Покорение горы Уныман-Баран на мотоциклах
Просмотров: 7100
11 Сентября 2009

ПОКОРЕНИЕ УНЫМАН-БАРАНА ИЛИ БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ









Уныман-Баран

Наверняка покорение ангарчанами горы Уныман-Баран, которая находится далеко в тайге, если и не войдет в историю местного экстремального мототуризма, то уж, во всяком случае, надолго останется в памяти самих экстремалов и их родственников. Впрочем, почему не войдет в историю? Обязательно войдет. Вряд ли кто-то еще умудрялся подняться на вершину горы на высоту 1800 метров над уровнем моря на мотоциклах. Во всяком случае, местным это едва ли придет в голову. На такое способны только сорвиголовы. Потому что за победу надо платить. Трудом, потом, травмами. Но начнем сначала.

Раз попытка, два попытка…

Пошли в восемь мотоциклов: легкие и мощные, специально предназначенные для тяжелого off-road два Suzuki DRZ400 — один Дмитрия Кутузова, второй — Александра Андреева, две Yamaha WR450 — Эдуарда Мататова и Евгения Назарова, Honda XR400 Алексея Пузырева и три легендарных 250-ки — Yamaha TTR и Yamaha TTR Raid. На них ехали Олег Филатов, Александр Филатов и Виктор Шадрин.

Задача была не только покорить вершину, но и не проехать ни одного метра по асфальту. Поэтому от самых гаражей решили отправиться тропинками и гравийными дорогами до Чебогор, оттуда по дороге на Тальяны до Широкой пади, потом — на Ивановку, через Тойсук на Черемшанку по болотистой дороге с колеей и дождевыми ваннами. Переправиться по пешеходному мосту через Китой в Раздолье, повернуть на Октябрьский.

Однако неприступный Уныман-Баран не дался. Из-за прошедших незадолго до путешествия дождей реки поднялись. На переправе недалеко от поселка Чебогор один из спортсменов из-за травмы ноги не смог удержать Yamaha TTR и «принял ванну» вместе с мотоциклом. Мотоцикл вытащили и привели в порядок, но что-то не заладилось... Через какое-то время на этом же мотоцикле из-за падения сломался рычаг переключения передач. «Один за всех и все за одного!» — решили ангарчане. Если вперед не едет даже один, значит, не едут все. Всей группой вернулись в Ангарск, отремонтировали мотоцикл и на следующий день, 15 августа, вновь отправились в Саяны.

На Уныман!

Дозаправились в Раздолье, стартовали. Дорога до поселка Октябрьского оставила разные впечатления. Одни говорят, что дорога — почти автобан, другие — не очень на то похоже. Надо полагать, истина где-то между, а мнения участников зависят от технического состояния и марки мотоцикла. От Октябрьского группа взяла направление на местность Подкамень. Прошли несколько прижимов на Китое, «притопили» две TTR-ки, которые захлебнулись в волне, поднятой ими же самими. Реанимировали мотоциклы, после чего прошли так называемую Неудачку — отсыпанный участок дороги вдоль Китоя, который иногда смывает. А потом снова были прижимы и снова дорога. К вечеру добрались до горного озера Нухун-Гол.

Ехали без палаток, только со спальниками и ковриками. Это обусловило режим передвижения: от зимовья — к зимовью. Так как на озере есть домик, ночевать решили здесь.

Утро началось с небольшой неприятности — Алексей Пузырев решил подкачать колесо своей Honda и с корнем вырвал пипетку. Камеру на 21 дюйм заменили восемнадцатидюймовой «китаянкой», которая впоследствии успешно выдержала все испытания.

С утра поднялись по наметкам бывалых туристов в сопку, но потеряли дорогу, пришлось вернуться. Дорогу нашли на другой стороне озера. После трех серьезных затяжных подъемов вышли к заброшенному поселку Горный. Сегодня от поселка геологов практически ничего не осталось — остовы домов, полуразвалившиеся печи. А в недавнем прошлом здесь кипела жизнь...

