Декабрь. На улице прижало до минус тридцати, а до дома еще около 200 км. Надо поторапливаться — срочные дела не терпят отлагательств. Скорость далеко за сто, обороты в районе трех тысяч, микроклимат в салоне сносный, хотя температурную стрелку двигателя немного тянет в «холод». А так все работает как часы, ничто не предвещает опасности. Да и что может случиться с японским минивэном Toyota шестилетнего возраста, который в России еще без году неделя?
Однако ж случилось — уже у самого дома вдруг «тревога»: вспыхнувшая «масленка» полоснула по глазам, как ножом по сердцу. Что такое? Открыл капот, там ужас — дорогую синтетику Castrol «разбросало» по двигателю, как после взрыва, вытащил щуп — он сухой. Неужели «порвало» фильтр? И как еще до города успел дотянуть, а не встал замерзать посреди леса. Разве здесь не уверуешь в астральное влияние имен и названий?
По течению
|
Устранить сбои в CD-проигрывателе удалось своими руками |
Больше года назад этот заднеприводный Town Ace Noah 1999 года выпуска с двигателем 3S-FE и пробегом 130 тысяч по спидометру был куплен на Востоке и стал героем ознакомительного теста, где заслуженно показал свои большие достоинства на фоне мелких недостатков. Сейчас, как и обещалось, пришло время первых наблюдений за процессом эксплуатации. Не рановато?
Нет. Местный пробег уже составил более 40 тысяч км, что указывает отнюдь не на легкие условия эксплуатации. И поведать действительно есть о чем. «Ноев ковчег» за это время не только еще больше убедил в своих достоинствах, но также обострил отдельные недостатки. Более того, открыл интимные подробности из прошлой, «дороссийской» жизни.
|
Всесезонка Кама-Euro повысила проходимость на «грунтах» |
Надо сразу сказать, хозяину машина не просто пришлась по душе, она буквально впрыснула энерготоник в жизненный оборот, крутанув его с новой качественной силой. По работе и по личным делам — все за рулем Noah, причем воздух возить не приходится в любом случае: люди и грузы почти постоянные спутники. К тому же по делам рабочим регулярно приходится ездить за сотни км по областным дорогам, почему, собственно, и такой большой пробег за год.
Высокий, большой, авторитетный — внутри его, как за крепостными стенами, чувство защищенности от внешней среды довольно сильное. При том надежность ходовой части и предсказуемость в управлении позволяет, если надо (а надо почти всегда), ездить быстро. С этим двигателем можно резко стартовать и быстро ускоряться, а на трассе можно легко держать скорости до 130-140 км/час, не чувствуя дискомфорта от работы подвески и уровня шумов.
Однако задние пассажиры не склонны разделять те же ощущения. Особо тонкие натуры отмечают повышенную болтанку, способную укачать. Если асфальт корявый и волнистый, а скорость приличная, то выносить дальнюю дорогу не так-то и просто. Подвеска далеко не все колдобины глотает безболезненно, отзываясь жесткими «тычками», да и боковые колебания кузова могут оказаться слишком навязчивыми.
|
Трансформация сидений для любых нужд |
Впрочем, начало активной эксплуатации Noah, в том числе на гравийных дорогах, выявило другую навязчивую проблему — скрипы и стуки по его коробчатому кузову. Как в больших дверных проемах, так и в пластиковой отделке салона. Хотя лучше сказать поскрипывания и постукивания, чтобы не путать эти явления с таковыми в отечественных автомобилях. В принципе, кто-то и не станет обращать на такую мелочь внимание, но в данном случае всякие посторонние звуки решено было искоренять.
И борьба с ними не была ни простой, ни сиюминутной. Ворчания из-под передней панели удалось приглушить прокладкой уплотнительных материалов, однако на разбитой грунтовке отдельные «ворчуны» еще подают голос и выпрашивают дополнительные меры противодействия.
|
Возможность бытовых перевозок практически неограничена |
Бряканья со стороны сдвижной двери (кстати, она с автоматическим механизмом «доводки» и замыкания — вещь бесценная!) поначалу удалось приглушить регулировкой направляющих, однако со временем все повторилось, а регулировки уже не помогали. Тогда попробовал обработать полозья и места примыкания двери толстым слоем пластической спрэй-смазки. И надо же — все звуки исчезли!
Скрипучую разговорчивость задней двери поначалу тоже решил устранить прокладками под пластик, однако это не помогло. Выход нашелся в обработке уплотнительных резинок силиконовой смазкой, опять же «путем разбрызгивания из баллончика». Надолго ли все эти меры с дверями, пока не ясно. Очевидно одно — кузов Noah «дышит», и в этом есть его слабость.
Впрочем, езда по грунтовкам выявила и другую слабость, но на этот раз по части музыки, а именно по надежности родного CD-проигрывателя. Диски вдруг стали «соскакивать», причем даже на хороших дорогах. От малейших толчков. Было ясно — «накрылись» компенсаторы тряски. Штучки эти по всему деликатные, никогда с ними дело иметь не приходилось. Но как поступить — менять или отдавать в ремонт? И то, и другое недешево и в принципе не хочется, ведь качество музыки вполне устраивает.
Тогда в силу вступил проверенный временем русский движитель прогресса: «Попробую отремонтировать сам»! Снял «голову», добрался до гелевых амортизаторов, которые сами от тряски то ли вытекли, то ли «свернулись». Короче, не работали. Наудачу попробовал вместо них приспособить самодельные «стойки» из поролона. Ноу-хау сработала! Диски перестали съезжать и затыкаться.
Шины решают все
Покрышки, как и предписано производителем, использовались только размера 195/65 R15, поэтому все наблюдения и сравнения достаточно корректны.
Машина покупалась в начале лета, а когда пришла зима, обострился вопрос активной безопасности и, как бы там ни было, проходимости. Еще летом стало понятно, что развесовка пустого вэна не в пользу его заднего привода, к тому же ходы подвески здесь относительно невелики. Иногда даже в безобидных ситуациях ведущие колеса разгружались и пробуксовывали, затрудняя проезд в лес или на дачу.
А тут снега, гололеды и горы Култукского тракта, по которому приходилось ездить по делам два, три, а то и четыре раза в неделю. Переобувка в японскую полуизношенную «липучку», комплект которой был в «довеске» с минивэном специально на зимний сезон, особо не спасала. В поворотах и на косогорах приходилось осторожничать и пропускать вперед разве что не КАМАЗы.
Да и на перекрестках в городе участь шлифмашины удавалось избегать только с изрядно загруженным салоном. Нет, с такой резиной на заднеприводном Noah по горам не наездишься.
Решение было принято кардинальное — после очередного Култукского слалома сразу в хороший шинный магазин, где глаз упал (и не без помощи продавцов) на шипованный Michelin Ivalo-2. Почему? Известная марка, красивый дизайн с направленным рисунком, свежая модель. Поменял все четыре.
Через два дня тот же самый тракт примерно в тех же погодных условиях преодолел чуть ли не в два раза быстрее — настолько зримой оказалась разница в сцеплении. Вот что значат шипы на обледенелой горной дороге! С этой резиной даже осмелился по сугробам съездить на дачу. Вернулся благополучно, особо не буксуя и не откапываясь. Курсовая устойчивость на зимней трассе с этими шинами тоже не подкачала, да и в сильный мороз, в чем нередко обвиняют даже именитые зимние шины, замечать их «одеревенение» как-то не случалось.
А на лето вновь переобулся в прежнюю резину — шоссейную Bridgestone B650, однако сделал это без особого энтузиазма. Нет, резина еще была не изношенной, более того, очень радовала мягким и тихим поведением на асфальте, но ее сцепные свойства на грунте разочаровывали напрочь. Поэтому в середине лета решено было полностью переобуться в новую резину. Какую?
Привлекли шины новой нижнекамской серии Kama-Euro. Модель 225, протектор которой обозначался как All Season (всесезонный, значит). Не прогадал! Рисунок протектора в принципе незамысловатый, и уж для зимы не годится точно, зато «грести» по грунту на этих шинах Noah действительно стал куда охотней, как будто полноприводный!
Опять же ничего даром не дается — шины эти, конечно, проходимей, и они заметно дешевле, нежели новые импортные, и выпускаются по зарубежным технологиям, однако явно тяжелей и грубей прежних японских «бриджей».
Именно на асфальте Noah с шинами Kama-Euro несколько поменял характер в худшую сторону: потерял в разгонной динамике и в накате, а также стал более шумным и жестким, острее передает неровности, а на некоторых покрытиях неприятно наполняет салон гулом и вибрациями.
Моторище
Да, старый добрый 3S-FE, пусть уже и в модернизированном виде (две дорогих катушки зажигания, однако), производит впечатление честного и безропотного трудяги, на которого можно положиться. Работает как часы.
Однако именно двигатель успел преподнести маловероятные сюрпризы. Началось с того, что потек задний сальник коленвала! Никак не ожидалось при таком пробеге, но тем не менее. А это, понятно, демонтаж АКП и немалые расходы. Сама-то операция в сервисах отработанная, вот только мастера при замене сальника удивили еще раз, обнаружив «портянки» в коренных вкладышах!
То есть где-то кто-то сюда уже «лазил» и устранял люфт коренной шейки. Ничего трогать не стали, поскольку двигатель не стучит, не шумит, а масло и топливо расходует по норме.
А еще вот потеря масла в дороге. Сначала действительно думалось, что масло выдавило из-под прокладки фильтра — не такое уж редкое явление, как известно, тем более в морозы. Однако дело оказалось совсем в другом.
С наступлением первых морозов работа системы отопления и температурный режим двигателя были в норме, и как-то сразу не подвигнули на усиленную теплоизоляцию капота. Так только воткнул небольшую картонку перед радиатором.
Но тут случилось, что длительное время пришлось ехать на высоких скоростях по трассе в мороз. Набегающий поток ледяного воздуха частично «упирался» в картонку и в целом не морозил двигатель, температурный датчик не настораживал, из дефлекторов шло тепло. Однако обтекая небольшую преграду, воздух находил место разгуляться под высоким капотом. И под его действием постепенно перемерз канал рециркуляции газов и вентиляции картера. Двигатель стало «распирать» от избыточного давления, которое вместе с маслом нашло выход через отверстие щупа.
Обошлось без каких-либо последствий, а сразу после заправки свежего масла подкапотное пространство было заботливо окутано полипропиленовыми ковриками, и потом даже в 40-градусные морозы никаких переохлаждений не случалось. После этого и в задней части салона стало потеплей, а то пассажиры до того жаловались на нехватку тепла, когда на улице мороз за минус двадцать.
Ходовая песня
В сущности, сильно трогать подвеску до сих пор было и не столь обязательно, но в целях устранения возникших постукиваний и ради повышения ходовых качеств решено было «перебрать» ее основательно.
Поменял все амортизаторы на фирменные, благо они здесь классической конструкции (впереди подвеска рычажная на торсионах, сзади неразрезной мост на пружинах) и заметно дешевле, чем стойки. Поменял шаровые опоры, втулки и сайлент-блоки, хотя с заменой последних точно поспешил. Старые еще были как новые, а с их заменой, что обидно, постукивания сразу не исчезли. Пришлось «дорабатывать», и со временем, особенно в груженом виде, стуки стали «уходить».
А так, в принципе, подвеска произвела впечатление крепкой надежной конструкции, без каких-то особо слабых мест. Разве что втулки заднего стабилизатора склонны к быстрому разбалтыванию на гравийке, да нижние точки задних же амортизаторов находятся близко у земли — надо осторожничать на лесных дорогах, чтобы не задеть за какой пенек.
В остальном все по плану — замена масел (синтетика Castrol 5W-40 в двигатель и 75W-90 в редуктор, Dexron III в коробку), фильтров, свечей. Внеплановых расходов «для удовольствия» ввиду самодостаточности вэна было сравнительно немного: сделана химчистка салона, приобретены легкосплавные диски по своему вкусу, установлены рейлинги, черная «мухобойка» с фирменной надписью, смонтирован задний и передний парктроник и кое-что по мелочи для салона.
Причаливать на этом Noah к берегу, когда одометр перескочил 170 тысяч, смысла нет — он теперь в самом расцвете сил.
Василий ЛАРИН
Автомаркет+Спорт № 34
|