ОКОЛЕСИЦА | ||
Прохождение ТО с использованием средств технического диагностирования заставило всех владельцев транспортных средств обратить пристальное внимание на техническое состояние своих автомобилей. Остаться без заветного талона о техосмотре (говоря правильно — бирки) сегодня можно как за проблемы с двигателем, так и за лишнюю дырку в госномере. Порой список неисправностей автомобиля переваливает за десяток позиций. Даже просроченная медицинская карточка водителя (срок действия — три года) становится преградой для прохождения ТО. Проблем при техосмотре хватает, и о некоторых из них мы попросили рассказать Владимира МИКЛОШЕВИЧА, директора ООО «Диавто» — пункта инструментального контроля в Правобережном округе Иркутска на ул. Челябинской, 25.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОРОн обязательно присутствует при прохождении ТО. Любые уверения в том, что техническое состояние транспортного средства проверяется при помощи бесстрастного компьютера, просто слова. Ведь за рулем все равно сидит человек, и не важно, владелец он машины или сотрудник станции ИК. Например, есть несколько способов забраковать автомобиль на тормозном стенде. Допустим, не плавно, а резко нажать на педаль тормоза. Тогда при замерах прибор может выдать искаженное значение, что будет диагностироваться как неполадки в тормозной системе. Вторая причина: машина заехала на тормозной стенд немного боком. В этом случае одно из колес стоит не на двух роликах, а на одном, или на второй ролик колесо заезжает не полностью, хотя при этом касается датчика присутствия. Естественно, компьютер не видит этой картины и, продолжая тестировать тормозную систему, выдает неисправность. Если сотрудник ИК заинтересован забраковать машину, он чуть-чуть подвернет руль, и тормоза окажутся неисправны.
Давление в шинахПеред техосмотром необходимо выровнять давление в шинах! Разница давления сказывается не только на управляемости машины, но и на работе тормозной системы. По словам Владимира Миклошевича, при социализме на давление в шинах обращали особое внимание. По автоколоннам страны ездила комиссия Минтранса, проверяя наличие колпачков на вентилях. Без колпачков требуемое давление удержать проблематично. Причина в грязи и соринках, которые забиваются в вентиль, мешая нормальной работе золотника: он просто не возвращается на место после нажатия. В результате колесо начинает понемногу, но постоянно спускать. Зная о коварстве золотников и их чувствительности к соринкам, в техцентрах лишний раз давление не проверяют, чтобы меньше было жалоб типа: «Пока вы не лазили, колесо не спускало». Правда, перед заездом на тормозной стенд просят выровнять давление в колесах или подкачать их, если видят, что шины «слабоваты». Причина — при разности давления происходит изменение усилий на одной оси. Слабое колесо, как правило, показывает на стенде большее усилие, чем накачанное. Пятно контакта увеличивается, разница диаметра колеса уменьшается — все это сказывается на замерах. Если же давление в шинах в пределах нормы, а на стенде при повторной проверке усилия на оси все равно остаются разными, то неисправность надо искать непосредственно в тормозной системе.
ТормозаТормозные стенды показывают не реальную картину торможения, а то, что происходит с тормозной системой в допустимой погрешности. Главное, чтобы при торможении колеса останавливались одновременно. Если одно колесо блокируется раньше другого (идет на юз), значит, в дороге машину занесет в ту или иную сторону. Конечно, особое внимание при проверке тормозов уделяется визуальному осмотру из ямы. Течь тормозной жидкости недопустима, так как, попадая на колодки, она становится смазкой. Трещины на тормозных шлангах — повод для их замены. В «Диавто» уже несколько раз прямо на стендах у машин лопались тормозные шланги: не заботясь о техсостоянии автомобиля, водители слишком усердно давили на педаль тормоза. К каким последствиям может привести разрыв тормозного шланга в дороге, говорить не приходится. Здесь сразу возникает другой вопрос — стоит ли мыть машину перед техосмотром? Многие перед ТО боятся залить водой тормозные диски. По идее, после мойки достаточно проехать несколько десятков метров и 5-6 раз притормозить, чтобы просушить механизмы. На станции ИК в Затоне даже висит объявление, которое предупреждает, что после мойки необходимо посушить тормоза. Но машину с мойки выгоняет сотрудник станции, поэтому не знаешь — сушил он тормоза или нет. На Челябинской еще не было претензий к тормозам из-за мойки. Случается, что после мойки водитель кружит по территории автобазы, сушит колодки, а стенд все равно показывает неисправность — тогда причину следует искать непосредственно в тормозной системе.
ШиныПроверяя, на какой резине должна эксплуатироваться машина, в ИК смотрят на таблички, которые клеятся в арках дверей. Был случай, когда Toyota Mark II приехал на ТО на позолоченных 18-дюймовых дисках, причем владелец уверял, что поставил их в соответствии с табличкой на стойке кузова. И действительно, похожая на заводскую наклейка была, правда, отвалилась при легком прикосновении… А под ней обнаружилась настоящая, указывающая, что Toyota Mark II должна эксплуатироваться на дисках диаметром 14-15 дюймов. Впрочем, владельца машины это не смутило — на следующий день он приехал на «обычных» колесах, прошел техосмотр и сказал, что сразу заменит их на золотые. Убедить его в том, что машина проходила испытания на колесах меньшего диаметра, не удалось. Штрафов на дороге он не боялся. Далее, кроме использования дисков большего диаметра, нельзя на одной оси использовать разную резину. Одинаковым должен быть тип шин и рисунок протектора. Шипованные шины должны стоять на всех колесах. Не проходят ТО машины, «обутые» в шины, отличающиеся размерами и нагрузкой.
Рулевое управлениеНа современном иностранном автомобиле в 99% случаев нет люфтов в рулевых механизмах, или они находятся в допустимых пределах. У российских машин все наоборот. На ТО заезжали маршрутки «Газель», у которых люфт доходил до 70 градусов. Есть люфты у «Жигулей», «Москвичей», на «Волгах». Бывают проблемы с рулевым у Kia Besta, Hyundai Grace, SsangYong Istana — эти микроавтобусы используются как маршрутные такси, поэтому эксплуатируются на износ. Однажды на станцию заехал старый ЛиАЗ, у которого поменяли весь рулевой механизм, но проблемы с управлением остались. И когда стали досконально его осматривать, выяснилось, что швеллер, на котором крепится рулевой механизм, лопнул, оторвавшись от рамы. Упасть вниз ему не дали тяги и шланги. Слесари, устанавливавшие новые тяги и наконечники, даже не заметили этого, выпустив автобус из гаража.
Стучим понемногуОдна из причин стука в рулевой рейке — износ механизма зацепления. Чаще прочих деталей изнашиваются втулки, которыми рейка крепится к кузову. В этом случае стучит не рейка, а крепеж. Когда люфт 1-2 мм, ездить можно. Когда он выше, машина останется управляемой, но ездить уже некомфортно. Ремонтировать рулевой механизм должен грамотный специалист, иначе руль будет «закусывать» или вообще заклинит. При техосмотре сотрудники станции смотрят на панель управления при включении зажигания. В этот момент загораются датчики ABS — если есть, подушки безопасности и т.д. Затем они гаснут. Не гаснущий датчик сигнализирует о неисправности. Машины с газобаллонным оборудованием при заезде в бокс должны переключиться на бензин, чтобы проверить выхлопные газы на СО. В этот момент контролер проходит мимо с прибором — течеискателем. С его помощью проверяется утечка газа. Случается, что прибор начинает пищать, как только машина заходит в бокс, но при тщательной проверке течи не обнаруживается — оказывается, машину только что заправили газом. Анатолий Зимин
Автомаркет+Спорт № 29 | ||