще не изобрели... Бензин идет самотеком. А система смазки здесь вообще песня: насоса масляного нет — коленчатый вал плещется ниже уровня масла, разбрызгивая его на все окружающие детали. А момент какой: бросай сцепление без газа — поедет и в гору! И все это работает уже почти 70 лет!». Да, в нужную ли сторону идет «технический прогресс»?
|
Полуторка — одна из главных машин войны |
Справа в ряды встала «полуторка», собственно, такой же модели, как и «воронок» — ГАЗ-АА, только с бортовым кузовом. Какие-то люди тут же обтянули кузов кумачом с лозунгом автопробега СуперРетро. Прямо как при дедах и отцах! Левее машин Соколовых и Сусликова встал, пропев знакомым с детства утробным голосом, ГАЗ-51. Именно на такой машине я занимался с инструктором на курсах шоферов 28 лет назад. Бросился к родному «Газону». Но его уже обнимала женщина: cедовласая простоволосая с простым и добрым русским лицом ласково гладила бочок цвета хаки. Вера Михайловна Кожемякина проработала шофером на этом грузовике бессменно более 30 лет, в 1995 году ей, пенсионерке, эту машину подарило родное АТП — «Газон» тоже вышел на пенсию! Анатолий Зиновьевич Зуев, муж Веры Кожемякиной, тоже любит «полстапервый», говорит: «Умереть мы ему не дадим! Пусть работает в домашнем хозяйстве». Вера Михайловна говорит: «Пробовала я работать в другом месте: ничего не вышло — тянет за баранку и все! Шофером — нет ничего лучше. Едешь и едешь — свобода и песня».
Площадь огласилась басовитым хрюканьем: на стоянку заруливал еще один «Козел» ужасного вида: на крыше банка с бензином, трубка идет под капот, сам весь в дырах и вмятинах, ржавый и с досками вместо подножек...
|
Вера Михайловна Кожемякина — «мама» этого «Газона», они почти 40 лет вместе! |
Подъехал еще один мой любимый персонаж — «Горбатый». Водитель ЗАЗ-965 Валерий Зубко — инспектор ГИМС МЧС — купил «Запорожец» у пенсионера «за три тыщи». Стоял он у того деда целых 26 лет! Родной пробег машины 36 тысяч километров — считай, «новье»! Когда-то машину немного помяли «по пьяному делу», ну и забросили. Есть в планах Валерия Зубко большое путешествие на «Горбатом»: хочет летом следующего года съездить на нем в Новосибирск. Я посоветовал энтузиасту взять с собой кого-нибудь из журналистов «А+С» для освещения эпопеи... А рядом с инспектором подъехала желтая «копейка», из которой выбралась к народу пожилая женщина с орденами и медалями на груди. Конечно, «копейка» для нас не ретро, просто на пробег и праздник пригласили шоферов-ветеранов, а Мария Михайловна Семехина за рулем с 1940-го года: уже 66 лет! И не собирается бросать руля, говорит: «Буду ездить до конца». Эта женщина прошла на машине всю войну: возила боеприпасы, продукты, раненых. Говорит, что «сначала доехала до Кенигсберга, а потом кинули на Восток — на Японскую, и там до победы». Вот такие у нас матери есть. Тут к Марии Михайловне подкатили телекамеру и стали снимать, а я отошел в сторону и посмотрел на часы — уже 11...
ФИНАЛ-АПОФЕОЗ В ЧИСТОМ ПОЛЕ
|
Инспектор ГИМС МЧС Валерий Зубко, его сын и «Горбатый» |
На площади стихла музыка, и поставленный женский голос проговорил слова приветствия участникам, хозяевам и гостям. Это Светлана Анатольевна Рыкова, руководитель мероприятия — тоже, как мне сказали, местная достопримечательность: энтузиастка, работник культуры. Прозвучал очень красивый, лирический гимн поселка Качуг, написанный местным поэтом и писателем Александром Никифоровым. Затем, под звуки гимна России, был поднят флаг автопробега. Честное слово, я, по крайней мере, лет 20 не видел более торжественного мероприятия в глубинке! На сцену были приглашены ВСЕ ветераны шоферского дела, всем им вручили памятные «медали». Выступили мэр поселка Виктор Липаткин и руководитель района Павел Козлов, приветственную речь произнес и пригласивший нас спонсор пробега Александр Семенов.
