Иркутск – Чивыркуй
Просмотров: 21902
21 Сентября 2007

НА ВОСТОК!

Иркутск—Чивыркуй

Особая экономическая зона «Байкал» на восточном побережье озера — в Бурятии, на строительство которой планируется до 2026 г. потратить фантастическую сумму в 47 млрд. руб., находится на расстоянии 480 км от Иркутска. Проект ОЭЗ «Байкал» предусматривает развитие как пляжного, так и горнолыжного отдыха. Центром ОЭЗ станет небольшое теплое озеро Котокель и горный пик высотой 1771 м с горнолыжным курортом. Строительство новой скоростной автодороги в Бурятии сократит время поездки. Чтобы посмотреть, как выглядят эти места сегодня, и что будет с ними завтра, мы проехали на трех машинах от Иркутска до Забайкальского национального парка в Чивыркуйском заливе (700 км от Иркутска) с посещением озера Котокель. Для путешествия потребовалось четыре дня, преодоление двух паромных переправ и одного кордона со шлагбаумом на въезде в парк дикой природы.

День первый — трасса м55 на восток

Иркутск—Чивыркуй
Восточное побережье Байкала с мягкими песчаными пляжами, протянувшимися практически непрерывно на 120 км от Гремячинска до Чивыркуйского залива, привлекает летом тысячи отдыхающих. Достаточно далеко от Иркутска, на Чивыркуйском перешейке в Баргузинском заливе, расположен самый протяженный песчаный пляж на Байкале длиной 18 км — безлюдная песчаная коса, находящаяся под охраной Забайкальского национального парка.

Из-за удаленности от Иркутска немногие иркутяне добираются сюда. Расстояние от Улан-Удэ до берега Байкала в Гремячинске — 180 км, до Чивыркуйского залива — 264 км, однако строящаяся новая 6-полосная скоростная дорога сократит время трансфера. От Иркутска до этих мест добираться значительно дальше — 700 км в одну сторону плюс автомобильные очереди на двух паромных переправах через Селенгу и Баргузин. Правда, при создании ОЭЗ планируется строительство мостов, что исключит часовые ожидания паромов. Но это отдаленная перспектива. Пока в очереди на паром можно простоять около двух часов, поэтому проехать все расстояние от Иркутска до Чивыркуйского залива за один световой день проблематично.

Иркутск—Чивыркуй
Мы решили не выезжать рано, ехать не спеша и заночевать в палатках там, где застанет вечер — в районе озера Котокель или на байкальском побережье за Гремячинском. Трасса М55 от Иркутска до Улан-Удэ (465 км) хорошо знакома и с каждым годом становится все удобней. Придорожные кафе, позные, АЗС и автосервис есть по всей трассе. По пути советую на 182 км заехать на живописные Теплые озера (5 км от тракта). Узкая асфальтированная дорога, больше похожая на парковую аллею, проходит сквозь густой смешанный лес, характерная особенность которого — могучие черные реликтовые тополя на обочине, ствол которых смогут обхватить только четыре-пять человек. На самом крупном озере — Изумрудном, находится круглогодичная турбаза «Снежная». Заплатив символическую сумму, можно наслаждаться остроконечным отражением горы Шапка Мономаха в лесном озере. На 307-м км можно также свернуть на берег Байкала (4 км) к турбазе «Култушная» и взглянуть, как загорают отдыхающие на многолюдном пляже Посольского Сора, а заодно в одном из кафе на берегу пообедать рыбой байкальского копчения или таджикским пловом. Найти другие асфальтированные съезды к берегу Байкала не удастся. Транссибирская железнодорожная магистраль, проходящая по берегу ниже автомобильной дороги, надежно защищает его от автомобилистов. К воде можно выехать только под немногочисленными железнодорожными виадуками, подъезд к которым находится на неприметных лесных своротах.

