|
«Крузак», «Кукурузник», «TLC», «Сорока» — все это народные названия легендарной линейки полноприводных автомобилей Land Cruiser. Правильный смысловой перевод названия «Land Cruiser» означает не что иное, как «Землепроходец». Совсем недавно семейству Toyota Land Cruiser исполнилось 55 лет. Это возраст зрелости «Землепроходцев»! В таком возрасте пора бы и «по отчеству» величать. А каких только прозвищ не было! В смутные 90-е годы «крушения империи» машины Land Cruiser 80 называли у нас даже «Большой бандитской тачанкой». Но какие бы нелепые прозвища не давали этим машинам, все равно никакая «грязь к ним не прилипает». Почему? Да просто потому, что Land Cruiser это классика жанра полноприводных авто. Это абсолютный TOП! Холеные американские джипы и даже знаменитый английский Land Rover уступили ему в качестве классического внедорожника! Вплоть до наших дней Toyota умудряется в основе большого джипа сохранять «гены» предков — грубых утилитарных «проходимцев», хотя линейка их содержит уже десятку серий! Действительно: J1, J2, J4, J5, J6, J7, J8, J9, J10, J12 — целых десять модельных серий Land Cruiser рождено инженерами Toyota за 55 лет. Как вы поняли, буква «джей» здесь означает тип транспортного средства — «jeep», а цифра — номер модельного ряда. Тут есть и традиционная в названиях игра слов: по-английски «джей» (jay) — «сорока», отсюда и одно из прозвищ «проходимцев»... Посмотрим, как все развивалось?
BJ: CОРОКА-ВОРОВКА?
|
Шасси первого BJ — основа грузовика SB |
|
Первый BJ-10 |
|
BJ-20 |
Toyota на грани банкротства? Сегодня это и слышать-то как-то нелепо! А ведь так и было на заре японского джипостроения: в 1947 году усилиями основоположника TMC Кииширо Тойода компания была включена в перечень фирм, имеющих право на кредит японского Банка реконструкции. Кредит был получен для целевого освоения с профилем «восстановление и ремонт американской военной техники». Однако вопреки пожеланиям оккупантов, Тойода запустил в производство свой новый «народный автомобиль»: тип SA — микролитражку, поразительно похожую на «Жука» Фердинанда Порше. Примерно в это же время специалисты оккупационных ведомств и военнослужащие США получили разрешение беспошлинно ввозить для продажи на территории Японии свои б/у автомобили. В кратчайшие сроки рынок разбомбленной Страны восходящего солнца наполнился «бэушными» «Фордами», «Виллисами» и тому подобной техникой, стоившей гроши. Модель SA «не пошла» и, стало быть, кредит было возвращать нечем... Так в 1948 году Toyota оказалась на грани банкротства! К несчастью, Кииширо Тойода прибегнул к невыгодной тактике глобальных сокращений численности персонала, что привело к тяжкой волне забастовок. В 1949 году в производство запустили автомобиль такси — тип SD, но эта машина также не продавалась. Компанию потрясла тяжелая всеобщая забастовка, причем главное острие ненависти трудящихся было направлено на основоположника. В результате этих событий Кииширо был вынужден уйти в отставку летом 1950 года. Эстафету руководства бедствующей компанией принял двоюродный брат Кииширо — Эйджи Тойода.
