Вообще-то об этом автомобиле — Mitsubishi ЯVR — «А+С» подробно уже рассказывал, в результате чего ЯVR из культового и харизматичного авто превратился чуть ли не в изгоя. Насчет изгоя я, может быть, и утрирую, но то, что продажи модели на рынке катастрофически упали — это факт. Люди стали бояться требовательного и капризного автомобиля. Плюс ко всему, именно в то время стали появляться первые представители японского second-hand, оснащенные непосредственным впрыском топлива (GDI, D4, NEO-DI), также оказавшиеся особо требовательными к обслуживанию и не отличающиеся надежностью своей топливной системы. Но с тех пор прошло почти пять лет. Много бензина утекло и сгорело в цилиндрах. Люди вновь стали посматривать в сторону альтернативных марок автомобилей. Но если Nissan, Subaru и в особенности Honda сегодня переживают буквально ренессанс на авторынке, то вот к моделям от Mitsubishi до сих пор сохраняется настороженное отношение.
|
Многие владельцы и поклонники Toyota с некоторым превосходством смотрят на японские авто других марок, считая свои машины наиболее надежными и приспособленными к нашим условиям эксплуатации и ненавязчивому сервису. Их оппоненты в свою очередь называют Toyota автомобильным ширпотребом и утверждают, что при грамотном и своевременном обслуживании те же Subaru или Honda по надежности как минимум не уступают Toyota, при этом имеют собственный характер и харизму. Что касается последнего, то упрекнуть Mitsubishi вообще и модель ЯVR в частности в отсутствии стиля и характера сложно. Второе поколение «Яврика» (так ласково называют ЯVR их владельцы и многие перегонщики) сохранило и пресловутую харизму, и практически все положительные качества, присущие модели первого поколения. Эргономика, простор и комфорт, широкие возможности трансформации салона, легкое управление, спортивные повадки на дороге — это далеко не полный список достоинств ЯVR. «Яврик» способен покорить функциональным, комфортабельным и удобным салоном. Сдвижная боковая дверь весьма удобна на тесных парковках. Вынесенный на прилив центральной консоли селектор «автомата» освобождает проход между передними креслами. Задний диван немного сжат в ширину и слегка низковат, но при этом он в очень широких диапазонах сдвигается вперед-назад и вполне удобен как для сидения, так и для лежания. К тому же весьма объемным остается багажник машины. И главное, интерьер ЯVR отличает высокое качество применяемых материалов (чем, к примеру, не может похвастать Toyota Nadia). Можно сказать, что к кузову и салону машины претензий практически ни у кого не возникает. Чего, к сожалению, нельзя сказать о технической составляющей.
GDI: еще диагноз, уже не приговор
|
|
Передние панели ЯVR первого (вверху) и второго поколений во многом различаются, но преемственность, как и во внешности, налицо |
|
Прежде всего — это двигатели. На второе поколение ЯVR устанавливались три бензиновых двигателя, из которых только один имел нормальный распределенный впрыск топлива. К сожалению, самые распространенные и, казалось бы, подходящие для ЯVR моторы имеют ту самую систему GDI, из-за которой страдает репутация всех Mitsubishi в глазах наших автовладельцев. В первую очередь, отмечается достаточно невысокий ресурс топливного насоса высокого давления, который, в отличие от ТНВД у дизеля, не смазывается топливом. В результате даже в Японии рубеж в 100000-120000 км пробега может стать критическим для ТНВД «непосредственного» двигателя. Нетрудно представить, что при таких раскладах вся «радость» обслуживания и ремонта этого узла ложится на плечи и бумажники наших автовладельцев, чаще всего приобретающих машины именно с такими значениями пробега. Если вы планируете достаточно долго ездить на автомобиле с GDI, вам вряд удастся полностью избежать проблем, связанных с этой системой. Хотя, судя по отзывам, не столь уж и страшен GDI, как его малюют. И все же при покупке подержанного ЯVR (равно как и любого другого «непосредственного» Mitsubishi, такого как Grandis, Dion, Pajero) стоит особое внимание обратить на первичную диагностику двигателя. Необходимо посмотреть, как машина заводится на холодную. Исправный двигатель с GDI должен без особых проблем пускаться при -20°С, и даже при -25°С, если не с первого, то со второго раза точно. Далее прогретый двигатель должен работать ровно и спокойно. Если обороты холостого хода плавают — это верный признак начала износа ТНВД (как и на дизельных моторах). При этом звук работы двигателя может напоминать таковой у дизеля (характерное цоканье) — это нормально. Тахометр на холостом ходу должен показывать 600-650 об/мин. Кроме ТНВД, у «джедаев» часто выходят из строя датчики положения дроссельной заслонки, а также засоряется/закоксовывается сам узел дроссельной заслонки. Причем эта проблема нередко достается нам еще от японских владельцев Mitsubishi — такова уж особенность работы бензиновых двигателей на сверхобедненных смесях.