Иркутск—Чивыркуй

Юрт-лагерь в Турке

Асфальтированная дорога до паромной переправы в Татаурово (405 км) была пройдена на одном дыхании. Мы проскочили предшествующие паромы, о чем потом сильно сожалели. Попали к обеденному перерыву, да еще у переправы скопилась огромная очередь. Посвященные, увидев очередь, разворачивались и уезжали, как много позже выяснилось, на другие паромы. В селе Ильинка — 7 км по асфальту — ниже по течению функционирует еще одна паромная переправа. Причем, если паром в Татаурово выполняет одну ходку с 40-минутным интервалом, то в Ильинке — за 8 минут.

Паромная переправа в Татаурово

Кроме паромной переправы в Татаурово и в селе Ильинка есть еще паромная переправа в Тресково (работает до 21.00). Переправа в Ильинке стоит в два раза дороже (120 руб.), чем в Татаурово, но паром здесь переправляется быстрее из-за короткого расстояния (одно плечо занимает около 8 минут), поэтому здесь меньше очереди. Да и работает паром круглосуточно! В отличие от Татаурово здесь могут переправляться даже лесовозы.

Иркутск—Чивыркуй

В песках Карги

После переправы гравийная дорога с участками разбитого асфальта (18 км) идет по долине реки Итанцы на Турунтаево через селения Острог и Кома. Если поехать в другую сторону, вдоль Селенги, вниз по течению, то через 76 км можно попасть на берег Байкала, где находится туркомплекс «Энхалук». Но эта дорога тупиковая, и оттуда нельзя проехать на дорогу Гремячинск — Усть-Баргузин.

В Турунтаево оказался на ремонте мост на основной дороге через реку Итанцы, поэтому пришлось, блуждая по узким улицам поселка, делать объезд через старый мост. При выходе на трассу Улан-Удэ—Усть-Баргузин, на развилке есть заправка ЮКОС и несколько кафе с традиционными бурятскими позами. Можно остановиться на обед и позже в бурятских войлочных юртах или летних кафе на 101 км на реке Кика или 115 км на реке Хайн.

Иркутск—Чивыркуй

Чивыркуйский перешеек

В этих местах мы не были давно, и первое, что нас поразило — участки великолепного асфальта на трассе и активная строительно-дорожная работа на всем протяжении магистрали. Ширина строящейся дороги впечатляет, в клубах пыли она напоминает взлетно-посадочную полосу, особенно когда машины, не желая глотать пыль от впереди идущих, двигаются в ряд. Дорогу начали строить совсем недавно — в 2006 г. и сразу готовят под шестиполосное движение(!). На строительстве заняты лучшие дорожники Иркутской области и Красноярского края, сконцентрирована современная дорожная техника — отсюда высокие темпы строительства.

Озеро Котокельское и Максимиха — День сегодняшний

Последний раз по этому маршруту мы путешествовали пять лет назад. И за это время изменилось немногое. Кроме новых турбаз, появилось множество автодорог к песчаным пляжам, а вместе с ними и серьезная экологическая угроза. Даже в некогда чистых святых шаманских местах — ныне горы пустых бутылок. Если так будет продолжаться и дальше, то ни о каком курорте мирового уровня можно не мечтать. Если отдыхающие не научатся бережно относиться к дарованному природой, никто потом не сможет восстановить разрушенную среду и очарование девственных ландшафтов. Не будет дикой природы — не будет и туристов. Как мудро заметил один из гостей на Байкале: «Если бы здесь была цивилизация, я бы сюда не приехал».

Иркутск—Чивыркуй

М55 юг

Первую экскурсию мы сделали на озеро Котокель, расположенное в 2 км от берега Байкала. Свернуть на его берега с тракта можно на 135, 137 и 157 км. Сейчас на озере есть 31 турбаза. Санаторий «Байкальский бор» и база отдыха Комитета природных ресурсов РФ и РБ расположены в северо-западной части озера, сворот к ним находится на 157 км. На выбор можно остановиться на одной из турбаз: «Светлячок», «Геолог», «Котокель», «Колос» и т.д. Мы свернули на 137-м км и в итоге попали на чистую территорию небольшой турбазы. Рядом был берег, замусоренный дикарями, где вставать на ночлег не хотелось. Заночевать на территории базы можно было всего за 100 руб. с чел. В эту сумму входили дрова для костра и место в палатке. Здесь пышная растительность по берегам, теплая и мягкая на ощупь вода. Вот только цветение у нее показалось каким-то нездоровым, а случайный комариный укус окончательно склонил нас к варианту ночевки на берегу Байкала.

Берега озера весьма популярны среди отдыхающих. На северном и южном побережье расположены дачные поселки, турбазы и дома отдыха. Свободного места для палаточных лагерей мало. К тому же вокруг озера нет дороги, а с востока к озеру примыкает заболоченная низменность, тянущаяся вплоть до долины р. Кики. Любителей-рыболовов привлекает окунь, сорога, язь, щука, сазан и лещ. Во время осеннего перелета на озере кормятся лебеди, гуси и множество разных видов уток. Протяженность озера — 16 км, наибольшая ширина 7,5 км, глубина 7-8 м. Из озера вытекает р. Коточик, приток Турки. Весной, когда уровень воды в Турке бывает выше, чем в озере, р. Коточик течет обратно в Котокельское озеро. Уровень воды в озере на 10-12 м выше уровня Байкала. В озеро впадают около 20 ручьев и ключей (Черемуховый, Мостовой, Голый), которые приносят много взвешенных веществ, постепенно оседающих на дно озера, образуя толстый слой ила.

Иркутск—Чивыркуй
Пока мы обсуждали варианты ночлега, на глаза попалась местная газета с броским заголовком статьи «Почему нельзя купаться в Котокеле», из которой следовало, что содержание аммиака в озере в 20 раз превышает норму. Происходит это в результате гниения водорослей из-за недостатка кислорода. Вода может неблагоприятно воздействовать на кожу, а питье такой воды — привести к желудочно-кишечным расстройствам. Вода в озере летом значительно прогревается, иногда до 25,8°С; а из-за цветения планктона летом прозрачность ее падает до 0,6-0,8 м.

Вторую попытку найти чистое место для ночлега в палатке мы сделали сразу после Гремячинска, где автодорога выходит на берег Байкала. Найти не занятые отдыхающими привлекательные и укромные места на песчаных пляжах теплых бухт, где может проехать автомобиль, в пик летнего сезона проблематично. После Гремячинска до Максимихи (64 км) дорога идет по кромке Байкала всего в 50-100 м от берега, позволяя легко найти место для стоянки по душе. Как правило, плотность отдыхающих уменьшается по мере удаления на север и где подъезды к берегу осложнены наличием песчаных барханов. До Турки (26 км) вдоль Байкала тянутся сплошные песчаные пляжи, в отдельных местах образуя высокие валы, скрывающие берег с дороги. В

5 км от Турки на берегу Байкала находится урочище Песчаные Бугры площадью около 2 кв. км. На песках встречается густой кедровый стланик, а также деревья с выветренными корнями, подобные знаменитым ходульным деревьям в бухте Песчаной, но высота корней над уровнем земли не превышает 1-1,5 м. На пляже здесь из-за сложности проезда всегда меньше отдыхающих, чем под Гремячинском.

Иркутск—Чивыркуй
Параллельно тракту сохранились участки старой дороги, которая иногда тянется по самому берегу, и при желании по ней можно проехать. Везде, где есть удобные съезды, на песчаных пляжах расположились целые палаточные лагеря отдыхающих. Здесь, поблизости от дороги, слышен шум проезжающих машин и грохот самосвалов, кажется, что даже пыль от них долетает до берега. Несколько съездов к берегу нам совершенно не понравились — кругом разбросанные консервные банки и бутылки, как-то не хочется после стольких километров пробега останавливаться среди шумного скопления отдыхающих. Все участки побережья, которые мы старательно осмотрели, замусорены до неузнаваемости.

Наконец, после неудачных заездов, уже в сумерках, нашли красивое место перед р. Безымянной. До берега около 800 м, но дорога проходима только для внедорожников, что и сохранило здесь берег в первозданном виде. Крутой подъем с поворотом на песчаную дюну для легковых машин недоступен, благодаря этому здесь нет следов кострищ, а великолепный песчаный пляж с девственной растительностью — редкий чистый оазис среди сплошь замусоренного побережья. С первой попытки заехать на дюну не удалось. Тяжелый Land Cruiser на узкой резине не смог въехать на песчаную горку. Вперед для пробивки колеи был брошен другой LC — на широкой резине. Подъем был взят, и мы с ностальгией вспомнили о непроходимых гобийских песчаных дюнах, разговор о которых уже продолжили у ночного костра.

Иркутск—Чивыркуй

Пляжи Турки

На следующий день была еще одна экскурсия. На 235-м км, сразу за Максимихой, уютным дачным поселком, находится примечательный парк-музей «Светлая поляна». В зоне отдыха «Губа Максимиха» насчитывается 16 турбаз, нам приглянулась «Светлая поляна». Увидев ее, мы сначала подумали, что это этнографический музей под открытым небом. Забор из частокола бревен со сторожевой башней и старорусские архитектурные луковицы деревянной церкви, выглядывающие из-за забора, совсем не напоминали турбазу. Однако это оказался настоящий туркомплекс с экзотическими теремами из круглых тесаных бревен, вплотную окруженных могучими кедрами, веранды рубленых сибирских домов нависали прямо над песчаным пляжем, а оригинальный дизайн внутренних двориков с плетеными ограждениями цветущих клумб и малые архитектурные формы с деревянной резьбой придавали постройкам сказочный вид. Построен комплекс в 1998 году, сейчас предлагает комфортный отдых по цене 1500 руб. в сутки. Неподалеку есть даже турлагерь из войлочных монгольских юрт. Характерно, что на пляжах, прилегающих к турбазам, идеальная чистота с объявлениями для «диких» туристов «Стоянка запрещена».

В 7 км от Турки находится курорт «Горячинск», возникший в 1751 г. на Туркинских минеральных источниках. Горячинский минеральный источник (1 км от берега Байкала) относится к группе азотистых сульфатно-натриевых горячих вод (+55°С). На базе Горячинского термального источника функционирует один из старейших курортов Восточной Сибири. Народное предание приписывает его открытие безвестному охотнику. В одной из таежных схваток с диким зверем его собака была сильно изувечена. Оставив ее около горячего источника, охотник продолжил промысел. А когда вернулся, собака была уже совершенно здорова. Следы, уходящие в воду, навели охотника на мысль о целебности источника. Тогда он сам залез в горячий ключ, и тяжкий недуг, долго мучивший его, как рукой сняло. Весть об этом быстро разнеслась по тайге, и охотники стали приходить к источнику для лечения разных болезней.

До 1962 г. курорт Горячинск располагал одним каптированным источником. В 1962-1964 гг. экспедицией «Геоминвод» на источнике пробурено 20 скважин, что позволило увеличить дебет источника до 1167 куб.м/сут/(13,5 л/с) с температурой на выходе 52-53°С. Кроме лечения минеральными водами и грязями, на курорте проводится лечебное голодание под наблюдением врачей. Один из наших друзей накануне поездки вернулся из этого санатория довольный результатом — после недельного голодания он потерял 10 кг, что обошлось ему 600 руб. в сутки.

Иркутск—Чивыркуй
От Максимихи дорога уходит далеко от берега в горы и выходит к Байкалу только в Усть-Баргузине. Между поселком Усть-Баргузин и турбазой «Максимиха» по берегу озера нет автомобильной дороги. Местами сохранились остатки старого Баргузинского тракта, есть пешеходная тропа. В 2 км от Максимихи, справа от дороги, расположено Духовое озеро (высота над уровнем Байкала 95 м, длина — 2,5 км, ширина — 1,6 км). Вокруг озера растет густой лес из кедра, пихты, сосны и лиственницы. Рыбаки считают, что в озере ловятся самые вкусные в Бурятии «духовистые» караси. Мы тоже попытались поймать этих карасей, но даже не смогли через трясину подойти к кромке воды. Без надувной лодки и знания «мест» можно сюда не соваться.

После спуска с гор мы попали в Баргузинскую долину. Название долины, по мнению краеведа М.Н. Мельхеева, идет от этнонима «баргуты» (глухомань, окраина) — так называлось монголоязычное племя, некогда населявшее долину. Длина Баргузинской котловины свыше 200 км, при максимальной ширине в ее средней части, выше пос. Баргузина — до 35 км. Баргузинская долина известна многочисленными минеральными источниками и живописными скалами на склонах Икатского хребта. Среди останцев интересных форм выделяется красивая гряда — Сувинские скалы, длиной 300-400 м и высотой 40-50 м, камни Ухер-Шулуун, Грибок (Сфинкс), скалы Камнига. По долине проходит дорога на Курумкан, она давно не ремонтировалась и на ней во множестве появились ямы.

Трасса ХХI века Улан-Удэ—Курумкан

Ударные темпы строительства магистрали от Улан-Удэ до Байкала позволят закончить трассу к 2010 г. Первые асфальтированные километры новой супердороги в районе пос. Турка, где планируется строительство современного морского порта, уже готовы. В сторону Чивыркуйского залива на одном из участков мы проезжали по гравию, через два дня на обратном пути — уже по новому асфальту. До 2015 года в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» автодорога Улан-Удэ—Турунтаево—Курумкан (217,45 км) будет реконструирована до параметров третьей технической категории. Согласно республиканской целевой программе «Дороги Бурятии XXI века», ориентировочная стоимость реконструкции дороги в ценах 2007 года — 8,783 млрд. рублей. 29,1 км дороги планируется ввести в эксплуатацию уже в 2007 году. Строительство дороги ведется с перспективой создания будущей ОЭЗ «Байкал» на восточном берегу Байкала с центром в пос. Турка. Что имеет ряд преимуществ по сравнению с вариантами размещения ОЭЗ в Иркутской области: протяженные песчаные пляжи, теплая вода в заливах, более значительный перепад высот и больший период снежного покрова для горнолыжных курортов. На создание ОЭЗ в Прибайкальском районе Бурятии планируется потратить 57,06 миллиарда рублей до 2026 года, т.е. в 4 раза больше, чем на ОЭЗ в Иркутской области. Бурятия предложила федеральному центру создать ОЭЗ площадью 78 тыс. га. Изюминкой проекта является горнолыжный комплекс на горе с отметкой 1771 м стоимостью более 7,5 млрд. руб., претендующий в будущем на мировое лидерство среди горнолыжных курортов. На семи земельных участках побережья с пляжами планируется построить 14 пятизвездочных отелей на 1,1 тыс. мест, 16 четырехзвездочных отелей на 3,2 тыс. мест, 24 отеля класса «три звезды», рассчитанных на 10,1 тыс. мест, а также 800 коттеджей на 8 тыс. мест — то есть более чем 22 тысячи туристов смогут отдыхать здесь одновременно.

Гора без названия для организации курорта была выбрана экспертами — специалистами компаний из Хорватии и Австрии, которые разрабатывают концепцию создания всех семи российских турзон. Бурятия привлекла для разработки проекта международного эксперта — компанию Ecosign Mountain Resort Planners Ltd («Экосайн») — проектировавшую более 200 горнолыжных курортов мира. Подходящее место нашли в естественной горной чаше в 20 км от Байкала, недалеко от озера Котокель. Горнолыжный городок будет соединяться с побережьем Байкала гондольной канатной дорогой. По мнению канадцев, гора высотой 1771 м имеет огромный потенциал, и в перспективе горнолыжный курорт сможет принимать до 80 тыс. туристов в день, что делает его одним из крупнейших горнолыжных центров мира. Для сравнения: «Гора соболиная» в Байкальске принимает максимально от 600 до 1,5 тыс. отдыхающих, а знаменитый курорт «Три Долины» («Мерибель», «Куршевель» и «Валь-Торанс») во Франции обслуживает ежедневно 55 тысяч туристов. «Вершина 1771» обладает значительно большим количеством спусков, чем знаменитый центр во Франции, и может быть использована для катания со всех сторон. Первый этап предусматривает строительство пока лишь восьми подъемников и комфортабельного городка на восемь тысяч туристов. Первый снег здесь появляется ранней осенью и лежит до начала июня. Благодаря своему местоположению (в небольшом удалении от Байкала и в непосредственной близости от озера Котокель) гора имеет уникальный микроклимат. Здесь всегда много снега, а температура воздуха не опускается ниже минус 16-18 градусов по Цельсию. Местное население называет гору «Бычьей» — на самой ее вершине расположено незамерзающее озеро, где любят выяснять отношения самцы-изюбри.

На байкальском побережье в этом районе множество совершенно нетронутых цивилизацией мест и незастроенных участков. Великолепные песчаные пляжи и классные отели могут стать «российским Куршевелем». Автодорога проходит по всему восточному побережью, что позволит туристам легко добираться до Чивыркуйского залива, известного теплой водой и прекрасной рыбалкой, а также в Баргузинскую долину с ее многочисленными минеральными источниками и возможностью подъема на заснеженные горы Баргузинского хребта. Вместе со строительством новой 250-километровой дороги от Улан-Удэ до Усть-Баргузина будет построен новый мост через Селенгу, обновлен и приведен в соответствие с мировыми стандартами аэропорт в Улан-Удэ, а также построен мост через реку Баргузин.

Иркутск—Чивыркуй
В Турке планируется построить морской комплекс, где будут созданы условия для любителей парусного спорта, яхтинга и серфинга. От порта Турка водный путь короче, чем от Листвянки до всех наиболее популярных мест Байкала — Малого Моря и острова Ольхон, Ушканьих островов, Чивыркуйского залива и Северного Байкала.

Общий срок сдачи работ по разработке концепций по всем семи особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа в России — 1 октября 2007 года. Если не произойдет каких-либо изменений, то уже через пять лет иркутяне смогут по новой дороге выезжать на выходные на горнолыжный курорт мирового уровня.

На очередной паром мы опять попали в обед и на большую очередь. Пришлось пропускать два парома, прежде чем удалось заехать. Хотя ширина реки здесь небольшая, одна переправа туда и обратно занимает около 30 минут. На паром помещается 8 легковых автомобилей. Если очередь большая, что бывает летом, простоять можно и час, и два. Стоимость переправы 40 руб. с автомобиля. Она находится непосредственно в Усть-Баргузине и к ней нужно проезжать через весь поселок. По пути, на ул. Ленина, 24 можно посетить Визитный центр Забайкальского национального парка и задать вопросы о достопримечательностях на маршруте.

Парк дикой природы — Чивыркуйский залив

Цель нашей поездки — Чивыркуйский залив — один из наиболее далеко вдающихся в сушу байкальских заливов, знаменитый своей теплой водой и живописностью берегов, густо заросших таежным лесом — была достигнута только к вечеру вторых суток. Сразу замечу, что желанная цель на поверку оказалась не такой привлекательной — совсем небольшой пляж, на котором много палаток и народу, поэтому, доехав до Монахово и искупавшись в знаменитой теплой воде, мы предпочли вернуться на безлюдную песчаную косу перешейка, где вода холоднее, но зато совсем нет отдыхающих и можно наслаждаться одиночеством.

Иркутск—Чивыркуй

Пена на Бармашовом озере

Автомобильная дорога по Чивыркуйскому перешейку от кордона на въезде в Забайкальский национальный парк (на спидометре суточного пробега — 638 км от Иркутска) до Монахово — 37 км, но проехать их можно примерно за полтора часа. Дорога от кордона нацпарка идет мимо озер Бармашовых, вдоль урочища Мягкая Карга до развилки в местности Баргузинский Култук (по-эвенкийски «Угол»). От развилки дорога, уходящая вправо, ведет в Чивыркуйский залив, уходящая влево — в местность Глинки. Здесь раньше действовал большой рыбоприемный пункт, в 1998 году был построен туркомплекс «Глинки-лодж», который позже сгорел. От Глинки вверх ведет пешеходная тропа на гору Видовка и далее на горное плато полуострова Святой Нос. Примерно на середине урочища Мягкая Карга находится смотровая вышка, откуда хорошо просматриваются окрестности. На перешейке с интервалом в несколько километров — рыболовецкие станы (Ельзиха, Кедрово и Кузьмино). Ловят рыбу в Баргузинском заливе становыми неводами, которые устанавливают в одних и тех же местах в 1-2 км от берега. Бывает, при вытаскивании невод серебрится от рыбы — омуля, хариуса, сига. В заливе возможен любительский и спортивный лов рыбы.

Особенно плоха дорога — с ухабами и глубоким песком — на перешейке (22 км), затем она становится лучше и от берега Баргузинского залива через горы приводит в Монахово (14 км). В 7 км от берега после мостика через ручей Буртун находится оборудованная стоянка с деревянным онгоном — духом-хранителем Чивыркуя, отсюда начинается популярная тропа на одну из вершин Святого Носа. В местности Монахово стоят катера Забайкальского национального парка, на которых можно сплавать на Змеевый источник. Небольшой пляж, отделенный от материка непроходимым болотом, имеет постепенно углубляющее идеальное песчаное дно в заливе, оборудован для стоянок туристов и огорожен от заезда автомашин. Вот только свободного места на нем нет. Палатки стоят вплотную друг к другу, к тому же в одном из лагерей на весь пляж гремит музыка.

Чивыркуйский залив углубляется в сушу между материком и полуостровом Святой Нос на 26 км. Ширина Чивыркуйского залива в северной части у его выхода достигает 12 км, в средней — 6-8 км, в южной

8-10 км. Пологие берега залива густо заросли лесом и имеют множество бухт и живописных мысов. Однако проехать по его берегам на автомобиле можно всего в нескольких местах — в Монахово, где стоит всего три дома, а длина песчаного пляжа не превышает 600 м, в Катунь — дорога туда сильно разбита, и наконец, в центральный рыболовецкий стан в пос. Курбулик, где пляжа вообще нет, а дорога проходит далеко от берега по горам.

Глубина большей части залива не превышает 10 м, средняя глубина 8-15 м, поэтому вода хорошо прогревается, достигая в начале августа температуры +19...+22°С, а в бухте Крутой и у с. Монахово — +22...+23°С. Севернее этого места в бухтах Окуневой и Сорожьей температура воды летом бывает обычно на 2°С выше, чем в Монахово. Название этой местности, говорят, возникло от скита, в котором в XIX в жили монахи Баргузинского Спасо-Преображенского собора. В бухтах Чивыркуйского залива часто встречаются песчаные пляжи, где растут сосны и кедры, придавая особую привлекательность, но попасть на них можно только пешком или на катере. В заливе много глубоких бухточек, надежно прикрытых от всех байкальских ветров. Величественные мысы — Онгоконский, Безымянный, Крутой, Крохалиный, Фертик: семь скалистых островков с птичьими базарами, горячие источники в бухте Змеиной, масса рыбы — все это привлекает сюда множество туристов. Плюс обилие клюквы и голубики на восточном берегу залива.

Въезд на территорию Забайкальского национального парка платный. На кордоне с шлагбаумом взимается плата 100 руб. за въезд на автомашине и 30 руб. с человека за сутки пребывания. Эти деньги идут на уборку мусора и рекреацию территории. Ежегодно работники парка фиксируют на въезде около 3500-4000 автомашин, в каждой из которых в среднем находится по 3-4 чел. Наша машина проходит под номером 3417. В год территорию парка посещает свыше 22 тыс. туристов. Понятно, что убрать мусор за этой армией силами одних волонтеров и работников парка проблематично. И хотя для сбора мусора устроены закрытые мусоросборники, и отходы три раза в неделю вывозятся из парка, мусорные кучи стремительно накапливаются по всему побережью.

Иркутск—Чивыркуй
На Чивыркуйском заливе совсем мало турбаз. Одна из них — «Земля Байкала» — расположена в Монахово, другая — в Катуне. Еще летом работает плавучая гостиница — севернее бухты Змеиной.

Мы возвращаемся на берег Баргузинского залива. Здесь также много палаточных лагерей, но они рассредоточены на всех 18 км песчаного пляжа шириной от 10 до 20 м и не бросаются так сильно в глаза, как скопление людей в Монахово. Берег Баргузинского залива на Чивыркуйском перешейке называется Мягкая Карга, это самое широкое и протяженное поле песчаных древних береговых валов на Байкале (более 200). Ширина зоны береговых валов не превышает

1,5-2,0 км, высота валов достигает 4-5 м. Песчаные холмы сейчас заросли обильно плодоносящим низкорослым кедром и пышными зарослями кедрового стланика, сплошь усеянными кедровыми шишками, до которых легко дотянуться рукой, здесь же кусты со спелой голубикой и ягодами шиповника. На берегу много сухих дров, и практически в любом месте можно остановиться на ночлег, спрятавшись среди песчаных холмов. Выехать на пляж из-за примыкающих болот возможно не везде, поэтому сохраняются совершенно нетронутые и дикие места.

Раньше полуостров Святой Нос был островом, отделенным от материка проливом, но многовековые осадки, выносимые в Байкал реками Чивыркуй и Баргузин в течение 10 тыс. лет заполнили существовавший ранее Баргузинско-Чивыркуйский пролив, и образовалась протяженная песчаная коса перешейка. По геофизическим данным, мощность рыхлых донных отложений достигает в районе перешейка 500 м.

Иркутск—Чивыркуй
Мягкая Карга с великолепным песчаным пляжем, с пышущим зноем песчаными дюнами, покрытыми пятнами пышной зеленой кедровой растительности становится нашим пристанищем на два дня. Нас не тревожат туристы, их соседние лагеря не видны даже в бинокль. На Байкале уже мало подобных мест с идеальным песчаным пляжем, где совершенно нет людей и можно наслаждаться дикой природой и одиночеством. Ночью на пляж идет мощный накат волн, под шум которых хорошо спится, днем ветер стихает и можно купаться в спокойном озере. Северный ветер при скорости 10-15 м/с вызывает волнение до 5-6 м, но если ветра нет, вода хорошо прогревается.

Река Баргузин при ежегодном паводке выносит в Байкал огромное количество сухого торфяника, который затем выбрасывается на песчаную косу Карги. Черные мелкие древесные останки растений и коры оседают на светлом песке во время прибоя, как следы пожарищ, слегка портя внешний вид золотистого песка. Зато много дров и выброшенных на берег сухих щепок для костра.

Солоноватые озера Бармашовое, Среднее, Малое и Светлое находятся рядом друг с другом. Площади их соответственно равны — 1,37, 0,12, 0,21, 0,22 кв. км. Максимальные глубины близки к 1,5 м, несколько глубже озеро Бармашовое. Из-за малых глубин озера хорошо прогреваются летом. Все водоемы бессточные. Минерализация озер Бармашового и Среднего превышает 2 г/л. Озера Малого — 1,5 и озера Светлого — 0,5 г/л. Берега у всех озер песчаные и слабо заросшие, лишь у озера Светлого прибрежная часть заросла осоковой растительностью. Установлено, что вода Бармашового озера содержит фтор, и местные жители используют ее для лечения кожных заболеваний. По своим лечебным свойствам грязи — сапропели озера соответствуют грязям санатория Куениерму в Прибалтике. Грязь возят на курорт в Горячинск для организации грязевых ванн отдыхающим. Берут ее из болота в северной части. Летом на берегах озера можно наблюдать белую пену, которой много на пляже при волнении. Вода в озере на ощупь мягкая, щелочная. После купания для наибольшего лечебного эффекта не рекомендуют обмываться в байкальской воде или протираться полотенцем. Рыбы нет, заход — мелководный, вода сильно цветет. Вдоль восточного берега Бармашового озера проходит автомобильная дорога. На берегу густой сосновый лес с полянами и следами стоянок.

На обратном пути мы делаем экскурсию на Бармашовое озеро, расположенное в 5 км от въездного кордона. Вода озера знаменита лечебными «свойствами», и многие стараются на выезде из парка искупаться в нем.

Иркутск—Чивыркуй
Обратный выезд в Иркутск за один световой день у нас также не получился, пришлось заночевать в гостинице «Култушной» на Посольском Соре. Кстати, на Чивыркуйский залив можно отправиться и без автомобиля, предварительно доехав рейсовым транспортом до Усть-Баргузина. От Улан-Удэ до Усть-Баргузина (270 км) ходят микроавтобусы, время в пути 4-5 часов, стоимость проезда 300 руб. с человека

Сергей Волков

Автомаркет+Спорт № 33/2007

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог