Так получилось, что из всех автомобилей, на которых мне когда-либо приходилось подолгу ездить, дважды жизнь столкнула меня с вазовской «девяткой» и Toyota Carib. В первый раз — волею судьбы, второй раз — по собственному выбору. В период становления отечественного капитализма во второй половине 90-х, когда я работал в одной частной конторе, в парке служебных машин была «девятка», практически новый автомобиль (1995 года выпуска). Доставляла она, как сейчас помню, уйму проблем.
ПРИЧИНА ВЫБОРА
ВАЗ-2109 пришлось продать. Получилось это следующим образом. На почве частого ремонта машины как-то завязалось знакомство с работниками одного автосервиса. Мужики подрабатывали тем, что покупали и ремонтировали автомобили на продажу. Учитывая, что «девятка» доставляла одни сплошные проблемы, но была каких-то трех лет от роду, один из мастеров проявил к ней интерес: подлатать и продать с выгодой. Он предложил начальнику нашего предприятия обмен: «девятку» на Carib 1988 года (в
95-м кузове). Мне было, в общем-то, все равно, и в один из вечеров я приехал в сервис, чтобы обменять машины. После первых недель эксплуатации Carib показался идеальным автомобилем. Более вместительный по сравнению с предшественниками, и в то же время ненамного больший в габаритах. Во-вторых, вполне терпимый расход топлива, несмотря на постоянный полный привод.
В-третьих, этот самый полный привод — на зимней заснеженной дороге или на раскисшей грунтовке устойчивость машины нельзя не похвалить (может быть, это качество следовало поставить на первое место). За полтора года эксплуатации он полюбился настолько, что с того времени полноприводные универсалы представляются мне идеальными автомобилями. Конечно, в обычных условиях они проигрывают в динамичности своим переднеприводным одноклассникам с тем же объемом двигателя (сказывается увеличенный вес и особенности трансмиссии), но это качество для меня не главное.
Теперь понятно, почему, когда два года назад встал вопрос о покупке второй машины для семьи, выбор пал на Carib — это одна из самых удачных машин компании Toyota. Жаль только, что он, стоящий несколько обособленно в семействе Corolla/Sprinter, уже не выпускается.
|
Снять поддон с коробки и отмыть фильтр — дело, как оказалось, нехитрое. Правда, в моем случае не помогло — на дне валяются какие-то детали. |
Несмотря на то что Carib — одна из самых распространенных марок (это можно заметить, понаблюдав за автомобильным потоком хотя бы в течение десяти минут), объявлений об их продаже на редкость мало, и на авторынке в Рабочем, как правило, эти машины «уходят» влет. Что это как не подтверждение их высоких потребительских качеств. Хозяин решится избавиться от своего «карибаса» только тогда, когда он действительно станет обузой.
Правоту моих выводов подтвердили несколько встреч по бесплатным объявлениям. Большая часть осмотренных машин (всего было около пяти) производила жалкое впечатление. Битые, гнилые, с еле дышащими, насквозь «пропотевшими» двигателем и коробкой. И главное, стоили недорого. Но только появится действительно ухоженный экземпляр, как его цена начинает кусаться. Собственно, на покупку я планировал тогда затратить не более $2500, но оказалось, что внешне хорошо сохранившиеся машины продаются никак не дешевле $3000. Помню, как приехал по одному из объявлений (предварительно договорились о встрече), а во дворе дома стоит черно-коричневый Carib — блестит глянцем, ни единой царапинки, сплошная красота, как будто не пятнадцать лет назад с конвейера сошел. Хозяина нет. Звоню, оказывается, он серьезно задерживается, а машина, что во дворе — не его. Ну, я расстроился немного, переиграли встречу на завтра. Встречаемся в центре. И что я вижу — машина помятая, кое-где шпаклевкой светится, в порогах и на крыльях дыры, колеса разномастные. Я и разглядывать подробно не стал: поздоровались-попрощались. Может быть, хозяин и обиделся, но понять меня можно. По телефону ведь никто не признается, что машина — откровенный хлам.
|
В этой кучке три штучки: подшипник скольжения, уплотнитель масляного фильтра, клапан |
Помню еще один экземпляр. Тоже практически убитый. Владелец честно признался, что каждую неделю доливает по пол-литра масла. Я, говорит, для работы брал и не жалею, а цену сброшу. Выходило, что за те деньги, что у меня были, я мог купить две таких машины. Но отказался.
И ведь покупают даже такое ломье. Как рабочей лошади этой машине цены нет. Сам однажды видел такую картину: на Московском тракте меня обгоняет Carib с двумя кавказцами на борту, в багажнике и на заднем сиденьи ящики с фруктами. Так много, что машина едва ли не скребет задним бампером об асфальт. Вскоре поворот, выхожу из него и что я вижу: стоит на обочине перекошенный Carib, у него заднее правое колесо вместе с полуосью выскочило из моста (сантиметров так на 50 выдвинулось). Это как надо было эксплуатировать машину, чтоб такое случилось!
А вскоре по объявлению нашелся и «мой» Carib. Оказался он, конечно, не в идеальном состоянии (это выяснилось позже), но внешне производил выгодное впечатление и в первый год отъездил замечательно, а потом начались проблемы. Любая старая машина имеет скрытые до поры дефекты, определить которые в момент покупки невозможно. К тому же людьми, которые разбираются в технике, давно подмечено, что любое оборудование «приспосабливается» к особенностям эксплуатации. Когда привычные режимы работы меняются, может случиться поломка. Без всякого смеха — на полном серьезе.
|
Дорожный просвет
явно маловат |
Вначале начал подводить стартер. Предыдущий хозяин предупредил, что изредка (хотя бы раз в неделю минимум) стартер отказывается пускать с первой попытки, особенно в жару, когда двигатель и навесное оборудование нагреваются сильнее обычного, и приходится выжидать, пока не остынет хотя бы немного. (Ну, вот почему они о таких «косяках» говорят только после продажи, да еще в доверительном тоне, как свой своему? Впрочем, лучше поздно, чем никогда). В общем, я был готов ко всему, но машина «затаилась» почти на два месяца. По их прошествии в один прекрасный день при попытке завестись, из-под капота раздавались щелчки втягивающего реле, но якорь стартера не вращался. После нескольких щелчков он, наконец, включился. И дальше работал без проблем. А потом снова через какое-то время возникли проблемы с заводкой. Как-то раз я даже попался на заправке: не смог отъехать от колонки. Осмотр показал, что причина в плохом контакте на клеммах аккумулятора. Поставил новые, пропаял, подобные случаи не повторялись. Прошел без малого год, началась весна, и стартер опять стал капризничать. Срабатывал со второго-третьего щелчка, потом после пятого-десятого, пока совсем не издох. Пришлось обращаться в мастерскую. Но лучше бы я этого не делал. Впрочем, обо всем по порядку.
Сняв стартер, мастер первым делом провел ревизию. Выяснилось, что неисправно втягивающее: срабатывает, но не замыкает контакты. Вдобавок оказалось, что изношены щетки, одну «съело» практически полностью. На мое предложение установить «бэушный» стартер мастер заявил в том духе, что «тут ремонта на копейку» и вообще будет как новый. А старый, мол, еще неизвестно, сколько прослужит, пусть он хоть и японский. Предсказал примерную стоимость запчастей — что-то около 800 рублей, а б/у стартер, мол, продается за полторы штуки. Убедил. Так началась длительная и неприятная эпопея, стоившая нервов и денег.
Мастер дал координаты специализированного магазина, где требовалось купить новое втягивающее реле и щеточный узел. Запчасти действительно обошлись в 850 рублей, как он и предрекал. Утром я все купил и привез ему, а ближе к вечеру мастер звонит на мобильный и говорит, что втягивающее реле «того», не работает. Похоже на брак. Нет бы мне отказаться от его предложения вернуть реле в магазин и забрать деньги. Будь на Caribe «механика», я бы завел его с толкача, да угнал домой, а потом нашел бы другой сервис. Но автомобиль стоит разобранный, да и мастер опять уговаривает. «Ничего, такое случается, это же техника, а с магазином я уже договорился — они обменяют». В общем, приехал я вначале к нему, забрал реле, и сразу же в магазин — обменивать. Там меня уже поджидают. Возвращаюсь с замененной деталью, мастер за полчаса собирает стартер и вставляет на место. Все прекрасно заводится, все замечательно. Но проходит несколько дней, и снова та же проблема — прежде чем замкнуть контакты, втягивающее срабатывает несколько раз вхолостую. Я снова в мастерскую — они опять снимают стартер, все проверяют — работает безукоризненно. По истечении двух суток опять все повторяется. После очередного моего появления мастера стали намекать, что где-то плохие контакты (не знаю, что они конкретно имели в виду: в машине или в голове). Тщательно зачищаю все контакты, вплоть до крепления стартера к двигателю, но стартер от этого лучше не работает. Иногда пускает сразу, иногда лишь щелкает безрезультатно. Мастер начинает говорить что-то про разбитые зубья на шестерне привода (бендиксе). Дескать, если зуб разбит, шестерня может не входить в зацепление с маховиком. Логика подсказывает мне, что в этом случае стартер все равно должен крутиться и вопить как ужаленный (проскальзывает зуб) — такое я встречал. Но уже попав в сети, я соглашаюсь на повторный ремонт. В итоге поставили бендикс (приобретен все в том же магазине) с другого «бэушного» стартера. Ничего не изменилось.
Обстоятельства сложились так, что я вынужден был надолго забыть про автомобильные дела, и месяцы, отведенные на гарантию, миновали. Пришлось разбираться самостоятельно. Логически поразмыслив, я пришел к выводу, что дело все-таки в новом втягивающем реле, внутренние контакты которого (пятаки) при сильном нагреве корпуса не замыкаются, возможно, образуется тепловой зазор (сразу вспомнилось бракованное новое реле, оба сделаны где-то в солнечной Бразилии). Если же снаружи принудительно замкнуть выводы на стартере, якорь вращается, да еще как лихо. Придя хоть к какому-то заключению, я решил на свой страх и риск купить контрактный стартер, тем более, что цена оказалась смешной: тысяча рублей ничто в сравнении с потраченными нервами. Снять и поставить его самому оказалось несложно. Загвоздка возникла лишь одна — на более современных стартерах к двигателю 4А у шестерни привода не восемь зубьев (как у меня), а девять. Но оказалось, что это не имеет решающего значения, так как отличается размер шестерни и высота зубьев, но шаг их одинаковый. Просто новый стартер живее крутит двигатель. После замены прошло несколько месяцев и проблем со стартером не возникло ни разу.
Из этой эпопеи я сделал вывод: если есть возможность купить б/у запчасти из Японии (так называемые контракные), значит, так и нужно делать. Потому что большинство «новых запчастей», которые производятся в третьих странах, — самое настоящее барахло. Особенно готовые изделия: те же стартеры или генераторы — процент брака в них очень высокий и много возвратов. В приватной беседе в этом признался один из продавцов. Бывает так, что им приходится менять некоторые запчасти на возвращенных стартерах, ставя пусть и бывшие в употреблении, но настоящие японские, и снова пускать их в продажу по сниженной цене.
Тайные болезни
Многие владельцы полноприводных «тойот» сталкивались с такой неприятностью: по тросику спидометра в салон начинает течь масло из коробки. Причина в том, что преждевременно изнашивается сальник на приводе троса. Внутри коробки масло забрызгивается на шестерни, попадает на вращающийся тросик и по его спиральной навивке поднимается к приборной панели, а оттуда через спидометр капает на проводку. Самая обычная неисправность в этом случае — отказ реле поворотов. Оно расположено в таком месте, куда масло попадает первым делом. Создается эффект «залипания», и замасленные контакты перестают нормально работать.
Помнится, один мой знакомый, тоже на «карибасе», все недоумевал: откуда на его штанах появляются жирные пятна, когда он в машине полный профан и самолично даже под капот не заглядывает? А вот так всегда и бывает. Но я об этой проблеме знал давно: служебный Carib ездил с отсоединенным тросом спидометра, чтобы масло не текло в салон. Тогда достать оригинальные запчасти было труднее. Так что я не удивился, когда обнаружил на своей машине ту же проблему. После покупки загерметизировал внутренние сочленения троса резиновыми шайбами и убрал следы масла, где только обнаружил, но реле все равно «залипло» — вскрытие показало, что за годы эксплуатации внутрь попало изрядное количество масла. Пришлось заменить. Подошло реле поворотов от «Жигулей».
К концу второго года эксплуатации «закапризничала» коробка. Передачи гуляли с третьей на четвертую, и пришлось ездить с отключенным овер-драйвом, что не могло не сказаться на расходе топлива. Поначалу думал, что дело в настройке и все обойдется регулировкой троса дроссельной заслонки. Но спустя неделю коробка стала «думать» с поразительной медлительностью и включалась только после хорошей перегазовки, одновременно с тем на короткое время появлялся металлический звук. Я поехал в мастерскую по ремонту АКП, где проводят бесплатную диагностику. Мастер расспросил о поведении машины, осмотрел тяги, понюхал Dexron и посоветовал заменить его и проверить: не забит ли фильтр (если эту процедуру не сделают на станции замены масел, можно приехать к нему). Мол, большинство проблем с АКП от недостаточности давления в магистрали. Попутно заметил, что, если дело в механической части, то я только зря потрачу деньги. «А как же быть?» — спрашиваю. Он пожал плечами и ответил, что ситуация неоднозначная и решение придется принимать мне самому.
Самому так самому. Я решил снять поддон и проверить фильтр. Если он забит, отмою и залью в коробку тот же Dexron. Если фильтр чистый — значит, действительно причина неполадок в «железе». И главное, никаких лишних затрат не потребуется. Такая вот диагностика.
Когда я снял поддон, все стало понятно: на дне валялись какие-то детали. Я отмыл их и отвез тому же специалисту. Оказалось, рассыпался подшипник скольжения и перетерся клапан в одной из магистралей, да и уплотнитель на фильтре потрескался. Минимальный ремонт со снятием и установкой — 8000 рублей. Помня о мытарствах со стартером, я решил: лучше уж поставить «контрактную» коробку. Кто их знает, какие они там в сервисах ставят запчасти. В итоге восстановление машины обошлось несколько дороже, но все-таки японское есть японское. В мастерской, где выполняли замену коробки, попутно заменили подбегающий сальник двигателя.
Меня все волновал вопрос: почему коробка вышла из строя, ведь давно известна неприхотливость тойотовских «автоматов», к тому же, по общему мнению, 240 тыс. для машины не такой уж большой срок. Возможно, показания счетчика лживы, но ведь другие узлы в относительно нормальном состоянии. Стартер — это тема отдельная, в Сети говорят, что у многих Toyota возникают проблемы с ними, к тому же режимы эксплуатации бывают разные. Вероятнее всего, предыдущие иркутские владельцы (а оба, как я знаю, были пожилые люди) довели коробку до отвратительного состояния своей привычкой ставить рычаг в положение «P» перед каждым долгим светофором, не понимая, что гидротрансформатор при этом выполняет двойную работу.
После замены коробки я загнал машину в диагностическую мастерскую, где прежде всех регулировок прочистили воздуховоды, форсунки, трамблер, топливную рейку, заменили некоторые прокладки. Замер компрессии показал около 13 «очков» на каждом цилиндре, что укладывается в норму с запасом. Правда, меня предупредили, что к этому показателю следует относиться критически: если двигатель активно потребляет масло, измеренное значение компрессии может быть выше, чем на самом деле, и есть еще много причин, по которым замеренная компрессия может быть выше или ниже, чем на самом деле. Но даже принимая во внимание вышесказанное и учитывая погрешность манометра, можно сказать, что двигатель пока в удовлетворительном состоянии, несмотря на более чем 200 тысяч километров пробега: масло сильно не подъедает (после замены сальника уровень на щупе стал падать заметно медленнее) и на свечах лишь тонкий налет нагара (а их уже пора было менять). Так что, тьфу-тьфу. Но хитрая сущность старой машины в ее непредсказуемости. Сегодня все работает, а что завтра — неизвестно. Там что-то не так, тут не совсем хорошо — а в совокупности все приводит к поломке.
Сравнивать между собой находящиеся в моем владении Carib и ВАЗ-2109 (а они почти одного возраста) по удобству и комфорту, разумеется, некорректно. Но и рыночная стоимость этих подержанных машин сильно отличается: на один старый Carib в приличном состоянии понадобится две таких «девятки». Но зато и «наша» радует тем, что запчасти на нее можно купить где угодно, да и ломается она теперь гораздо реже, так как с покупкой второй машины нагрузка на нее значительно уменьшилась (вместо 15-17 тысяч пробега в год теперь выходит меньше 10). И все-таки когда хочется проехаться с удовольствием, предпочтение отдается Carib`у. И сидеть удобнее, и устаешь меньше, и вообще понимаешь, что даже семнадцать лет назад японцы делали машины для людей, а не как наши — для непритязательных строителей коммунизма.
Но если быть честным до конца, то «девятка» мне обходится (да и раньше обходилась) гораздо дешевле, чем Carib. Это для тех, кто тешит себя иллюзиями по поводу преимущества сильно подержанных иномарок перед отечественными машинами тех же годов выпуска. Конечно, если бы не выход из строя коробки, затраты были бы существенно меньше. Но в том-то и дело, что никогда не знаешь, какой сюрприз тебе преподнесет машина. Возможно, дальше дела пойдут лучше. Поживем, увидим.
Затраты (руб.) |
Мелкие запчасти | 150 |
Ремонт стартера | 400 (работа) + 850 (запчасти) |
Повторный ремонт стартера | 400 |
Покупка стартера б/у | 1000 |
Замена масла и фильтра (3 раза) | 2400 |
Топливный фильтр | 350 |
Замена АКП | 3000 (работа) +
7500 (АКП) +
1500 (Dexron и сальник) |
Диагностика + мелкий
ремонт двигателя
+ чистка форсунок | 1800 |
З/части и расходники
(провода зажигания, свечи,
фильтр воздушный) | 2000 |
Итого 21350 руб. |
Пробег 21000 км. |
Кирилл ЮРЧЕНКО
Автомаркет+Спорт № 29
|