Предположительно на развилке на Дабады ушли вправо. Дорога все время шла в гору, места попадались колоритные — кое-где по дороге текли ручьи, а кое-где — и настоящие реки. Грязь чередовалась с валунами и с буреломом. И вот он — миг победы, которым можно наслаждаться вечность! Вдали — панорама Саян, а рядом — плечи товарищей. Конечная точка путешествия. Оказалось, и здесь надо быть осторожными — территория входит в полигон по отработке точности стрельбы военных самолетов: удалось даже найти щиты и стреляные гильзы.

После обеда решили пройти по гребню хребта и спуститься тропами к реке Холомхе. Гора оказалась иссечена шурфами — в 50-60-х годах здесь всерьез занимались геологоразведкой. Но ангарчан ждало разочарование: карты закончились, а GPS не мог показать заброшенную дорогу. Погода всерьез испортилась — начался ливень. Горючего осталось только на обратный путь. Пришлось отказаться от идеи замкнуть круг, и возвращаться обратно.

Раз на раз не приходится

И тут случилось то, что иногда происходит с мотоциклистами. Дмитрий Кутузов сломал ногу. Все были экипированы по последнему слову моды и технологии, однако бывают ситуации, когда защита не срабатывает.

— Все произошло буднично, — рассказал Дмитрий. — Поставил ногу на бревно. Из-за дождя нога соскользнула, я упал. Нога попала между бревном и мотоциклом. Перелом произошел выше мотобота.

В первые же минуты Дмитрию была оказана медицинская помощь — кости поставлены на место, из обрезка коврика и алюминиевых стоек рюкзаков сделана лангетка. Евгений Назаров вырубил костыли.

Первой мыслью было спустить пострадавшего на носилках, однако это оказалось невозможным — слишком крутой спуск. Все-таки горы.

Поразмыслив, поняли, что есть только один способ безопасной эвакуации товарища — вертолетом. Было решено, что с Кутузовым остаются двое — Назаров и Филатов. Остальная группа должна была вернуться в Ангарск и сообщить спасателям о происшествии.

Под проливным дождем спустились до озера. До реки Кункуй пришлось преодолеть три подъема. Мотоциклы затаскивали на руках. 13 километров от Горного шли с 10 часов утра до пяти вечера. Температура воздуха падала. Уже не шла речь о пробеге «ни метра по асфальту», ехали самой короткой дорогой. В Целотах, наконец, появилась связь. Однако Ангарский поисково-спасательный отряд ничем помочь не мог: вертолета у них не оказалось. Дали телефон иркутского МЧС. Дозвонились, однако дежурный по Иркутской области поинтересовался, а есть ли у ангарчан страховка? И, узнав, что нет, сказал, что все спасатели сейчас в Хакасии и помочь ангарчанам некому...

В 22.00 мотоциклисты сидели в офисе поисково-спасательного отряда Ангарска. Надо отдать ангарским спасателям должное — они были готовы пешком выйти к месту ЧП и на носилках вынести пострадавшего, но время поджимало — друзья могли просто замерзнуть в горах. Как выяснилось позже, переживали не зря: к утру дождь над Разведочным превратился в снег, и все мокрые вещи заледенели.

На биваке друзьям пришлось провести двое с половиной суток, а тем временем их товарищи метались в поисках помощи: связались даже с пилотом легкого вертолета, который возит туристов на Шумак. Однако пилот честно сказал: «Если там нет площадки под посадку, слетать я могу, а вот сесть — не сяду. Деньги заплатите зря». Наконец обратились в иркутский Центр медицины катастроф. Не бесплатно, но для товарища ничего не жалко.

Специалисты Центра действовали быстро и профессионально. 18 августа в 15.00 Иркутский грузовой аэропорт «дал погоду», и через два часа вертолет вылетел в Саяны. Вместе со спасателями летел Эдуард Мататов — выводить из тайги мотоцикл товарища. До места ЧП летели 45 минут.

— Таким спецам — респект и уважуха! — хором говорят ангарчане. Дмитрия на носилках подняли на борт, и через 45 минут вертолет сел в аэропорту Иркутска...

Все хорошо, что хорошо кончается. Хорошо, когда рядом друзья.

А Эдуард Мататов на вопрос, как ему чужой мотоцикл, только машет рукой:

— Устал в три раза больше, чем если бы ехал на своем!

Майкл Степлер

Автомаркет+Спорт № 29/2009

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог