Экологическое бедствие на Байкале
Просмотров: 8258
11 Июля 2008

КАТАСТРОФА










Экологическое бедствие на Байкале

Мы возвращались с Малого Моря. Был прекрасный солнечный вечер, и после продолжительной пыльной дороги нам казалось таким заманчивым растянуться на зелени лужайки и искупаться в прохладной воде. На берегу Куды я не был с детства, но помнил эти живописные места рядом с трактом, куда когда-то давно приезжал купаться. Сразу после Хомутово, перед мостом через Куду, мы свернули к цветущим яблоням на берегу реки. И зря! Несколько десятилетий назад здесь были теплые и чистые озера, но за прошедшие годы все изменилось — озеро как место отдыха перестало существовать: его вязкие берега шокируют обилием мусора, и не то чтобы купаться, даже подходить к такой зловонной жиже по битому стеклу и прутьям арматуры неприятно и опасно. На зеленых лужайках побережья в обрамлении битых бутылок зияют выжженные пятна кострищ, а под цветущей яблоней лежит огромная куча строительного мусора. Печальное зрелище и свидетельство нашей деградации. Никогда больше ни я, ни мои дети не сможем пробежать здесь босиком по песчаному пляжу. Никогда больше я не сверну в этом месте с асфальта…

БЕЗ БУДУЩЕГО

Не так давно сотрудники Лимнологического института сообщили, что резерв биоресурсов Байкала настолько велик, что ему в ближайшие годы не грозит никакая экологическая угроза. Осмелюсь с этим не согласиться — не замечать свалки, выгоревшие леса и построенные с нарушением всех норм турбазы в высшей степени неправильно. Не надо быть специалистом с ученой степенью, чтобы увидеть бесконтрольный рост человеческого присутствия на Байкале, пагубно отражающийся на природе. На каких курортах мира загорающие на пляже люди соседствуют с многометровыми мусорными кучами, свободно гуляющим здесь же скотом, примитивными нужниками и машинами? Кто-нибудь видел подобное на пляжах Турции, Таиланда или Испании? Возможно ли представить, что по золотистому песчаному пляжу в Австралии проложена дорога для грузовиков? Нет! А на пляже Сарайского залива, рядом с Хужиром, такое вполне реально — глубокая колея от регулярных вояжей рыбачьего ГАЗ-66 обезобразила уникальное место.

ЗАКОНЫ ЧИНГИСХАНА

Нельзя без необходимости рвать растения и цветы.

Запрещается убивать животное с детенышами, ловить или убивать молодых птиц.

У источника воды запрещается мыть грязные вещи и мыться с мылом. Такие действия считаются осквернением источника.

Нельзя наносить вред природе: рубить молодые деревья у источников, бросать мусор, оставлять следы своего пребывания (перевернутый дерн, мусор, не затушенный костер).

Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Разрушение пляжа происходит на глазах жителей поселка, планирующих когда-нибудь получать прибыль от приема экологических туристов, и при полном попустительстве контролирующих органов. Что должно случиться, чтобы проезд транспорта на перешеек священного мыса Бурхан оказался-таки запрещен? Почитание сакральной территории в древние времена было настолько велико, что на скалы мыса имел право выхода только шаман, сейчас в этом месте беспрепятственно уничтожают растительность и почву автотуристы. Нет сомнений, что территорию необходимо сделать свободной от транспорта уже в самое ближайшее время.

В прошлом году на Ольхон было перевезено паромом «Дорожник» 61 500 человек. В августе этого года начнет курсировать новый паром «Ольхон», способный перевозить в полтора раза больше автомобилей и, следовательно, негативное воздействие на уникальную природу станет только усиливаться. Достаточно сказать, что ни одна (!) турбаза в Хужире не имеет локальных очистных сооружений. Как следствие — стремительно замусориваются берега и разрушаются природные комплексы. Еще несколько лет назад северная оконечность острова Ольхон — мыс Хобой — была особо охраняемой зоной Прибайкальского национального парка, здесь цвели чабрец и голубые подснежники, росли реликтовые травы и лишайники. Ныне — вытоптанная серая пустыня, заваленная окурками и монетами: после того как с многочисленных турбаз Хужира сюда стали регулярно возить туристов, уникальная растительность мыса оказалась полностью уничтожена.

Перевозят туристов местные жители, но никто из них не думает о будущем уникальной природы и о собственном благополучии — пока туристы платят звонкой монетой «здесь и сейчас», они имеют право устраивать пикники во всех мыслимых местах, двигать по своему усмотрению священные камни, складывать сигареты в обо, бросать монеты и тому подобное. Между прочим, по законам шаманизма, рассерженные духи в первую очередь будут мстить водителям — как тем, кто привел осквернителей в священные места. «Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевленное. Большой грех наносить природе какой-либо вред. Передвигая камни и разрушая растительность, человек вредит своей карме — отсюда его последующие неудачи в делах и болезни» — так учат шаманы.

ДВА РАЗНЫХ БЕРЕГА

На въезде в Забайкальский национальный парк установлен кордон со шлагбаумом, на котором проходят регистрацию все въезжающие. При регистрации каждому туристу выдается полиэтиленовый мешок для мусора. На информационном стенде можно ознакомиться с правилами пребывания туристов.

На въезде в Прибайкальский национальный парк, на Малое Море никакой регистрации не производится, полиэтиленовые мешки для мусора не выдаются, рекреационные сборы не взимаются, и информационных щитов о правилах поведения туристов нет.

Очевидно, что для сохранения неповторимой природы северного Ольхона администрации Прибайкальского национального парка надо полностью закрыть проезд для автотранспорта. Хотите насладиться уникальными видами и поклониться древним духам? Милости просим — пешком, на лошадях или велосипедах.

Порядку на острове будет способствовать и грамотная схема утилизации мусора, ведь на Ольхоне до сих пор нет полигона ТБО. Но когда у паромной переправы появится экологический пост, бесплатно раздающий мешки для мусора всем въезжающим на остров, и забирающий их заполненными у возвращающихся с отдыха, у занимающихся уборкой пляжей после летнего сезона волонтеров работы поубавится.

По статистике, каждый горожанин ежедневно производит свыше 0,6 кг мусора. Города работают как непрерывные фабрики по производству мусора, который вывозится на специальные полигоны, где периодически пересыпается землей. Но каждый отдыхающий производит значительно больше отходов, чем в городе — ведь отдых для него как праздник, с соответствующим количеством продуктов и разного рода напитков: за день семья отдыхающих «производит» больше ведра мусора, который вследствие нашего бескультурья выбрасывается рядом с местом отдыха. Проститутки Перми

Проблемой остается сброс отходов с катеров, которых на Байкале становится все больше, а также вывоз мусора со льда. Но главная проблема — это все-таки низкая культура населения и отсутствие природоохранного просвещения, ведь успешное развитие региона возможно только при разумном использовании жизненных ресурсов и гармоничных отношениях с природой.

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Разработанная концепция ОЭЗ в Большом Голоустном безымянна. Под ней не стоят фамилии конкретных людей, несущих ответственность за правильность принятого решения. Нигде не удалось найти объяснений, почему место для курорта международного уровня выбрали в непривлекательной голой дельте Большой Голоустной с ее сильными ветрами. Все-таки Большое Голоустное — не лучшее место на Байкале для создания главного туристического центра. Здесь нет заливов с песчаными пляжами, летом не прогревается вода, нет высоких гор, где можно построить горнолыжные базы, а зимой почти нет снега. Чем здесь будут заниматься туристы в запланированные стандартные семь дней отдыха? Поехать на экскурсии некуда: Большое Голоустное — это байкальский тупик, дальше вдоль берега никаких дорог нет. Утверждение, что 1800 построенных гостиничных номеров на 3600 мест будут заполнены любознательными туристами, приехавшими взглянуть на бурятскую деревню или на находящиеся поблизости стоянки древнего человека, звучит неубедительно. Делать ставку на строительство аквапарка и бассейна с раздвижной крышей в 120 км от областного центра неразумно, с большей экономической эффективностью подобный водно-развлекательный центр сможет функционировать на берегу Чертугеевского залива, напротив микрорайона Солнечный в Иркутске.

Ориентировать Большое Голоустное исключительно на деловой туризм также малоперспективно, ведь четверо из пяти отдыхающих — местные жители, стремящиеся попасть летом на теплые заливы Малого Моря. Единственным достойным туристическим объектом в окрестностях Большого Голоустного может стать открытая в 2004 г. уникальная Охотничья пещера, но ее туристический потенциал разработчиками концепции совершенно не учитывается. По красоте она сопоставима со знаменитой Новоафонской пещерой в Абхазии: сложная система горизонтальных ходов, огромных гротов, размером с крупный кинозал, вертикальных пропастей-каминов. Вновь открытый подземный мир еще полностью не пройден, топографической съемкой нанесено на карту около 5 км, но уже сейчас ясно, что это самое крупное открытие иркутских спелеологов за последнее десятилетие. Если эта пещера не повторит печальную участь пещеры Мечта, расположенной в Тажеранском массиве по дороге к Малому Морю, где большинство натечных кальцитовых образований были варварски уничтожены посетителями, Охотничья пещера может стать достойным туристическим объектом на Байкале.

УБИРАЙТЕСЬ САМИ!

Основная причина хаоса банальна — падение нравственных устоев общества. Впору позавидовать чингисхановской ясе — своду законов тысячелетней давности, предусматривающей смертную казнь за осквернение священных природных территорий, или законам Сингапура, где замусоривание окружающей среды считается серьезным преступлением, а за брошенный окурок полагается штраф в несколько тысяч долларов и принудительные работы по сбору мусора…

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 28/2008

Экологическое бедствие на Байкале
Экологическое бедствие на Байкале
Экологическое бедствие на Байкале
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог