Off-Road | ||
|
Очевидно, что off-road тюнинг должен рождаться и развиваться там, где этим его процессам способствует среда, хоть в какой-то степени позволяющая реализовать идеи и замыслы. В Японии, люди там бывавшие, не видели и не слышали даже о каких-то искусственных трассах, не говоря уж о природном бездорожье. Что ж, нация, сделавшая в свое время из легендарного Unimog предмет культа и ездившая на этом «тракторе» по ночным клубам, может гордиться тем, что нашла понятию «подготовленный внедорожник» несколько иное, чем во всем мире, применение. Воплощение его — в изящном хромированном обвесе и, как это ни странно, в больших величинах лифта. Исключительно «показушных» или достойных практического применения в наших суровых условиях? Давайте разберемся на примере этого Toyota Land Cruiser 80, созданного на островах, а у нас на данный момент получившего лишь минимум апгрейда. Владелец «восьмидесятки», Владимир Волков — руководитель клуба «Протектор» и хозяин фирмы «Сафари», занимающейся подготовкой джипов — по его признанию, специально не искал уже «оттюненный» экземпляр. Как любителю LC80 ему требовалась просто максимально свежая в этом поколении машина. Таковая нашлась в представленном на снимках виде, который после некоторого исследования получил оценку типового, что подтвердилось дополнительно — на внутренних аукционных сайтах встречались братья-близнецы, повторявшие купленный внедорожник до мелочей. Характерная тюнинг-конфигурация? Тем показательней будет ее оценка. При ступичных проставках и дисках с внушительным отрицательным вылетом (посадочный диаметр, между прочим, 16,5 дюймов — говорят, для японцев он едва ли не самый любимый), при широченных колесах, прикрытых сверху развитыми фолдерами, этот Cruiser представляется больше понтовым, чем функциональным. Однако, когда начинаешь подробно изучать его ходовую, приходит ощущение обстоятельности, хотя и разбавленной некоторой неоконченностью работ. Вообще стоит отметить, что японский хозяин этой «восьмидесятки», получая «бездорожье» максимум в виде спуска катера или водного мотоцикла на воду (на что намекает фаркоп), особо не экономил при не нужной на островах подготовке. В суппортах обнаружились профессиональные и дорогие колодки Protix, упомянутые нестандартные по нашим меркам диски — элитные, простите за тавтологию, Elite Max. Алюминиевый силовой бампер — недешевый и мощный 88House, в салоне деревянные накладки с волнующей надписью designed by Yamaha. А был еще экспедиционный багажник и люстра из фар IPF с пультом. Понятно, что при таком подходе и в шасси средств было вбухано немало. Или, по крайней мере, достаточно для того, чтобы получить органичную конструкцию, чьи ходовые качества не сильно изменились при переходе на 36-й внешний диаметр. Правда, повторимся, опять же с японскими представлениями о том, каким должен быть полноценный «проходимец».
Размещение колес в арках достигалось традиционным островным путем, а, точнее, путями — body и suspension lift`ом с соответствующим повышением кузова на шесть и пять дюймов. Это решение, кстати, одно из немногих спорных. Не совсем понятно, зачем понадобился первый, поскольку добавление к подвесочному лифту всего-то одного дюйма вполне могло гарантировать бесконтактность кузовщины и протектора. Вероятно, владельцу очень хотелось взирать на окружающую действительность с высоты, достижимой лишь для водителей грузовиков. Вызвали вопросы и пружины. Разумеется, нестандартной длины, они, тем не менее, были установлены через проставки, ограничивающие ход сжатия. Заменой им выступили более длинные упругие элементы Tough Dog. А вот амортизаторы новый хозяин менять пока не собирается, хотя и считает, что по креплениям они расположены не совсем удачно — в нынешнем виде не полностью реализуется их ход на отбой. Зато сами они — марки Ohlins с компенсационными камерами и возможностью бесступенчатого изменения жесткости, что намекает на чисто спортивную ориентацию. На тяжелом бездорожье их использование как минимум не выглядит обязательным, но Land Cruiser 80 — машина больше рейдовая, а там подобный «фундамент», скорее, благо. Впрочем, у нас есть шанс это проверить. Наконец, последнее спорное решение — применение, естественно, разрезных тяг Панара без приведения их угла к заводскому, что целесообразно как раз-таки в условиях асфальтовой эксплуатации. Вынос на кронштейнах вниз задних креплений передних продольных тяг, напротив, по мнению Владимира Волкова, шаг напрашивавшийся. Кастор-кит, как он считает, хоть и возвращает угол оси поворота колеса к штатному, но «лыжи» по сайлент-блокам начинают работать не совсем правильно. В данном же случае их артикуляция приведена к оригиналу. Правильной с точки зрения эксплуатации в разных условиях считает нынешний хозяин и установку сдвоенного демпфера рулевого управления. И те манипуляции с трансмиссией, которые удалось выяснить после некоторых измерений. А именно после замера скорости по GPS-навигатору. Как выяснилось, спидометр не обманывает, что при колесах размером 36х14,5-16,5 невозможно было получить без замены главных пар. Стояли, вероятнее всего, с отношением в 4,11. Сейчас, очевидно, установлены 4,56. Во всяком случае, вращением немаленьких, прямо скажем, «лаптей» двигатель не тяготится. Хотя этому есть и другое, отнюдь не трансмиссионное объяснение. До знакомства на ходу тюнинг этой «восьмидесятки», так сказать, по «силовой части» вызывал недоумение. Ну, для чего, скажите, настоящему джипу «прямоток»? Или фильтр нулевого сопротивления? А бустконтроллер? Насчет последнего, не изменив своего отношения по поводу впуска-выпуска, я, признаюсь, погорячился. Более того, турбина при лейбле Toyota своими размерами недвусмысленно намекнула, что с наддувом у этого 1HD-FT не все так однозначно, как у его конвейерных собратьев. По «учебникам» штатная «улитка» дует до 0,65 бара. Здесь выставляется до почти вдвое большего значения. Мы, жалея дизель, получаем в окошечке прибора единичку и едем. Трудно себе представить, как это получено на полностью механической установке, однако разгонная динамика внедорожника при наличии «автомата» интенсивнее, чем у его аналога с «механикой», на не столь тяжелых и меньшего диаметра колесах. В пересчете на легковые ощущения — где-то 1,8, а может быть, и два литра. Не успели выйти за город, как Cruiser шустро набрал 120 км/ч. Да что скорость в чистом виде — стартуя с места «восьмидесятка» на мгновение и все же проворачивает колеса. Что касается внедорожных дисциплин, то здесь все было более предсказуемо. Мосты «крестятся», однако, как и заметил Владимир, ходы подвесок могли бы быть чуть больше. Хотя важны ли они, скажем, в триальном своем виде для автомобиля, который совершенно определенно не будет плавать в болотах и вряд ли посетит места, где сможет промерить клиренсом бездонные лесовозные колеи. Для таких условий есть небезызвестный «Перец». «Восьмидесятке» же уготовано покорение бескрайних монгольских и алтайских просторов, на которых «китовая» турбина обязана будет справляться с рейдовой нагрузкой запчастей и провианта, а раллийные Ohlins раскроют весь свой спортивный потенциал. Да, на всякий случай на Cruiser уже установлена лебедка с кевларовым тросом и шноркель. Но основной российский тюнинг впереди — «автомат» сменит «механика», Full Time уступит место раздаточной коробке с жестким подключением переднего моста. У нас, понимаете ли, свой взгляд на подготовку джипов. Максим МАРКИН
| |