|
FJ-25 |
|
Отец и сын — BJ (справа) и FJ |
| Путем фантастических усилий он получил новый банковский кредит и официально запустил подготовку производства микролитражки SF. Неофициально же, так сказать «втихаря», был запущен проект копирования американского джипа Willis MB. Почему так? Потому что официальную лицензию на копирование джипа уже получила Mitsubishi. Чтобы никто не придрался, джип не копировали «один в один»: были изменены геометрические размеры и форма передка. В качестве двигателя использовали собственный мотор, который устанавливался на среднетоннажные грузовики Type B. Это усиленный вариант мотора шестицилиндрового Type A 1934 года, прототипом которого был образец Chevrolet. К концу сурового 1950 года опытный образец под названием AK10 был готов: начались всесторонние испытания и доводка первого джипа Toyota. К лету следующего года производство подготовили, и с августа 1951 года в серию пошел первый автомобиль 4x4 от Toyota под названием BJ10 (B — тип двигателя, а J — догадайтесь сами). Это был грубый утилитарный внедорожник с открытым кузовом без дверей, чуть больше легендарного Willis. Двигатель типа B был рядным шестицилиндровым «увальнем» объемом 3,4 литра и развивал 75 л.с. с недюжинным тяговым моментом в 216 Н*м — все-таки в основе грузовик — в связи с чем конструкторы Toyota отказались от демультипликатора (думаю, что немаловажным соображением была и простота конструкции), ограничившись низким передаточным соотношением в трансмиссии — 5,53:1. В итоге за базовое шасси было принято готовое решение — от грузовика Toyota SB с базой 2400 мм — на 20 сантиметров длиннее «Виллиса».
|
Спидометр и четыре стрелочных прибора — проще простого |
|
Грузовой «Сороке» сам черт не брат! |
| Перед самым запуском в производство — в июле 1951 года — по инициативе самого Эйджи Тойода, была предпринята впечатляющая рекламная акция. Водитель-испытатель Ичиро Тайра на джипе BJ10 поднялся по склону великой японской горы Фуджи на высоту 3600 метров, на 6-ю площадку пешеходного терренкура! Факт был официально зафиксирован представителями прессы и полиции. В итоге — попадание в десятку: сразу же поступили заказы на сотни машин от Национального полицейского управления, Департамента лесного хозяйства, сельскохозяйственного, энергетического и других государственных ведомств! К концу 1951 было получено заказов на 1300 «би-джеев». Это был успех! На гребне успеха с джипом запущена в производство и микролитражка Toyota SF, которая также внезапно нашла хороший спрос... Это было легендарное для Toyota время: во главу угла президент Эйджи Тойода поставил принцип качества и пригласил на работу знаменитого менеджера Таиши Оно, вместе с которым они внедрили знаменитые кружки качества, развесили по цехам «ящики для рацпредложений» и укоренили принцип непрерывно продолжающейся доработки моделей. До 1953 года, пока велось выполнение первых внутренних заказов, шла пресловутая «продолжающаяся» разработка «би-джея». Стало ясно, что внутренний успех модели нужно продолжать: предложить машину на внешних рынках. Тут как раз и претензия подошла. Американская — по поводу несанкционированного использования именования Jeep в имени совсем другого автомобиля. Конкурса на имя не устраивали: технический директор Ханджи Умехара сразу предложил название Land Cruiser, аргументируя успешным именем конкурента — Land Rover. Вот так в начале 1954 года первая японская «Сорока», которая, вопреки мнению некоторых, и не воровка вовсе, справила именины через три года после своего рождения.
FJ: ОТ UTILITY ДО HUMANITY
|
BJ40: время не властно... |
|
FJ55 — «Лось» жив и здоров! |
|
J70 — возврат к канонам «Сороки» после большой 60-ки |
Первой моделью, пошедшей на внешние рынки, был BJ20, он отличался от базового новым дизайном: более плавные линии боковин кузова, гнутые крылья, фары вместо крыльев нашли место на новой облицовке радиатора. Налицо было движение навстречу гражданским потребителям авто! Дизайн, созданный для 20-й серии, перешел через пятилетие на популярнейшую 40-ю серию и почти без изменений прожил 29 лет! Первыми зарубежными потребителями BJ20 стали Саудовская Аравия и Бразилия, затем Малайзия и некоторые страны Африки: «би-джей» начал свое мировое шествие. Через год появилась новая, еще более «гуманная» модификация — BJ25. Это была машина с металлическим верхом, опускающимися стеклами дверей и... кондиционером! Землепроходцы всего мира ждали именно этого — «би-джей» значительно укрепил свою репутацию. С 1955 года Land Cruiser стал первым «стопорным якорем», которым Toyota «цеплялась» за новые рынки сбыта: легковые модели выставлялись на рынке новых стран всегда после «сороки». В этом же 1955 году прошла плавная замена старого (довоенного!) нижнеклапанного двигателя типа B на более совершенную модель типа F: верхнеклапанный шестицилиндровый рядный мотор, объемом 3,8 литра, развивающий мощность 105 л.с. Какое-то время параллельно выпускались обе модели, но с прекращением выпуска мотора B джип получил новое имя — FJ.
Всего лишь в течение пары лет география жизни FJ радикально расширилась, в его ареал вошли Иордания, Кувейт, Арабские Эмираты и Австралия. Тому способствовало то, что «двадцатка» выпускалась в разных вариациях — от FJ20 до FJ29, куда входили открытые и закрытые короткобазники, длиннобазные универсалы и грузовые пикапы. В 1958 году Toyota начала экспорт автомобилей в США: первыми ласточками были семейный седан Crown и FJ28V — длиннобазный универсал (V — означает «VAN»). Известно, что фактически Toyota потерпела фиаско на рынке США, особенно с Crown, лишь FJ кое-как продавался.
|
Каких только вариантов BJ40 нет! |
|
Были и короткие и такие как этот — BJ45T |
| К 1960 году произошла эволюционная смена моделей, и «двадцатки» сменились «сороковками». Чем отличался FJ40 от предшественника? Усовершенствованный двигатель F давал уже не 105, а 125 л.с., а через год его мощность довели до 135 л.с.. Ходовая часть «сороки» была практически та же самая: неразрезные мосты и листовые рессоры. «Передок» традиционно имел жесткое подключение. Трансмиссию усовершенствовали радикально: появилась пониженная передача, что было необходимо для оптимального использования момента более оборотистого мотора.
Странно, но, видимо, американцам не хватало именно демультипликатора: как только у FJ появилась пониженная передача, спрос на машину в США начал неуклонно расти! Кроме трансмиссии, были и интерьерные изменения: машина стала несколько просторнее, впереди появился «диван», который позволял размещаться троим пассажирам, чему способствовал и перенос «кочерги» КП на руль, а рычага раздатки на переднюю панель, что так модно было в США. К середине 60-х японский джип был уже достаточно популярным экипажем в «штатах», особенно его длиннобазная пятидверная версия FJ45V.
Тем не менее люди Умехары не успокоились, так как понимали, что «сороковка» далека от идеала: груба, неудобна и тесна. Инженеры вели разработку более комфортабельного кузова типа «универсал». В 1967 году, когда «Битлз» записали «Сержанта Пеппера», такая машина была готова. Это семейство FJ50, как говорилось в пресс-релизах, «модели специально для рынков США и Австралии»! Замечу, что с появлением FJ50 о прекращении производства семьи FJ40 не было и речи, ведь эти машины популярны на Востоке и в Африке и поставлялись уже в десятки стран мира. Машина получила новый двигатель 2F объемом 3,8 литра и мощностью 145 л.с. и большой 5-дверный кузов с двумя диванами. В базовом варианте это был уже шестиместный автомобиль: короткобазник 5-го поколения предусмотрен не был, так как таковым оставался «сороковой». Сороковая модель не могла развить номинальную для хайвэев США скорость 130 км/ч, у 50-й с этим все было нормально. Впервые джип фирмы Toyota успешно прошел американский крэш-тест! Специально для этого инженеры Toyota создали новую более прочную раму с поперечным сечением лонжеронов коробчатого профиля.
К чему же привели все «потуги»? Получилась большая, удобная, феноменально прочная и по-прежнему технически простая машина. «Эф-джей»
55-й модели прочно занял свою нишу в США и Австралии и выпускался в почти неизменном виде около 14 лет — до 1979 года, составив достойную конкуренцию Land Rover! Люди полюбили FJ 55-й: в народе он получил любовное прозвище «Moose», что в переводе означает «Лось».
БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ: ВМЕСТЕ!
|
Семидесятому с дизелем 3B любой прицеп по плечу |
|
Шикарный турбированный LC70 с суперсалоном VX |
|
Зима для FJ60 не помеха — в салоне две печки! |
Спрос на большой Land Cruiser скачкообразно вырос, и в 1968 году суммарные продажи марки превысили 1 млн. экземпляров. К 1973 году марка LC вышла на годовой объем продаж в 100000 машин! В 1974 году, когда FJ55 выпускался уже шесть лет, марка BJ напоминала о машинах 20-летней давности, а старина FJ40 победил в американских гонках внедорожников, Toyota освоила выпуск простого атмосферного дизеля, первоначально предназначенного для малых грузовиков. По аналогии и по традиции новому 6-цилиндровому рядному дизелю дали название «Type B». Но дело в том, что главному конструктору «Сороки» Хироши Озава в голову пришла мысль оснастить этим дизелем джип. В результате была возрождена марка «BJ», и эта честь выпала именно «сороковке», которая до сих пор выпускалась большими тиражами. Так в 1974 году опять появился джип с названием «BJ40», но уже дизельный: в общем, это уже была совсем другая машина, по сравнению с тезкой 1955 года. Новые «Би-джеи» выпускались до 1984 года — еще целое десятилетие! Под этим названием были машины с двигателями: «B» (3 литра, 82 л.с. и 200 Н*м при 2200 об/мин), «2B» (3,2 литра, 93 л.с. и 220 Н*м при тех же 2200 об/мин) и «3B» (3,4 литра, 98 л.с. и 230 Н*м). «Бэшки» — самые простые и неубиваемые 8-клапанные дизели того времени (рядный ТНВД и шестеренчатый привод распредвала), они исправно работают по всему миру и по сей день. Через пять лет были созданы 12-клапанные дизели серии «Н», в связи с чем выпускались «Эйч-джеи» с этими моторами. Ну и, что естественно для Toyota, параллельно с ними выпускались и джипы FJ с бензиновыми моторами «F» и «2F» (3,8 и 4,2 литра, 125 и 140 л.с. соответственно). Особенно крут был (я думаю, что он крут и по сей день) мотор «2F», развивавший максимальный момент в 290 Н*м при всего 1800 оборотах коленчатого вала. Правда, ценой тому — расход топлива в четверть центнера.
|
В 1976 году коллектив конструкторов, возглавляемый Хироши Озава, начал работы над новым полноразмерным «Землепроходцем», продолжающим славные традиции комфортабельного джипа FJ55V. Десять лет — это срок замены большой машины. Задачей конструкторов было сделать еще более комфортный и близкий к легковым автомобилям большой кузов «универсал», венчающий собой «кондовое» шасси 4WD. Мнения разделились надвое: часть энтузиастов доказывала, что пора переходить к независимой подвеске, ретрограды отстаивали старое-доброе: неразрезные мосты на рессорах. Победили консерваторы! Сейчас практически невозможно найти человека, кто не одобрил бы такого исхода борьбы идеологий.
К 1979 году Хироши Озава создал новый базовый большой джип семейства J60. Это было нормальное эволюционное развитие: даже рама «шестидесятки» имела такую же форму, как у FJ55, только размеры увеличились — кузов стал больше. Базовым двигателем шестидесятого «Круизера» был все тот же B. Линейка двигателей включала дизели — B, 2B, 3B, 2H, 12H-T (последний — первый турбированный дизель Toyota: 4 литра, 135 л.с., 350 Н*м при 2000 оборотах), бензиновые — 2F и 3F (3,9 литра и 155 л.с. — объем меньше, чем у 2F, а мощность выше!). В финале разработки 60-го успешного «сороковщика» Озаву, показавшего руководству, «как надо делать джип-универсал», назначили главным конструктором новой перспективной линейки Hi Lux Surf — джипов для семейного отдыха. Что тут можно сказать? «Прибою» очень повезло: многое к нему перешло от Land Cruiser в неизменном виде, например, подвески фактически один в один.
|
J80 — с этой машины русская земля узнала TLC! |
|
LC80 1990 года — новый стандарт! |
| Когда в 1980 году Land Cruiser 60 был запущен в серию, главным конструктором линейки работал уже другой, более молодой человек — Иичи Шингу. Под его руководством «шестидесятка» (FJ61V) получила ряд впечатляющих новинок: высокую крышу, четырехступенчатую гидромеханическую автоматическую трансмиссию типа «Борг-Уорнер», выпускаемую фирмой «Айсин», электрический люк в крыше, зеркала с подогревом и электроприводом. Машина стала комфортабельной! А в это время модель J40 — малый утилитарный джип — все еще выпускалась: в 1983 году закончились ее продажи в США, а в 1984 году и во всем мире — старая «сорока» наконец-то ушла в «музей времени». Кстати, к 1984 году выдающийся конструктор Озава закончил разработку и сдал в производство семейство HiLux Surf: в США и Европе машина сразу же стала успешно продаваться — многое в ее конструктиве было, как я уже сказал, заимствовано от FJ60. Однако бригада «сороковщиков» не дремала: они убедили руководство в том, что миру нужен утилитарный малый джип и просто так убирать «сороковку» нельзя: нишу сразу же займут конкуренты! Вопрос был решен в рабочем порядке: после сдачи 60-го конструкторы занялись заменой 40-го, в результате к 1984 году была готова новая модель — J70 — седьмая линейка Land Cruiser, малый джип, прямой наследник J40. Сами конструкторы говорили, что 70-я серия это простая модификация 40-й! В это же время была подготовлена и самая богатая комплектация 60-го (FJ62) под названием VX: эти буквы живы поныне — так маркируются и современные top-модели Land Cruiser.
|
TLC 100 уже девять лет с нами |
С появлением на свет 70-й серии Land Cruiser была закончена эпоха «вечного джипа», выпускавшегося с 1955 года — от 20 до 40 моделей BJ и FJ, продолжавшаяся 29 лет! А что, собственно, изменилось? Все та же рама лестничного типа с коробчатым профилем, все те же цельные мосты, все те же рессоры. Даже индексы базовые были те же: BJ и FJ. В линейке три модели: короткая база, средняя и длинная. Чуть позже с появлением новых двигателей появились и другие названия: LJ70 (с двигателем 2L), HZJ70 (с двигателем 1HZ), PZJ70 (с двигателем 1PZ) и т.п. В чем же изюминка? Мне кажется, что главное в компоновке: салон «семидесяток» намного просторнее, нежели внутренности «сороковок». С 1985 года появилась модификация Prado — машины с пружинной, а не с рессорной подвеской: в общем-то, значительный шаг вперед по пути комфорта передвижения и управляемости на шоссе. Диверсификация 70-й машины достигла максимума среди всех Land Cruiser: выпускалось огромное количество модификаций с различным оснащением, двигателями, трансмиссиями. Двигатели, которые использовали на J7, пожалуй, лучше перечислим все. Дизельные: 2L, 2L-T, 1KZ, 1KZ-T, 3B, 3B-T, 2H, 1PZ, 1HZ, 1HD-T. Бензиновые: 2F, 3F, 22R, 22R-E, 1FZ-FE. Перечислять их параметры, честное слово, неблагодарное занятие: кому нужно — тот все найдет в Интернете. Одно хочется заметить: из этого списка сразу видно — все моторы большого «Круизера» использовались и на малом! Нужно отметить наиболее замечательные двигатели. На мой взгляд, лучшие и надежнейшие — это дизели 3B, 2H, 1HZ и бензиновые 3F и 1FZ-FE. Стратегия фирмы с 1984-го года и по наши дни: большой и малый джипы выпускаются параллельно. Правда, есть некоторые нюансы.
«КРУЗАКИ» И «ПРАДЫ»
|
Последний отпрыск — LC 120 |
За десятилетие жизни линейки J6 маркетологи Toyota «подметили», что все больше и больше богатых американских семей предпочитают использовать большой «Крузак» как семейное средство активного отдыха. Интересно: ведь уже была в серии линейка Surf, позиционирующаяся как семейная. Тем не менее было принято стратегическое решение — комфортабельность большого джипа повышать! Собственно, из этой посылки и была осуществлена полная «перелицовка» в 1989 году: на свет появился Land Cruiser 80 (J8). Именно с этого джипа мы массово познакомились с уважаемой маркой. Когда нагрянул «Прожектор перестройки», в страну стали поступать многочисленные LC80: по бартеру (за лес, целлюлозу, нефть, газ, пушнину и золото) и за наличные, которые тогда ходили не в банковской системе, а в чемоданах и кейсах «малиновых пиджаков» и «бритых затылков». Хорошо помню, как постепенно почти все директора предприятий «ощетинились» традиционными «крузаками» или «паджериками». Перелицовка перелицовкой, но были и радикальные изменения: большой «Крузак» получил пружинную подвеску (хотя зависимую, с цельными мостами) и межосевой дифференциал. Теперь на кузове появился гордый шильдик Full Time 4WD. Это был прогресс: управляемость и проходимость выросли в разы, а межосевой дифференциал имел обязательную блокировку на случай off-road. В опционы «восьмидесятки» вошли кожаный салон, климатика-автоматика, стереосистемы класса Hi-End, мобильные средства связи, подушки безопасности, система ABS. Да, кажется, непреодолимая пропасть отделила FJ80 от FJ40! На момент запуска J8 в производство в январе 1990 года во всем мире по дорогам и вне их бегало два миллиона автомобилей с надписью Land Cruiser на боковине.
|
В 1993 году появилась очень серьезная модификация FJ80 c 24-вольтовым электрооборудованием и новой «эфкой» типа DOHC (double on head cam — два распределительных вала в головке блока), выдающей 212 л.с. и 275 Н*м момента. Что же хорошего осталось от 40-й серии? Я вам скажу: максимум крутящего момента «молодой», как и его «дедушка», выдавал уже при 2200 оборотов коленчатого вала (80% момента уже при 1800)! Вот это и есть наследование генов, причем лучших, к коим относятся и, не побоюсь этих слов, неразрезные мосты.
А Prado? Каково же развитие малого «Круизера»? То же самое — во всю ширину двигателей: широкая гамма. Кузовов и оснасток еще больше! На модель BJ74L с двигателем 13B-T (турбированный вариант старого доброго 3B) впервые стали устанавливать автоматическую гидромеханическую коробку передач. Уже в 1990 году на J70 Prado стали устанавливать грандиозный дизель 1HZ — тот же, что и на J80. Появилась спецкомплектация ZX улучшенной комфортности. В начале 90-х большинство двигателей Toyota получили электронное управление. Один из основных двигателей Prado 2L-T теперь стал называться 2L-TE, в дальнейшем он был реконструирован и получил название 1KZ-TE. 70-я серия — это настоящий «землепроходец», ничем не уступающий 80-й серии. У машин зависимая подвеска, практически унаследованная от J40, пересекающиеся линейки двигателей. Стоит отметить и то, что базовым двигателем J70 был 3B — тот же, что использовался на последнем обновленном «би-джее» 40-й серии. К сожалению, в результате принятых решений основное производство J70 было свернуто в 1996 году, когда ему на смену пришла новая серия — J90. Маркетологи утверждали, что 90-я серия специально разрабатывалась для конкуренции с Mitsubishi Pajero. Победила ли она последнего, вопрос спорный. Новая машина серии 90 уже не наследует генов 40-й, так считает большинство. Платформа нового Prado общая с обновленной линейкой HiLux Surf и имеет независимую подвеску: кому-то это не по нутру, а кому-то, наоборот, кажется большим плюсом. Одно можно сказать точно: для езды по плохим дорогам лучше не иметь дела с пыльниками и «шрусами».
Чем же нам утешаться? Производство «кондового» Land Cruiser 80 продолжалось до 1997 года, а с января 1998-го в серию пошел Land Cruiser 100 — как и Prado J90, имеющий независимую переднюю подвеску. Да не волнуйтесь вы так. Для того чтобы успокоиться, нужно только посмотреть на толщину приводов передних колес LC: нормальные, «крепко сбитые» машинищи. Кстати, в производстве находится версия Land Cruiser 105 с цельным передним мостом: специально для тех, кто любит ездить по ухабам. На Land Cruiser 100 впервые для джипов Toyota был использован бензиновый двигатель V8, объемом 4,7 литра и мощностью 235 л.с.. И в чем, вы думаете, изюминка этого мотора? Оказывается, он унаследовал один из главных генов предков: развивает 80% крутящего момента уже при 1100 оборотах в минуту! Налицо эволюция — такого еще не было в семействе со времен J40. А момент-то каков — более 430 Н*м — такого тоже в роду еще не было. Совсем недавно — в начале этого года мотор V8 получил новую модификацию с мощностью 275 л.с. и еще большим моментом. Кстати, огромный момент нынче не сопровождается катастрофическим расходом топлива: электронные системы впрыска оптимизированы на очень высоком уровне. В 2002 году Prado J90 был заменен на новую версию — J120. Эта машина создана на единой платформе с новым 4Runner (HiLux Surf) и Lexus GX470. Есть «сторонники чистоты идеи» которые любят утверждать, что это уже «паркетники». ПОМЕЧТАЕМ?
На сегодняшний день Land Cruiser 100 выпускается уже почти 9 лет. Жутковато: вот-вот грянет новая линейка! Что это будет, может быть, самый огромный «паркетник»? На последнем детройтском шоу был представлен концепт-кар FJ Cruiser с «лицом» от дедушки FJ40, но душою молодой — агрегатная платформа от J120 Prado. Это «паркетник» или джип? Ответить на этот вопрос сложновато, но можно. Дело в том, что появление независимых подвесок на машинах LC серий 90-100-120, по моему мнению, не перевело их в класс «паркетников», потому что сохраняются модификации с опциональными полными блокировками дифференциалов как центрального, так и межколесных. То же самое касается и лебедок, шноркелей и прочего оснащения: опцион такой есть. Есть блокировки — есть проходимость. А что дали независимые подвески? Очень много: отличную управляемость и стабильность на дороге на высоких скоростях — это раз, и возможность внедрить ряд современнейших систем, таких как TRC (контроль тягово-сцепных сил), VSC (система стабилизации автомобиля на дороге), AHC (регулирование жесткости амортизаторов) и Skyhook TEMS (система управления клиренсом — это два). Между нами говоря, идет конвергенция, и спор о «паркетниках» и джипах все более и более теряет под собой основу. Эволюционно машины развиваются от плохих к хорошим. Смешно? Может быть, но Toyota в русле развития марки Land Cruiser, может быть, дальше всех ушла по этому пути.
И, наконец, такой вопрос: какой Cruiser лучше? Хм... Тут все индивидуально. Если бы я ходил на рынок в Рабочее с целью купить самый лучший «Крузак» для себя и своих целей, то я бы искал HZJ80: «восьмидесятку» с атмосферным дизелем 1HZ, с лебедкой, хорошим набором блокировок и простым салоном. Для б/у, мне кажется, это оптимум. Ну а для нового? Для нового я бы выбрал Land Cruiser 105 — австралийский вариант с цельным мостом спереди и «всеми внедорожными наворотами». Все-таки 80-й и 100-й LC это самые комфортные машины в мире при движении по плохим дорогам. А есть люди, которые и грубоватую «сороковку» ищут в наши дни!
Удачи в выборе исторического ДЖИПА! |
Тимофей МИТИН
Автомаркет+Спорт № 34
|