|
Мария Михайловна Семехина прошла за рулем всю войну |
Когда торжественная часть была исчерпана, один из ветеранов дал команду: «Запустить моторы!». Понятно, что это было спланировано, вдруг не все запустятся сразу — «старушки» ведь, а посему отдавать сразу команду «начать движение» нельзя. Ну и, не обошлось, естественно: бортовую «полуторку», головную машину колонны, пришлось заводить «кривым стартером». Минут через 10 отдали и команду к началу движения.
|
Не для всех запуск — поворот ключа! |
Стал накрапывать мелкий дождик. Выезжали машины с площади неровно, кто-то, трогаясь, заглох, и передовым пришлось притормаживать и ожидать хвостовых товарищей. Колонна двинулась по улицам поселка и, сделав круг, должна была выехать в степь к югу от Качуга, к ручью Хромовскому, где должен был состояться фуршет. Нам сказали, на каком месте стоять, чтобы сфотографировать колонну целиком на проходе по поселку. Но колонна почему-то ушла по другой улице. Когда мы поняли, что стоим слишком долго, и стали звонить организаторам, оказалось, что колонна уже на ручье! Вот так мы опростоволосились...
|
Николай Мишин утверждает, что в «Победе» нет ни одной чужеродной запчасти! |
|
Ну, а «кочерга» на полу — это как понимать? |
|
У этой «Победы» новый мотор — десятилетия он пролежал на складе! |
Приехав к ручью, мы увидели всю тусовку уже на месте. Фуршетные столы уже стояли, на них были заготовлены полные коробки с бутербродами, с колбасой, с сыром, креветки, соленые огурчики и водка. Кстати, предварительно прозвучало заверение руководителей в том, что сегодня каждому водителю Качуга, принимающему участие в празднике, разрешается «принять 100 граммов», причем его никто не заставит «дуть в трубку», а ГИБДД примет все меры, чтобы «безопасно доставить всех домой»! Я ничего подобного не видел никогда! У ручья, который является местной природной достопримечательностью (говорят, что его вода целебна), собрались не только участники пробега и судейская коллегия, но и их родственники и друзья. Тусовка получилась приличная.
Люди встали в круг, и председатель судейской коллегии Александр Семенов зачитал решение судей. В номинации легковых машин первое место было присуждено «Черному ворону» и «ГАЗ-67Б» — тем самым, которые восстанавливал Евгений Сусликов. Третье место досталось «Козлику» Бориса Жданова. Честно говоря, мне такой расклад не понравился: зачем два одинаковых «Козла»? Тем более, что из машины Бориса Жданова текли все жидкости, а ведь техническое состояние — это ли не критерий признания? Были прекрасные и аутентичные машины ГАЗ-20 и ГАЗ-21 Николая Мишина и Виктора Шеметова, из которых ничего не текло, и которые, тем не менее, остались «за бортом». А чего стоит «Горбатый» с пробегом 36 тысяч! В номинации мотоциклов оба места заняли два молодых парня с Иж-49 и «Уралом». Среди грузовиков первой стала «Полуторка», а вторым «Газон». Победители получили ценные подарки: дорогие наборы инструментов, аккумуляторы и канистры с тосолом. Остальные — утешительные призы: канистры с тосолом и сертификаты на бесплатную заправку на АЗС.
|
После процедуры награждения «грянул» фуршет: были дружеские улыбки, объятия, смех и песни под баян. Атмосфера настоящего семейного праздника! Мы с напарником тоже «пропустили» по три рюмки беленькой и «ассимилировались» в дружную качугскую семью автолюбителей. Мы не чувствовали себя здесь чужими, уезжать не хотелось, а теперь всегда будет тянуть в Качуг, ведь здесь мы оставили частицу своего сердца, чему способствовали все эти милые и добрые люди. И Спасибо Александру Семенову и Сергею Зуеву, а также всем остальным энтузиастам и руководителям района и поселка, подарившим своим землякам этот длинный-длинный счастливый день!
Только когда я попрощался с новыми друзьями из Качуга и садился в машину, то вдруг увидел, что с неба сыплет приличный дождик. А ведь дождя никто не заметил — суммарный свет человеческих сердец сделал для каждой души погоду ясной...
Тимофей МИТИН
Автомаркет+Спорт № 34
|