|
Sport Gear II — передняя панель напоминает таковую и у легкового Galant, и у внедорожного Pajero. И однозначно воспринимается как панель Mitsubishi. Обратите внимание: селектор «автомата» не мешает проходу между креслами, а бардачков — два |
Система непосредственного впрыска топлива (GDI) на самом деле не единственное ослабленное звено Mitsubishi вообще и ЯVR в частности. Внимания может потребовать и механическая составляющая моторов. К примеру, на очень многих ЯVR/Chariot/Grandis 1997-98 годов выпуска наблюдается стук поршневых «пальцев», что лечится только заменой поршней (конструктивный просчет). Гидрокомпенсаторы клапанов имеют ресурс от 50000 до 100000 км. Про балансирные валы и говорить нечего — в России их стараются «выключить» из работы при первой же возможности. А еще одним слабым местом GDI-двигателей являются форсунки. Чтобы они нормально «переваривали» наш бензин, их необходимо чистить каждые 10000-20000 км. При этом ультразвуковая чистка им противопоказана — только поточный метод. Признаки неисправностей форсунок схожи с таковыми для ТНВД: неровная работа на холостом ходу и затрудненный холодный пуск. Ну и, конечно, желательно использовать платиновые свечи зажигания. В магазинах можно без проблем встретить такие свечи специально для GDI-двигателей. К сожалению, это одна из немногих позиций запчастей для ЯVR, которые есть в наличии в магазинах Иркутска, но об этом позже.
|
|
Sport Gear II — справа у ЯVR была только одна дверь — водительская. Пассажиры вынуждены выходить только слева |
| От двигателя вместе с моментом перейдем к коробкам передач — как правило, автоматическим (поскольку МКП на ЯVR встречается только в редком даже для Японии сочетании с турбодвигателем). На второе поколение ЯVR ставились фирменные адаптивные коробки INVECS-II, которые, в принципе, неплохо зарекомендовали себя. У них крайне надежная электроника, проблемы с которой возникают разве что после контакта с водой (например, у утопленных некогда машин). Вообще-то с трансмиссионными болячками ЯVR (равно как и Grandis) на СТО достаточно редкие гости. Но учитывая конструктивную схожесть всех митсубисиевских «автоматов» INVECS-II, применявшихся не только на рассматриваемых нами моделях, можно сделать некоторые выводы. Так, основными слабыми местами этих коробок являются втулки маслонасоса и задних крышек коробки, у которых чугунные уплотнительные кольца буквально протачивают посадочные канавки в дюралевых деталях, из-за чего те выходят из строя. Эти проблемы — следствие конструктивного просчета. А вот выдавливание «пальцев» в планетарном редукторе и дифференциале — это следствие только агрессивной манеры езды некоторых владельцев Mitsubishi. Причем в отличие от маслонасоса, здесь нередко происходит полное механическое разрушение редуктора и кожуха коробки (иногда даже гидротрансформатор страдает). Опять же, если сбережение сателлитов редуктора и дифференциала может зависеть и от владельцев, то вот предотвратить поломку маслонасоса им вряд ли удастся. По крайней мере, от жидкости, заливаемой в АКП, это точно не зависит. Она, кстати, рекомендована особо: ATF SP2 или ATF SP3. Впрочем, здесь можно применять уникальный и универсальный Castrol Transmax-Z и даже обычный Dexron II (но только после полной переборки коробки). Главный принцип — не смешивать между собой разные ATF.
|
Sport Gear I |
|
Sport Gear II — задний диван у машин второго поколения остался тесноват для троих пассажиров. Но зато двоим будет вольготно |
|
Что касается трансмиссии, то у большинства ЯVR это Full Time 4WD, с классическим межосевым дифференциалом и вискомуфтой. Лишь самые недорогие версии с 1.8-литровыми моторами бывают с приводом только на передние колеса. Исключение составляет минивэн Mitsubishi Dion, у которого система 4WD применялась в версии VCU — без межосевого дифференциала, когда задняя ось посредством вискомуфты подключалась только при значительной пробуксовке передней. Здесь слабым местом считается как раз вискомуфта: до 80% всех ЯVR испытывают проблемы с ней. Как правило, неисправность вискомуфты проявляется в том, что она просто блокируется, после чего разница в угловых скоростях колес в крутых поворотах быстро «рвет» планетарный редуктор в «автомате». При наличии достаточных средств вискомуфту меняют, а при их отсутствии просто удаляют, после чего 4WD остается рабочей, но теряет возможность жесткой блокировки, и, соответственно, несколько ухудшается проходимость машины. Проверяется исправность трансмиссии медленным движением при максимально вывернутых вправо или влево колесах. При этом никаких посторонних звуков не должно быть, равно как и пробуксовки или притормаживании одного из колес — это явный признак заблокированной вискомуфты.
К сожалению (а скорее, к счастью), сказать что-то особенное по поводу подвески ЯVR нельзя, поскольку с ней эти машины в ремонт обращаются крайне редко. Впрочем, это не значит, что ходовая у ЯVR вечная: при покупке б/у автомобиля проверить подвеску на наличие люфтов или степень износа амортизаторов никогда не будет лишним — ведь рано или поздно могут потребовать замены и втулки стабилизаторов, и сайлент-блоки рычагов, и, естественно, амортизаторы. Но на фоне большинства других представителей японского автопрома, подвеску ЯVR (также как и Grandis) можно назвать весьма крепкой.
На изобилие не рассчитывайте
|
Mitsubishi RVR I
(1991-1997) |
Mitsubishi ЯVR ведет свою родословную с 1991 года, когда появилось первое поколение модели. Тогда эта модель произвела фурор не только в Японии, но и в консервативной Европе (там она продавалась под именем Space Runner). Фактически, модель даже опередила свое время, поскольку конкурент от Renault (компактвэн Scenic) появился только в середине 90-х годов. Но в отличие от французского авто, ЯVR был создан на основе не легкового автомобиля, а более крупного полноценного семиместного универсала повышенной вместимости Chariot/Space Wagon. Основным отличием японской версии модели стало наличие только одной сдвижной боковой двери и двухместный задний диван (у Space Runner задний ряд трехместный), который в компенсацию за уменьшенную ширину получил возможность продольного перемещения в очень широких пределах. Впрочем, пятидверные модификации ограниченными тиражами в Японии также продавались. Но гораздо более интересны две другие модификации ЯVR: Sport Gear и Open Gear. Первая из них у нас не просто хорошо известна, а наиболее востребованный вариант модели. Sport Gear отличается увеличенным дорожным просветом, улучшенным оснащением салона и внешним обвесом в стиле оff-road с кенгурином спереди и вынесенным наружу запасным колесом сзади. Эти модели выпускались и с бензиновыми моторами (атмосферными и турбированным), и с турбодизелем. А вот версия Open Gear в Иркутске не прижилась, хотя несколько лет назад по улицам ездило как минимум три таких автомобиля. Open Gear отличается отсутствием боковых сдвижных дверей вообще, увеличенными размерами передних (причем без рамок!) и сдвигающейся целиком назад передней секцией крыши, что позволяло передним пассажирам испытывать эффект поездки в кабриолете. Однако у этой конструкции оказалась слишком много недостатков. Во-первых, на скорости с убранной крышей сзади становилось просто невозможно сидеть — слишком сильно там буйствовал ветер. Более-менее нормально ехать можно было только с поднятыми боковыми стеклами. А во-вторых, кузов, лишенный жесткой связи по верхнему периметру, оказался слишком слабым: бряканье панелей и скрип резиновых уплотнителей уже через десять минут пути могли надоесть настолько, что даже отечественная «балалайка» ВАЗ-2109 мог показаться самым тихим авто в мире.
|
Mitsubishi RVR II
(1997-2002) |
В 1997 году появилось второе поколение модели. Новый ЯVR, благодаря биомеханическому стилю дизайна стал еще агрессивнее и современнее. Примечательно, что вопреки общемировой тенденции к увеличению размеров, второй «Яврик» получился даже чуть меньше первого. Однако автомобиль сохранил все свои внутренние преимущества, став удобнее в управлении. Но повторить успех первого поколения модели новый «Яврик» уже не смог. Что тому стало причиной — появление конкурентов (в том числе и в самой Японии), проблемы с надежностью или кризис внутри Mitsubishi Motor Company — теперь уже точно не сказать. Но одно бесспорно: продажи новой модели были ниже ожидаемого, а в Европе и вовсе оказалось проще выпустить совершенно новый, еще более компактный вэн — Mitsubishi Space Star. Возможно, снижению спроса в Японии способствовало и сокращение количества модификаций. Собственно ЯVR стали комплектовать только одним двигателем — объемом 1.8 литра, автоматической коробкой передач INVECS-II и передним либо полным приводом. Версия Sport Gear лишилась турбодизеля, оставшись со старым 2.0-литровым турбодвигателем и новым 2.4-литровым мотором, позаимствованным у старшего брата — модели Chariot Grandis. При этом 1.8-литровый и 2.4-литровые двигатели получили систему непосредственного впрыска топлива GDI.
|
Mitsubishi Chariot Grandis (1997 - 2003) |
Более крупный семиместный вэн — Chariot Grandis — несмотря на свой удачный дизайн и высокую функциональность, также не снискал широкого распространения ни у нас, ни в Японии (и это несмотря на наличие более чем сотни различных модификаций). Но вся беда в том, что эти модификации отличаются в большинстве своем только оснащением салона. А вот под капотом выбор минимальный: уже упоминающийся 2.4-литровый 4G64, либо 3.0-литровый V6 4G72, мощностью 215 л.с. (устанавливался с октября 1999 года). В Японии гораздо большее распространение получили менее крупные модели: пятиместный компакт Mitsubishi Mirage Dingo (своего рода внутрияпонский аналог европейскому Mitsubishi Space Star) и шестиместный вэн Dion. Эти модели, кстати, и у нас получили более широкое, нежели ЯVR/Grandis распространение. |
|
Sport Gear II — 2.4-литровый 4G64 для «Яврика» наиболее объемный, но еще не самый мощный вариант. Стоит заметить, что особой тесноты в подкапотном пространстве не наблюдается и даже для автономного предпускового подогревателя место найдется без проблем |
В то время, когда ЯVR (еще первого поколения) был на пике популярности, в иркутских магазинах можно было найти запчасти даже для АКП (и это при том, что отремонтировать «автомат» у ЯVR было огромной проблемой). Сегодня технологии ремонта и коробок, и двигателей (в том числе и с GDI) в Иркутске отработаны и уже не являются чем-то особенным в сфере автообслуживания. Но кризис продаж сделал свое дело: поголовье ЯVR, а равно и более крупного Chariot/Grandis значительно поредело, а вместе с ним поредел и ассортимент запчастей на них. Грубо говоря, сегодня без особых проблем можно найти только расходники на «Яврик»: свечи зажигания, тормозные колодки, фильтры и еще кое-что по мелочи. А вот уже амортизаторы для ЯVR в свободной продаже встретить затруднительно. Причем если название модели еще не вызывает особых эмоций у продавцов, то вот уточнение поколения порой вводит их в замешательство, особенно если дело касается кузовных деталей. С последними в Иркутске совсем плохо: фактически есть только лобовое стекло. А все остальное — на заказ, со сроком исполнения от 4-5 дней (при удачном стечении обстоятельств и наличии запчастей во Владивостоке) до двух-трех недель. Авторазборки Иркутска здесь не помогут: на одной из них удалось встретить останки ЯVR, но машина оказалась битой с крыши до пола. Да что там запчасти: элементарное руководство по эксплуатации еще поискать надо!
|
АКПП — втулка маслонасоса АКП: сточенный металл пострадал от чугунного уплотнительного кольца |
|
| Впрочем, сегодня малораспространенность запчастей часто уже не является определяющим фактором при покупке: люди покупают автомобиль для того, чтобы ездить, а не чтобы ремонтировать его. Однако сегодня на авторынке в Рабочем ЯVR, стал настоящей редкостью. Фактически в продаже есть только три экземпляра первого поколения. Правда, один из них оказался достаточно неординарной модификацией ЯVR: Hyper Sport Gear R, внешне отличающейся однотонным (в данном случае черным) кузовом с развитым аэрообвесом, внутри — наличием турбированного двухлитрового бензинового двигателя с распределенным впрыском топлива. Этот экземпляр 1997 года выпуска оценивается в 235000 руб.
|
Mitsubishi RVR
Open Gear |
Второе же поколение модели и вовсе представлено в единственном числе. Двухцветный (красный верх, серебристый низ) «Яврик» в версии Sport Gear оснащен 2.4-литровым двигателем (естественно, с системой GDI), постоянным полным приводом и секвентальной АКП (с ручным режимом). Естественно, что оснащение машины на уровне: автоматическая климатическая система, доводчик боковой двери, сигнализация с пейджером, литые диски колес, дополнительные противотуманные фары и даже багажный бокс на крыше. Стоимость — $10700 с торгом за 1999 год выпуска.
Более крупный семиместный Chariot Grandis в продаже представлен более широко (не менее четырех машин), но без вариантов: только «автомат», передний привод и 2.4-литровый двигатель. Автомобили 1998-99 годов выпуска предлагаются по ценам в районе $10500-11500. А вот шестиместный Dion, которых в продаже не менее полудюжины, гораздо доступнее: от $9000 за машины 2000 года и от $12000 за экземпляры 2002 года (пострестайлинговые). Все представленные у нас Dion оснащены 2.0-литровым двигателем 4G94 (GDI, DOHC, 135 л.с.), АКП и передним приводом.
Резюме
Примерная стоимость некоторых запчастей, расходных материалов и обслуживания в магазинах на СТО Иркутска |
Свечи зажигания | от 200 руб. |
Тормозные колодки, передние | от 660руб. Китай, 1240 руб. Nisshinbo, 1350 руб.
MK Kashiyama |
Фильтры: воздушный | 280-618 руб. |
масляный (VIC) | 173 руб. |
Амортизаторы передние/задние | 2700-3800/1250-2120 руб. Kayaba, Bilstein на заказ от 4000 руб. |
Лобовое стекло | 3000 руб. с установкой |
Двигатель б/у | от 22000 руб. |
Диагностика двигателя (GDI)* | 2660 руб. |
Обслуживание топливной
системы* | 3640 руб. |
Замена ремня ГРМ* | 1960 руб. |
*цены на обслуживание — СТО «Автоцентр Диалан» |
Возможно, озвученные нами проблемы, в той или иной степени свойственные семейству ЯVR/Grandis для кого-то станут причиной отказа от приобретения этих машин. Но не надуманы ли многие из этих страхов? Да, система непосредственного впрыска GDI на самом деле более требовательна к качеству топлива и имеет меньший ресурс по сравнению с обычным распределенным впрыском. Но это во многом обуславливается даже не столько качеством нашего бензина и отношением к машине владельца и сервисмена, сколько общемировой тенденцией к сокращению срока службы автомобилей. К тому же в сравнении с аналогичными моделями Toyota (с двигателями D4), «джедаи» Mitsubishi в сервисах появляются реже. При этом стоимость обслуживания у них в среднем не дороже аналогичного для Subaru, которых на наших дорогах очень много. Мало запчастей в продаже? Но как показывает практика, искать, а порой и заказывать запчасти из Японии приходится даже для распространенных Toyota! Требовательность к топливу и расходным материалам? Но у Honda, к примеру, они не меньше... В общем, в свете сегодняшней ситуации на автомобильном рынке Японии и рынке автомобильного second-hand в России, да на фоне развития сервисных и ремонтных технологий, некогда критичные недостатки Mitsubishi перестают быть столь уж страшными и принципиальными, чтобы из-за них отказываться от понравившегося автомобиля. Главное, изначальное состояние приобретаемого авто должно быть адекватным его стоимости и возможностям будущего владельца. Впрочем, это тема уже совершенно другого разговора.
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 29
|